Психологические аспекты использования проектной и исследовательской деятельности при проведении уроков кубановедения

В современной школе наблюдается устойчивая тенденция на повышение качества образования, но с введением ЕГЭ учитель вынужден в большей степени направлять свою деятельность не на развитие творческих способностей, эмоционального восприятия мира и самостоятельной активной позиции учащихся, а на «натаскивание» учеников на выполнение тестовых заданий. Таким образом, воспитательные задачи на уроках, предметы которых сдаются в форме ЕГЭ, чаще всего оказываются на втором плане. Этот пробел помогает заполнить предмет – кубановедение. К сожалению, его часто в школах недооценивают, считают несерьёзным предметом, который учить то и не обязательно. И это отношение передается детям. Учитель кубановедения оказывается в нелегкой ситуации: с одной стороны необходимо при минимальном количестве методического материала выполнить обязательный минимум, а с другой стороны показать детям и коллегам важность этого предмета.

Давайте разберемся, для чего все-таки так необходим предмет кубановедение. Ответить на этот вопрос помогает программа курса «Кубановедение», и первой и главной задачей в преподавании предмета является «воспитание гражданственности и патриотизма, любви к малой Родине». Получается, что Кубановедение — это один из малочисленного числа предметов, где на первом плане стоят именно воспитательные задачи, а не обучающие. Значит, при подготовке к предмету просто необходимо ориентироваться на интересы и потребности учащихся. А что это значит?

Согласно психологическому словарю, «интерес – форма проявления познавательной потребности, обеспечивающая направленность личности и тем самым способствующая ориентировке на осознание цели деятельности»[4].

Таким образом, интерес является результатом сформированных потребностей учащихся. А согласно теории А.Маслоу, в течение жизни существует последовательность в возникновении потребностей:

  1. высшие потребности возникают при удовлетворении низших;
  2. в случае конфликта потребностей побеждают низшие;
  3. жизнь на высоком уровне развития потребностей более продуктивна, субъективно более счастлива;
  4. «хорошее» общество состоит из зрелых личностей, т.е. личностей с высоким уровнем развития потребностей и мотивов.

Рассмотрим классификацию потребностей и мотивы учения (по Маслоу) [2]

Потребности Мотивы учения
Самоактуализация, самоосознание Самопознание, развитие представлений о себе и своих возможностях
Эстетические и творческие потребности Творческие: приятно творческое озарение, приведение в порядок взгляда на мир
Развитие интеллектуального уровня: понимание и объяснение Интересно учиться
Самоуважение, самопринятие Достижения: учиться хорошо, чтобы уважать себя
Принадлежность: любовь, принятие группой Социальные: учиться, чтобы уважали и любили
Безопасность: физическая и психологическая Под угрозой наказаний: учиться, чтобы не наказали
Потребности выживания: пища, вода, жилье… Материальные: учиться, чтобы получить вознаграждение

Ни для кого не секрет, что в классе присутствуют ученики с разным уровнем развития потребностей и мотивов учения. А вот главный «возрастной» мотив школьника – мотив достижения.

«Мотив достижения – стремление личности добиваться успехов и избегать неудач с целью повышения или сохранения самоуважения, самооценки деятельности»[1]. Уровень развития мотива, баланс стремления к успеху и желание избегать неудач может различаться: одни школьники больше стремятся к успеху, активно берутся за сложные проблемы, другие стараются сохранить уже достигнутое. Понимание этого задает три главные точки приложения сил учителя для развития мотива достижения у ученика:

  • создание реалистического уровня притязаний;
  • развития чувства ответственности (поиск причин происходящего в себе);
  • поддержка уверенности ученика в своих силах (позитивная самооценка).

Благоприятное сочетание этих факторов возможно только при использовании индивидуального и группоцентрированного подхода. Это можно реализовать, если учебный план согласуется с интересами учащихся. Учебный материал должен включаться в «картину мира» ученика связываться с его повседневным жизненным опытом. Все вышеуказанные задачи помогает решить именно «метод проектов».

«Проект» – исследовательская работа школьников под управлением учителя, может выполняться индивидуально или группами учащихся в течение заданного времени, иногда целой четверти».[2] Термин «проектная деятельность» происходит от слова «проекция», этимологически означающее «бросать вперед», а ныне определяемое как «думать о будущем», «замышлять», «предполагать», «проектировать». «Речь идет о планах, замыслах и проектах, свойственных каждому человеку, на любой стадии его развития – от раннего детства до глубокой старости. Они порождают задачи, решая которые самостоятельно или с помощью других людей, человек ориентируется в действительности, приобретает знания о мире, а следовательно образуется».[7] «Цель проектной деятельности состоит в том, чтобы создать условия, при которых учащиеся:

  1. самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников, могут пробовать себя в различных сферах на основе самостоятельно выделенной цели разработке проекта;
  2. учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач (соотносят поставленную цель и условия её достижения);
  3. приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;
  4. развивают у себя исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, обобщения);
  5. развивают системное мышление, разрабатывают программу действий по реализации проекта в соответствии с собственными возможностями, осуществляют рефлексию»[6]

Таким образом, можно увидеть, что проектная и исследовательская деятельность является одним из лучшим решением психологических задач современного урока.

Теперь разберемся в том, как можно использовать проектную технологию при проведении уроков кубановедения. Отвечая на этот вопрос, можно с уверенностью сказать, что данный метод одинаково эффективен как во внеклассной работе (особенно с одаренными детьми), так и в проведении учебного процесса.

Проектную и исследовательскую деятельность обучающихся на уроке можно условно разделить на несколько видов:

  1. домашнее задание исследовательского характера (подготовка сообщений, рефератов и т.д.);
  2. применение исследовательского метода обучения (учащиеся разбиваются на группы, каждая получает свою подтему для разработки и в течение урока готовит минипроект, который защищает в конце урока);
  3. проведение учебного эксперимента;
  4. некоторые нетрадиционные формы занятий.

Урок кубановедения позволяет учителю и учащимся придумывать разрабатывать самые неожиданные и нестандартные проекты. Вот несколько примеров тем для групповой работы:

  • нарисовать визитную карточку Кубани, Каневского района, станицы Новоминской;
  • вылепить из пластилина проект восстановления Свято-Михайловского мужского монастыря;
  • создать из бумаги (аппликация, оригами, макет и др.) новые памятники для станицы Новоминской;
  • собрать «Святочные обряды ст. Новоминской». Это задание учащимися выполняется путем опроса жителей станицы;
  • придумать и нарисовать шрифтовой орнамент своей семьи, и др.

Эти виды деятельности всегда встречается учащимися с интересом и энтузиазмом, так как позволяют не просто рассказать о Кубани, её традициях и особенностях, а почувствовать себя частичкой казачьей культуры и соответственно Кубани. Именно это и является главной задачей курса «Кубановедение».

Что же все-таки дает учащимся проектная деятельность?

  1. Развиваются мотив достижения и познавательные интересы учащихся.
  2. Используются различные формы работы: дискуссии, работа с литературой, сбор эмпирической информации и т.п.
  3. Происходит мотивирование, появляется удовлетворение от деятельности, школьники видят результат своего труда, а учитель получает также возможность решить проблему накопляемости оценок.
  4. Отсутствует формализм знаний.
  5. Устанавливается связь с жизненным опытом.
  6. В случае использования групповых проектов развивается умение сотрудничать.
  7. Развивается саморегуляция в деятельности.

По мнению ученицы Мурой Марины, «интересно сравнивать быт и культуру людей, которые жили до нас, следить за процессом их развития, находить отличия», другая ученица — Загвоздина Ксения — однажды сказала, что мы часто не замечаем того «простого», что находится вокруг нас, а копнешь поглубже – уже интересно, и не так-то все оказывается просто. Вот в чем для нас, учителей, заключаются главные преимущества использования проектной технологии в современной школе.

Список литературы.

  1. Р.С.Немов «Психология», М., «Просвещение», 1994 г.
  2. Н.Ю.Скороходова «Психология ведения урока», СПб, «Речь», 2002 г.
  3. «Общая психология» под ред. А.В.Петровского, М., «Просвещение», 1986 г.
  4. «Психология. Словарь», под ред. А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского, М., «Издательство политической литературы», 1990 г.
  5. Капанева Г.А., Ламакина Н.П., Чуб О.И «Организация исследовательской деятельности учащихся в многопрофильной гимназии» // Завуч. Управление современной школой, № 6, 2006г.
  6. Худин А.Н., Белова С.Н., «Проектная и исследовательская деятельность в профильном обучении» // Завуч. Управление современной школой, № 6, 2006г.
  7. Г.Л.Ильин «Проективное образование как способ осмысления развития ребенка» // Школьные технологии, №4, 2007 г.
  8. О.Д.Калачихина «Создание личностно ориентированной образовательной среды на основе учебно-исследовательской деятельности учащихся» // Школьные технологии, №4, 2007 г.

Следующий: