Программа работы учителя и классного руководителя по сохранению и укреплению здоровья учащихся

СОДЕРЖАНИЕ

I. Введение (обоснование программы).

II. Проблемность.

III. Целепологание.

IV. Направления работы.

V. Содержание работы учителя и классного
руководителя по сохранению и укреплению
здоровья учащихся.

VI. Примерный план работы учителя, классного
руководителя на год по сохранению и укреплению
здоровья учащихся.

VII. Заключение.


I. ВВЕДЕНИЕ.

Здоровье – бесценный дар, который
преподносит человеку природа. Существует более
300 определений здоровья. На бытовом уровне
понятием “здоровье” обозначают обычно
отсутствие болезни. Согласно официальному
определению Всемирной Организации
Здравоохранения, здоровье – это физическое,
психическое и социальное благополучие.

Учёными установлено, что здоровье
человека на 10 % зависит от деятельности системы
здравоохранения, на 20 % – от наследственных
факторов, на 20 % от экологии, на 50% – от самого
человека. Таким образом, здоровье зависит от
образа жизни, который каждый выбирает себе сам.

По современным представлениям в
понятие “здоровый образ жизни”, как одна из
составляющих, входит организация двигательной
активности. Гиподинамию (недостаток
двигательной активности) называют одним из
главных пороков 21 века, который коснулся не
только взрослого населения, но и детей. Школьники
по 5 – 6 часов проводят за партой, затем
занимаются дома. “По результатам исследований
российских психологов, в среднем, ученик
начальной школы, который учится на “4” и “5”,
проводит за письменным столом дома не менее 2,5 – 3
часов; шестиклассник – 3 – 4 часа; старшеклассник
– 6 и более часов”. Родители, в последние годы,
всё больше времени тратят на улучшение
материального благосостояния, всё чаще
отдаляются от детских проблем, а потом, пытаясь
загладить свою вину перед ребёнком, идут
навстречу его просьбам – и в квартире появляется
компьютер, за которым подросток проводит более
двух – трёх часов в сутки, примерно столько же он
просиживает у телевизора.

В последнее время радио и телевидение,
средства массовой информации поднимают вопрос о
том, что двигательная активность подрастающего
поколения стала очень низкой, спорт и физическая
культура перестали быть значимыми для молодёжи.

Только здоровый человек может в полной мере
стать творцом своей судьбы, добиться
определенных успехов в карьере и личной жизни,
продуктивно проводить свой досуг, быть
созидателем в окружающем его мире. Однако, в
результате порожденных социальной ситуацией
противоречий, сложившихся сегодня в нашем
обществе, здоровью человека уделяется все меньше
и меньше внимания. Качественные медицинские
услуги, как правило, становятся платными, отдых и
лечение в санатории может позволить себе далеко
не каждый, систематические занятия физкультурой
на базе спортивных комплексов под руководством
грамотных специалистов также доступны лишь
немногим. В такой ситуации, как никогда,
актуальной для любого человека становится
задача сохранения и укрепления здоровья с
раннего возраста. Очевидно, что значительную
помощь в решении этой задачи должна оказать
школа.

На современном этапе развития образования
необходимо стабилизировать, а затем и улучшить
ситуацию по оздоровлению детей. В этом плане
необходимы совместные усилия всего социального
комплекса школы.


II. ПРОБЛЕМНОСТЬ.

По мнению доктора медицинских наук И.
И. Горехмана, здоровье – это состояние полного
физического, психического и социального
благополучия, а не только отсутствие болезней
или физических дефектов.

На фоне благополучного здоровья более
эффективно достигается одна из главных задач
образования – развитие способностей ребенка.

Для того, чтобы данная программа
помогла ребенку стать физически, психически и
социально здоровой личностью, необходимо, прежде
всего, чтобы она учитывала следующие проблемы:

  • Ухудшение социального положения семей
    учащихся;
  • Необеспеченность детей полноценным питанием;
  • Наличие неблагополучных семей, мало
    занимающимися проблемами воспитания и развития
    своих детей;
  • Невысокий уровень общей культуры населения.

Критериями работы учителя по данному
направлению являются:

  1. индивидуальный режим;
  2. эмоциональный режим;
  3. смена видов деятельности;
  4. наличие физпауз на уроке;
  5. учет физиологических особенностей в развитии
    организма;
  6. расширение зрительного пространства (смена
    угла зрения) и пр.


III. ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ.

ЦЕЛИ:

1) Создание здоровьесберегающих условий
организации образовательного процесса.

2) Сохранение, укрепление и коррекция здоровья
учащихся на каждом возрастном этапе.

3) Формирование у учащихся осознанного
отношения к своему здоровью и физической
культуре.

ЗАДАЧИ:

1) Разработать и внедрить наиболее рациональные
формы и методы диагностики физического здоровья
детей.

2) Создать систему учебных и внеучебных форм и
методов, способствующих становлению физически,
психически и эмоционально здоровой личности.

3) Сформировать навыки здорового образа жизни,
гигиены, правил личной безопасности учащихся.


IV. НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ.


V. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ И
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОХРАНЕНИЮ И
УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

5.1.

Системная комплексная программа по
сохранению и укреплению здоровья учащихся может
быть построена из следующих блоков:

I блок – ресурсное обеспечение:

  • Состояние и содержание классной комнаты в
    соответствии с гигиеническими нормативами;
  • Оснащенность кабинета необходимым
    оборудованием;
  • Питание в школьной столовой;
  • Наличие справочной и художественной литературы
    в кабинете.

II блок – организация учебного
процесса:

  • Соблюдение гигиенических норм и требований к
    организации и объему учебной нагрузки (домашние
    задания) учащихся;
  • Использование методов и методик обучения,
    соответствующих возрастным особенностям и
    возможностям учащихся;
  • Соблюдение требований к использованию
    технических средств в обучении;
  • Индивидуализация обучения.

III блок –
просветительско-воспитательная работа с
учащимися и родителями:

  • Беседы, консультации по проблемам сохранения и
    укрепления здоровья, профилактики вредных
    привычек;
  • Проведения Дня Здоровья, конкурсов, праздников.

IV блок – физкультурно-оздоровительная
работа:

  • Эффективная работа с учащимися на уроке
    физкультуры;
  • Организация подвижных игр (динамической паузы);
  • Организация ежедневной утренней гимнастики до
    уроков, физпауз на уроках, гимнастики для глаз;
  • Проведение спортивных игр, соревнований с
    использованием правил дорожного движения,
    личной гигиены и др.

V блок – профилактика, динамическое
наблюдение за состоянием здоровья учащихся:

  • Регулярный анализ и обсуждение с родителями и
    медработником результатов динамических
    наблюдений за состоянием здоровья школьников;
  • Ведение паспорта здоровья класса, что наглядно
    позволяет увидеть рост заболеваемости,
    проанализировать причины;
  • Привлечение медработника к просвещению
    родителей.

5.2. Гигиенические требования к
организации и проведению урока:

  1. Плотность урока: не менее 60 % и не более 75-80 %.
  2. Число видов деятельности: 4-7.
  3. Средняя продолжительность различных видов
    учебной деятельности: не более 10 минут.
  4. Частота чередований различных видов учебной
    деятельности: смена не позже, чем через 7-10 минут.
  5. Число видов преподавания: не менее 3.
  6. Чередование видов преподавания: не позже чем
    через 10-15 минут.

5.3. Принципы работы учителя на уроке:

  1. Принцип полимодальности материала (направлен
    на использование зрения, слуха…).
  2. принцип регулирования насыщенности урока
    (смена видов учебной деятельности, проведение
    физпауз, эмоциональная разгрузка…).
  3. Интерактивный режим (работа в группах).
  4. Эмоциональная насыщенность (мотивация на уроке.
    Эмоциональная разрядка, ситуация успеха для
    каждого ученика…).

5.4. Деятельность учителя – классного
руководителя по здоровьесбережению:

  1. Сотрудничество с медицинским персоналом школы
    для изучения и последующей коррекции
    физического здоровья учеников класса.
  2. Организация сотрудничества с родителями
    учащихся, консультирование родителей.
  3. Использование в работе диагностических методов
    исследования для возможной организации
    коррекции здоровья учащихся.
  4. Организация работы по формированию правильного
    отношения учащихся к урокам физической культуры,
    к занятиям спортом.
  5. Проведение профилактической работы по
    предупреждению несчастных случаев.
  6. Формирование у учащихся способности к
    рефлексии по проблемам собственного здоровья.


VI. ПРИМЕРНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ,
КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ НА ГОД ПО СОХРАНЕНИЮ И
УКРЕПЛЕНИЮ ЗДОРОВЬЯ УЧАЩИХСЯ.

6.1.


Содержание работы

1

Проведение классного
родительского собрания с целью пропаганды
здорового образа жизни, режима учебы и отдыха,
организации горячего питания.

2

Организация работы с
комплексом физпауз для снятия динамической
нагрузки у учащихся на отдельные органы и
системы органов.

3

Соблюдение
санитарно-гигиенического режима в классе:

-влажная уборка,

-расписание уроков,

-создание интерьера класса

4

Работа с паспортом здоровья
учащихся класса.

5

Работа по профилактике
детского травматизма, в том числе
дорожно-транспортного.

6

Организация работы по
физическому воспитанию с детьми с ослабленным
здоровьем.

7

Пропаганда здорового образа
жизни с привлечением специалистов.

8

Систематическое проведение
классных часов по профилактике наркомании,
курения, алкоголизма.

9

Составление вставки книг по
вопросам здоровья.

10

Контроль за семьями и детьми,
находящимися в социально-опасном положении.

11

Участие в конкурсах плакатов,
рисунков, агитбригад по пропаганде здорового
образа жизни.

12

Проведение спортивных
мероприятий, конкурсов, соревнований.

13

Консультирование родителей.

14

Беседы с родителями по
профилактике детского травматизма.

15

Создание уголков по правилам
безопасного поведения, правилам противопожарной
безопасности, правилам дорожного движения,
создание отряда ИЮД, организация его работы.

16

Организация встреч родителей
и учащихся с инспекторами ГИБДД, пожарной службы.

17

Составление схем безопасных
маршрутов движения детей в школу и обратно.

18

Соблюдение мер
противопожарной безопасности на протяжении
всего учебного года.

19

Проведение инструктажей с
учащимися по охране труда.

20

Организация кружковой
работы, направленной на сохранение и укрепление
здоровья учащихся.

6.2.

Примерная тематика родительских
собраний, лекториев, бесед с родителями по
проблеме сохранения и укрепления здоровья
учащихся.


Тема

1

В семье растет сын.

2

В семье растет дочь.

3

Детский травматизм на
дорогах.

4

Досуг в семье.

5

Забота родителей о
физическом и гигиеническом воспитании младших
школьников.

6

За здоровый образ жизни.

7

Каким будет ваш ребенок.

8

Как влияет на безопасность
детей поведение родителей на дороге.

9

Причины быстрой утомляемости
младших школьников.

10

Психологическая поддержка
младших школьников.

11

Физические и душевные травмы.

6.3.

Примерная тематика классных часов,
бесед, конкурсов с учащимися по проблеме
сохранения и укрепления их здоровья.


Тема

1

Беседа “Береги свою жизнь”

2

Беседа “Если хочешь быть
здоров”

3

Беседа “В здоровом теле
здоровый дух”

4

Беседа “Для чего мы моем
руки”

5

Беседа “Для чего нужна
зарядка”

6

Беседа “Осторожно на
дорогах!”

7

Веселая спартакиада
“Волшебный мяч”

8

Зарничка

9

Игра “В гостях у Айболита”

10

Игра “Здоров будешь – все
добудешь”

11

Игра “Мы – ловкие, смелые,
умелые”

12

КВН “Назло рекордам”

13

Классный час “Мои
увлечения”

14

Классный час “Мои любимые
игры”

15

Классный час “Мой режим дня
– мой друг и помощник”

16

Классный час “Мы играем”

17

Лекция профессора Знайки о
правильном питании

18

Малые Олимпийские игры

19

Маскарад вредных привычек

20

На дворе у нас игра

21

Приглашает Королева Спорта

22

Расследование Шерлока Холмса
“Куда пропал аппетит”

23

Спортивный час “Веселый
экспресс”

24

Старты надежд

25

Три С (сила, смекалка,
сноровка) – спортивная игра


VII. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Учителю необходимо сформировать у ребенка
потребность быть здоровым, научить его этому,
организованно помочь в сохранении и
формировании здоровья. В идеальном приближении
школьник должен быть личностью духовно,
физически и социально здоровой, способной
управлять своим здоровьем и укреплять его.
Основным критерием эффективности работы должно
стать состояние физического, психологического,
эмоционального и социального благополучия
учащихся.

Следующий: