Психологические особенности формирования общеучебных умений в адаптивной школе на интегративной основе

Научными обоснованиями концепции модернизации
образования выступают современные
педагогические и психологические подходы: личностно-ориентированный,
компетентностный, рефлексивный и
другие.

Модернизация в своей основе представляет
качественный переход от «знаниевой» парадигмы в
образовании к «деятельностной». Процесс этот
достаточно длительный, сложный и каждое
образовательное учреждение выбирает свой
собственный путь – тот или иной подход в
реализации необходимых изменений.

В условиях адаптивной школы применение и
использование подходов должно быть особенно
гибким, позволяющим максимально уменьшить
различного рода «дезадаптирующие» факторы. Это
вполне возможно, если
использовать, применение различных подходов
интегрировано, сочетая наиболее сильные и
«практически применимые» их приемы и методы.

Процесс модернизации образования

Парадигма (греч. образец) –
совокупность научных представлений для данного
этапа времени.
Подход – определенный взгляд,
«угол зрения».

В основе «знаниевой» парадигмы лежит:

  • передача учащимся определенной суммы знаний
    умений и навыков;
  • ученик – «обьект» обучения, представляющий
    собой нечто усредненное, обладающее
    среднестатистическим набором личностных и
    психологических характеристик.

«Деятельностная» парадигма предполагает:

  • развитие компетенций;
  • результатом педагогической деятельности
    должен быть определенный «педагогический»
    продукт:

– модель выпускника начальной школы;
– модель выпускника основной школы;
– модель выпускника общей средней школы.

Ученик является «субьектом» педагогической
деятельности, обладая своим собственным набором
личностных и психологических характеристик,
уровнем развития способностей, мотивацией и
направленностью.

РЕЗЮМЕ: каждый из данных подходов обладает
определенными достоинствами и недостатками, в
условиях адаптивной школы возникает
необходимость использования их наиболее
эффективных приемов и методов на интегративной
основе.
В практике широко известно применение
интеграции при обновлении содержания
образовательного процесса: межпредметная и
внутрипредметная интеграция. В данном случае
предлагается интегрированное использование
приемов и методов различных педагогических
подходов для повышения адаптивности
образовательного процесса.

Алгоритм педагогической
деятельности

I. Личностно-ориентированный подход

На первом подготовительном этапе, прежде чем
поставить цель и определить задачи, мы должны
четко представлять с кем, с какими детьми нам
предстоит работать. Что представляет собой
личность маленького человека?

В практике работы образовательных учреждений
используется несколько обобщенных моделей
личности (по К.К. Платонову, И.П.Иванову, Д.Кеттелу,
Э.Фромму, З.Фрейду и др.). Вашему вниманию
предлагается модель структуры качеств личности,
в основе которой лежит разработанная русским
психологом К.К.Платоновым, классификация.

Структура качеств личности по
К.К.Платонову

В качествах личности сочетаются
наследственные (биологические) и приобретенные
при жизни (социальные) компоненты. Все они
делятся на четыре иерархических
уровня-подструктуры.

  • Уровень темперамента – включает
    качества, наиболее обусловленные
    наследственностью – это тип высшей нервной
    деятельности и другие особенности (потребности и
    инстинкты, половые, возрастные ,национальные и
    др. качества личности).
  • Уровень особенностей психических
    процессов
    – образуют качества, связанные
    с модальностями органов чувств (анализаторов)
    человека, составляющих его латеральный профиль:
    они характеризуют ощущения, восприятие,
    воображение, внимание, память, мышление, чувства,
    волю – являются важнейшими процессами
    когнитивной сферы. Мыслительные логические
    операции(ассоциации, сравнения, абстрагирование,
    индукция, дедукция и др.) – всё то, что называется способами
    умственных действий
    (СУД) – они играют
    огромную роль в процессе обучения.
  • Уровень опыта личности – сюда
    входят такие качества как: знания, умения и
    навыки (ЗУН), которые формируются в
    процессе обучения в школе, часть качеств
    приобретается в результате практической
    деятельности, они образуют (СДП) – сфера
    действенно практическая.
  • Уровень направленности личности
    объединяет социальные качества, характеризующие
    отношение человека к окружающему миру, служащие
    направляющей и регулирующей основой его
    поведения: интересы, взгляды, убеждения,
    социальные установки, ценностные ориентации,
    морально-этические принципы и мировоззрение.

Направленность вместе с потребностями и
Я-концепцией составляют- самоуправляющий
механизм личности
(СУМ).

Морально-этические и эстетические взгляды и
убеждения личности вместе с наличием
соответствующим им ЗУНов представляют сферу
эстетических и нравственных качеств

(СЭН).

Резюме:

Названные уровни можно представить в
виде концентрированных слоёв, в центре которых
находится «биологическое ядро» (биологически
обусловленные качества) оболочки образуют
«направленность» – комплекс социальных качеств
человека.
Необходимо отметить, что в структуре личности
есть качества, которые могут проявляться на всех
уровнях, они «пронизывают» их по радиусам.
Эти интегральные группы качеств: потребности,
характер, способности и Я-концепция –
вместе
с уровнями образуют каркас личности.

Практическая часть:

Вопросы:

  • На какие структуры личности ребёнка мы влияем и
    можем их корректировать, а какие остаются
    практически неизменными?
  • Что в своей педагогической деятельности мы
    должны четко знать и учитывать в структуре
    личности?

Задания:

  • Определить тип темперамента по картинкам.
  • Заполнить таблицу.

Тип темперамента Сила Возбуждение Торможение
Холерик
Сангвиник
Флегматик
Меланхолик

Условные обозначения:

С – сильный;
Сл – слабый;
– медленно;
– быстро.

Модальность – принадлежность
ощущений (стимулов, информации, расстройств) к
определённой сенсорной системе (анализатору,
органу чувств).
Какие у нас есть органы чувств и какие ощущения с
ними связаны?

В учебной деятельности ведущими являются три
основных анализатора: зрительный (глаз),
тактильный (кожа), слуховой (ухо). Именно они дают
человеку более 90% информации. В зависимости от
доминирующего анализатора всех людей можно
разделить на три основных типа:

  • Визуалы;
  • Кинестетики;
  • Аудиалы.

Латеральный профиль – это
уровень доминирования определённого
анализатора в процессе формирования
межполушарной организации психических
процессов (левополушарные и правополушарные).

Практическое задание:

  • Найдите свой латеральный профиль.
  • Почему важно знать тип темперамента у себя и у
    ребенка, свой собственный латеральный профиль и
    латеральный профиль учащегося?

Резюме:

Несовпадение и недоучет особенностей
латерального профиля и типа темперамента чаще
всего ведёт к непониманию и проблемам.
Мы должны четко представлять психологические
особенности каждого ребенка, биологическое ядро
его личности (тип темперамента, латеральный
профиль) так как именно эти качества являются
задатками – основой для развития способностей.

II. Компетентностный подход

На основном (деятельностном) этапе урока
учитель должен четко представлять какими
средствами и способами (в психологии) или формами
и методами (в дидактике) он должен пользоваться,
уметь их применять, чтобы достичь цели урока и
реализовать все задачи.

В связи с деятельностной парадигмой в
образовании появился новый термин –
«компетенция». Существует огромные количества
его определений. Мы познакомимся с ним ответив на
три вопроса:

  • Что такое компетенции?
  • Чем они отличаются от традиционных умений и
    навыков?
  • Как формируются компетенции?

В толковых словарях можно выделить два
основных значения понятию «компетенция»:

  • Компетенция – это круг полномочий какого
    либо органа или должностного лица.
  • Компетенция – круг вопросов, в которых кто-либо
    хорошо осведомлен, обладает познанием, опытом.

Компетентность – владение
компетенциями. Эти значения более приемлемы для
профессиональной деятельности. В образовании
более правомерно говорить о ключевых
компетенциях, то есть таких, овладение которыми
необходимо каждому человеку.

В педагогической литературе:

  • Компетенции определяются через знания,
    умения, навыки и опыт деятельности.
  • Компетенции определяются через способности
    решать проблемы.

Компетенции – способность личности решать
жизненно важные проблемы в конкретных ситуациях.

В литературе насчитывается от 4 до 37 различных
компетенций.

Четыре ключевых компетенции

  • Познавательно-информационная;
  • Социально-трудовая;
  • Коммуникативная;
  • Личностного самоопределения.

Познавательно-информационная
способность ставить и решать познавательные
задачи, осуществлять поиск, переработку,
систематизацию и обобщение информации,
создавать личностно значимые продукты
познавательной деятельности.

Социально-трудовая – присвоение
норм, способов и средств социального
взаимодействия, ориентация на рынке труда и
способность эффективно действовать в процессе
трудовой деятельности.

Коммуникативная – формирование
готовности и способности понимать другого
человека, эффективно строить взаимодействие с
людьми.

В сфере личностного самоопределения
– формирования опыта самопознания, осмысления
своего места в мире, выбор ценностных, целевых,
смысловых установок для своих действий.

Учителю самому необходимо владеть этими
четырьмя ключевыми компетенциями, поскольку
невозможно передать практический опыт и умение
решать проблемы, если сам этого не умеешь. В
педагогической деятельности необходимо
формировать у учащихся такие умения и навыки,
которые при приобретении практического опыта
деятельности преобразуются в компетенции.
Сегодня на практической части вам предстоит
увидеть и оценить, как нашим коллегам удастся
сформировать «основу» будущих компетенций – общеучебные
умения и навыки
.

III. Рефлексивный подход

На третьем, заключительном этапе деятельности
(урока), учитель должен: увидеть результат
своего труда (что достиг?) и оценить его (что
сделали?).
Количественную оценку он может поставить сам, а
могут поставить и учащиеся.(традиционная
пятибалльная отметка) А вот для качественной
оценки собственной деятельности лучше всего
использовать рефлексивные методы.

Рефлексия – мысленный
(рациональный) процесс, направленный на анализ,
понимание, осознание себя: собственных
действий, поведения, речи, опыта,
чувств, состояний, способностей, характера,
отношений с другими и к другим. («Современный
психологический словарь» Мещерякова, Зинченко)

Рефлексия учителя – чувственное
осмысление эффективности педагогического
воздействия.

– Достигнута ли цель?
– Какие формы и методы были наиболее
эффективными?
– Что именно сегодня не сработало?

Рефлексия ученика – чувственное
осмысление собственной учебной деятельности.

– Что я достиг?
– Чему я сегодня научился?
– Что я могу?
– А что у меня еще не получается?

Резюме: в условиях адаптивной школы,
интегративная основа позволяет использовать
новые современные подходы, не только изменяя
содержание учебного материала, но и при
организации учебного процесса, используя самые
эффективные педагогические технологии, приемы
обучения, воспитания и развития.

Следующий: