Происхождение театра кукол. Знаменитые герои театра кукол. Театральные этюды

Тип урока:

обобщение и систематизация знаний,
пройденного материала

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания по теме
    “Происхождение театра кукол. Знаменитые герои
    театра кукол”
  2. Развивать интерес к театральному искусству
    театра кукол.
  3. Научить выполнять театральные этюды с
    использованием рук.

Структура урока:

  1. Приветствие.
  2. Культура и техника речи.
  3. Основы культуры театра кукол.
  4. Ритмопластика.
  5. Основы кукловождения.
  6. Пластические этюды (Этюды с куклами)

Театральный словарь:

Батлейка. Вага. Вертеп. Гапит. Гансвурст.
Гиньоль. Грядка. Даланг. Дубль. Задник. Зеркало
сцены. Карагез. Котурны. Марионетка. Мимирующая
кукла. Ростовая кукла. Папье-маше. Перчаточная
кукла. Петрушка. Полишинель. Пульчинелла. Панч.
Касперле. Кашпарек. Маккус. Карагёз. Теневая
кукла. Тростевая кукла. Планшетная кукла. Ширма.
Грядка.

Схема урока:

  1. Организационный момент.
  2. Повторение и закрепление основных театральных
    терминов.
  3. Знаменитые герои театра кукол.
  4. Разминка рук.
  5. Театральные этюды.
  6. Основы кукловождения.
  7. Подведение итогов. Домашнее задание.

Ход урока.

Вступительное слово учителя.

Насколько помнят себя люди, всегда — в детстве,
быту, религиозном обряде — существовал рядом с
человеком предмет, который он наделял особым
отношением: был ли этот предмет символом бога,
олицетворял ли он тайну природы, или просто
изображал человека. Из веры в способность
изобразить то, что скрыто от глаз, что только
угадывается за сменой дня и ночи, зимы и лета,
жизни и смерти, движением солнца и старением
всего живого, из веры в способность выразить свое
отношение к этим явлением в простых и понятных
формах, движении, и вырос театр кукол.

Мир кукольного театра.

Жизнь куклы исчисляется тысячелетиями. И берет
она свое начало от ритуальной куклы – идола,
служившей посредником между миром духов и людей.
Подобное отношение к куклам свойственно самым
разным народам. В Японии существовал ритуал:
бумажных кукол бросали в реку, чтобы избавить
людей от несчастий и принести богатый урожай. А
славян от болезней и несчастий защищали 12
куколок – оберегов.

Прошло время, и кукла утратила свою магическую
силу: погремушка, которой шаман отгонял злых
духов, превратилась в забаву для малыша, конь –
знак солнца – в глиняную свистульку, а богиня
плодородия Венера – в расписную мамку с
младенцами на руках. Являясь прообразом и копией
человеческой жизни, игра с куклой оказывала
целительное воздействие, порождая “ радость,
свободу, довольство, покой в себе и около себя,
мир с миром” (Ф. Фребель). Общение с куклой
претерпевало различные метаморфозы. Так и
появился удивительный мир по имени “кукольный
театр”.

Первое упоминание о кукольном искусстве
относится к IV веку до нашей эры. Оно связано с
религиозными празднествами. В Египте куклами
разыгрывались мифы о гибели и воскрешении бога
плодородия Осириса. На Руси куклы – божества –
Коляда, Купала, Морена, масленица – были
участниками праздников, связанных со сменой
времен года. Яванский теневой театр кукол возник
из существовавшего на острове обычая вызывать
умерших предков. В Древней Греции куклы
представляли собой огромные фигуры, которые
назывались “автоматами” и “оживлялись” только
в самые торжественные моменты религиозного
действа. В Греции и возникло театральное
искусство, которое принято “ вифлиемским
ящиком”. Артисты- кукольники бродили по дорогам,
показывая истории о рождении Иисуса Христа и
жизни царя Ирода. Кукольные представления были
любимы во всех странах, но в каждой действовал
свой народный герой; в Италии – Пульчинелла, во
Франции – Полишинель, в Испании – дон
Кристобаль, в германии – Касперле, в Англии –
Панч, в Турции – Карагёз.

Шумные, озорные, резкие, порой жестокие – все
они забавляли народ, а своей непочтительностью к
властям, чертям и самой Смерти вселяли в зрителей
оптимизм. Суть сценок была неизменна, но
постоянно пополнялась деталями в духе времени и
традиций.

Народный театр имел успех, и кукольники -
профессионалы стали приглашаться со своими
героями в аристократические гостиные. К началу XIX
века кукольный театр постепенно входит в
домашнюю жизнь европейской городской семьи.
Домашние кукольные спектакли возникли и в
России. А к середине XIX века кукольный театр уже
рассматривался не только как развлечение, но и
как действенное педагогическое средство,
развивающее духовное и творческое начало. ХХ век
породил бесчисленное множество кукольных
театров. В их распоряжении были самые разные
сюжеты и системы кукол. Постепенно появляются и
специальные театры для детей. Один из первых
организовался в России сразу после революции в
Загорске, в музее Игрушки. А в 1931 г. Открылся
московский театр, художественным руководителем
которого стал С.В. Образцов. С его приходом
кукольный театр приобрел новую жизнь: его герои
стали друзьями малыша, учили думать и сравнивать,
чувствовать и переживать….

Конечно, кукольный театр – это игра вымысла и
реальности, слов и света, красок и звуков – всего
того, что и есть, по сути, творчество.

Кукольный театр, — как ни один другой! –
возвращает нас к исконным корням. Он –
единственный, сохраняющий и культивирующий
народную мудрость вне зависимости от
национальной принадлежности. В опосредованной
форме он вновь и вновь учит нас быть честными и
добрыми, устремленными и трудолюбивыми,
способными по-настоящему оценить и полюбить
истинное богатство родного слова.

Приложение1, Слайд2, Слайд3

Закрепление и систематизация основных
театральных терминов театра кукол

Приложение2, Приложение3,
Приложение4, Приложение5,
Приложение6

Кому-то пришла в голову мысль изобразить мир с
помощью ящика, в котором нет передней стенки и
который перегорожен пополам по горизонтали.
Потом сделали небольших кукол и поставили их
внизу — под перегородкой. А сверху поселили кукол,
которые изображали богов. Вот и получилось: люди -
внизу, боги – наверху.

Знаменитые герои театра кукол.

Безобидный, казалось бы, театр деревянных,
тряпичных, картонных героев. И, тем не менее,
именно на его долю выпало немало тяжких
испытаний, суровых наказаний, горестных утрат.

Кукольников отправляли в тюрьмы, сжигали на
костре. Убивали кукольников, но оставались куклы.
А если уничтожали и кукол, то оставалась память о
них, оставались традиции. У каждого народа есть
свои умельцы, которые снова и снова делали кукол
и играли ими. Театр кукол выжил и оказался
бессмертным. Его бессмертие держалось не только
любовью к нему зрителей — хотя это было главным.
Но и тем, что кукольники успели к тому времени
придумать таких героев, которые стали — как
пословица или поговорка – всенародно
нарицательными, их знали все. Любили их шутки,
колкие словечки.

Приложение1, Слайд4, Слайд5

Разминка рук.

  • Задание 1. “Раскрепощение пальцев рук”
  • Задание 2. “Раскрепощение кисти рук”
  • Задание 3. “Раскрепощение предплечья”
  • Задание 4. “Раскрепощение плеча”

Приложение1, Слайд6

Театральные этюды.

Театральный Этюд “Превращение”

Приложение1, Слайд7, Слайд8

Домашнее задание.

Изготовить перчаточную куклу. Придумать
театральные этюды с использованием рук.

Следующий: