Программный курс по использованию спортивно-игрового проекта по туризму. Конспекты уроков по туризму для учащихся 4-х классов

Конспект урока № 1.

Задачи:

  1. Обучить, учащихся умению, читать карту.
  2. Совершенствование навыков в преодолении препятствий.
  3. Воспитание чувства коллективизма, формирование навыка совместных
    действий.

Построение учащихся в шеренгу по одному. Проверяю готовность учащихся к
уроку. Создаем хорошее настроение. Знакомлю учащихся с правилами поведения на
уроке.

Для этого заучиваем небольшое стихотворение.“Мы стараемся всегда помогать
друг другу, Не смеемся никогда, если другу трудно. Дай мне руку, улыбнись! Спорт
продлит нам нашу жизнь!” Дети жмут друг другу руки. Перестроение класса в
шеренгу по два лицом друг к другу.

Мотивационный блок. Азбука туризма.

Беседа с учащимися о здоровом образе жизни. Туризм в жизни людей.

Двигательный блок.

1. Совершенствование различных видов ходьбы; бег с изменением темпа и
направления.

Упражнение “Плечо друга”.

Все знают, как важно вовремя опереться на плечо друга. Особенно важно это
делать в спорте. Давайте попробуем учиться чувствовать плечо друга, который
поможет и поддержит в трудную минуту. Учащиеся бегут по залу, положив руку на
плечо впереди стоящего ученика Во время бега они меняют руку по команде учителя.
Задача учащихся не отрываться от своего партнера, а все время чувствовать его
руку на своем плече.

2. Учитель приносит коробку с мячами: резиновый, волейбольный, футбольный,
баскетбольный. Развивать умение самостоятельно мыслить.

Вопрос: “С какими мячами играют в футбол?”, “ Нужно ли брать с собой
мяч, если идешь в поход?”

3. Совершенствование комплекса О.Р.У. с мячами. Предлагаю учащимся сделать
упражнения с мячами. Упражнение на формирование осанки.

а) И.п. – о.с., мяч внизу, 1 – мяч вперед, 2 – мяч верх, 3 – мяч на грудь, 4
– и.п.”. То же, на восемь счетов.

б) И.п. – о.с. мяч внизу; 1 – мяч на грудь; 2 – мяч вперед; 3 – мяч на грудь;
4 –и.п.

в) И.п. – о.с. мяч за голову; 1 – правую назад на носок; мяч вверх смотреть
на мяч; 2 – и.п.; 3–4 тоже с левой ноги.

г) И.п. – стойка ноги врозь, мяч внизу; 1 – мяч вперед; 2 – с поворотом
туловища мяч вправо; 3 – мяч вперед; 4 – и.п.; 5–8 тоже в другую сторону.

д) И.п. – упор сидя сзади, мяч между стопами, 1 – сед углом, 2–3 – держать, 4
– и.п.

е) И.п. – лежа на животе, мяч вверху; 1–2 – прогнуться, мяч вверх; 3–4 –
и.п.; 5 – прогнуться; 6–7-держать; 8 – и.п.

ж) И.п. – о.с. мяч на груди; 1 – прыжок в стойку ноги врозь, мяч вперед; 2 –
прыжок в и.п.; 3 – прыжок в стойку ноги врозь, мяч вверх; 4 – и.п.

Следить за осанкой и правильностью выполнения упражнений.

Комплекс упражнений выполняется под командой ученика.

Блок творчества.

Учитель: “Любит наш мяч и в прятки играть. Решил он спрятаться в зале
от ребят. Пусть поищут.

Игра “ Найди мячик”.

Учащиеся получают план — схему спортивного зала, где указано, место куда
спрятался мяч. В плане-схеме спрятанный мяч обозначен красным карандашом. Задача
ребят сориентировать “карту” повернуть ее так, чтобы изображение двери
“смотрело” в сторону двери, а изображение окна “смотрело” в сторону окна. Затем
определить место, где стоит команда. Учащиеся распределяются на две группы и
получают план-схему. Переходить по стрелкам, двигаясь по маршруту и искать мяч.

Мяч станет “палочкой” передачей при выполнении полосы с препятствиями

Основной блок.

1. Игровое упражнение “Туристы”.

Совершенствование навыков в преодолении препятствий в походе.

Первая группа должна прыжками преодолеть “болото”, пройти по узкому мосту (
по перевернутом гимнастической скамейке) и пройти через “речку” по бревну.

Вторая группа должна пролезть под “деревом” (натянутую скакалку), влезть на
“дерево” и слезть с него. (гимнастическая стенка), перелезть через “забор”
(гимнастический конь).

Отправляясь, в туристический поход вы должны уметь преодолевать препятствия
на пути, при этом соблюдая осторожность и помогая, друг другу.

Сейчас мы выполним упражнения двумя группами на двух маршрутах. Старт для 2,
3, 4 и последующего игрока является передача рюкзака, в котором лежит мяч.
Учащиеся не должны “утонуть в болоте” и “упасть со стены” После двух раз
выполнения, команды меняются маршрутами.

2. Туристу необходимы сильные ноги, теперь потренируемся в прыжках.

Упражнение “Кенгуру”.

Кенгуру очень красивое животное, прыгает очень далеко. Попробуем имитировать
животного. Ученики передвигаются прыжками или мелкими шажками, зажав между
коленями мяч. Руки на Упражнение выполняется парами. Остальные учащиеся
определяют, кто сделал прыжок лучше.

Итог урока:

Рефлексия.

Мы сегодня с вами прошли по маршрутам, которые могут встречаться на пути у
туриста, учились ориентироваться по карте. “Упражнения”, которые вы делали,
развивают выносливость, координацию, смелость.

Теперь я предлагаю вам оценить свое участие на маршруте и свое настроение
после “похода”. Для этого вы получаете карточки, в которых отметьте свое
настроение. “Хорошее” настроение улыбающийся мяч.

“Плохое” настроение плачущий мяч.

“Прекрасное” настроение хохочущий мяч.

Рефлексия. Своего состояния. (Осознания в собственной деятельности) У кого
улыбающийся мяч выходит из строя на 2 шага. У кого плачущий мяч на 1 шаг. У кого
хохочущий мяч на 3 шага.

Домашнее задание тренироваться, выполняя упражнения прыгучести. Выставление
оценок.

Конспект урока № 2

Устройства бивака и свертывание лагеря.

Задачи учителя:

  1. Знакомить учащихся с техникой бивачных работ.
  2. Формировать умения реализовать практические умения и навыки.
  3. Воспитывать дружный коллектив, чувство товарищества.
  4. Совершенствовать различные физические качества посредством эстафет.

Содержание. Беседа с учащимися о деятельности на привале. Распределение
обязанностей между всеми детьми. Напомнить о соблюдении правила туриста № 3
“Окончив порученную работу, ищи себе дело. Помогай, другим, кому требуется
помощь, чтобы ускорить работу”.

Разминка. Ходьба в колонне по одному, соблюдая правила передвижения по
маршруту.

Бег до 1000 метров с преодолением небольших препятствий: резиновые баллоны
прыжками, пробегание по бревну, прыжки по кочкам.

Выполнение комплекса упражнений. Класс делиться на две группы. В каждой
группе все учащиеся выполняют по два упражнения. Упражнения не должны
повторяться и следить за правильностью исполнения.

Сюжетно ролевая игра “Мы на привале”. Выполняем, кто за что отвечает.

Приступаем к работе. На задание отводиться 10 минут.

Задания:

  1. Выбор места для установки палатки. Четыре ученика устанавливают палатку.
    Затем ее собирают и ставят другие четверо. Переносим вещи в палатку.
  2. Завязка узлов применяемые при установке палатки. Показ – узел
    проводника, который используется для колышков при установке палатки.
  3. Выбор места для мусорной ямы, костра, “холодильника”. Определяем с
    учениками расстояние от палатки и направление.
  4. Свертывание лагеря. Освободить палатку от вещей. Укладываем рюкзаки.
    Имитация уборки мусора, горящего и не горящего. Сборка палатки.

Построение в колонну по одному с вещами в руках. Передвижение к месту
выполнения эстафет. Следить за интервалом и за скоростью движения.

Эстафета проводиться двумя командами. Результат определяется по лучшему
времени, показанному командами.

Старт: первый этап – укладка в рюкзак посуды, обуви, покрывало, аптечку.

Учащиеся бежит ко второму этапу, перевязывает руку “пострадавшему”.и вместе
бегут к третьему этапу. Здесь учащиеся втроем прыгают по кочкам. Упражнение
выполняется по очереди. Нельзя вдвоем быть на этапе. Прибегают на четвертый
этап, там их ждут два ученика. Четыре ученика устанавливают палатку, а
“пострадавший” отдыхает. Остановка секундомера производиться по команде
капитана. Подводим итоги.

Развитие физических качеств. Упражнения выполняются парами.

Передвижение прыжками на одной ноге, взявшись за руки.

Сгибание и разгибание рук в упоре лежа. Используя соревновательный метод:

1-1, 2-2, 3-3, 4-4 и т.д. отжимаясь по очереди в парах.

Игра “Салки” прыжками на одной ноге.

Опрос учащихся: основные ошибки при установке палатки?

Проверяем настроение учащихся, все выбирают в коробке листья разных цветов:

Красные – отличное, желтые – хорошее, коричневые – удовлетворительное.

Подведение итогов. Домашнее задание. Подготовиться к викторине лекарственных
растений.

Конспект урока № 3

Наблюдение природы при передвижении по маршруту.

Задачи:

  1. Сформировать навыки регулярного наблюдения за определенными фактами и
    явлениями природы.
  2. Ознакомить учащихся с комплексом дыхательной гимнастике.
  3. Воспитывать собранность и ответственность.

Содержание. Природа приоткроет нам свои тайны, если мы научимся быть
внимательными. Сегодня мы познакомимся с традитациоными метеорогическими
наблюдениями. дать учащимся сообщение о людях которые работают в этой области.
Можно показать картинки.

Температуру воздуха и воды измеряют термометром.

Для измерения силы ветра можно использовать шкалу Бофорта. Делаем разминку и
потом определяем силу ветра по шкале из таблицы. Каждому ученику даются таблицы.
(см. на обратной стороне)

Бег на выносливость 1500 метров. Бег выполняется в равномерном темпе.
Обратить внимание на правильное дыхание во время бега.

Комплекс упражнений на дыхание. Комплекс о.р. упражнений в движении. Следить
за правильным положением рук, туловища во время выполнения упражнений.

Работа с учащимися по таблице Бофорта. Выбираем действия ветра и определяем
силу в баллах. Данные записываем в тетрадь.

Техника метания малого мяча в шаге. Построение класса в шеренгу по одному.
Напомнить о соблюдении правил во время метания. Учащиеся выполняют метание.
После выполнения броска мяча, задается вопрос учащимся “Как влияет скорость
ветра на полет мяча?”

Эстафета. “Метко в цель”. По команде марш учащиеся бегут к коробке и метают
мешочек с песком в цель. Цель находиться в 6 метрах от линии старта и имеет
форму квадрата 50 / 50 см.

  • метание с места лицом к цели.
  • метание после поворота кругом, из и.п. спиной к цели.
  • метание из и.п. стоя на одном колене.
  • метание из и.п.лежа (постелить коврик).

Развитие физических качеств. Класс работает в группах как на эстафетах.

1-я группа прыгает через скакалку, 2группа подкидывает набивной мяч вверх (1
кг) и ловит его. Через 30 сек. смена работой. Повторить 2 раза.

Игра “ Легкое дыхание”.

Упражнение на дыхание:

а) губы трубочкой и выдыхаем все,
б) учащиеся на ладони держат теннисный мяч и дуют на него мелками выдохами,
глубокими выдохами.

Подведение итогов домашнее задание .Наблюдать за силой ветра, записывать свои
наблюдения. Проверить по таблице, которая находится в кабинете спортивного зала.

Карточка к уроку № 3

Шкала Бофорта.

№ п/п Действие ветра
Словесная
характеристика ветра и его сила, в баллах
Скорость ветра,
м/с (округленно)
1 Дым поднимается* вертикально или
почти вертикально Листья деревьев неподвижны
Штиль 0 0–0,5
2 Дым поднимается наклонно, указывая
направление ветра. Листья неподвижны
Тихий 1 0,5–2
3 Дуновение ветра чувствуется лицом.
Листья шелестят, вымпел флюгера начинает колебаться
Легкий 2 2–3
4 Ветер колышет листья, тонкие ветки и
легкие флаги. На поверхности воды появляется рябь*
Слабый 3 3–5
5 Колеблет большие ветви, наклоняет
верхушки деревьев, поднимает с земли пыль и клочки бумаги, вытягивает
вымпел флюгера
Умеренный 4 5–7
6 Раскачивает тонкие стволы деревьев,
на поверхности воды образуются волны
Свежий 5 7–10
7 Раскачивает толстые сучья деревьев.
На гребнях волн образуются барашки
Сильный 6 10–12
8 Раскачивает стволы деревьев. При
ходьбе против ветра чувствуется заметное сопротивление.
Крепкий 7 12–15
9 Колеблет большие деревья, ломает
ветви и сучья, заметно затрудняет движение пешехода
Шторм 8 15–18
10 Ломает большие голые сучья деревьев,
сдвигает с места легкие предметы, повреждает крыши
Сильный шторм 9 18–21
1! Вырывает с корнем деревья и
производит значительные разрушения
Крепкий шторм 10 21–25
12 Производит большие разрушения Жесткий шторм 11 25–29
13 Производит опустошения Ураган 12 Свыше 30

* Здесь имеются в виду пруды, озера, большие реки, но не море.

Конспект урока № 4

Туристическая прогулка по станциям.

Задачи:

  1. Освоение основных двигательных умений и навыков.
  2. Развивать интерес к природе.
  3. Воспитывать сознательное овладение системой физических упражнений.

Содержание. Сегодня мы с вами отправляемся в путешествие. На пути
будут встречаться остановки, на которых вы будете делать различные упражнения. А
также отвечать на вопросы. На каждой станции вы будете получать жетоны за ответы
и за выполнения упражнений. Можно получить несколько жетонов.

Красный оценка пять, синий оценка четыре, зеленый оценка три, желтый без
оценки, нужно стараться. А потом подведем итоги. Напоминаем: “Будьте осторожны,
в пути вас ожидают непредвиденные обстоятельства! Соблюдайте правила пешеходного
движения. Счастливого пути!”

Станция “Бодрость и здоровье”. Ходьба обычная, спортивная ходьба, ходьба на
осанку, в приседе. Бег 1000 метров для мальчиков, 800 метров для девочек.
Перемещения приставным правым, левым боком. Прыжковые упражнения.

Комплекс общеразвивающих упражнений для развития подвижности плечевых,
локтевых, тазобедренных, коленных суставов, стопы, позвоночника.

Ходьба по бревну или гимнастической скамейки. Следить за правильностью
выполнения упражнений, за осанкой. Учащиеся получают жетоны.

Станция “Зеленая аптека”. Учим стихотворение. Ученики получают лист со
стихом.

Одуванчик, подорожник,
Василек, шалфей и мята –
Вот зеленая аптека
Помогает вам, ребята!

Вопрос: Какую траву любят кошки, какую болезнь лечат этой травой?

(Валериана, сердечные болезни.)

Игра “Кошки и мышки”.

Переходим на вторую станцию, чтобы попасть туда необходимо пробежать 60
метров.

Учащиеся бегут по дорожке. Следующая остановка станция “Мойдодыр”.

Вопросы:

1. Как в лесу обойтись без мыла? (Трутовики, “собачье мыло”, зола,
мыльнянка.)

2. Чем чистить зубы в лесу? (Древесным углем, мятой, расщепленной
веточкой сосны, ели, дуба.)

3. Как спастись от комаров? (Дымовая завеса, ветка луговой ромашки, запах
гвоздики, черемухи.)

Учащиеся выполняют прыжки, приседания. Отмахиваются от комаров. Игра “Салки”
с выручалками.

Бег с захлестыванием голени приближаемся к третьей станции “Столовая”.

Раздаются открытки, картинки, рисунки с изображением и названием растения.
Учащиеся должны назвать блюда, которые можно приготовить из них.

  1. Крапива – суп из крапивы, салат – из листьев.
  2. Одуванчик – салат из листьев одуванчика, вино; корни одуванчика могут
    заменить кофе, чай
  3. Черемуха – с ягодами черемухи пекутся пироги, варятся кисели, сок и
    напитков.
  4. Лопух – корень лопуха может заменить морковь, петрушку. Можно есть
    сырым, жареным.
  5. Дикий лук, чеснок – употребляют как витаминное средство.

Рассказ учителя о Лотосе – семена, корневища лотоса жители Китая, Индии,
Японии до сих пор используют для изготовления муки, сахара, крахмала, масла. Из
корневищ варят суп или используют в виде гарнира.

Легким бегом перемещаемся к станции “Спортивная”. Игра “Лапта”.

После игры детям раздаются карточки с заданиями. Из семи комплектов
выбирается одна карточка (не видно названия) произвольно, и в течение трех минут
проводится гимнастика. С комплексами учащиеся должны ознакомятся в других
четвертях.

  1. Показать комплекс гимнастики для глаз.
  2. Показать комплекс гимнастики на осанку с гимнастической палкой.
  3. Показать комплекс гимнастики для развития внимания.
  4. Показать комплекс гимнастики для релаксации (расслабления).
  5. Показать комплекс гимнастики на осанку, сидя на стуле, используя его как
    опору.
  6. Показать комплекс дыхательной гимнастики.
  7. Показать комплекс гимнастики для шеи, плечевого пояса, рук.

Подводим итоги. Подсчитываем жетоны. Ставим оценки.

Конспект урока № 5.

Тренировка туриста.

Задачи:

  1. Развитие выносливости, ловкости, точности выполняемых движений.
  2. Способствовть формированию понятия “Выносливость”.
  3. Воспитывать осмысленное отношение к выполнению заданий.

Содержание. Сегодня на уроке весь ваш класс дружная команда. Будьте
внимательны, ваша команда победит, если вы ответите на все вопросы правильно.
Ваша задача определить на развитие, каких физических качеств будут направлены
выполняемые вами упражнения. Ключевое слово пока закрыто его надо открыть ( на
стене висят карточки обратной стороной).

Вопрос: “С чего начинается тренировка спортсмена?” Ответ с разминки.
Открываем первую букву нашего слова.

Разминка. Строевые упражнения. Ходьба. Бег по кругу 50 метров. После
каждого круга учащиеся выполняют отжимание 1+1, 2+2, 3+3, 4+4 и так до десяти
кругов. Нагрузка ученикам дается индивидуально. Упражнение на дыхание.

Вопрос: “Назовите какие физические качества развиваются у туриста при
переходе пешком до 3 километров”. Открываем еще одну букву. Но если ученики не
ответили, буква закрыта. Ее можно открыть, позже вернувшись к этому вопросу.

Комплекс общеразвивающих упражнений. Вопрос: “Вот вы выполнили разминку.
Какая же польза от нее?” учитель дополняет ответ. Мы открываем следующею букву
нашего слова.

Прыжковые упражнения. Мальчики прыгают через скамейку в 1 подходе 30 раз, во
2 подходе 40 раз.

Девочки прыгают со скакалками 40 раз и 45 раз.

Меняются местами. Мальчики прыгают со скакалками 40 раз и 45 раз.

Девочки прыгают через скамейку в 1 подходе 20 раз, во 2 подходе 40 раз.

После задания открывается еще одна буква.

Игра “Скакалка под ногами”.

Учитель крутит скакалку по кругу, учащиеся подпрыгивая стараются не
зарониться. Если ученик заронился ему можно дать задание упражнение
“пистолетик”.вопрос: “Какие качества вы сейчас развивали?” Дети отвечают и мы
открываем еще одну букву.

“Челночный бег” варианты бега выбираются по размеру площадки. За выполнения
этого упражнения открываем букву.

Игра “Мяч ловцу” выполняется по правилам игры в баскетбол. ОМУ. игры. Играть
можно волейбольным мячом, нельзя допускать пробежки, толкаться. По окончании
игры отметить лучших игроков, отметить тех, кто меньше нарушал правила, указать
на ошибки отдельным ученикам. Подвести итоги открыть еще букву. Учитель
дополняет о понятии выносливости.

Подводим итоги. Открыли все слово “Выносливость”.Домашнее задание. Работать
над развитием своих физических качеств. Скоро лето и мы пойдем в поход.

Схема игры.

Приложение

Следующий: