Программа, содежание учебного материала и методическое обеспечение урока по баскетболу в 5 классах


Перед каждым учителем стоит вопрос, с помощью
каких критериев можно определить двигательные
способности учащихся. На наш взгляд, таким
основным методом контроля в условиях школы
является тестирование, которое помогает оценить
правильность быстроту и рациональность
двигательных действий.

Одним из ведущих средств развития двигательных
способностей служат игры с мячом и особенно
баскетбол. Для этой игры характерны высокий
эмоциональный накал, точное распределение сил и
комплексное развитие быстроты, прыгучести,
выносливости, ловкости, гибкости, находчивости.

В целом спортивные игры способствуют развитию
жизненно важных качеств и свойств человеческого
организма, обеспечивающих ориентировку в
сложной двигательной деятельности, в
пространстве, вестибулярную устойчивость,
оперативность мышления, совершенствую
дистанционные, слуховые и зрительные функции.

Мы воспользовались комплексом тестов на основе
игры в баскетбол, разработанных учителем
физической культуры московской школы № 762
Л.В.Плаховой (журнал “Физическая культура в
школе”, № 7, 2000, с.37–38), который достаточно полно
отражает уровень развития двигательных качеств
учащихся.

Тестирование мы проводим в три этапа: на втором
занятии (контрольный срез), в середине
прохождения учебного материала (текущий срез), и
после его прохождения (итоговый срез).

Описание тестов и методика их
проведения

Тест 1. Ведение мяча с изменением
направления (“змейка”) 30 м (2х15 м).

По команде “На старт!” учащиеся принимают
положение высокого старта на стартовой линии с
мячом в руках. По команде “Марш!” учащиеся
начинают бег по восьмерке с ведением мяча правой
и левой рукой, выполняя при этом обводку
ориентиров, находящихся на расстоянии 3 м друг от
друга. Фиксируя время, которое показывает ученик,
пересекая финишную линию.

Тест 2. Челночный бег с ведением мяча 3х10.

Старт тот же, что и в тесте 1. по команде “Марш!”
ученик устремляется с ведением мяча к отметке 10
м, касается отметки ногой, при этом не беря мяч в
руки, и устремляется обратно, касается ногой
стартовой линии и финиширует не останавливаясь.
Фиксирует время, которое ученик показывает,
пересекая финишную линию.

Тест 3. Штрафной бросок.



Учащиеся разбиваются по парам: один подает мяч,
другой выполняет броски в кольцо 10 раз подряд.
Затем партнеры меняются ролями. Засчитывают
каждый попавший в кольцо мяч. Учащиеся 5 класса
выполняют бросок находясь на 50 см ближе к кольцу.

Тест 4. Бросок в движении.

Учащиеся строятся у средней линии с правой
стороны щита. У каждого мяч. По команде учителя
ученик начинает ведение, выполняет два шага и
бросок в кольцо с отскоком от щита, затем
возвращается на свое место, выполняет второй
бросок и т.д. (всего 10). Фиксируется количество
точных попаданий в кольцо.

Тест 5. Передачи мяча двумя руками от груди в
стену.

Учащиеся располагаются в 3 метрах от стены и по
сигналу учителя в течении 30 сек. выполняют
передачи мяча в стену двумя руками от груди. По
свистку передачи заканчиваются. Подсчитывают
количество выполненных передач за 30 сек. задание
можно выполнять двумя группами: одна группа
учащихся выполняет передачи, другая считает.
Затем группы меняются местами.

Варианты проведения урока с
образовательной направленностью

Урок 1. Игровое название урока “мяч
в руках”

Задачи учителя:

  • знакомить учащихся с различными вариантами
    игры в детский баскетбол;
  • осваивать “азбуку баскетбола”;
  • развивать у детей умение подбирать и проводить
    игры с элементами баскетбола;
  • расширять опыт самостоятельной организации
    совместной игровой деятельности.

Содержание.

Первый баскетбольный матч был проведен двести
лет назад. Изобрел эту игру Джеймс Нейсмит в США.
Правила, которые он придумал, сохранились до сих
пор и лежат в основе современных правил
баскетбола. В России становление баскетбола
связано с именем Степана Васильева, лучшего
баскетболиста и страстного пропагандиста этой
увлекательной игры. Олимпийским видом баскетбол
стал в 1936 г. – сначала для мужчин и лишь спустя 40
лет и для женщин.

Традиционный баскетбол – это игра между двумя
командами по пять человек в каждой. Но в
мини-баскетболе в команде может быть и три, и два
игрока. Перед каждой командой стоит цель –
забросить как можно больше мячей в корзину
соперников и в то же время создать для них такие
препятствия, чтобы не пропустить мячи в свою
корзину. При этом действовать нужно в рамках
установленных правил.

В чем особенность игры в баскетбол и отличие ее
от футбола? (Опрос детей). Действительно,
особенность баскетбола состоит в том, что все
действия с мячом, а это передачи, ведение, броски,
отбивание, осуществляют только руками.

Какие же разновидности баскетбола существуют?
(Например, стритбол, баскет-шоу). Как их можно
использовать в нашей подготовке?

Просмотр баскетбольного матча (видеозапись или
мини-игра по упрощенным правилам с участием
заранее подготовленных учащихся), анализ
наиболее привлекательных игровых ситуаций.

Разминка баскетболиста. (Опрос учащихся об
особенностях разминки баскетболиста).

Ходьба с упражнениями на внимание. Бег с
сохранением заданной дистанции (0,5 м, 1 м, 1,5 м); с
остановкой в заданном учителем положении по
сигналу (упор присев, стойка баскетболиста,
стойка ноги врозь). Комплекс развивающих
упражнений баскетболиста.

“Азбука баскетболиста”:

Передача и ловля мяча “В ритме шага”.
Учащиеся, стоя лицом друг к другу на расстоянии
вытянутой вперед руки, перекатывают мяч в кисти
партнера. Принимающий при взятии мяча сгибает
руки и приносит его к груди. Мяч нужно удерживать
не ладонью, а подушечками пальцев. Имитация
передачи мяча двумя руками от груди. Стоя в две
шеренги, передача мяча двумя руками от груди. То
же, только ловля с шагом навстречу мячу
(приближаясь и удаляясь, приставными шагами в
любом направлении, ловя мяч до и после остановки).
Передача и ловля мяча после его ведения.

Ведение мяча “Мяч под контролем”. Ведение
мяча на разной высоте; правой и левой рукой; с
остановками, рывками, поворотами, переводами с
одной руки на другую и т.п.

Броски мяча “Точно в цель”. Броски на
точность после какого-либо дополнительного
движения, например, после удара мяча о пол. Броски
мяча на точность в группах – чья группа быстрее
наберет определенное число попаданий мяча в
корзину.

“Суммарный баскетбол”. Класс делится на
четыре команды. Участники каждой команды
рассчитываются по порядку. Игроки с одинаковыми
порядковыми номерами из каждой команды
собираются в разных частях спортивного зала и в
течение 3–5 мин. проводят игру на одно кольцо.
Можно организовать игру “Снайпер” (попадание в
цель). По окончании игрового времени все
набранные игроками с одинаковым порядковым
номером очки суммируются, и определяется
команда-победительница.

Игра с элементами баскетбола по выбору
учащихся (подготовка игр проводится в форме
домашнего задания, выбор одной из них
осуществляет “экспертный совет”).

Комплекс упражнений для снятия усталости рук и
пальцев:

  • сжимать и разжимать кулаки с силой;
  • круговые движения кистью, сжатой в кулак, влево
    и вправо;
  • из положения руки вперед, большой палец отвести
    в сторону и выполнять им круговые движения;
  • развести пальцы в стороны и начиная с мизинца
    последовательно (веерообразным движением)
    согнуть все пальцы в кулак, затем разогнуть
    пальцы, начиная с большого.

Домашнее задание. Подобрать или придумать
игру с элементами баскетбола.

Урок 2. Игровое название урока “С
мячом и без мяча”

Задачи учителя:

  • осваивать основы техники игры в баскетбол;
  • формировать навыки самостоятельной
    организации простейших соревнований по
    баскетболу;
  • учить детей подбирать и организовывать
    подвижные игры с элементами баскетбола.

Содержание.

Движения баскетболиста отличаются мягкостью,
слитностью и в то же время быстротой и точностью.
Очень важно научиться правильно перемещаться по
площадке: бегать, прыгать, поворачиваться. Приемы
с мячом – это техника нападения в баскетболе. А
что означает термин “игра без мяча”? (Беседа с
учащимися о технике игры.)



Ходьба с упражнениями для развития стопы: на
носках, на пятках, на внутренней и внешней
стороне стопы, пружинящий шаг.



“Школа маневрирования”. Учащиеся проводят
в группах беговые упражнения для баскетболистов.
Например, бег с ускорениями, с изменениями
направления и скорости, с остановками и др.

учащиеся повторяют различные способы передач,
бросков и ведения мяча, а затем выполняют эти
приемы на оценку. Обсудить конкретные требования
к выполнению того или иного приема, например
такие.

Передача мяча с места. Оценивают исходное
положения и рабочую фазу – одновременное
выполнение движений рук и выпрямление ног.

Броски. Оценивают правильный вынос рук
вверх для броска, координированное движение рук
в сочетании с движениями ног и полное
выпрямление тела к концу броска.

Ведение мяча. Оценивают управление
отскоком мяча – не шлепать по мячу ладонью,
толкать мяч вниз, разгибая кисть и предплечье.

Игра “Перехвати мяч”. Учащиеся становятся в
круг. Передача мяча по кругу одной рукой от плеча
в одну и другую стороны. Направление передач
можно изменять по сигналу и произвольно. То же, но
в кругу находятся два игрока, которые стараются
перехватить мяч.

Игра “Лучший дриблинг”. Учащиеся делятся на
команды по 4–5 человек. В каждой команде один мяч.
По сигналу участники команд отбивают мяч от пола
– последовательно по 5 раз каждый играющий без
остановки мяча. За остановку или падение мяча
команде начисляется 1 штрафное очко. Выигрывает
команда, у которой меньше штрафных очков. В
начале игры проводят пробную попытку. При
повторении игры количество отбиваний мяча
меняется.

Игра “Кто хозяин своего тела?”. После
предварительной подготовки нужно выполнить без
ошибок одно из упражнений:

  • одновременно пальцами левой руки взяться за
    кончик носа, а правой дотронуться до мочки левого
    уха и наоборот, в быстром темпе (выполнить три
    раза);
  • круговые движения руками: каждая рука движется
    в противоположную от другой сторону (в боковой
    плоскости). Выполнить пять кругов.

Домашнее задание. Отработать показательные
комплексы упражнений.

Урок 3. Игровое название
“Сыграемся!”

Задачи учителя:

  • знакомить учащихся с основными приемами
    ведения игры;
  • развивать навыки простейших взаимодействий в
    игре;
  • включать учащихся в анализ и моральную оценку
    результатов и мотивов поступков в игровых
    ситуациях.

Содержание.

У баскетболистов, как правило, побеждает
команда, участники которой хорошо сыграны.
Всегда нужно помнить, что мяч в кольцо
забрасывает один игрок, а условия для этого
готовят все игроки команды. Взаимодействие
игроков команды, продуманная спортивная борьба,
ведущая к победе, представляет собой тактическую
игру. Определить с учащимися основные требования
тактической игры, например:

  • каждый игрок должен знать свое место и строго
    выполнять свои обязанности в команде;
  • стараться, чтобы в команде соперников мячом
    владел слабейший игрок, и проявлять повышенную
    бдительность по отношению к ее самому умелому
    игроку;
  • препятствовать броскам мяча соперниками в
    кольцо с близких дистанций и др.

Упражнения в ходьбе и беге учащиеся проводят по
заданию учителя (на внимание, для укрепления
стопы, формирование осанки), а также специальные
упражнение баскетболиста: передвижения
приставным шагом, чередование видов приставных
шагов по звуковому сигналу, поворот и бег в
другую сторону, прыжки на обеих ногах с
продвижение вперед и другие задания.

На станциях учащиеся отрабатывают основные
способы действий:

  • нападающих: ведение, передачи и ловля мяча,
    броски мяча в кольцо с места, после передачи,
    после ведения мяча;
  • защитников: перемещения в защитной стойке,
    упражнения в пассивном и активном
    противодействии ведению, передаче мяча.

Организация и проведение малых баскетбольных
игр: двусторонний мини-баскетбол по упрощенным
правилам, игра в одно кольцо, подвижные игры с
элементами баскетбола и другие. Определить
правила игры, наметить план и цель учебной игры.

Домашнее задание. Повторить правила игры в
мини-баскетбол и жесты судей при ее проведении.




Следующий: