Программа внеурочной познавательной деятельности учащихся Воспитываем здоровое поколение

Внеурочная познавательная деятельность является одним из самых
распространенных видов внеурочной деятельности. Данная программа организована в
форме тьюторского сопровождения инновационных образовательных практик,
образовательных путешествий, образовательных событий, исследовательских и
творческих проектов, работы научного общества, олимпиад и викторин. Каждая из
этих форм обладает достаточно большим воспитательным потенциалом, реализация
которого является задачей педагога, организующего свою работу в соответствии с
новыми федеральными государственными образовательными стандартами. Педагогу,
работающему с детьми по настоящей программе, предоставляется возможность
планомерно достигать результатов разного уровня познавательной деятельности.
Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая этому
содержанию формы, педагог постепенно переходит от простых результатов к более
сложным. Программа ориентирована на школьников подросткового возраста и может
быть реализована в работе педагога как с отдельно взятым классом, так и с
группой учащихся из разных классов и параллелей. Данная программа реализуется
как продолжение программы “Разговор о правильном питании” с определяющей темой
“Формула правильного питания”. Реализация программы определяется ее модульным
характером, что предполагает:

  • Вариативность при выборе площадок для реализации,
  • Вариативность способов реализации. Основной вариант в рамках внеурочной
    деятельности.

Программа является модульной и состоит из четырех автономных модулей (общим
объемом 114 часов): модуль1 Тьюторский клуб путешествий “Планета “Здоровье”,
модуль 2 Инновационная образовательная практика “Кулинарный калейдоскоп”,
модуль3 инновационная образовательная практика “Формула правильного питания”,
модуль 4 “Научное общество учащихся”. Ребенок самостоятельно или при поддержке
родителей и классного руководителя выбирает занятия по тем модулям программы,
которые ему интересны и которые он будет посещать после уроков. Каждый из
предложенных модулей может быть реализован как в рамках настоящей программы, так
и в других программах по здоровьесбережению, реализуемых в образовательных
учреждениях.

Каждый из модулей направлен на решение своих собственных педагогических
задач.

Занятия в рамках модуля 1 “Планета “Здоровья” тьюторского клуба путешествий
позволяют любой личностный интерес ребенка углубить (“раскрутить”) до
образовательного, то есть такого, который определяет внутренний рост личности,
ее интеллектуальное и духовное развитие. Отличие образовательного путешествия от
экскурсии состоит в том, что предполагает точно определенную цель и программу
действий во время его проведения. Из пассивного слушателя ребенок превращается в
соавтора путешествия. Особенностью модуля 2 инновационная образовательная
практика “Кулинарный калейдоскоп” учащихся смогут контролировать свой рацион и
режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни,
сознательно выбирая наиболее полезные продукты питания и самостоятельно
приготовить завтрак с точки зрения рационального питания. Воспитательная
направленность занятий в рамках модуля 3 “Формула правильного питания” связана в
основном с формированием ценностного отношения школьников к здоровью,
формированию готовности у подростков заботиться и укреплять собственное
здоровье. Модуль 4 “Научное общество учащихся”, ориентирован в первую очередь на
развитие познавательной мотивации школьников и формирование их ценностного
отношения к знанию, науке, исследовательской деятельности. Воспитательный
потенциал научного общества учащихся увеличивается, так как совместная
деятельность с младшими школьниками позволяет подросткам побывать в непривычной
для себя роли взрослого, роли воспитателя. Занятия модулей программы могут быть
связаны между собой и связаны с деятельностью клуба. Появление таких общностей и
делает воспитательный процесс эффективным.

Тематическое планирование

Название модуля

Общее количество
часов
Часы аудиторных
занятий
Часы внеаудиторных
активных занятий
1 Клуб путешествий “Планета
“Здоровье”
68 20 48
2 Инновационная образовательная
практика “Кулинарный калейдоскоп”
2 2
3 Инновационная образовательная
практика

“Формула правильного питания”

10 2 8
4 Научное общество учащихся 34 20 14
Всего 114 42 72

Предлагаю программу одного из самых интересных и занимательных модулей,
который пользуется огромной популярностью среди учащихся, родителей, педагогов.

Модуль-Секция 1 образовательные путешествия

Тьюторский клуб “Планета “Здоровье”

Принципы работы секции образовательных путешествий

Секция “образовательных путешествий” существует в нашей школе с 2008 года. За
это время накоплен опыт, который может быть применен не только в условиях
средней школы, но и в рамках любой детской организации. Работа в секции
образовательных путешествий основана на следующих принципах:

  1. Любой личностный интерес ребенка можно углубить (“раскрутить”) до
    образовательного, то есть такого, который определяет внутренний рост
    личности, ее интеллектуальное и духовное развитие.
  2. Позиция взрослого рядом с ребенком – это позиция тьютора, то есть того,
    кто идет рядом, а не впереди, кто готов обсуждать интерес ребенка, пути и
    способы сбора информации, варианты реализации интереса, причем все это с
    целью определения значимости выбора для самого ребенка. Тьютор не дает
    готовых решений, он только спрашивает, но спрашивает так, чтобы вопрос
    “продвигал” вперед.
  3. Отличие образовательного путешествия состоит в том, что предполагает
    точно определенную цель и программу действий во время его проведения. Из
    пассивного слушателя ребенок превращается в соавтора путешествия.

Структура секции образовательных путешествий

Сложилось два варианта работы секции клуба:

  1. Клуб, постоянно действующий, со стабильным составом и участием его
    членов в нескольких путешествиях;
  2. Клуб одного путешествия.

Учащиеся, вступившие в Клуб путешественников, первоначально попадают в
тьюторские группы, сформированные случайным образом. После изучения
познавательного интереса и образовательного запроса в рамках предполагаемого
путешествия происходит сбор членов малых групп на секции клуба и
переформирование тьюторских групп на основе близости образовательных запросов.

Формирование индивидуальных маршрутов путешествия и их согласование
осуществляется на групповых встречах членов группы. Тьютор группы помимо
сопровождения групповой деятельности предварительно проводит серию
индивидуальных встреч с подопечными.

Секция клуба образовательных путешествий осознается нами как вариант решения
проблемы межвозрастной группы – постоянных переходов учеников из одной группы в
другую.

Работа в секции образовательных путешествий предполагает обязательные шесть
обязательных этапов:

  1. определение и конкретизация образовательного интереса;
  2. построение образовательного маршрута;
  3. само путешествие;подготовка к презентации;
  4. презентация конечного продукта;
  5. анализ результатов и перспектив.

Алгоритм работы секции образовательных путешествий

Этап I

Основное содержание

Набор группы

Шаги

  1. Объявление о наборе группы с указанием места путешествия и краткой
    характеристикой объекта.
  2. Презентация программы для учителей, родителей и учащихся.
  3. Информация по классам о наборе группы.
  4. Запись в группу.

Реализуемые цели

  • Популяризация хода и итогов работы программ тьюторского сопровождения.
  • Оказание содействия индивидуализации процесса обучения учащихся.
  • Оказание поддержки учащимся в формировании индивидуальных
    образовательных планов.
  • Углубление содержания и отработка организационных форм.

Ожидаемый результат

  • Информирование учащихся о работе Клуба и об экспедиции.
  • Формирование положительного общественного мнения, показ возможностей
    использования Клуба для решения образовательных задач.
  • Группа 8-12 человек

Ответственный / Участники

– куратор клуба, тьюторы клуба.

Этап II

Основное содержание

Заседание Клуба образовательных путешествий (работа в группах)

Шаги

  1. Распределение участников путешествия по тьюторским группам.
  2. Изучение индивидуального интереса.
  3. Формулирование вариантов темы вопроса образовательного путешествия.

Самостоятельная работа:

сбор материала из различных источников по вопросу
темы образовательного путешествия

Реализуемые цели

  • Оказание содействия индивидуализации процесса обучения учащихся.
  • Оказание поддержки учащимся в формировании индивидуальных
    образовательных планов.
  • Углубление содержания и отработка организационных форм

Ожидаемый результат

Продуктный уровень:

– Предварительная формулировка темы вопроса образовательного путешествия.
– Мини-портфолио.

Личностный уровень:

– Осознание индивидуальных познавательных интересов

Ответственный / Участники

– куратор клуба / тьюторы клуба, участники
путешествия

Этап III

Основное содержание

Заседание Клуба образовательных путешествий (работа в группах)

Событие. Образовательное путешествие

Шаги

  • Обсуждение собранных материалов, уточнение тематики вопросов.
  • Координация тематики вопросов.
  • Обсуждение видов деятельности.

Самостоятельная работа:

подготовка тематики вопросов, разработка
индивидуального плана участия в образовательном путешествии.

Реализуемые цели

  • Оказание содействия индивидуализации процесса обучения учащихся.
  • Оказание поддержки учащимся в формировании индивидуальных
    образовательных планов.

Ожидаемый результат

Продуктный уровень:

– Окончательная формулировка темы вопроса образовательного путешествия.
– Разработка плана собственных действий в рамках образовательного
путешествия

Личностный уровень:

– Осознание индивидуальных познавательных возможностей.
– Освоение деятельности образовательного путешествия

Ответственный / Участники

– Куратор клуба / тьюторы клуба, участники
путешествия

Этап IV

Основное содержание

Подготовка к Презентации (индивидуальные тьюторские встречи)

Шаги

  • Рефлексия итогов путешествия.
  • Формулирование ответов на тематические вопросы образовательного
    путешествия.
  • Выбор формы презентации.
  • Самостоятельная работа: подготовка материалов для презентации.

Реализуемые цели

  • Оказание содействия индивидуализации процесса обучения учащихся.
  • Оказание поддержки учащимся в формировании индивидуальных
    образовательных планов.
  • Углубление содержания и отработка организационных форм

Ожидаемый результат

Продуктный уровень:

– Подготовка материалов к презентации

Личностный уровень:

– Рост рефлексии
– Осознание индивидуальной познавательной направленности

Ответственный / Участники

– куратор клуба / тьюторы клуба, участники
путешествия

Этап V

Основное содержание

Событие. ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Реализуемые цели

  • Оказание содействия индивидуализации процесса обучения учащихся.
  • Оказание поддержки учащимся в формировании индивидуальных
    образовательных планов.
  • Углубление содержания и отработка организационных форм

Ожидаемый результат

Продуктный уровень:

– презентация темы вопроса и своей работы.

Личностный уровень:

– рефлексия индивидуальных образовательных достижений
– рефлексия индивидуальных образовательных возможностей

Ответственный / Участники

куратор клуба / тьюторы клуба,
участники путешествия, приглашенные

Этап VI

Основное содержание

Тьюторский сбор

Шаги

  • Рефлексия итогов путешествия.
  • Обобщение методов и приемов работы тьютора Клуба.
  • Проектирование следующего путешествия.

Реализуемые цели

  • Теоретическое обобщение материалов реализации программ и опыта работы
    тьюторов.

Ожидаемый результат

1. Материалы для статей
2. Стабильная работа программ

Ответственный / Участники

– Куратор клуба / тьюторы клуба

Типы путешествий и путешественников

Путешествие-испытание

(Пример “Какую пищу можно найти в лесу”)

Главная цель такого путешествия – помочь ребенку обрести истинный образ
своего “Я”, как бы увидеть себя со стороны, посмотреть “новыми глазами” на своих
друзей, проверить и подтвердить старую дружбу и может быть, найти новую. Не
менее важные цели – сохранить (а то и возродить) имевшиеся в младшем возрасте
навыки взаимодействия с неизвестным пространством. Некоторые дети в таких
путешествиях как бы заново учатся осваивать новое место не только при помощи ног
и глаз, они стараются вчувствоваться, внюхиваться, ощупывать, сравнивать,
запоминать, действовать (эти навыки абсолютно необходимы и в путешествиях других
типов). Маршрут такого пути может быть далеким и трудным, а может заканчиваться
недалеко от дома. Здесь главное – совместное участие детей и взрослых на всех
этапах испытания – от разработки маршрута, подготовки к нему, до собственно
самого путешествия.. Как и положено в настоящем испытании, вокруг него должен
быть ореол неизвестности и опасности. Оно ни в коем случае не должно быть
облегченно-прогулочным, когда детям предоставляется возможность побыть на
природе, а взрослые берут на себя большую часть забот. Иначе всякий
образовательный смысл пути автоматически уничтожается. Все участники испытания
должны нести предельно допустимые для возраста нагрузки, иметь собственные
обязанности. Тогда даже дорога в несколько десятков километров может оказаться
настоящей инициацией для подростка, когда проверяется крепость его тела и духа,
его социального развития, ответственности, человечности. А он сам с удивлением
обнаруживает свою близость к людям, свою нужность им.

Путешествие-исследование

(Пример “Кулинарное путешествие по Пермскому краю”)

Путешествия-экспедиции – наиболее приемлемый образ учения в подростковой
школе. На этом поле пересекаются интересы учеников, нуждающихся в это время в
активной, практической школе, и учителей, которым необходимо, чтобы ребята
постепенно присваивали культурные ценности человечества. И здесь чрезвычайно
важно, чтобы все, что будет делаться, делалось абсолютно серьезно, без скидок на
возраст и неподготовленность. Четкие экспедиционные цели, задачи, задания, формы
и сроки отчетности абсолютно необходимы – тем основательнее будут мотивы
что-либо изучать. Виды экспедиций – археологические, фольклорные и
этнографические, экологические экспедиции. Факты говорят об одном – работа
подростков наравне с настоящими учеными и мастерами дает огромный
образовательный эффект, повышает их самооценку, мотивацию к дальнейшему учению.

Путешествие – профессиографическая экскурсия

(Пример “Где и как готовят пищу”)

Слово экскурсия (excursio) латинского происхождения и в переводе на русский
язык означает вылазку, посещение какого-либо места или объекта с целью его
изучения. Экскурсии являются весьма эффективной формой. С помощью экскурсий
ребята непосредственно знакомятся с изучаемыми предметами и явлениями. Экскурсии
позволяют повышать уровень научности укреплять его связь с жизнью, с практикой.

Экскурсии дает возможность знакомить учащихся с производством, с применением
научных знаний в промышленности и сельском хозяйстве.

Экскурсии играют важную роль в профессиональном самоопределении учащихся.

Тематика путешествий:

исторические, литературные, природно-географические, природно-биологические,
культурологические, комплексные

По завершению первого путешествия состав секции клуба значительно изменился,
но уменьшения численности не произошло. Напротив, проявилось понимание ценности
и значимости образовательного путешествия и его тьюторского сопровождения.
Следствием стала разработка модели тьюторского сопровождения (на базе формальной
экскурсии). Основным содержанием деятельности членов “Клуба путешественников”
стала подготовка к путешествию и презентация его итогов.

Специфику такой модели сопровождения в наших условиях обуславливают: разный
опыт работы в тьюторской программе у разных учащихся; кратковременность этапа
подготовки к образовательному путешествию; сохранение отношений между членами
экспедиции после ее завершения и формального распада группы
.

“Клуб путешественников” стал в практике самой мобильной моделью тьюторского
сопровождения: здесь выражены процессы “миграции” учащихся – выход из Клуба,
приход “новичков” (из других классов и параллелей), переходы из одной малой
тьюторской группы в другую.

Спасибо за сотрудничество!

Следующий: