Пропедевтика педагогики творчества для старшеклассников в элективном курсе Креативная компетентность будущего учителя


Инновационное образование принципиально
меняет традиционный стиль обучения и воспитания
- с академического на эвриологический. Наряду с
информационными технологиями учителя школ
применяют креативные психолого-педагогические
технологии, обеспечивающие максимальный уровень
развития творческой компетенции учащихся.

Цель холистических и деятельностных
образовательных технологий — увлечь обучаемых в
мир знаний через удовольствие, игру, личный опыт,
подключая все каналы восприятия информации
(слух, зрение, вкус, обоняние, осязание, интуиция).
Они нацелены на двуполушарное (логическое и
образное) восприятие учебно-педагогической
информации.

В работе со старшеклассниками нами
использовались определённые группы методов
творчески развивающего обучения, воспитания и
развития. Так, для развития креативной эрудиции
старшеклассников, в контексте
проблемно-модульного обучения, использовалась
технология «сжатия учебной информации»
посредством ансамбля методов: «инженерии
знаний», «информационной накачки»,
«содержательного обобщения», «когнитивной
визуализации» [15, с. 10-27].

Наша транскрипция данной технологии
заключается в организации самообразовательной
работы старшеклассников с фолиями и
медиа-пособиями. Фолиии представляют собой
«лист сжатия информации» до схематичного её
представления. На фолии может быть отражено
содержание темы, а порой и всего раздела по
учебной дисциплине. Для того чтобы
самостоятельно расшифровать закодированную в
схемах учебную информацию, требуется не только
хорошо знать соответствующий учебный материал,
но и уметь выделять главное, существенное;
выявлять форму, наиболее точно и, в то же время,
образно отражающую содержание темы.

Медиа-пособие по курсу «Креативная
компетентность будущего учителя»
спроектировано таким образом, что укрупнённое
структурирование содержания учебного материала
в виде проблемного модуля разворачивается на
мониторе компьютера в виде последовательности
символических картин-образов. Как правило,
схематичное построение проблемного модуля
начинается с появления базового
когнитивно-графического элемента, а затем
раскрываются основные связи с ним
последовательно возникающих на мониторе других
элементов, конкретизирующих обобщённое
понимание изучаемого материала.

В таком способе «восхождения от абстрактного
к конкретному», так называемая
«блок-схема» позволяет старшеклассникам,
наряду с обобщённым представлением и пониманием
темы, детально раскрыть всё многообразие
прикладных учебных элементов. При этом, каждый
учащийся, вместе с усвоением «технологии»
конструирования ориентировочной основы
декодирования когнитивно-графической
визуализации, погружается в индивидуальное
мыслетворчество (Презентация).

В блок-схемах, фреймах, опорных конспектах,
педагогических картинках старшеклассникам
предлагается «набор инструментов»,
способствующих формированию опыта творчества
декодирования свёрнутой учебной информации:
трансформация моделей и отдельных схем в
мыслеобразы и, тем самым, уяснение смысла
информации. Так, при изучении довольно сложной
темы «Методология педагогики», которую,
большинство старшеклассников воспринимало как
скучную обязанность, мы использовали на уроке
довольно примитивный вариант наглядности — экран
с нарисованным на листах ватмана
«кадро-фильмом» (как в фильмоскопе) в виде
последовательно механически переводимых
преподавателем «кадров» — ключевых моментов
темы.

В ходе занятия, при характеристике основных
философских течений, мы сначала демонстрировали
на «экране» наглядный образ идеала человека,
например, в эпоху Средневековья, Ренессанса или
Просвещения. Затем старшеклассникам
представлялась «блок-схема», раскрывающая
уже посредством не просто наглядности, а в виде
когнитивной визуализации «древа» того или
иного течения, послужившего в дальнейшем
методологическим основанием (например,
ассоциативно-рефлекторного,
бихавиористического, гештальт-эвристического)
способа обучения и воспитания подрастающих
поколений. Старшеклассникам предоставлялась
возможность при восприятии учебного материала
на слух и посредством «сворачивания»
информации в графическую наглядность (схемы,
модели), самим определять ключевые объекты и их
функциональные связи с другими компонентами
знания. Тем самым обеспечивалась подготовка
старшеклассников к целостному пониманию
изучаемой темы.



Формирование креативной эрудиции и
эвриологического мышления у старшеклассников
обеспечивалось посредством «со-участия» в
конструировании опорных схем занятий, когда при
изложении учебного материала нами выстраивался
краткий путеводитель по теме в виде «древа»
или «здания» изучаемого материала.

Сочетание языков социальной коммуникации
(вербального и визуального) в представлении
учебной информации с наглядно-деятельной
демонстрацией дидактического творчества -
трансформации учебного материала в схемы и
модели, как утверждают известные учёные
(И.Павлов, С. Бехтерева, Дж. Гилфорд), активизирует
потенциал правого полушария обучаемого,
образное мышление и интуицию. А многократное
копирование «педагогических картинок» на
аудиторных занятиях и попытки подражать
преподавателю при свёртывании большого массива
учебной информации в процессе самостоятельной
работы старшеклассников, в итоге выводит их на
«озарение» — нахождение обобщённого
алгоритма построения графической модели
изучаемой темы, раздела образовательной
программы «Пропедевтика педагогики
творчества».

Работая с «некоментируемыми» схемами и
таблицами, графическими моделями и фреймами
старшеклассники становились
«путешественником», идущим по пути
раскодирования, скрытой в когнитивной
визуализации информации, переходящей в
«открытие-знание» и глубокое понимание
«сути вещей».

Завершающим этапом технологии «инженерии
знаний» на основе сжатия информации является
переход от «разгадывания ребусов,
кроссвордов» (А.Райкин) к их составлению,
выработке собственного стиля самообучения, в
ходе трансформации объективного знания в
личностный, т.е. «знания с пониманием».
Практически такой переход на уровень
самотворчества осуществлялся в процессе
обработки учебной информации с использованием
компьютерных графических и мультимедийных
программ.

Выполняя задания по разработке «листов
сжатия» по теме «Культура учебной
деятельности», старшеклассники, используя
собственный стиль самообучения и возможности
компьютерной графики и дизайна, осуществляли
настоящую творческую деятельность, — создавали
модели текстовой информации, перерабатывали
текст и представляли его в графическом виде (Приложение 1).

Для стимулирования сознательного и активного
усвоения теории педагогики творчества,
формирования научно-теоретического, понятийного
и системного мышления старшеклассников обучали
некоторым простейшим логическим операциям с
научной информацией: выделение ключевого
понятия в тексте, поиск и нахождение его
дефиниции (определения), умению охарактеризовать
его объём и содержание, указать связи с другими
понятиями. Заключительной операцией является
установление прикладных следствий тех теорий,
которые стоят за системой понятий.

Как справедливо считает В.В. Воронов
«специальная работа студента с системой
научных понятий по предмету, составление схем,
словарей, в том числе систематизированных, а
затем обзоров научной литературы, рефератов,
докладов, самостоятельных научных текстов, с
обязательным анализом понятийного состава
проблемы, носит как воспроизводящий, так и
продуктивный, развивающий характер. Результатом
обучения являются предметные знания и
методологические умения» [1, с.7].

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Воронов, В.В. Педагогика в схемах: курс
общей педагогики для вузов. — М.: Росучприбор, 2003.

2. Гамезо. М.В. Атлас по психологии / М.В.
Гамезо, И.А. Дорошенко. — М., 1998.

3. Журавлёв, В.И. Внеконтекстные операции с
понятиями // В.И. Журавлёв. — М., 1997.

4. Лукъянова, М.И. Психолого-педагогическая
компетентность учителя: Диагностика и развитие /
М.И. Лукьянова. — М., 2004. — С. 51

5. Маркова, А.К. Психология труда учителя /
А.К. Маркова. — М.: Просвещение, 1993. — 192 c.

16. Трайнев, И.В. Конструктивная педагогика:
учебное пособие / под ред. В.Л. Матросова. — М.: ТЦ
Сфера, 2004. — 320 с.

17. Тутолмин А.В. Становление и развитие
творческой компетентности будущего учителя
[Текст]: дисс. : докт. пед. наук. Чебоксары, 2009. — 446
с. URL: http://www.famous-scientists.ru/list/2662

8. Чошанов М.А. Гибкая технология
проблемно-модульного обучения [Текст]:
методическое пособие / М.А. Чошанов. — М.; Народное
образование, 1996.- 160 с.




Следующий: