Птицы нашего края. 7-й класс


Тип урока: Комбинированный.

Методы работы: проблемный, частично-поисковый.

Приёмы работы: беседа, постановка проблемного вопроса, фронтальный опрос, выступления учащихся, задания на обобщение фактов.

Цели:

  • Познакомить учащихся с многообразием птиц нашего края, их значением в природе и жизни человека, с редкими и исчезающими видами; научить детей выделять черты приспособленности разных птиц к разным средам обитания;
  • Продолжить развитие личности учащихся (в частности развитие ее выразительности, умение высказывать свою мысль), продолжить работу над развитием мышления (учить анализировать, сравнивать, обобщать, доказывать, разрешать проблемы, выделять черты сходства и различия), продолжить работу над развитием умения учащихся работать с дополнительной литературой;
  • Продолжить работу над развитием у детей чувства патриотизма; развитие у детей чувства необходимости охраны природы, развитие эстетических качеств личности.

Ход урока

I. Актуализация знаний

– Какую тему мы изучаем?

– Какие отряды класса Птиц изучены?

Сегодня последний, завершающий урок в теме «Птицы», на нем мы поговорим о птицах нашего родного Владимирского края.



Задачи: на этом уроке мы

Во-первых, вспомним признаки, характерные для класса птиц,

Во-вторых, покажем многообразие птиц нашего края;

В-третьих, выясним значение их в природе и жизни человека;

В-четвертых, отметим некоторые признаки их приспособленности к среде обитания и образу жизни

Далее познакомимся с редкими и исчезающими видами, покажем необходимость охраны представителей этого класса.

Птицы украшают нашу природу. Давайте представим на минуту, что птицы исчезли с лица Земли. Страшная картина, не правда ли? Без птиц природа мертва. Птицы населяют все уголки нашей планеты.

– Где они встречаются? (везде – высоко в горах, в ледяной приполярной пустыни, в безводных песках, над безбрежными просторами океанов, в садах, огородах, полях, парках)

Птицы всегда рядом с нами. Они нас удивляют, радуют.

– Чем? (стремительным, лёгким полётом, красивым пением, разнообразной окраской оперения)

Мы привыкли к соседству птиц, привыкли видеть и слышать их. О птицах написано много произведений, стихов.



Пускай всегда такой обычай
В моей останется стране,
Встречать любовью стаи птичьи,
Всем сердцем радуясь весне.

Птиц на Земле много – 9 тыс. видов, живут повсюду.

– Как вы считаете, почему птицы так широко распространились по планете? (Они имеют признаки высокой организации)

– Давайте вспомним эти признаки:

  1. Это самые высокоорганизованные животные, приспособленные к полётам, их передние конечности превращены в крылья;
  2. Тело птиц покрыто перьями. Они образуют поверхность тела. Перьевой покров осуществляет теплоизоляцию и обеспечивает обтекаемость тела.
  3. У них прочный, легкий скелет. Кости тонкие, заполнены воздухом. Хорошо развита мускулатура. У летающих птиц на грудной кости для прикрепления грудных мышц образовался специальный вырост-киль.
  4. Интенсивный обмен веществ, что обеспечивает теплокровность и активность круглый год.
  5. Органы дыхания – легкие. Легкие многоячеистые, соединенные с воздушными мешками, что обеспечивает поступление кислорода в кровь при вдохе и выдохе.
  6. Сердце четырехкамерное. Оно обеспечивает несмешиваемость артериальной и венозной крови.
  7. Хорошо развит головной мозг, органы чувств, общение с помощью звуковых сигналов….

Итак, обладая более совершенной организацией, птицы широко расселились на всех материках и островах земного шара.

И у нас, во Владимирской области, птицы также широко расселились, занимая различные уголки края. В нашей области встречается 240 видов птиц, 55 видов оседлые, остальные перелётные или пролетают во время перелётов через территорию нашей области. В Ковровском районе – 122 вида птиц, многие из них представлены на выставке «пернатых родного края» в нашем краеведческом музее.

– Кто посетил эту выставку? Информация полученная на выставке сегодня на уроке пригодиться.

– Вот ещё одна выставка, её подготовила библиотекарь школы. В нашей школьной библиотеке много книг о птицах, некоторые представлены здесь.

В перемену посмотрите, заинтересуетесь – возьмите почитать.

На доске – своеобразная частичка выставки о птицах нашей местности.

– Вам знакомы эти птицы? (Приложение 1)

– Назовите их (филин обыкновенный, синица большая, большой пестрый дятел, рябчик обыкновенный, жаворонок полевой, гусь белый, утка-кряква.)

– Где обитает каждый из названных представителей?

Синица большая в лесу, а ещё, какие виды обитают в лесу? (Дятел пестрый, рябчик обыкновенный, филин.)

Гусь белый, утка-кряква-на побережье водоёмов, жаворонок – в поле.

– Назовите птиц отряда воробьинообразных(синица, жаворонок)

– Назовите птиц отряда хищных (филин)

– Назовите птиц отряда куриных (рябчик обыкновенный)

– Почему у них различные места обитания? (Они приспособились к ним.)

– Как? (Имеют разный клюв и конечности.)

– У воробьинообразных какой клюв, какие конечности? (клюв тонкий, острый, так как они кормятся насекомыми, достают насекомых и их личинок из небольших трещин коры и других укрытий; пальцы ног цепкие с острыми коготками. При помощи цепких пальцев ловко держатся на ветках деревьев, принимая различные позы.

– А какой клюв и конечности у куринообразных? (рябчик, глухарь.)

Клюв сильный, вершина надклювья заострена, немного загнута книзу, крепкие пальцы ног с большими тупыми когтями. Такой клюв помогает им срывать ягоды, сочные шишки можжевельника, почки и побеги деревьев и кустарников. Крепкими ногами они разгребают землю и выбирают из неё червей, насекомых, семена растений.

– А у водоплавающих птиц? У них клюв широкий, по краям клюва ряд поперечных розовых пластинок – цедильный аппарат – процеживают ил, раздавливают раковины моллюсков, удерживают во рту червей. На суше питаются травой и семенами. Ноги короткие с плавательными перепонками, хорошо плавают.

– У хищных птиц? Клюв крючковатый, загнутый книзу, мощный, крепкий. Большинство хищников питается позвоночными, клювом они разрывают добычу на части. Пальцы на ногах длинные, крепкие, сильные, заканчивающиеся загнутыми острыми когтями, которые служат для схватывания и убивания добычи.

– Большой пестрый дятел. Отряд Дятлы.

Клюв крепкий, долотовидный заостренный. Таким клювом дятлы раздалбливают стволы поврежденных насекомыми деревьев, срывают еловые и сосновые шишки, раздалбливают шишки, выбирают из них семена.

Ноги короткие с загнутыми острыми когтями. Ноги имеют по четыре пальца, два направлены вперед, два назад (удержаться на горизонтальной ветке, прыгать по земле.)

Вывод: В связи с приспособлением к различным местам обитания и потреблению разной пищи у птиц развились различные особенности в строении клюва, ног.

Итог: Следовательно, в процессе эволюции, птицы приобрели признаки высокой организации, у них появились черты приспособленности к различным местам обитания, что проявляется в особенностях (внешнего и внутреннего) строения.

Птиц много – 9.000 видов, они распределились в 40 отрядов. Каждый отряд по – своему интересен и естественно имеет свои достоинства. Ребята класса получили опережающее задание «Какие отряды птиц нашей местности, на их взгляд, являются наиболее интересными» Они познакомят нас сейчас с самым интересным материалом. Вы внимательно слушайте ребят, а в конце их рассказа подведем итоги о значении птиц.

– Я попрошу выйти сюда ребят из первой группы.

Нас удивили представители отряда воробьинообразных.

  1. У синички есть привычка,
    Ветку каждую и лист
    Оглядит, и от букашки
    Будет лист надолго чист. (Приложение 2)

  2. Вот он, милый скворушка,
    Греется на солнышке.
    Верен он своей природе,
    Он находчив, ловок, смел,
    Он сегодня в огороде
    Всю капусту осмотрел.
    И во всех листах капустных
    Червяков поел. (Приложение 3)

  3. Эта весенняя, черная птица
    Любит за плугом ходить и кормиться,
    Эта весенняя, черная птица
    Первая в наши края возвратится. (Приложение 4)



  4. Само название птицы содержит призыв воробей (бей вора). Но, поверьте, воробей не заслуживает всех обвинений с нашей стороны. Мы нередко забываем, что воробьи выводят за весну и лето 3-4 выводка птенцов и неустанно кормят их насекомыми-вредителями садов и огородов. (Приложение 5).

  5. Само слово ворона можно разделить на два вор она, то есть название этой птицы говорит само за себя, но не спешите делать выводы о том, что эта птица вредна. Понаблюдайте за серой вороной осенью и зимой. Оказывается, этот разбойник приносит человеку пользу. Во-первых, эти птицы ловят мышей, оберегая урожай. Во-вторых, они съедают все, что может стать источником заразы – погибшие животные и гниющие остатки пищи. Одним словом, серая ворона – лучший санитар города. (Приложение 6).

  6. Нет такого человека, который бы не знал о знаменитом певце – соловье.
    Он щелкает, рокочет, свистит, журчит, стрекочет,
    Как ливень он клокочет, звенит как колокольчик…
    То на колене пятом внезапно даст раскатом,
    А то выводит трели затейливой свирели.
    У берега под склоном, где тальничек зелёный,
    Где хмель разросся дикий, поёт артист великий.
    Он серенький на вид, но пеньем знаменит. (Приложение 7).

Каково же значение воробьинообразных в природе?

Вывод:

  1. Птицы отряда воробьиных в больших количествах уничтожают вредителей полей, садов, огородов.
  2. Они доставляют радость своим красивым пением.

Полностью текст статьи приведен в Приложении.




Следующий: