Птицы. Особенности внешнего строения птиц в связи с приспособленностью к полету

Цель урока:

ознакомить учащихся с внешним
строением птицы, отметив особенности, связанные
с полетом.

Основные задачи:

  1. Сформировать знания об основных характерных
    признаках внешнего строения птиц, в связи с
    приспособленностью к полету.
  2. Создать условия для самостоятельной работы
    учащихся по изучению внешнего строения птиц.
  3. Развивать умения выделять существенные
    признаки, устанавливать причинно-следственные
    связи
  4. Воспитывать культуру бережного отношение к
    живому, желание глубже познавать окружающую
    природу

Оборудование

:

Электронная презентация,
ПК, мультимедиа-проектор, таблица “Тип Хордовые.
Класс Птицы. Голубь”, наборы перьев, микроскоп,
химический стакан с водой, пробирка с нефтью,
чучела птиц.


ХОД УРОКА

1. Организационный момент

2. Введение

Чудо полета – это качество было для людей
всегда и желанным, и недостижимым, и завидным. Но
полет – это и есть как раз самая характерная
черта животных, изучение которых мы начинаем
сегодня.

Птицы – это удивительные животные. Они
попытались освоить воздушную среду обитания, и
эта попытка им удалась блестяще. Даже человек,
поставивший себя на вершину эволюционной
лестницы не способен летать. Легко и
непринужденно взмыть ввысь, словно без всяких
усилий отрываясь от земли, проноситься над
необъятными просторами воды и суши способны
только птицы. Наверное, полет птиц вызывает у
каждого человека восхищение и желание самому
подняться в воздух. Способностью летать обладают
и насекомые, но полет птиц более совершенен.
Недаром говорят, что птицы рождены для полета..

На сегодняшнем уроке мы и попытаемся ответить
на вопрос, что же помогает птицам летать.

Запись темы урока в тетрадях учащихся. Класс
Птицы. Особенности внешнего строения птиц,
связанные с полетом (слайд 1)

Птицы – это особая группа животных,
приспособленные к полету, передвижению на суше и
плаванию в воде.

Птицы – это животные, способные более сложно
добывать пищу, прекрасно выживающие в
изменяющихся условиях температурного режима.

Наука, изучающая птиц, называется орнитология.
Подвижность, красивое оперение, разноголосое
пение – все это делает птиц чудесным украшением
природы.

Не случайно многие строки в стихах Пушкина и
Некрасова, а также замечательные творения
художников и композиторов посвящены птицам. Всем
знакомы картина Саврасова “ Грачи прилетели”,
романсы “ Жаворонок” Глинки и “Соловей”
Алябьева. (слайд 2)

ДИКИЙ ГОЛУБЬ


Близкое порою нас не тронет,
А чужое кажется родным
Не поймешь, хохочет или стонет
Дикий голубь голосом грудным.
Как предтеча музыки и
Речи, что не выльется в слова,
Рвется голос страсти человечьей
Из груди иного существа.
Вот и сам певец. Степенный. Кроткий.
(Кроток, кроток, а не приручен).
Ходит он пружинистый походкой,
В сложенные крылья облачен.
Лучшая одежда – это крылья.
Хорошо сидит. Прочна. Легка.
Не боится ни дождя, ни пыли
И уносит нас под облака.
Вот сейчас расправит крылья голубь,
И они послушно понесут
Радужною грудью скрытый голос,
Голосом наполненный сосуд.

Так поэт Валентин Берестов в своем
стихотворении “ Дикий голубь” отметил
особенности не только этой удивительной птицы,
но и многих летающих птиц.

Что же позволяет птицам летать? Какие
особенности внешнего строения сделали полет
привычным и легким? Для того, чтобы ответить на
этот вопрос, проведем ряд исследований.


3. Самостоятельнвя исследовательская
работа учащихся в малых группах.

1 группа.

Внешнее строение птиц.

Лабораторная работа №1. Внешнее строение птицы.

Оборудование: чучело птицы, слайды презентации
3,4,5,6,7.

  1. Рассмотрите чучело птицы и найдите на нем
    отделы тела: голову, шею, туловище, хвост.
  2. Рассмотрите голову птицы, обратите внимание на
    ее форму, размеры; найдите клюв, состоящий из
    надклювья и подклювья; на надклювье рассмотрите
    ноздри; найдите глаза и обратите внимание на
    особенности их расположения.
  3. Рассмотрите туловище птицы, определите его
    форму. На туловище найдите крылья и ноги,
    определите их местоположение.
  4. Обратите внимание на неоперенную часть
    ноги – цевку и пальцы с когтями. Чем они
    покрыты? Вспомните, у каких животных, изученных
    ранее, вы встречали такой покров.
  5. Каковы особенности строения задней конечности
    птицы по сравнению с аналогичной у
    пресмыкающихся.

Заполните таблицу “ Внешнее строение птицы”.


Рассматриваемые признаки Особенности строения
1. Форма тела
2. Покровы тела
3. Основные отделы тела
4. Органы , расположенные на голове
5. Клюв, составные части клюва

2 группа

Органы чувств птицы.

Лабораторная работа №3. “ Органы чувств
птицы”.

Оборудование: чучело птицы, слайды презентации
8,9,10.

Рассмотрите чучело птицы и подготовьте ответы
на вопросы.

  1. Какие органы чувств находятся на голове у птицы?
    Каково их значение?
  2. Имеются ли у птицы ушные раковины? Хорошо ли
    слышат птицы?
  3. Какое строение имеют глаза? Какое значение
    имеют веки?
  4. Где располагаются у птицы роговые чешуйки?
    Каково их происхождение и значение?

3 группа

Строение перьев.

Лабораторная работа №2. Строение перьев.

Оборудование: Наборы перьев, лупы, Слайды
презентации 11,12,13,14,15,16.

1.Прочитать по учебнику стр. 134-135, пятый абзац,
рассмотреть под микроскопом строение пера,
зарисовать, заполнить таблицу, ответить на
вопросы, поставленные в работе.

2.Рассмотрите контурные и пуховые перья под
лупой. На контурном пере найдите бородки первого
порядка – узкие толстые пластинки, радиально
отходящие от стержня, и расположенные на них
бородки второго порядка, которые заканчиваются
крючочками.

  1. Сравните строение контурных и пуховых перьев.
  2. Сделайте рисунки контурного и пухового перьев.
    Заполните таблицу.

Подготовьтесь устно ответить на вопросы.

  1. Какие типы пера вы знаете?
  2. Где у птицы располагаются наиболее крупные
    перья, а где – наиболее мелкие?
  3. Каково значение пера для птицы?
  4. Охарактеризуйте роль контурных и пуховых
    перьев в жизни птицы.

Тема: Особенности строения пера.


Тип пера Рисунок пера Значение пера

Сообщение учащегося “ Физика полета”

Полёт птиц обладает такими качествами, как
необычайная маневренность, надёжность,
безопасность, экономичность (синичка на 1 грамме
жира пролетает 100 км!), которые ещё пока не
достижимы в авиации. Чем же так важен полёт в
жизни птиц?

– Поиск пищи и мест гнездований.

– Способ охоты и бегства.

Кроме обычного машущего полёта, птица может
планировать, парить, пикировать, трепетать на
месте. Они могут летать, едва шевеля крыльями, а
могут работать ими с недоступной для глаз
быстротой, могут делать незначительные взмахи, а
могут так глубоко поднимать и опускать крылья,
что те будут хлопать друг о друга. У стрижей и
ласточек продолжительный и стремительный полёт
служит для добывания пищи на лету. И крылья у них
длинные и узкие. А орлы и грифы, канюки долго и
неторопливо парят на длинных и широких крыльях,
высматривая добычу. (слайд18)Вогнутая снизу
поверхность крыла препятствует движению воздуха
под ним и создаёт пониженное давление над крылом.
За счёт этого возникает подъёмная сила, тянущая
птицу вверх.

Эффективность работы крыла зависит от
соотношения между подъемной силой и лобовым
сопротивлением, действующем на крыло при
движении вперед.

Во время машущего полёта работают сильные
грудные мышцы. При опускании крыла перья
сомкнуты, птица как бы отталкивается от воздуха
вверх. При движении крыла вверх передние маховые
перья резко отводятся назад и вверх. С одной
стороны, это уменьшает сопротивление воздуха при
подъёме крыла; с другой – создаёт дополнительный
импульс, толкающий птицу вперёд. Хвост при этом
является рулём, а при заходе на посадку – ещё и
тормозом. При длительном машущем полёте затраты
энергии не столь велики, как при подъёме с земли.
Взмахи при этом не такие сильные, крылья
выпрямлены.

При планировании крылья не движутся; они
расположены к телу под прямым углом. Под
действием силы тяжести тело постепенно теряет
высоту; угол планирования зависит от скорости
птицы, её массы, расположения и формы крыла.

Выбирая восходящие потоки воздуха, птицы с
широкими крыльями способны даже постепенно
набирать высоту. А вот у морских птиц крылья
узкие; они парят над морем, используя порывы
ветра, и то поднимаются над волнами на 7–10 м, то
с большой скоростью спускаются вниз.

Наконец, некоторые птицы с развитой
мускулатурой могут зависать в воздухе. Крылья
совершают при этом около 50 взмахов в секунду.
(Слайд18)

Смена оперения у птиц происходит во время
линьки. Линьки наступают периодически, обычно
один или два раза в год, но есть более сложные
варианты: случайно вырванное перо сразу же
замещается новым в любое время.

У основания хвоста расположена копчиковая
кожная железа. Птица выдавливает из нее клювом
маслянистую жидкость и переносит ее на перья,
когда чистится. Смазывание делает перья
эластичными, упругими и препятствует их
намоканию.

4 группа

Экологическая.

Лабораторная работа 4. “ Исследование влияния
нефти на перо птицы”

Оборудование: перья птиц, химический стакан с
водой, пробирка с нефтью..

Ход работы.

  1. В стакан с водой налейте нефть и опустите перо
    птицы.
  2. Как изменилась структура пера?
  3. Сравните чистое перо и перо, загрязненное
    нефтью.
  4. Попробуйте смыть нефть с пера водой– ведь у
    птиц это единственное средство.
  5. Сделайте вывод о влиянии нефти на перо птицы

Сообщение учащегося. Нефть. Никто не станет
спорить, что она необходима человечеству. И никто
не стонет утверждать, что ее сознательно
выбрасывают в воду, что нарочно устраивают
аварии на нефтепромыслах или поджигают корабли,
везущие нефть. В результате всех этих
случайностей миллионы тонн нефти оказываются в
воде. Страдает мировой океан и его жители,
страдают птицы.

Морские птицы покрыты густым слоем перьев.

Их плотность обеспечивает почти полную
изоляцию от холодной воды. Нефть разрушает
структуру перьев. (Слайд 19).

Сообщение учащегося

. Вид покрытых нефтью
птиц ужасает. Перья больше не защищают птиц от
охлаждения. Вдобавок, у птиц нарушается
способность плавать из-за отсутствия воздушной
прослойки между телом и перьями. В результате
птицы глубже погружаются в воду, и часто уже не
может добыть себе пищу. Если птица не умирает от
голода, то рано или поздно она погибнет от
переохлаждения. Но несчастное существо еще долго
может плавать с сердцем, бьющимся в два раза чаще,
для того, чтобы компенсировать потерю тепла.
Может быть, конец будет ускорен проглатыванием
небольшого количества нефти, которая действует
как яд. (Слайд 20)

В США уже несколько лет действует центр по
спасению птиц. Добровольцы вылавливают
измазанных в нефти птиц и по 10-15 раз моют их в
ванне с мыльным раствором.

Отмытых от налипшей нефти птиц возвращают в
природу, но лишь немногие могут перенести чистку
и плен. Один из сотрудников центра рассказывал о
спасении небольшой птицы – крапивника,
попавшего в нефтяной плен. «Его сердце громко
стучало от страха. Мы боялись, что он погибнет. Но
он выжил. Когда его выпустили, он взлетел на
высокую ветку и принялся хрипло кричать. Не
думаю, что он благодарил нас, скорее
«ругался», но все равно его крик был
прекрасен». (Слайд 21)


4. Обсуждение итогов работы и выводы

.

  1. Выступление учащихся по итогам работы, с
    использованием слайдов презентации.
  2. Запись в тетрадях основных выводов.

Общие выводы, заключения. (Слайд 22)

  1. Обтекаемая форма тела птицы (уменьшение трения
    о воздух).
  2. Особенности строения крыльев в зависимости от
    типа полёта (несущие плоскости).
  3. Наличие перьевого покрова (летательная
    поверхность).
  4. Наличие хвоста, служащего птице рулём.
  5. Образование цевки как посадочного устройства.


5. Закрепление.

Вопросы для самоконтроля

Выберите правильный ответ.

1. Перья способствуют сохранению тепла в теле
птицы, так как
а) состоят из ствола и опахала;
б) воздух, который находится между ними, обладает
большой теплопроводностью;
в) воздух, который находится между ними, обладает
малой теплопроводностью;
г) они смазаны маслянистой жидкость, которая
образуется в копчиковой железе.

2. У птиц, в отличие от пресмыкающихся есть
а) хвост; б) шея; в) крылья; г) когти.

3. Обтекаемая форма тела птицы – это
приспособление к:
а) полёту; в) размножению; б) защите от
хищников; г) поиску корма.

4. На ногах птиц есть роговые чешуйки, что
свидетельствует об их родстве с
а) пресмыкающимися; в) млекопитающими; б)
земноводными; г) моллюсками.

5. У птиц не является приспособлением к полёту:
а) обтекаемая форма тела; в) когти; б) крылья; г)
образование цевки.

Учащиеся сдают рабочие листы.


Задания на дом.


1 – прочитать параграф 27 (до внутреннего
строения птиц)
2 – подготовить ответы на следующие вопросы:

Птица не падает с дерева не только днем, но
ночью. Почему?

Какой природный аналог застежки “молния” мы
находим у птиц?

Литература:

  1. Латюшин В.В., В.А.Шапкин Биология. Животные.7 кл.:
    учебник для общеобразовательных учреждений. М.:
    Дрофа, 2009.

Презентация

Следующий: