Программа, содержание учебного материала и методическое обеспечение урока по баскетболу в 5-м классе


Цель физического воспитания в школе
- содействие всестороннему развитию личности.
Достижение этой цели обеспечивается программой,
основанной на игровой деятельности, которая
призвана решить основные задачи физического
воспитания школьников.

Оздоровительные цели:

- развитие основных ведущих качеств
(кондиционных и координационных);
- укрепление здоровья, содействие нормальному
физическому развитию.

Образовательные цели:

- обучение жизненно важным
двигательным умениям и навыкам;
- приобретение специальных знаний по баскетболу,
что дает возможность осмысленно применять их в
учебном процессе на практике и укреплять интерес
к занятиям баскетболом в старших классах на
должном технико-тактическом уровне.

Воспитательные цели:

- воспитание интереса и потребности в
систематических занятиях баскетболом;
- содействие воспитанию нравственных и волевых
качеств, развитию психических процессов,
активной, творчески мыслящей личности.

Организационно-методические
указания

Сюда относятся:

  • высокая активность и сознательная работа
    учащихся на уроке;
  • педагогические задачи освоения игры в
    баскетбол; обучение двигательным действиям в
    баскетболе;
  • освоение теоретических и методических знаний
    об игре в баскетбол;
  • приобретение умения осуществлять
    физкультурно-оздоровительную деятельность;
  • достижения соответствующего уровня
    двигательных способностей.

Содержание учебного материала.

Основы знаний.

  • Санитарно-гигиенические требования к уроку.
  • Разметка игровой площадки.
  • Правила участия в подвижных играх,
    подготовительных к баскетболу.
  • Правила игры в мини-баскетбол.
  • Основные термины в баскетболе.
  • Жесты судей в баскетболе: ошибка в ведении, фол,
    спорный мяч, мяч не засчитан, минутный перерыв.

Двигательные умения и навыки.

1. Техническая подготовка.

  • Техника нападения .
  • Техника передвижений.
  • Стойка баскетболиста (ноги параллельно на одной
    линии; одна нога выдвинута вперед).
  • Передвижения приставными ногами (лицом вперед,
    вправо, влево, спиной вперед).
  • Прыжки толчком двух ног.
  • Прыжки толчком одной ногой.
  • Остановки (прыжком, двумя шагами).
  • Повороты на месте.
  • Техника владения мячом.
    • Ловля мяча двумя руками на уровне груди.
    • Ловля двумя руками “высокого” мяча.
    • Ловля двумя руками “катящегося” мяча.
  • Передачи мяча.
    • Передача мяча двумя руками от груди.
    • Передача мяча двумя руками сверху.
    • Передача мяча двумя руками снизу.
    • Передача мяча одной рукой от плеча.
    • Передача мяча двумя руками с отскоком от пола.
  • Броски мяча.
    • Броски мяча двумя руками от груди с места.
    • Броски мяча одной рукой от плеча с места.
    • Броски мяча одной от плеча в движении после двух
      шагов.
  • Ведение мяча.
    • Ведение мяча с высоким и низким отскоком.
    • Ведение мяча с изменением скорости
      передвижения.
    • Ведение мяча с изменением высоты отскока.
    • Ведение мяча с переводом на другую руку.
    • Ведение изменением направления движения.
    • Ведение мяча с обводкой препятствия.
  • Техника защиты.
  • Техника передвижения.
    • Стойка защитника с выставленной вперед ногой.
    • Стойка защитника со ступнями на одной линии.
    • Передвижения защитной стойкой вперед, назад, в
      стороны.
  • Техника владения мячом.
    • Вырывание мяча.
    • Выбивание мяча.

2. Тактическая подготовка.

  • Тактика нападения.
    • Индивидуальные действия без мяча.
      • Выход на свободное пространство с целью
        освобождения от опеки противника и получения
        мяча.
    • Индивидуальные действия игрока с мячом.
      • Выбор способа ловли в зависимости от
        направления и силы полета мяча.
      • Выбор способа передачи мяча в зависимости от
        расстояния.
      • Применение изученных способов передач, ведения,
        бросков в зависимости от ситуации на площадке.
    • Групповые действия.
      • Взаимодействие двух игроков “передай выходи”.
      • Взаимодействие трех игроков “треугольник”.
    • Командные действия.
      • Организация командных действий по принципу
        выбора свободного места с использованием
        изученных групповых взаимодействий.
  • Тактика защиты.
    • Индивидуальные действия.
      • Выбор места по отношению к нападающему с мячом.
      • Применение изученных защитных стоек
        передвижений в зависимости от действия и
        расположения нападающего.
      • Выбор места и способа противодействия
        нападающему без мяча в зависимости от места
        нахождения мяча.
      • Противодействия выходу свободное место для
        получения мяча.
    • Групповые, действия.
      • Взаимодействия двух игроков “подстраховка”.
    • Командные действия.
      • Переключения о г действий в нападении к
        действиям в защите.
      • Использование подвижных игр, подготовительных
        к баскетболу.

3. Организаторские умения.

  • Умение выполнять обязанности помощника учителя
    в организации и проведении подвижных игр.
  • Умение командовать и управлять строем на месте
    и в движении.
  • Умение правильно объяснить и провести с классом
    несколько упражнений.

4. Ведущие физические качества.

  • Быстрота (увеличение скорости простых движений,
    быстрота реакции).
  • Ловкость (точность и координированность
    движений).
  • Гибкость. Выносливость.

5. Участие в соревнованиях.

  • По подвижным играм, подготовительным к
    баскетболу.
  • По тестированию средствами баскетбола (СФП).
  • По мини-баскетболу (упрощенный вариант)

6. Тестирование средствами баскетбола (СФП).

  • Ведение мяча с изменением направления
    (“змейка”) 30м (2 х 15).
  • Челночный бег с ведением мяча 3 x 10м.
  • Передача мяча двумя руками от груди в стену.
  • Штрафной бросок.

Таблица оценки тестов.


Наименование
теста



“5”

“4”

“3”

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

Мальчики

Девочки

“Змейка” с ведением
мяча 2Х15 м/сек

10,0

11,0

10,5

11,5

11,0

12,0

Челночный бег” с
ведением мяча 3Х10 м/сек

8,6

9,0

8,9

9,2

9,2

9,4

Штрафной бросок, 10
бросков (кол-во попаданий)

5

5

4

4

3

3

Бросок в движении, 10
бросков (кол-во попаданий)

5

5

4

4

3

3

Переда мяча в стену за 30
сек (кол-во передач)

19

18

18

17

17

16

Поурочный план по баскетболу.

Урок 1.

Стойка баскетболиста. Передвижения
приставными шагами. Ведение мяча с высоким
отскоком. Демонстрация тестов средствами
баскетбола.

Урок 2.

Тестирование средствами баскетбола
(контрольный cpез)

Урок 3.

Прыжки толчком двух ног. Передача и ловля мяча
двумя руками от груди. Ведение мяча с низким
отскоком. “Школа мяча”.

Урок 4.

Ловля двумя руками “высокого” мяча. Ловля и
передача мяча одной рукой. Ведение мяча с
изменением скорости передвижения. “Школа мяча”.

Урок 5.

Ловля двумя руками “низкого” мяча. Ведение
мяча с изменением высоты отскока. Основные
правила игры в мини-баскетбол. “Школа мяча”.

Урок 6.

Ловля двумя руками “катящегося” мяча. Ведение
мяча с переводом на другую руку. Жесты судей в
баскетболе. “Школа мяча”.

Урок 7.

Ведение мяча с изменением направления
движения с обводкой препятствий. Передвижения в
защитной стойке вперед, назад, в стороны. Бросок
мяча в движении после двух шагов.

Урок 8.

Передвижения в защитной стойке с
противодействием .Вырывание мяча. Выбор места по
отношению к нападающему с мячом. “Школа мяча”.
Жесты судей в баскетболе.

Урок 9.

Урок с образовательной направленностью “Мяч в
руках”.

Урок 10.

Бросок мяча одной рукой от плеча с
места. Выбивание мяча. Выбор места по отношению к
нападающему с мячом. Жесты судей в баскетболе.

Урок 11.

Бросок мяча двумя руками от груди с места.
Передача двумя руками от груди с места. Остановка
“прыжком”.

Урок 12.

Передача мяча двумя руками сверху. Бросок мяча
двумя руками сверху. Выход на свободное место с
целью освобождения от опеки противника и
получения мяча.

Урок 13.

“Школа мяча”. Соревнование на
развитие силы.

Урок 14.

Урок с образовательной направленностью “С
мячом и без мяча”

Урок 15.

Передачи мяча двумя руками от груди с отскоком
от пола. Взаимодействия двух игроков “Передай
мяч и выходи”. Остановка в два шага. “Школа
мяча”. Соревнование на развитие координационных
способностей.

Урок 16.



Ведение мяча с изменением скорости
передвижения. Взаимодействие трех игроков
“Треугольник”. Броски изученными способами.
Жесты судей в баскетболе.

Урок 17.

Ведение мяча с изменением высоты отскока.
Применение изученных приемов в зависимости от
действий и расположения нападающих. Передачи
мяча изученными способами. Соревнование на
развитие выносливости.

Урок 18.



“Муравейник” на уроке. Двусторонняя учебная
игра.

Урок 19.

Совершенствование изученных элементов в
двусторонней учебной игре. Жесты судей в
баскетболе. Выполнение упражнений по
карточке-заданию.

Урок 20.

Тестирование средствами баскетбола
(текущий срез). Сравнительная характеристика с
контрольным срезом.

Урок 21.

Передача и ловля мяча изученными
способами. Действия одного защитника против двух
нападающих. Соревнование на развитие быстроты.

Урок 22.

Сочетания изученных элементов в
различных связках (вышагивание — ведение — бросок
— передача). Выбор места и способа
противодействия нападающему без мяча в
зависимости от местонахождения мяча.

Урок 23.

Сочетание изученных элементов в
различных связках (ведение -остановка -
вышагивание — бросок). Взаимодействия двух
игроков “Подстраховка”. “Школа мяча”.

Урок 24.

Сочетание элементов в различных связках
(ведение мяча -бросок — передача). Выход на
свободное место с целью освобождения от опеки
противника и получения мяча.

Урок 25.

Урок с образовательной направленностью
“Сыграемся!”.

Урок 26.

Броски мяча изученными способами (штрафной
бросок). Выбор способа передачи мяча в
зависимости от расстояния. Броски мяча в
движении после двух шагов.

Урок 27.

Броски мяча на месте в движении и с
места в различных сочетаниях. Передачи мяча на
месте и в движении в различных сочетаниях.

Урок 28.

Тестирование средствами баскетбола
(итоговый срез). Сравнительная характеристика с
текущим срезом. Обсуждение результатов
тестирования (мониторинг развития СФП).

Требования к учащимся после
прохождения учебного материала.

После прохождения учебного материала
учащийся 5 класса должен

Знать:

  • характеристику современных форм построения
    занятий по баскетболу;
  • использование ОРУ в решении задач физического
    развития здоровья;
  • возрастные особенности ведущих психических
    процессов (внимания, памяти, мышления);
  • возрастные особенности развития основных
    физических качеств.

Уметь:

  • быстро и ловко передвигаться по площадке (в
    нападении — уметь правильно “открываться”, в
    защите — уметь правильно “закрывать” защитника);
  • свободно ловить и передавать мяч различными
    способами и на различные расстояния; мяч правой и
    левой рукой;
  • вести мяч правой и левой рукой;
  • выполнять броски мяча с близкого расстояния;
  • осуществить контроль функционального
    состояния организма при выполнении физических
    упражнений;
  • определить уровень достижений
    оздоровительного эффекта и физического
    совершенства.

Демонстрировать:

  • изученные элементы баскетбола в двусторонней
    учебной игре;
  • взаимодействия с командой в двусторонней
    учебной игре;
  • развитие физических способностей по социальным
    тестам средствами баскетбола и региональным
    тестам физической подготовленности;
  • возрастную динамику физической
    подготовленности;
  • оценку показателей физического развития.



Следующий: