Программа развития физкультурно-оздоровительной работы в начальной школе

Главной целью образования всегда считалось
развитие умственных, интеллектуальных задатков
ребенка. Стремительный темп научно-технической
революции неизбежно приводит к возрастанию
учебных нагрузок, которые не способствуют
улучшению здоровья учащихся.

Компьютеризация современной школы, внедрение
вычислительной техники в учебный процесс без
должного соблюдения возрастных ограничений
отрицательно сказываются на здоровье, приводя к
развитию резкого утомления у детей и подростков.

Наш бурный XXI век можно без преувеличений
назвать веком гиподинамии, или пониженной
подвижности, и гипокинезии – уменьшение силы и
объема движений. Поэтому охрана здоровья детей
одна из важнейших задач нашего времени. Ведь
правильное, гармоничное развитие детей – залог
здоровья будущих поколений. Единственный путь,
ведущий к здоровью каждого ребенка – это
отношение человека к своему здоровью.

Цели программы:

  • Сохранение и укрепление здоровья детей и
    подростков, воспитание потребности в
    систематических занятиях физической культурой и
    спортом.
  • Пропаганда среди школьников и приобщение их к
    здоровому образу жизни.
  • Воспитание потребности и умения школьников
    самостоятельно заниматься физкультурой,
    использовать различные спортивные игры в
    организации своего отдыха.
  • Воспитание учащихся в народных традициях.
  • Программа включает в себя четыре основных
    направления
    развития
    спортивно–оздоровительной системы работы в
    гимназии.

    1 НАПРАВЛЕНИЕ

    Содержание учебного материала

    Основной и обязательной формой организации
    физической культуры в гимназии является урок,
    который строится в соответствии с общими
    педагогическими и методическими принципами
    физического воспитания в гимназии.

    • Каждый урок физической культуры должен иметь
      целевую направленность, конкретные задачи.
    • На уроках продолжается работа по выработке
      умений использовать средства физкультуры для
      укрепления состояния здоровья, противостояния
      стрессам, отдыха и досуга.
    • Важнейшим требованием современного урока
      является обеспечение дифференцированного и
      индивидуального подхода к учащимся с учетом их
      состояния здоровья, пола, физического развития.

    На уроках физической культуры в начальной
    школе решаются следующие задачи:

    1. Укрепление здоровья, улучшение осанки, стопы;
      содействие гармоническому физическому развитию;
      выработка устойчивости к неблагоприятным
      условиям внешней среды.
    2. Овладение школой движений.
    3. Развитие координационных (точности
      воспроизведения и дифференцирования
      пространственных, временных и силовых
      параметров движений, равновесия, ритма, быстроты,
      точности реагирования на сигналы, согласования
      движений, ориентирования в пространстве) и
      кондиционных способностей (скоростных,
      скоростно-силовых, выносливости и гибкости).
    4. Формирование элементарных знаний о личной
      гигиене, режиме дня, влияние физических
      упражнений на состояние здоровья,
      работоспособность и развитие двигательных
      способностей.
    5. Выработка представлений об основных видах
      спорта, снарядах и инвентаре, соблюдении правил
      техники безопасности во время занятий.
    6. Приобщение к самостоятельным занятиям
      физическим упражнениями, подвижными играми,
      использование их в свободное время на основе
      формирования интересов к определенным видам
      двигательной активности и выполнения
      предрасположенности к тем или иным видам спорта.
    7. Воспитание дисциплинированности,
      доброжелательного отношения к товарищам,
      честности, отзывчивости, смелости во время
      выполнения физических упражнений; содействие
      развитию психических процессов (представления,
      памяти, мышления и др.) в ходе двигательной
      активности.
    • Для закаливания детей в гимназии проводятся
      уроки физической культуры на открытом воздухе:

    сентябрь – легкая атлетика

    январь, февраль, март — лыжная подготовка.

    • Для укрепления здоровья учащихся в гимназии в
      апреле – мае проводятся уроки физической
      культуры в плавательном бассейне.

    Главная цель уроков на свежем воздухе и в
    бассейне – закаливание и повышение уровня общей
    физической подготовки учащихся.

    1. Для всестороннего развития личности
    программа предусматривает:

    • Образовательно-развивающее направление:
    • секции по:

      - спортивному ориентированию

      - русские народные игры

      - ОФП

    2. Дальнейшее развитие
    культурно-оздоровительной работы предполагает:

    • Укрепление гимназической
      спортивно-физкультурной базы:

    - приобретение спортивного инвентаря

    • Оборудование спортивной площадки:

    - оборудование полосы препятствий

    - оборудование площадки для подвижных игр

    2 НАПРАВЛЕНИЕ

    Массовая физкультурно-оздоровительная
    работа.

    Одной из важнейших задач совершенствования
    учебно-воспитательного процесса является
    организация двигательного режима школьников,
    который обеспечивает активный отдых и
    удовлетворяет естественную потребность в
    движениях.



    1.

    Спортивные соревнования должны
    способствовать тому, чтобы привлечь к занятиям
    физкультурой как можно больше детей, подростков
    и взрослых.

    • Увеличить число занимающихся физкультурой
      возможно через расширение спортивных кружков и
      проводимых соревнований, через привлечение к
      соревнованиям детей разного возраста, а также
      родителей и активное участие в соревнованиях
      болельщиков.
    • Подвижные игры – необходимая, жизненноважная
      разрядка, удовлетворяющая естественную
      потребность детей в активном движении, жажду
      деятельности, соревнования.
    • Подвижные игры — важное средство развития
      ловкости, быстроты, силы, настойчивости, умения
      действовать в интересах коллектива, умения
      ориентироваться в сложной ситуации.
    • Игровая деятельность участников соревнований
      вызывает у зрителей стремление стать такими же
      ловкими и смелыми, способствует сплочению
      коллектива учителей и учеников, передача опыта
      старшего поколения младшим, дает возможность
      по-новому оценить свое отношение к учебе, своему
      умственному и физическому развитию.

    2.

    Воспитание учащихся в народных традициях,
    знакомство со спортивными народными играми.

    • Русские народные игры оказывают большое
      влияние на воспитание ума, характера, воли,
      развивают нравственные чувства, физически
      укрепляют ребенка, создают определенный
      духовный настрой, вызывают интерес к народному
      творчеству.
    • Народные игры не требуют спортивного
      дорогостоящего инвентаря, по содержанию –
      классически лаконичны, выразительны и доступны
      ребенку.
    • В данных играх много юмора, шуток,
      соревновательного задора, движения точны и
      образны, часто сопровождаются неожиданными
      веселыми моментами, заманчивыми и любимыми
      детьми считалками, жеребьевками и потешками.

    Реализация данного направления

    • Легкоатлетический пробег, посвященный Дню
      города.
    • “Веселые старты”.
    • Игра “перестрелка”.
    • “Папа, мама и я – спортивная семья!”.
    • Зимние состязания: соревнования на ледянках,
      взятие снежной крепости.
    • Соревнования по русским народным играм:
      “Посигутки”, “Метание в летящий шар”, “Русские
      потешки”, “Богатырская застава”.
    • А ну-ка, мальчишки”, “А ну-ка, девчонки”
    • Смотр строя и песни.

    3 НАПРАВЛЕНИЕ

    Пропаганда здорового образа жизни
    среди детей.

    Основная задача – довести до детей, что
    здоровье это драгоценность, ради которой
    действительно стоит не только не жалеть сил,
    времени, но и отказаться от пагубных привычек.

    Каждый ребенок должен знать, что здоровый образ
    жизни – самое надежное средство сохранения и
    укрепления здоровья.

    В целях пропаганды здорового образа жизни
    предполагается использовать следующие формы
    работы со школьниками:

    • Конкурсы рисунков учащихся 1-2 классов на тему “
      Мы любим спорт”.
    • Конкурсы газет и плакатов среди учащихся 3-4
      классов на тему “ Спорт – это жизнь”.
    • Конкурсы сочинений учащихся 4 классов на тему “
      Мы за здоровый образ жизни”.
    • Проведение бесед на классных часах с учащимися
      1- 4 классов по темам: “ Профилактика вредных
      привычек ”, “ Повышение защитных сил
      организма”, “ Как сохранить и укрепить свое
      здоровье ” и т.д.
    • Посещение выставок, посвященных здоровому
      образу жизни.
    • Создание в гимназии совета физкультурников,
      организация ее работы в рамках деятельности
      общегимназического совета.
    • Поднятие статуса ответственных за организацию
      спортивной работы в классе, развитие этого
      направления работы в каждом классе.
    • Чествование лучших гимназических спортсменов,
      создание имиджа “спортсмена – здорового
      человека”.
    • Чествование лучших гимназических команд,
      привлечение в состав спортивной команды как
      можно большего числа гимназистов, улучшение
      спортивных достижений.

    4 НАПРАВЛЕНИЕ

    Совместная работа семьи и школы для
    воспитания здорового поколения.

    Вспомним слова известного педагога
    В.Сухомлинского: “Наиболее полноценное
    воспитание, как известно, школьно-семейное”.
    Поэтому необходимо вовлечение родителей в
    работу по обеспечению здоровья учащихся.
    Взаимоотношения семьи и школы важны на всех
    этапах школьной жизни, но особую остроту, особое
    значение они имеют в первые годы пребывания
    ребенка в учреждении. Между школой и семьей
    необходимо наладить дружеские, партнерские
    отношения. Школа и семья в тесном взаимодействии
    должны не только обучать и воспитывать своих
    детей, но и заботиться о том, чтобы создать все
    условия для радостной, творческой и здоровой их
    жизни.

    Реализация данного направления

    • Здоровье наших детей – в наших делах. (Итоги
      медосмотра, анализ состояния здоровья учащихся).
    • Тематические родительские собрания.
    • Консультации, беседы для родителей.
    • Правильная организация отдыха для детей.
    • Проведение совместных экскурсий, походов.
    • Проведение спортивных мероприятий с участием
      родителей.
    • Работа в попечительском совете.



    Следующий: