Программа учебной дисциплины Физическая культура для профессий начального профессионального образования на базе основного общего образования


Пояснительная записка

Программа учебной дисциплины разработана на
основе Федерального государственного
образовательного стандарта (далее ФГОС) на
основании распоряжения Правительства РФ от
07.08.2009 №1101-р “Об утверждении Стратегии развития
физической культуры и спорта в Российской
Федерации на период до 2020 года”, по профессиям
начального профессионального образования:
автомеханик, автослесарь, станочник, мастер ЖКХ,
газосварщик, электромонтёр, лаборант-эколог,
крановщик.

Программа разработана в соответствии с
“Рекомендациями по реализации образовательной
программы среднего (полного) общего образования
в образовательных учреждениях начального
профессионального и среднего профессионального
образования в соответствии с федеральным
базисным учебным планом и примерными учебными
планами для образовательных учреждений
Российской Федерации, реализующих программы
общего образования” (письмо Департамента
государственной политики и нормативно-правового
регулирования в сфере образования Минобрнауки
России от 29.05.2007 № 03-1180).

Согласно Концепции развития содержания
образования в области физической культуры
основой образования по физической культуре
является двигательная (физкультурная)
деятельность, которая непосредственно связана с
совершенствованием физической природы человека.

В процессе освоения данной деятельности
человек формируется как целостная личность, в
единстве многообразия своих физических,
психических и нравственных качеств. В
соответствии со структурой двигательной
деятельности, учебный предмет физической
культуры структурируется по трем основным
разделам: знания (информационный компонент
деятельности), физическое совершенствование
(мотивационно-процессуальный компонент
деятельности) и способы деятельности
(операциональный компонент деятельности).

Общей целью образования в области физической
культуры является формирование у учащихся
устойчивых мотивов и потребностей в бережном
отношении к своему здоровью, целостном развитии
физических и психических качеств, творческом
использовании средств физической культуры в
организации здорового образа жизни.

Программа “Физическая культура” направлена
на укрепление здоровья, повышение физического
потенциала работоспособности обучающихся, на
формирование у них жизненных, социальных и
профессиональных мотиваций. Программа содержит
теоретическую и практическую части.
Теоретический материал имеет валеологическую и
профессиональную направленность. Его освоение
обеспечивает формирование мировоззренческой
системы научно-практических основ физической
культуры, осознание обучающимися значения
здорового образа жизни и двигательной
активности в профессиональном росте и адаптации
к изменяющемуся рынку труда. Практическая часть
предусматривает организацию
учебно-методических и учебно-тренировочных
занятий. Программа учебной дисциплины может быть
использована в учреждениях ПНО и СПО.


1. Паспорт программы учебной дисциплины
“Физическая культура”

1.1. Область применения программы:

Программа учебной дисциплины является
частью примерной основной профессиональной
образовательной программы в соответствии с ФГОС
по профессиям: автомеханик, автослесарь,
станочник, мастер ЖКХ, газосварщик,
электромонтёр, лаборант-эколог, крановщик.

Программа учебной дисциплины может быть
использована в учреждениях ПНО и СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной
профессиональной образовательной программы:

дисциплина
относится к общеобразовательному циклу.

1.3. Цели и задачи дисциплины — требования к
результатам освоения дисциплины.

Содержание дисциплины “Физическая культура”
направлено на:

- развитие физических качеств и повышение
функциональных возможностей организма;

- сохранение и укрепление здоровья, повышение
уровня физической подготовленности, содействие
правильному формированию организма;

- воспитание высоких морально – волевых и
нравственных качеств, культурных навыков и
этических норм поведения;

- воспитание у учащихся интереса и привычки к
систематическим самостоятельным занятиям
физическими упражнениями;

- формирование общественных и личностных
представлений о престижности высокого уровня
здоровья и разносторонней физиологической
подготовленности;

- подготовку к полноценной трудовой
деятельности;

- подготовку к службе в ВС РФ;

- приобретение учащимися необходимых знаний по
основам теории и методике организации
физвоспитания и спортивной тренировки;

- подготовку учащихся к работе в качестве
общественного инструктора, судьи по спорту.

Распределение учебного времени на изучение
дисциплины “Физическое воспитание”
осуществляется в соответствии с нагрузкой,
предусмотренной планом учебного процесса для
различных специальностей из примерного расчёта:

5% — теоретическая подготовка;

55% — учебно-тренировочная работа;

30% — профессионально – прикладная физическая
подготовка и методико — практические занятия;

10% — контрольные испытания.

Контрольные занятия обеспечивают оперативную,
текущую и итоговую дифференцированную
информацию о степени освоения теоретических и
методических знаний — умений о состоянии
динамики здоровья, физического развития,
психофизической и профессионально-прикладной
подготовленности каждого учащегося.

Предусмотрена также самостоятельная работа
учащихся по написанию рефератов, необходимых для
закрепления теоретических знаний.

В результате освоения дисциплины обучающийся
должен уметь:

(указано в каждом разделе
содержания учебной дисциплины)

В результате освоения дисциплины обучающийся
должен знать:

- основные понятия (ФК, спорт, физкультурник,
спортсмен, физическое воспитание, физическое
развитие, физическая подготовка, физическая
подготовленность, физическое совершенство,
физические упражнения);

- историю Олимпийского движения;

- какие качества лежат в основе выбора вида
спорта.

- основные физические качества человека (сила,
быстрота, выносливость, ловкость, гибкость);

- средства, методы и основные принципы
физической подготовки

- воздействие на организм природных и
социальных факторов внешней среды;

- взаимосвязь физической и умственной
деятельности человека;



- влияние на организм физической активности в
период напряжённых умственных нагрузок;

- физиологические процессы, обеспечивающие
восстановление после утомления при физической и
умственной работе;

- неблагоприятное влияние на организм
гипокинезии и гиподинамики;

- средства ФК, обеспечивающие устойчивость к
умственной и физической работоспособности;

- понятия: работоспособность, утомление,
усталость;

- внешние признаки утомления при физическом
труде.

- средства ППФП;

- какие виды спорта и физические упражнения
способствуют развитию важных качеств в данной
профессии.

- гигиенические требования к местам занятий, к
одежде и обуви;

- профилактические мероприятия простудных
заболеваний;

- методические правила предупреждения травм;

- восстановительные средства после
тренировочных нагрузок, напряжённой умственной
и производственной деятельности;

- виды лёгкой атлетики (ходьба, бег, метание,
многоборья) и правила проведения соревнований;

- историю возникновения спортивных игр
(волейбол, футбол, баскетбол);

- методику судейства и правила соревнований по
спортивным играм и судейские жесты.

- особенности подбора лыжного инвентаря и
снаряжения, правила подбора лыжной смазки и
технику подготовки лыж к тренировкам и
соревнованиям;

- теоретические сведения о технике лыжных
ходов, технике преодоления спусков и подъемов,
способах торможения и поворотов;

- основы методики самомассажа;

- методику проведения производственной
гимнастики в заданных условиях;

- динамику своих результатов,
антропометрических показателей.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение
программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 290
часов, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки
обучающегося 250 часов,

- самостоятельной работы обучающегося 40 часов.


2. Структура и содержание учебной дисциплины

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной
работы.


Вид учебной работыОбъём часов
Максимальная учебная нагрузка
(всего)
290
Обязательная аудиторная
учебная нагрузка (всего)
250
В том числе
Обучение на 1 курсе119
Обучение на 2 курсе114
Обучение на 3 курсе17
Самостоятельная работа
обучающихся (всего)
40
Итоговая аттестация в
форме экзамена

2.2. Тематический план и содержание учебной
дисциплины.


КурсВсегоТеорет.
подгот.
Лёгкая
атлетика
ВолейболБаскетболЛыжная
подгот.
ППФПКонтр.
тесты

1

119

4

262016261710

2

114

2

26201620228

3

17

2

222 72


3. Условия реализации программы дисциплины

3.1. Требования к минимальному
материально-техническому обеспечению.

Реализация программы дисциплины требует
наличия материальной базы: спортивный зал,
стадион, тренажёрный зал, а также спортивный
инвентарь.

3.2. Информационное обеспечение обучения.

В программе указан рекомендуемый список
литературы


4. Контроль и оценка результатов освоения
дисциплины

Контроль и оценка освоения результатов
освоения дисциплины осуществляется
преподавателем в процессе проведения
практических занятий и контрольных тестов, а
также при выполнении учащимися индивидуальных
заданий

Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Теоретическая подготовка по
дисциплине “Физическое воспитание”

Тема 1.1.

Физическая культура в
профессиональной подготовке учащихся. Спорт в
физическом воспитании учащихся.

Учащийся должен:

иметь представление:

- о целях и задачах предмета;

- о роли ФК и С в духовном воспитании личности;

- о спортивной квалификации;

- о видах спорта развивающих выносливость,
силовые и скоростно-силовые качества.

знать:

- основные понятия (ФК, спорт, физкультурник,
спортсмен, физическое воспитание, физическое
развитие, физическая подготовка, физическая
подготовленность, физическое совершенство,
физические упражнения);

- историю Олимпийского движения;

- какие качества лежат в основе выбора вида
спорта.

Тема 1.2.

Физические способности человека.
Основы физической и спортивной подготовки.

Учащийся должен:

иметь представление:

- о методике обучения двигательным навыкам;

- о связи выносливости с состоянием сердечно –
сосудистой и дыхательной системами;

- в каких видах спорта проявляются различные
качества “наилучшим образом”.

знать:

- основные физические качества человека (сила,
быстрота, выносливость, ловкость, гибкость);

- методы развития физических качеств;

- виды подготовки в спортивной тренировке
(теоретическая, техническая, тактическая,
волевая);

- тренировочные принципы в процессе спортивной
подготовки.

уметь:

- составить дневник самоконтроля;

- составить план утренней зарядки;

- оценить свою физическую подготовленность.

Тема 1.3.

Социально-биологические основы ФК и
С.

Учащийся должен:

иметь представление:

- о социально-биологических факторах ФК;

- о строении тела человека, его тканях, органах и
физических системах;

- о физических характеристиках состояний
организма при занятиях физическими упражнениями
и спортом (предстартовое состояние,
врабатывание);

- о биологических ритмах человека.

знать:

- воздействие на организм природных и
социальных факторов внешней среды;

- взаимосвязь физической и умственной
деятельности человека;

- влияние на организм физической активности в
период напряжённых умственных нагрузок;

- физиологические процессы, обеспечивающие
восстановление после утомления при физической и
умственной работе;

- неблагоприятное влияние на организм
гипокинезии и гиподинамики;

- средства ФК, обеспечивающие устойчивость к
умственной и физической работоспособности;

- понятия: работоспособность, утомление,
усталость;

- внешние признаки утомления при физическом
труде.

уметь:

- оценить работоспособность;

- применить и оценить результаты
функциональной пробы.

Тема 1.4.

Профессионально-прикладная
физическая подготовка.

Учащийся должен

иметь представление:

- об условиях труда;

- о характере труда и режиме труда;

- о характере утомления при различных формах
труда (физическое, нервное, общее).

знать:

- средства ППФП;

- психофизические качества, являющиеся
ведущими в профессии данного учащегося;

- какие виды спорта и физические упражнения
способствуют развитию важных качеств в данной
профессии.

уметь:

- составить комплексы производственной
гимнастики для конкретной профессии.

Тема 1.5.

Профилактические, реабилитационные и
восстановительные мероприятия в процессе
занятий физическими упражнениями. Основы
здорового образа жизни.

Учащийся должен

иметь представление:

- о резервах организма;

- о правильном питании;

- о правильной организации режима
трудоустройства;

- о роли двигательной активности в здоровом
образе жизни.

знать:

- понятие “здоровье”;

- дурные привычки и их воздействие на организм;

- гигиенические требования к местам занятий, к
одежде и обуви;

- профилактические мероприятия простудных
заболеваний (закаливание);

- методические правила предупреждения травм;

- восстановительные средства после
тренировочных нагрузок, напряжённой умственной
и производственной деятельности
(гидропроцедуры, массаж, самомассаж, физические
средства).

Тема 1.6.

Теоретические основы лыжного спорта.

Учащийся должен

иметь представление



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: