Птица счастья в якутских народных сказках. Мастерская творческого письма Птица счастья завтрашнего дня…

Цели проекта:

  1. Подготовить и написать творческую работу “
    Птица счастья в моей жизни”.
  2. Способствовать воспитания любви к родному краю,
    интереса к народному творчеству.

Задачи проекта:

  1. Развитие умения обобщать и сравнивать
    собранный материал.
  2. Развивать речь через использование
    выразительных средств языка.
  3. Развивать интерес к устному народному
    творчеству родного края.

Вопросы проекта:

  1. Почему нельзя прожить без сказок?
  2. Особенности якутских сказок.
  3. Пословицы о народной мечте.
  4. Душа автора в якутских сказках и его заветные
    мысли.
  5. Использование выразительных средств якутского
    языка для объяснения значений слов.

Оборудование: рисунки детей к
якутским сказкам; материалы из газет, собранные
детьми; карточки с заданиями по группам,
аудиозаписи якутской народной музыки.

Аннотация. Идеей создания данного
проекта послужило чтение пьесы “Учугэй
Уодуйээн”. Дети с увлечением работали над
пьесой, а затем решили исследовать якутские
сказки, рассмотреть вопрос, есть ли в них образ
“Птицы счастья — стерх”

Предполагаемый продукт проекта:
газета “ Мир сказок вокруг нас”, выпуск № 3 (см.
Приложение)

1. Минуты вхождения в урок.

I. Вступительное слово учителя:

В мире много сказок,
Грустных и смешных,
И прожить на свете
Нам нельзя без них.

В. Берестов

- Почему нельзя прожить без сказок?

(В них включены знания о мире, о
взаимоотношениях людей, мечты о будущем; они
предупреждают о проблемах и препятствиях,
возникающих у человека в жизни; они рисуют
фантастический мир, наполненный чудесами,
тайнами, волшебством; они показывают взрослую
жизнь; учат преодолевать трудности и верить в
силу добра, любви и справедливости и т.п.)

- Послушайте музыкальную зарисовку (звучит
якутская народная музыка).
- Что вы представляли, слушая музыку? (Дети
делятся своими впечатлениями).
- Мы с вами прослушали “ танцы белых журавлей” из
пьесы “Учугэй Уодуйээн” — музыку,
сопровождающееся горловым пением и игрой на
национальном инструменте- хомусе.
- Мы с вами читали эпосы, которых называются “
олонхо”. Они рассказываются без музыкального
сопровождения. Об особенностях этих эпосов
расскажет 1-я группа.

Выступление детей:

- Сказка и “олонхо” занимают одно из первых
мест в словесном творчестве якутского народа. По
содержанию якутские сказки можно разделить на
волшебные, повествующие о победе человеческого
разума и воли над стихийными силами природы;
исторические предания о борьбе детей солнца с
дьявольскими захватчиками; сатирические сказки,
в которых показано моральное и умственное
превосходство бедняка — труженика над богатыми;
сказки о животных и легенды.

Во многих сказках бедняки ниспровергают бая,
делят между собой его имущество и скот, после
чего начинают жить хорошо. В борьбе героям
помогают “ чудесные помощники”: мыши, белые
журавли — стерхи, духи земли, неба и др. Среди
национальных героев якутских сказок особенно
выделяются женщина Аан Алахчын, обладающей
сверхъестественной силой, и конь.

В благополучных концовках сказок виден
оптимизм народа, его вера в торжество добра над
злом.

II. – Сегодня мы с вами продолжим
выпуск газеты “Мир сказок вокруг нас” и
поговорим о “Птице счастья” в якутских сказках.



1. Выполните задание. Объясните смысл пословиц.
Работа в группах.

1-я группа:

Зрячий не тот, кто гору видит,
А тот, кто видит, что за горой.

2-я группа:

Кто сейчас смеется,
Тот заплачет потом.
Что с ветром пришло,
На ветер же уйдет.

3-я группа:

У богача добро остается,
У мудреца имя остается.
Кто хорошо работает, у того губы в сале,
А у лентяя голова в грязи.

4-я группа:

Ума не купишь, самому думать надо.

- Какие Великие Радости отражены в якутских
народных сказках и это помогают понять
пословицы?

После ответов детей учитель открывает
запись на доске:

Мечта о счастье
Борьба с угнетателями
Любовь к родине
Радость мыслить
Радость завершенного труда
Радость созерцать прекрасное

Вопросы учителя:

- Какие герои противопоставляются в сказках?

(Положительные и отрицательные, богатые и
бедные, умные и глупые, освободители и
завоеватели.)

- Какие качества характера ценит якутский народ
в любимых героях?

(Ум, сообразительность, красоту души, чувство
долга, щедрость, доброту, находчивость, простоту,
трудолюбие, выдумку.)

- Почему положительные герои ищут Птицу счастья
и даже могут услышать прекрасную песню? ( Потому
что в народе Саха есть испокон веков поверье, что
увидевший и услышавший песню и танец стерха
становится счастливым.

- Назовите качества героев, которые сказка
высмеивает.

(зависть, глупость, неблагодарность,
жадность. злоба, лень)

- Где в сказках находится душа автора? (народа)

- Какие заветные мысли автора (народа) выражают
герои сказок?

(Любовь, искренность и доброта, способность
творить чудеса.)

- Каждый человек может научиться видеть красоту
мира? Можно ли владеть Птицей счастья?

(Она одна на весь мир, может только освещать
путь человека, но владеть ею не дано никому.)

III. Физминутка.

- Представьте, что вы птицы. Покажите, как они
летают.

Кому удалось взлететь? Что вы увидели? Почему вы
взлетели?

(Представили себе это, вообразили.)

IV. Что такое счастье?

- К чему стремились герои якутских сказок?
счастью)

- Кто является символом счастья? (Птица – стерх)
- А что такое счастье?

1. Назовите синонимы этого слова.

(удача, красота, судьба, и т.д.)

2. Назовите однокоренные слова.

(Счастливый, счастливец, счастливо,
счастливчик.)

- Какими частями речи являются однокоренные
слова?

3. Назовите антонимы слова счастье.

(беда, горе, неудача, несчастье)

В “ Словаре русского языка” С.И.Ожегова
говорится: “Счастье. 1. Чувство и состояние
полного высшего удовлетворения. 2. Удача, успех”.

Работа в группах.

1-я группа.

Защита рисунка. Каким вы видите птицу счастья?

2-я группа.

Придумайте четверостишие о птице счастья.

3-я группа.

Составьте текст о птице счастья.

4-я группа

.

Придумайте рекламу сказкам о птице счастья.

V. Итог урока.

- В чем же счастье? ( В мечте, в поиске смысла
жизни, в достижении цели, красоте души, в
творчестве и т. д. )
- А что такое счастье для вас? Напишите заметку в
нашу газету “Птица счастья завтрашнего дня…” (см. Приложение)




Следующий: