Программа Художественный труд


Программа «Художественный труд» для 5-6
классов относится к программам образовательной
области « Технология» и является авторской
модифицированной программой В.Д. Симоненко, Ю.Л.
Ходунцева – «Программы образовательных
учреждений – Технология, Трудовое обучение. Изд.
Просвещение 2008 год», и результатом творческой
деятельности учителя ГОУ СОШ № 1161
Турбиной А.Е.

В основу концепции программы положено
представление о том, что одним из важнейших
средств формирования творческой личности в
современных условиях является приобретение
общетрудовых и частично специальных знаний и
умений; обеспечение интеллектуального,
физического, этического и эстетического
развития учащихся; их адаптацию к постоянно
меняющимся социально-экономическим условиям.

В программе изучается исторический и
культурный опыт человечества в нескольких
областях декоративно-прикладного творчества,
включая знакомство с традициями и обычаями
народов мира.

Программа интересна и мальчикам и девочкам,
главное что бы были материалы, которые конечно
лучше закупать централизованно в начале года.

Цель программы:

  • Активизация работы по формированию у детей
    ценностных ориентаций через возрождение
    интереса к народным традициям, декоративно –
    прикладному творчеству.
  • Создание условий для самореализации и
    самовыражения каждому ребенку, как в области
    материальной культуры, так и в социуме.
  • Формирование творческого отношения к
    качественному осуществлению трудовой
    деятельности.

Ценности, на которых построена
программа:

  • самоопределение учащихся;
  • творческое развитие его личности,
    совершенствование взаимоотношений с самим собой
    и миром;
  • нахождение каждым ребенком своего места в этом
    мире.

Изучение курса помогает учащимся не только
приобрести практические умения, навыки общения,
выразить себя в творчестве, но и устанавливать
гармоничные отношения с миром.

Ведущие идеи программы

Провести учеников от понимания через знания и
умения к творчеству в таких областях, как
культура личности, культура деятельности и
культура социального взаимодействия.
В условиях современного совместного обучения и
ориентации на «равенство» полов часто
происходит искусственное размывание
психологических различий юношей и девушек, что
приводит к далеко не безобидным последствиям,
как для будущих мужчин и женщин, так и для
общества в целом. Поэтому, не ставя в узких рамках
программы задач комплексного и всестороннего
воспитания будущих женщин и мужчин. В данной
программе все же необходимо уделить внимание
таким ценностным установкам, знаниям, умениям и
практическим навыкам, которые помогают
формировать у девочек и мальчиков
традиционные женские и мужские качества, и в
то же время адаптировать их к современным
условиям жизни. Например, наряду с воспитанием
аккуратности, трудолюбия, терпения, скромности
не исключается установка на успех, развитие
коммуникабельности. Но главная наша задача,
научить детей творить, заложить в их сознание
радость от вещей сделанных своими руками,
научить различать истинные ценности.

Освоение программы предполагает решение
множества разноплановых задач:

1. Обучающие задачи:

  • приобретение общих представлений о
    материалах и проектной работе;
  • усвоение элементарных знаний в области
    материаловедения, машиноведения, кулинарии,
    технологии обработки материалов;
  • Научить выполнять подарки и сувениры из
    различных материалов.

2. Воспитывающие задачи:

  • выработка адекватной самооценки;
  • приобщение к общечеловеческим ценностям;
  • помощь в осознании себя частью и носителем
    культуры своего народа;
  • воспитание качеств (аккуратности, трудолюбия,
    терпения, стремления к красоте и желания ее
    создавать).

3. Развивающие задачи:

  • развитие моторных навыков, глазомера и точности
    движений;
  • совершенствование интеллектуального
    потенциала личности;
  • развитие образного мышления, художественного
    вкуса и чувства прекрасного;
  • помощь в выборе возможных профессий, связанных
    с производством и ее популяризацией;

«Согласовано»
«Утверждено»

Методист ОМЦ
зам.директора
по УВР школы №

___________________
__________________________

«______»_____________2009
г.
«________»_________________2009 г.

Тематическое планирование уроков
технологии « Художественный труд»

на 2009 / 2010 учебный год. 1 вариант


п/п Темы и разделы 5 класс 6 класс
1. Кулинария 12 12
2. Основы этикета 4 4
3. Материаловедение 6 6
4. Элементы графической грамоты 6 6
5. Технология обработки древесины 14 14
6. Элементы машиноведения 4 4
7. Технология обработки металла 8 8
8. Основы проектирования и выполнение
проекта
12 12
9. Профессиональное самоопределение 2 2
Итого 68 68

Учитель технологии: ___________________________________

5 класс
учебник Сасова И.А. (68 часов в год).

1 вариант


Разделы Количество часов

Примечание



1. Вводный урок. Технология в жизни человека и
общества
2. Техника безопасности.
2 часа
Тема: «Материаловедение»
1. Общие сведения о древесине
2. Общие сведения о металлах
3. Творческое задание
6 часов
Тема: «Элементы графической
грамоты»
1. Организация рабочего места для выполнения
ручных работ. Инструменты и приспособления.
Техника безопасности.
2 часа
2. Понятие о техническом рисунке, эскиз,
чертеж.
Практическая работа
2 часов
3. Инструкционно – технологические карты.
Призматические , плоские тела, тела вращения.
2 часа
Тема: «Технология обработки
древесины»
1. Слесарный и столярный инструмент. 2 часа
2. Строгание 2 часа
3. Сверление 2 часа
4.. Выжигание. 2 часа
5. Выпиливание лобзиком 2 часа
6. Станки и оборудование 2 часа
7. Творческое задание « Подарок маме.» 2 часа
Тема: «Элементы машиноведения»
1. История развития технической мысли 2 часа
2. Понятия об изделиях и деталях. 2 часа
Тема: «Технология обработки
металла»
1. Станки и оборудование. 2 часа
2. Способы обработки тонколистового металла 2 часа
3 . Изделия из поволоки 2 часа
4. Творческое задание « Металлопластика.» 2 часа
Тема: «Основы проектирования и
выполнение проекта»
1. Что надо знать и уметь для выполнения проекта 2 часа
2. . Основные компоненты проекта 2 часа
3. Выполнение и защита проектов 6 часов
Тема: «Кулинария. Завтрак»
1. Физиология питания 2 часа
2. Кухонная утварь и уход за ней. Оборудование
кухни. Размещение оборудования. Зона
приготовления пищи.
2 часа
3. Первичная обработка овощей. Приготовление
блюд из свежих овощей
2 часа
4. Приготовление блюд из вареных овощей. Блюда
из яиц.
2 часа
  1. Бутерброды. Сервировка стола к завтраку.
2 часа
6. Благоустройство кухни. Санитарное состояние.
Проект «Новая пицца.»
2 часа
Тема: «Основы этикета»
1. Отношение человека к предметам быта 2 часа
2. Культура поведения 2 часа
Тема: «Профессиональное самоопределение»
Экскурсия на производство. ( столярная
мастерская)
2 часа

6 класс
учебник Сасова И.А. (68 часов в год)

1 вариант




Разделы Количество часов Примечание
1. Вводный урок. Технология в жизни человека и
общества
2. Техника безопасности.

2 часа

Тема: «Материаловедение»
1. Общие сведения о древесине
2. Общие сведения о металлах
3. Творческое задание

6 часов

Тема: «Элементы графической
грамоты»
1. Организация рабочего места для выполнения
ручных работ. Инструменты и приспособления.
Техника безопасности.

2 часа

2. Понятие о техническом рисунке, эскиз,
чертеж. Практическая работа

2 часов



3. Инструкционно-технологические карты.
Призматические, плоские тела, тела вращения.

2 часа

Тема: «Технология обработки
древесины»
1. Слесарный и столярный инструмент. 2 часа
2. Строгание 2 часа
3. Сверление 2 часа
4.. Выжигание. 2 часа
5. Выпиливание лобзиком. Мозаика по дереву 2 часа
6. Станки и оборудование 2 часа
7. Творческое задание « Рамка для фотографий». 2 часа
Тема: «Элементы машиноведения»
1. История развития технической мысли 2 часа
2. Понятия об изделиях и деталях. 2 часа
Тема: «Технология обработки
металла»
1. Станки и оборудование. 2 часа
2. Способы обработки тонколистового
металла. Пропильной металл.
2 часа
3 . Изделия из поволоки. Скань. 2 часа
4. Творческое задание « Украшение костюма.» 2 часа
Тема: «Основы проектирования и
выполнение проекта»
1. Что надо знать и уметь для выполнения проекта 2 часа
2. . Основные компоненты проекта 2 часа
3. Выполнение и защита проектов 6 часов
Тема: «Кулинария. Ужин»
1. Физиология и гигиена питания. Составление
меню.
2 часа
2. Питательные вещества и полноценное питание 2 часа
3. Молоко и его свойства. Блюда из молока. 2 часа
4. Крупы и каши 2 часа
5. Макаронные изделия и пасты 2 часа
3. Морепродукты. Рыба. Приготовление блюд. 2 часа
Тема: «Основы этикета»
1. Культура поведения в семье 2 часа
2. Подарки и переписка 2 часа
Тема: «Профессиональное самоопределение»
Экскурсия на производство. ( Экскурсия на
завод)

2 часа

5 класс
учебник Сасова И.А. (68 часов в год)

2 вариант


Разделы Количество часов Примечание
1. Вводный урок. Технология в жизни человека и
общества
2. Техника безопасности.

2 часа

Тема: «Материаловедение»
1. Общие сведения о древесине
2. Общие сведения о металлах
3. Творческое задание «Бумагопластика»

6 часов

Тема: «Элементы графической
грамоты»
1. Организация рабочего места для выполнения
ручных работ. Инструменты и приспособления.
Техника безопасности.
2 часа
2. Понятие о техническом рисунке, эскиз,
чертеж. Практическая работа
2 часов
3. Инструкционно-технологические карты.
Призматические , плоские тела, тела вращения.
2 часа
Тема: «Технология обработки
древесины»
1. Слесарный и столярный инструмент. 2 часа
2. Строгание 2 часа
3. Сверление 2 часа
4.. Выжигание. 2 часа
5. Выпиливание лобзиком 2 часа
6. Станки и оборудование 2 часа
7. Творческое задание « Подарок маме» 2 часа
Тема: «Элементы машиноведения»
1. История развития технической мысли 2 часа
2. Понятия об изделиях и деталях. 2 часа
Тема: «Основы проектирования и
выполнение проекта»
1. Что надо знать и уметь для выполнения проекта 2 часа
2. Основные компоненты проекта 2 часа
3. Выполнение и защита проектов 6 часов
Тема: «Кулинария. Завтрак»
1. Физиология питания 2 часа
2. Кухонная утварь и уход за ней. Оборудование
кухни. Размещение оборудования. Зона
приготовления пищи.
2 часа
3. Первичная обработка овощей. Приготовление
блюд из свежих овощей
2 часа
4. Приготовление блюд из вареных овощей. Блюда
из яиц.
2 часа
5. Бутерброды. Сервировка стола к завтраку. 2 часа
6. Благоустройство кухни. Санитарное состояние.
Проект «Новая пицца.»
2 часа
Тема: «Основы этикета»
1. Отношение человека к предметам быта 2 часа
2. Культура поведения 2 часа
Тема: «Гигиена человека»
1. Уход за одеждой и обувью. 2 часа
2. Стирка, чистка, утюжка, хранение вещей. 2 часа
3 .Гигиена подростков. 2 часа
4. Ремонтные работы в доме. 2 часа
Тема: «Профессиональное самоопределение»
Экскурсия на производство. (Столярная
мастерская)
2 часа

6 класс
учебник Сасова И.А. (68 часов в год)

2 вариант


Разделы Количество часов Примечание
1. Вводный урок. Технология в жизни человека и
общества
2. Техника безопасности.

2 часа

Тема: «Кулинария. Ужин»
1. Физиология и гигиена питания. Составление
меню.
2 часа
2. Питательные вещества и полноценное питание 2 часа
3. Молоко и его свойства. Блюда из молока. 2 часа
4. Крупы и каши 2 часа
5. Макаронные изделия и пасты 2 часа
6. Морепродукты. Рыба. Приготовление блюд. 2 часа
Тема: «Элементы графической
грамоты»
1. Организация рабочего места для выполнения
ручных работ. Инструменты и приспособления.
Техника безопасности.
2 часа
2. Понятие о техническом рисунке, эскиз,
чертеж. Практическая работа
2 часов
3. Форматы, рамка и основная надпись на
чертежах. Масштаб.
2 часа
4. Простейшие геометрические построения:
деление отрезков, построение и деление углов,
Деление окружности на 3, 4, 5, 6, 8
2 часа
5. Шрифты. История Шрифтовой культуры и
различных видов шрифтов
2 часа
Тема: «Материаловедение»
1. Общие сведения о древесине 2 часа
2. Общие сведения о металлах 2 часа
3. Творческое задание 2 часа
Тема: «Технология обработки
древесины»
1. Слесарный и столярный инструмент. 2 часа
2. Резьба по дереву 2 часа
4. Выжигание. 2 часа
6. Станки и оборудование 2 часа
7. Творческое задание « Рамка для фотографий». 2 часа
Тема: «Элементы машиноведения»
1. История развития технической мысли 2 часа
2. Станки и оборудование. 2 часа
Тема: «Основы проектирования и
выполнение проекта»
1. Что надо знать и уметь для выполнения проекта 2 часа
2. . Основные компоненты проекта 2 часа
3. Выполнение и защита проектов 2 часа
Тема: «Основы этикета»
1. Культура поведения в семье 2 часа
2. Подарки и переписка 2 часа
3. Семейные праздники. 2 часа
4. Культура поведения в семье 2 часа
Тема: «Профессиональное самоопределение»
1. Ваш творческий потенциал. Что важно знать о
профессиях.
2 часа
2. Профессии нового времени. Интерактивная
игра.
2 часа
3. Мастер-класс. «Маркетолог» 2 часа
4. Экскурсия на производство. (Экскурсия на
завод)
4 часа




Следующий: