Психологический комфорт на уроках как условие развития личности ребенка

Создание психологического комфорта является
одной из наиболее важных и сложных задач в работе
педагога с детьми. Комфорт выступает
своеобразным условием, обеспечивающим развитие
личности: на его фоне ребенок либо раскрывается,
проявляет свои дарования, активно
взаимодействует с педагогом и другими членами
группы, либо, напротив, становится пассивным,
замкнутым, отстраненным.

Психологический комфорт — качественная
сторона межличностных отношений, совокупность
психологических условий, способствующих или
препятствующих продуктивной совместной
деятельности и всестороннему развитию личности.
Благоприятный психологический климат
характеризуется атмосферой раскрепощенности,
взаимного уважения, дружелюбия, деликатности,
создает комфорт и условия для работы, раскрывает
потенциальные возможности личности.
Неблагоприятный климат препятствует
личностному развитию, ввергая человека в
состояние незащищенности, нервозности, боязни и
отчаяния.

Климат в группе складывается из совокупности
социально-психологических отношений ее
участников, их социальных ролей, симпатий и
антипатий, ценностных ориентации, умения
сопрягать личные интересы с интересами других ее
членов. Общей характеристикой психологического
климата является духовная атмосфера,
обеспечивающая сопричастность всех участников.

Социально-психологическая атмосфера в школе
предполагает гуманные взаимоотношения между
всеми ее членами (включая не только педагогов и
детей, но и весь технический персонал), научный
уровень мышления, ориентированный на вскрытие
сути как поиск Истины, культурную, эстетически
оформленную организацию труда в соответствии с
принципом Красоты и защищенное положение
взрослых и детей как привнесение Добра в
образовательное учреждение.

Посредством атмосферы осуществляется влияние
на климат, его создание и поддержание. Всякий раз
педагога при встрече с учениками должна заботить
атмосфера, царящая в их взаимоотношениях.
Изменяя обстоятельства и условия встречи,
первоначально воспринимаемые как
неблагоприятные, педагог изменяет атмосферу, а,
следовательно, и влияет на улучшение и
закрепление в группе благоприятного климата.
Психологический климат всегда зависит от
созданной в данное время атмосферы. Анализ
отношений, выявляющий характер климата,
проводится педагогом в нескольких направлениях.
Прежде всего — это отношение к человеку как
наивысшей ценности. Заботой о человеке должны
быть пронизаны все сферы школьной жизни.

Еще один показатель, определяющий климат, —
отношение к событию, протекающему в данный
момент. Одно и то же событие в группах с разным
психологическим климатом сопровождается
различным психологическим эффектом: так, скажем,
неудачный ответ одного ученика при
неблагоприятном климате в классе вызывает
насмешку или безразличие со стороны других
учеников, но та же самая ситуация в классе с
благоприятным климатом рождает совершенно иной
отклик — сочувствие, огорчение, стремление
помочь.

Наличие благоприятного климата в группе
обеспечивает ребенку не только защищенность и
психологический комфорт, но и возможность
продуктивной работы и творчества, поэтому
педагогу следует шире использовать
разнообразные средства, влияющие на создание
творческой атмосферы и благоприятного климата.
Одним из таких средств является музыка, которая
подбирается специально для различных видов
деятельности и этапов учебных занятий. Так,
например, учительница русского языка и
литературы может использовать фрагменты
классических произведений на своих уроках.

К средствам влияния на психологический климат
относятся демонстрация доброжелательности,
знаки внимания, дизайн, интерьер, музыка,
разнообразные занимательные формы работы на
уроке и во внеурочное время, элементы природы,
речевые, пластические и мимические средства.

Технологически влияние на климат
обеспечивается совокупностью следующих
операций:

Установление личных контактов:

Эти контакты
должны выстраиваться не только между
преподавателем и детьми, но и между самими
детьми. Преподаватель называет по имени каждого
ученика (в случае, когда невозможно запомнить
имена всех учащихся, используются визитки),
проявляет интерес, произносит комплименты и
выражает надежду на успешность работы,
демонстрирует симпатию и расположенность.

Подбадривающее, одобрительное отношение

во
время работы оценочной доминантой педагога, во
время совместной работы с детьми становится
поощрение в их адрес. Оно относится и к
деятельности, и к внешним, и к внутренним
достоинствам учеников.

Формы обращения учителя к ученикам

1) Деловая форма обращения (приглашение
к деловым отношениям): “Займемся, ребята, делом,
общим для всех и очень нужным для каждого, а
сначала договоримся, как будем работать,
хорошо?”, “Кто может предложить другое?”.

2) Личностно-доверительное обращение:
“Я уверена, что вы это для меня сделаете, ведь это
вам совсем не трудно”; “Ты мог бы помочь мне во
многом, и я тебе буду благодарна, если исполнишь
мою просьбу” и т.п. Особенно такая форма
обращения полезна в общении с подростками и
старшими школьниками, когда у них выражена
потребность сотрудничать с взрослыми на равных,
а при таком обращении подчеркивается их
взрослость, так как к ним обращаются за помощью.

3) Эмоционально-личностное обращение: “У
меня ребята был сегодня тяжелый день, и вы устали
к шестому уроку – побережем друг друга” или “я
знаю у вас сегодня была контрольная по
математике, как справились, трудная?.. Тогда на
уроке займемся интересным делом, спрашивать вас
не буду.”Таким путем устанавливается взаимное
понимание, бережное отношение друг к другу, а
ученики постигают разные формы обращения к
другому человеку. Главное здесь – зафиксировать
общие переживания всего класса и показать, что
присоединяешься к ним. То же возможно и по
отношению к отдельному ученику.

Этическое благородное поведение или позиция
сотрудничества,

заключающееся в бескорыстной
помощи, открытости и радости за другого.
Посредством этой операции в группу привносятся
высоконравственные отношения взаимопомощи,
взаимовыручки, самопожертвования ради товарища.

Данная позиция во взаимодействии с учениками
характеризуется эмоционально-личностным стилем
отношений. В основе таких отношений лежит
хорошее знание личности каждого ученика,
терпимость к их неудачам в усвоении учебного
предмета и поведению. При таком стиле
взаимоотношений ученик верит, что учитель готов
ему помочь и если накажет, то справедливо.
Учитель постоянно проявляет интерес к ребенку,
его возрастным и индивидуальным особенностям, он
видит в ребенке развивающуюся личность со всеми
ее противоречиями и сложностями семейной
обстановки, поступками, взаимоотношениями со
сверстниками и учителями.



Предупреждение возможных неудач

в процессе и
результате работы. Таким образом, удается снять
страх предстоящей деятельности и направить
внимание детей к наиболее важным и значимым
этапам организуемого дела.

Применение аудиовизуального художественного
ряда,

создаваемого использованием музыкальных
фрагментов и демонстрацией слайдов. Это
благоприятно влияет на самочувствие детей,
раскрепощает и возвышает их. Испытываемый в это
время комфорт снимает тревожность, рождает
уверенность и высвечивает личностные
достоинства.

Привнесение элемента новизны за счет
использования разнообразных средств. Новизна
отвлекает от трудностей, разрушая прежние
укоренившиеся стереотипы восприятия и отношения
к делу и людям, захватывает своей необычностью,
увлекает и снимает психологические зажимы,
способствует творческому проявлению каждого
ребенка.

Большое значение для создания и поддержания
психологического комфорта имеют традиции. Они
устанавливают и закрепляют определенный порядок
поведения и отношения, который поддерживается,
сохраняется и передается (воспроизводится) в
рамках школы или одного класса. Через традицию
педагог опосредованно влияет на формирование
идей, взглядов, вкусов, образа действий

Как делать замечания, чтобы на них реагировали
дети?


Технология “Словарь принца”
(социальная психология)

Замечание необходимо строить следующим
образом:

1. Необзывательное, неосуждающее описывание
того, что неприемлемо для педагога, говорится о
том, что является результатом поведения ученика,
только описание фактов и ничего более.

Пример:

- Когда я вижу бумажки, лежащие на полу…

- Когда вы рисуете на парте…

- Когда я не могу найти журнал, который лежал на
столе…

- Когда меня перебивают во время объяснения…

Но, здесь не должно быть описания личного
отношения к фактам, таких как:

- Когда я вижу, что вы настолько ленивы, что
оставили мусор на партах…

- Когда вы скачете по классу, как дикие звери…

2. Описывается эффект, который является
результатом неприемлемого поведения школьника,
ребенок должен понять, прочувствовать. Что его
действия создают проблему для учителя.

Важно, здесь то, что большей части детей
необходимо удовлетворить потребность в
признании и принятии, и учитель, как значимый
взрослый играет здесь важную роль. Именно
потребность в признании и принятии мотивируют
школьников на изменение поведения.

Пример:

- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1
часть, безоценочное описание ситуации),
возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть,
значимый эффект)…

- Когда вы не складываете учебные пособия
обратно в шкаф (1 часть, безоценочное описание
ситуации), я трачу много времени на уборку (2
часть, значимый эффект)…

3. Сообщение ученику о тех эмоциях и
чувствах, которые испытывает учитель в
результате того эффекта.

Пример:

- Когда вы оставляете дверь в кабинет открытой (1
часть, безоценочное описание ситуации),
возникает сквозняк и на меня сильно дует (2 часть,
значимый эффект), и я боюсь, что могу простудиться
(3 часть, чувства).

- Когда ты высовываешь ноги из-под парты (1 часть,
безоценочное описание ситуации), я могу
столкнуться о них (2 часть, значимый эффект), и я
боюсь упасть и разбиться (3 часть, чувства).

Это важная последовательность, но не следует
относится к ней, как к святыне. Возможно, и
опускание какой-либо части трехчастного
замечания. Общее правило здесь таково:
желательно сообщить о неприемлемой ситуации и
чувствах.

Когда учитель начинает применять данные
замечания, школьник с удивлением открывает для
себя, что учитель – не говорящая машина с
разговорами, а настоящий человек, потому что он
показывает свои чувства, сперва самому себе, а
потом окружающим
.

Чтобы научится пользоваться данной
технологией, нужна тренировка. Попробуйте
представлять ситуации на уроке или перемене,
выводящую вас из равновесия и построить
замечание по данной схеме.

Однако психологическая комфортность
необходима не только для развития ребенка и
усвоения им знаний. От этого зависит физическое
состояние детей. Адаптация к конкретным
условиям, к конкретной образовательной и
социальной среде, создание атмосферы
доброжелательности позволяет снять
напряженность и неврозы, разрушающие здоровье
детей.

Ниже представлены рекомендации по созданию
психологического комфорта К. Роджерса и
Д.Карнеги.


Создание атмосферы психологической
поддержки в классе (психолог-гуманист Карл
Роджерс):

1) С самого начала и на всем протяжении учебного
процесса учитель должен демонстрировать детям
свое полное к ним доверие.

2) Он должен помогать учащимся в формулировании
и уточнении целей и задач, стоящих как перед
группами, так и перед каждым учащимся в
отдельности.

3) Он должен всегда исходить из того, что у
учащихся есть внутренняя мотивация к учению.

4) Он должен выступать для учащихся как источник
разнообразного опыта, к которому всегда можно
обратиться за помощью, столкнувшись с
трудностями в решении той или иной задачи.

5) Важно, чтобы в такой роли он выступал для
каждого ученика.

6) Он должен развивать в себе способность
чувствовать эмоциональный настрой группы и
принимать его.

7) Он должен быть активным участником
группового взаимодействия.

8) Он должен открыто выражать группе свои
чувства.

9) Он должен стремится к достижению эмпатии,
позволяющей понимать чувства и переживания
каждого школьника.

10) Наконец, он должен хорошо знать самого себя.


Технология, приемы общения (Д. Карнеги):

1) Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее
получает, и не обедняет тех, кто ее дает!

2) Помните, что для человека звук его имени
является самым важным звуком в человеческой
речи. Как можно чаще обращайтесь к другому
человеку по имени.

3) Давайте четко и искренне признавать хорошее в
других.

4) Будьте сердечными в своем одобрении и щедры
на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами,
помнить их в течении всей жизни.

5) Желание понимать другого человека порождает
сотрудничество.




Следующий: