Психолого-педагогические аспекты работы с подростками

Подростковый возраст — период жизни человека
от детства до юности. В этот самый краткий период
подросток проходит в своём развитии очень
большой путь: через внутренние конфликты с самим
собой и другими, через внешние срывы и
колоссальные достижения вступает на порог
юности.

В структуре личности подростка нет ничего
устойчивого, окончательного, неподвижного.
Личностная нестабильность порождает
противоречивые желания и поступки. Часто в
отрочестве подросток обретает чувство
возрастной неполноценности (Мухина В.С.).

Большая часть подростков остро реагирует на
свои восприятие, речь, память и стараются придать
им блеск и глубину. Они переживают радость от
приобщения к познанию. Моральные ценности,
качество личности так же становятся для них
объектом самовоспитания. Интенсивно умственно
работая и так же интенсивно бездельничая,
подросток постепенно осознаёт себя как личность.

Стремление обрести себя как личность порождает
потребность в отчуждении от всего того, что
привычно. Отчуждение, внешне выражающееся в
негативизме, является началом поиска подростком
собственной уникальной сущности. Подросток
проходит через дружбу, общение в группе.
Идентифицируясь со сверстниками, он чаще всего
становится конформистом. Именно в отрочестве
ребёнок нацелен на поиск новых продуктивных форм
общения с теми, кого он любит и уважает, и на
открытие самого себя. Подростки открывают в
отрочестве глубины своего несовершенства и
уходят в состояние психологического кризиса.
Субъективно — это тяжёлые переживания. Но кризис
отрочества обогащает подростка знаниями и
чувствами, которые помогают ему пройти трудную
школу идентификации и отстоять своё право быть
личностью.

Проблемы и трудности этого возраста
многообразны. На их основе возможны серьёзные
затруднения, связанные со спецификой учения
подростков:

  • неумение выполнять действия по образцу,
    инструкции;
  • затруднения при самостоятельном выполнении
    учебных действий (анализ, восприятие,
    классификация, обобщение);
  • инертность мыслительной деятельности;
  • несформированность самооценки и самоконтроля в
    учебной деятельности;
  • неосознанность учебной деятельности
    (целеполагание0;
  • дисгармония мотивов учения.

Кроме того, личностные качества и свойства
подростков так же имеют значение для процесса их
обучения.

Воспитание и обучение подростков является
одной из многочисленных проблем. Без
целенаправленного педагогического воздействия
результат стихийного формирования личности и
поведения подростков непредсказуем. Поэтому
учитель сегодня должен по-новому взглянуть на
свои задачи и возможности. Я — учитель биологии с
психологическим образованием — решила провести
небольшое исследование и выяснить:

  • существует ли зависимость качества обучения
    подростков от уровня их дисгармоний развития;
  • возможна ли положительная динамика качества
    обучения благодаря коррекции педагогической
    деятельности с ориентиром на эти дисгармонии.

Эмпирическое исследование осуществлялось на
протяжении трёх этапов.

Первый этап предполагал выявление тревожных и
агрессивных детей, выявление типа восприятия
индивидом группы. Выбор для исследования именно
этих характеристик был не случаен. Они
показались наиболее значимыми в результате
наблюдения за классом. Для диагностики была
использована методика Т.А.Немчина «Личностная
шкала проявлений тревоги», опросник Басса -
Дарки, специальная анкета. Данные
констатирующего эксперимента говорят о наличии
в классе детей с заявленными ранее проблемами.
Эта работа может быть проведена и школьным
психологом.

Показатели проявлений тревоги по личностной
шкале Т.А.Немчина (в процентах)

Показатели уровня агрессии по опроснику Басса
- Дарки (в процентах)

Распределение по типу восприятия индивидом
группы (в процентах)

1. На втором этапе воспитательно -
образовательный процесс был направлен на
возможное внедрение и реализацию следующих
методов:

Стимулирование и мотивация учебно -
воспитательной деятельности:

  • познавательные игры;
  • создание ситуаций эмоционального переживания;
  • создание ситуаций занимательности;
  • создание ситуаций опоры на жизненный опыт;
  • создание ситуаций успеха.

2. Организация жизни и деятельности коллектива:

  • создание ситуаций личностной и групповой
    перспективы;
  • коллективные игры;
  • выработка коллективно — единых требований;
  • коллективные соревнования;
  • коллективное самообслуживание.

3. Общение и взаимодействие в различных
ситуациях:

  • уважение;
  • педагогическая требовательность;
  • убеждение;
  • осуждение;
  • понимание;
  • доверие;
  • побуждение;
  • сочувствие;
  • педагогическое предостережение;
  • анализ поступка;
  • решение конфликтной ситуации.

4. Психолого — педагогическое воздействие и
стимулирование активности ребёнка:

  • пример, разъяснение;
  • ожидание радости;
  • снятие напряжения;
  • обращение к самолюбию, самоуважению;
  • обращение к любви, состраданию, стыду, чувству
    прекрасного;
  • требование;
  • внушение.

При этом целью не является понижение уровня
тревоги, агрессии, изменение отношений в классе.
Это является следствием изменения
педагогического управления.

Зная особенности ребёнка, можно таким образом
процесс обучения, чтобы он не чувствовал себя
ненужным, отвергнутым, не пытался привлечь к себе
внимание негативными проявлениями, не боролся за
место «под солнцем» неприемлемыми способами.
Использовать перечисленные методы можно и в
случаях других дисгармоний ребёнка (повышенная
или заниженная самооценка, застенчивость, страх,
акцентуации и другое). Главное — необходимо
научиться работать с подростками, воспринимая их
такими какие они есть, с их проблемами и
недостатками.

Насколько удалось решить основные задачи,
показал третий этап — анализ результатов
обучения подростков по предмету биология за
период применения выше перечисленных методов.
Обработка результатов, их систематизация и
обобщение позволили определить положительную
динамику качества образованности учащихся.

Динамика образованности учащихся за учебный
год (в процентах)

Апробация прикладного исследования позволила
сформулировать следующие общие выводы:

  • диагностика позволяет выявить разную степень
    изучаемых особенностей подростков;
  • на обучении и психическом развитии подростков
    сказывается отсутствие целенаправленного
    педагогического управления;
  • развивающий эффект возможен в условиях
    использования разнообразных способов и методов
    профилактики и коррекции.

В ходе исследования был получен опыт, который
может быть учтён при организации процесса
обучения и воспитания.

Следующий: