Публичный урок по теме Учительство – не труд, а отреченье, умение всего себя отдать!

Цели урока:

образовательные:

  • совершенствовать умение
    анализировать текст;

  • проанализировать несколько эпизодов;

  • показать значение повести Быкова
    “Обелиск”;

воспитательные:

  • на примере произведений В.Распутина и В.Быкова
    показать самоотверженную любовь учителя к детям;
  • воспитание уважения к личности учителя в семье,
    обществе, государстве;
  • привлечь внимание педагогов, родителей,
    учащихся и общественности к проблемам повышения
    социального престижа профессии учителя

развивающие:

  • развитие умений сравнивать, обобщать, выделять
    главное;
  • развитие культуры читательского восприятия
    художественного текста,
  • понимания авторской позиции, образного и
    аналитического мышления, читательских
    интересов,
  • развитие устной и письменной речи учащихся

Участники урока:

  • учащиеся 11-го класса;

  • учителя;

  • библиотекарь школы;

  • родители;

  • представители общественности.

Методические приёмы:

рассказ учителя, беседа по вопросам,
анализ текстов.

Оформление класса:

фотографии учителей, рисунки по
произведениям В. Быкова и В. Распутина,
фотографии из к/ф “Уроки французского”, эмблема
конкурса “Учитель года”.


Ход урока

Слово учителя и беседа с участниками

.

- Дорогие ребята, дорогие гости! Я рада
приветствовать всех вас на публичном уроке, тема
которого “Учительство – не труд, а отреченье,
умение всего себя отдать…”. Наш урок мне бы
хотелось начать с легенды о пеликане.

Легенда о пеликане

Обеспокоенный бесплодными поисками
пищи, страдающий от голода, тяжело опустился
пеликан на гнездо, где его нетерпеливо ждали
пятеро птенцов. Голоса голодных детей терзали
материнское сердце. Усталая птица тяжело
поднялась в небо и снова устремилась на поиски.
Облетела окрест и вернулась с пустым клювом.
Малыши шумно встретили свою мать, щипали, били её
в грудь. Бедная птица, одержимая одной страстью, -
накормить своих детей, не чувствовала боли.
Сильным движением клюва разорвала она свою
грудь. Тёплые струйки материнской крови потекли
прямо в клювы голодных птенцов. Их жизнь была
спасена.

- Легенда о пеликане, жертвующим собой
для спасения потомства, пережила века и дожила до
наших дней. Сегодня пеликан в европейской
культуре – это символ благородства,
самопожертвования и милосердия. Как вы думаете,
какое отношение имеет эта птица к теме
сегодняшнего урока?

- (ответы участников)

- Я абсолютно с вами согласна. Учитель,
как пеликан, отдаёт себя работе, детям.
Неслучайно пеликан – символ самоотверженной
любви к детям, символ гуманизма в образовании. А
ещё он – символ всероссийского конкурса
“Учитель года”.

На экране высвечиваются строки из
стихотворения:


Учительство – не труд, а отреченье,
Умение всего себя отдать,
Уйти на долгий подвиг и мученье,
И в этом видеть свет и благодать!
- Объясните, пожалуйста, значение этих строк.

-(заслушиваются ответы участников
урока)

- На сегодняшнем уроке мы с вами
попробуем выяснить, действительно ли
“Учительство – не труд, а отреченье, умение
всего себя отдать…” на примере произведений
В.Распутина “Уроки французского” и В.Быкова
“Обелиск”. Кажется, это два таких разных
произведения, но в течение урока мы попробуем
разобраться, что их объединяет.

В.Быков и В.Распутин – это писатели,
жизнь которых опалена войной.

Василь Быков добровольцем ушёл на
фронт, участвовал во многих боях, был дважды
ранен. Однажды даже попал в список погибших.
Пережитое явилось для Быкова главным источником
знания войны и природы человеческого поведения
на войне. В 1972 году он пишет повесть “Обелиск”,
за которую был удостоен Государственной премии
СССР.

Валентин Распутин относится к тому
поколению, которое из-за войны лишилось детства.
Военное и послевоенное время для детей того
времени – это суровое испытание, опустившееся
тяжёлым бременем на хрупкие детские плечики.
Именно об этом рассказ Распутина “Уроки
французского”.

Беседа по рассказу “Уроки
французского”

  • О чем говорит название рассказа? (это
    произведение о школе, уроках, сверстниках,
    учителях).
  • От чьего лица ведется повествование? (от лица
    автора).
  • Почему? (потому что рассказ автобиографичен,
    многое, что описано в рассказе, происходило с
    самим автором в тяжелое послевоенное время – в
    1948 году).
  • Какие испытания выпали на долю главного героя?
    (голод, одиночество, разлука с домом, матерью,
    острое переживание несправедливости, горечь
    обмана, игра на деньги, унижение и избиение,
    болезнь).
  • Кто приходит на помощь герою в его трудные
    минуты жизни? (учитель Лидия Михайловна)
  • Как она пытается помочь мальчику?
  • (- занимается после уроков;

    - приглашает на занятия домой;

    - хочет его накормить;

    - присылает посылку, и, в конце концов,
    решается на самый отчаянный шаг: играть с героем
    на деньги – в пристенок.

    Как вы расцениваете поступок Лидии
    Михайловны?

  • Правильно ли она поступила?
  • А что бы сделали вы, если бы оказались на ее
    месте?
  • Чем закончились “уроки французского”?
  • Почему Лидия Михайловна не пытается оправдать
    себя в глазах директора школы, объяснить ему суть
    произошедшего?
  • (Да потому что он бы ничего не понял, он
    не такой человек. Оправдываться ей было не в чем.
    В коротких и правдивых ответах Лидии Михайловны
    проявляется чувство собственного достоинства. В
    этом она сходна со своим учеником).

  • Почему всю вину она берет на себя?
  • Какую роль играет послесловие?
  • (Послесловие отрывает новые черты
    личности учительницы: она обладает выдержкой,
    чувством ответственности. Она ничем не выдала
    своего душевного состояния при прощании с
    мальчиком, поддержала его, ободрила).

    Подведем итоги нашего разговора о
    Лидии Михайловне, заполнив схему.

    Итак, какие качества вы бы выделили в
    Лидии Михайловне?

    Доброта

    Бескорыстие

    Умение прийти на помощь

    Чувство ответственности

    “Умение всего себя отдать

    “Учительство не труд, а отречение…”

    К какому литературному герою вы бы еще
    отнесли эти строки?

    (к А. И. Морозу из повести В. Быкова
    “Обелиск”)

    Беседа по повести “Обелиск”

  • Почему повесть называется “Обелиск”?
  • (Во-первых, это памятник мальчишкам,
    который был поставлен хлопотами Миклашевича в
    Сельце школьникам, расстрелянным в 1942 г.

    Во-вторых, этот же Миклашевич хлопотал
    всю жизнь о том, чтобы здесь появилась еще одна
    фамилия – сельского учителя А. И. Мороза).

  • Кто такой Мороз?
  • Кто рассказывает автору о Морозе? (Ткачук
    Тимофей, бывший заведующий районо)
  • Как произошло первое знакомство Ткачука с
    Морозом? (при распилке дерева)
  • Почему личность учителя Мороза казалась
    Ткачуку неординарной?
  • Как повел себя Мороз, когда началась война?
  • Кто входил в группу, принадлежавшую Морозу?
    (Коля Бородин, Тимка и Остап Кажины, Николай и
    Андрей Смурные, Павел Миклашевич)
  • Как дети оказались в руках фашистов?
  • Что случилось с Морозом?
  • Почему Мороз принимает решение покинуть
    партизанский отряд?
  • Мог ли иначе поступить Алесь Иванович?
  • В. Быков строит свое произведение на споре
    Ксендзова и Ткачука

    Давайте обратимся к последним страницам
    повести и посмотрим:

    - Что утверждает Ксендзов?

    - А что заявляет Ткачук в конце произведения?

    Так почему же для Ткачука, Миклашевича было
    важно, чтобы имя Мороза было в списках на
    обелиске? (Потому что Мороз , действительно,
    настоящий герой. Необязательно убивать, чтобы
    совершить героический поступок. По словам
    Ткачука, “он сделал больше, чем если бы убил 100
    врагов”. “Он жизнь положил на плаху. Сам.
    Добровольно”. И как знаменательно, что спасенный
    Миклашевич в свою очередь сделался учителем и,
    главное, таким же неутомимым борцом за правду и
    справедливость, каким был Мороз…

    “Бывало, смотрю и не могу нарадоваться, -
    говорит о Миклашевиче Ткачук, — ну словно он брат
    Морозу А.И.. Всем: и характером, и добротой, и
    принципиальностью”.

    Давайте мы с вами снова обратимся к схеме.
    Какими же качествами обладал учитель Мороз? (теми
    же, что и Лидия Михайловна).

    Доброта

    Бескорыстие

    Умение прийти на помощь

    Чувство ответственности

    “Умение всего себя отдать

    “Учительство не труд, а отречение…”

    Вот они образы героических учителей,
    которые ценой своей жизни приносят себя в жертву
    детям, как великая и могущественная птица
    пеликан. И это жертвоприношение не напрасно.

    Писатель Валентин Распутин навсегда
    запомнил жизненный урок Лидии Михайловны. Эта
    учительница действительно учила его в 5 классе
    французскому языку, последние годы жизни она
    провела во Франции. Может быть, благодаря ей, он
    верен правде жизни. В своих произведениях он
    поднимает вопросы нравственности, совести,
    памяти. Его рассказы и повести учат нас жить.

    Не прошли бесследно и уроки Алеся
    Ивановича Мороза. Герой повести Ткачук
    решительно размышляет: “Я так думаю: в том, что мы
    сейчас есть как нация и граждане, главная заслуга
    сельских учителей. Пусть, может, я и ошибаюсь, но
    так считаю”.

    Согласны ли вы с этим высказыванием?

    - В чём заключается заслуга учителей, в
    том числе и сельских?

    - Какими качествами должен обладать
    учитель?

    Доброта

    Бескорыстие

    Умение прийти на помощь

    Чувство ответственности

    “Умение всего себя отдать

    “Учительство не труд, а отречение…”

    - Легко ли быть учителем?

    - Да, быть учителем трудно. Нужно
    отдавать самого себя, жертвовать свободным
    временем, увлечениями, забывать о здоровье,
    мыслить об учениках, как о собственных детях,
    воспринимать близко к сердцу их трудности. Но в
    то же время, быть учителем благородно и почётно.

    В нашей стране всегда ценили учителей,
    потому что “Учителями славится Россия, ученики
    приносят славу ей!”.

    Быть учителем – это призвание. Человек
    обязан ощущать себя таким в душе.

    - Назовите имена педагогов, которые
    действительно являются учителями с большой
    буквы. Можно привести примеры как из жизни, так и
    из произведений художественной литературы,
    кинофильмов, средств массовой информации. (Звучат
    сообщения и рассказы родителей, учителей, детей о
    педагогах, которые всю свою жизнь посвятили
    детям. Были названы имена таких известных
    педагогов, как Ильина, Сухомлинского, Макаренко.
    Прозвучали имена педагогов школы Гординой Л.Я.,
    организатора школьного музея, Гордина П.А.,
    учителя истории, участника Великой
    Отечественной войны и многих других. Вспомнили
    художественные фильмы “Первый учитель”,
    “Доживем до понедельника”, “Вам и не снилось” и
    другие.
    )

    А сейчас я предлагаю вам посмотреть
    фотографии сельских учителей, которые работали в
    нашей школе в семидесятые-восьмидесятые годы. И
    хотя они не очень хорошего качества, черно-белые,
    но очень дороги, потому что это наша история. (К
    уроку была подготовлена презентация о педагогах.
    Фотографии собирали учителя, ученики, родители.
    Во время показа презентации звучит “Журавлиная
    песня”).

    Подведение итогов

    На сегодняшнем уроке мы затронули
    очень важную тему – тему учительства. Мы
    постарались рассмотреть, что учитель – это не
    только человек, дающий знания, но и обладающий
    “умением всего себя отдать”, как это сделали
    герои книг Быкова и Распутина.

    Но героизм педагогов можно
    рассматривать не только по книгам. Вспомните
    сентябрьские события 2004 года в Беслане. Тогда
    вместе с детьми гибли и учителя. Ни один педагог
    не бросил своих ребят. Все были вместе. Давайте и
    мы вместе составим синквейн (малая
    стихотворная форма, используемая для фиксации
    эмоциональных оценок на стадии рефлексии):

    1 строчка — Учитель

    2 строчка -2 прилагательных или
    причастия

    3 строчка -3 глагола (описание темы,
    слова можно соединять с союзами и предлогами)

    4 строчка – 4 слова – предложение
    (фраза, которая показывает отношение автора к
    теме в 1-й строчке)

    5 строчка – одно слово – ассоциация,
    синоним, который повторяет суть темы в 1-й
    строчке, обычно существительное

    В конце урока предлагается посмотреть
    видеоролик об учителях школы.

    -В память о сегодняшнем уроке каждому
    участнику я хочу подарить символ благородства -
    пеликана (вручение эмблемы с пеликаном).

    Домашнее задание: Написать эссе на
    тему “Есть такая профессия – учить детей”.

    Следующий: