Программа работы с одаренными детьми Наша надежда


Задачи программы:

  • Создать благоприятные условия для развития
    интеллекта, исследовательских навыков,
    творческих способностей и личностного роста
    одарённых детей.
  • Внедрять новые образовательные технологии,
    отвечая на запросы родителей, общественности.
  • Расширять возможности для участия одарённых и
    способных школьников в районных, городских,
    областных, всероссийских соревнованиях,
    творческих конкурсах, фестивалях, олимпиадах.
  • Создавать обогащенную образовательную среду,
    благоприятную для развития одаренности.
  • Нормативно-правовая база программы:

  • основные положения «Декларации прав
    человека», принятой Генеральной Ассамблеей ООН
    10 декабря 1948г.;
  • основные положения «Конвенции о правах
    ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 20
    ноября 1989г.;
  • Закон Российской Федерации «Об образовании»
    от 16 ноября 1997 г. с дополнениями от 05 марта 2004 г.;
  • Закон РФ «О физической культуре и спорте» от
    20.041999 «80-ФЗ»;
  • Концепция модернизации российского
    образования на период до 2010г., утвержденная
    распоряжением Правительства РФ №1756-р от 29
    декабря 2001г.;
  • Федеральная целевая программа «Одаренные
    дети», в рамках Президентской Программы «Дети
    России», утвержденной Правительством РФ от
    03.10.2002г.;
  • Перспективный план развития МОУ гимназии № 11,
    на 2006-2010г.г.;
  • Устав МОУ гимназии № 11.
  • I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

    Развитие детской одаренности является
    превалирующим направлением образовательной
    модели МОУ гимназии № 11. При разработке данной
    программы использованы материалы Московского
    форума «Одаренные дети» в поддержку
    Федеральной Программы «Дети России».

    Реализация программы приведет к появлению
    новообразований в работе с одаренными детьми.
    Программа «Наша надежда» охватывает главные
    аспекты воспитания и обучения одаренных детей в
    условиях муниципального общеобразовательного
    учреждения, намечает перспективы, определяет
    приоритеты развития работы с одаренными детьми,
    содержит конкретные мероприятия по достижению
    поставленных целей.

    Программой предусмотрено осуществление
    инновационных преобразований в разработке и
    внедрении новых диагностик одаренности, новых
    технологий обучения и воспитания, развитие
    системы работы с одаренными детьми развитие
    системы непрерывного образования, которое
    включает в себя повышение квалификации и
    переподготовку педагогических кадров и работу с
    одаренными детьми.

    А так же выделяются проблемы не только
    диагностики «обучения и развития самого
    одаренного ребенка, но и проблемы педагога,
    призванного поддержать детскую одаренность.

    К этим проблемам относится профессионально -
    личностная готовность педагога к работе с
    одаренными детьми, что подразумевает:

    • овладение методиками выявления одаренности,
      технологиями развевающего и
      личностно-ориентированного обучения, методикой
      научного поиска;
    • психологическая компетентность, широта и
      гибкость мышления педагога;
    • зрелость педагогического самосознания.

    Кроме того, необходимо сохранить и развивать те
    качества общеобразовательной школы, которые
    обеспечивают «индивидуальный» характер
    воспроизводства и развития интеллектуального
    потенциала страны: единство школы на базе учета
    возрастных особенностей учащихся,
    преемственности, межпредметных связей,
    достижения государственного и мирового
    стандарта образования на всех возрастных
    уровнях;

    Программа направлена на совершенствование
    образовательного процесса, который создает и
    воспроизводит условия для развития одаренных
    детей. Одним из условий является реализация
    индивидуальности личности обучающихся.

    II. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ
    ОДАРЕННОСТИ.



    Недостатком традиционной системы обучения
    является стандартизация многих моментов
    обучения в школе со стороны протекания во
    времени. Единое для всех временя на овладение
    программой, единая для всех длительность урока ,
    единые темы ведения урока, обусловленные
    индивидуальностью учителя, но не учащихся,
    слабая ориентированность школы на формирование
    и развитие индивидуальности ученика, слабый учет
    и развитие его разнообразных способностей и
    интересов влечет за собой ряд отрицательных
    явлений в учебной работе: слабая учебная
    мотивация школьников,

    Учение ниже своих способностей, пассивность и
    беспомощность учащихся и результат всего этого -
    случайный выбор профессии и путей продолжения
    образования.

    III. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ
    РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

    Анализ проблем традиционной системы обучения и
    современных концепций работы с одаренными
    детьми, а также переоценка основных положений
    программы школы «Одаренные дети» (2007-2010 г.г.)
    мотивировали меня разработать свою программу
    работы с одаренными детьми.

    Это привело к написанию программы «Наша
    надежда», которая направлена на изучение и
    решение проблем детей с высоким
    интеллектуальным потенциалом, на создание
    условий для развития природных задатков и
    самореализации личности. Наиболее значимыми и
    интересными формами работы с одаренными детьми в
    гимназии является спортивное направление. В
    школе работает спортивный кружок: «Гимнастика с
    элементами акробатики» и спортивные секции по
    волейболу, баскетболу, легкой атлетике. Для
    реализации познавательных возможностей
    учащихся предусматривается обновление
    содержания образования и использование
    инновационных технологий, представляющих
    возможности развития одаренности.

    IV. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ.

    Стратегическая цель программы — переход
    системы педагогического содействия развития
    одаренности из режима управления в режим
    самоуправления.

    Воспитательная цель- воспитание личности,
    обладающей коммуникативными навыка- ми и
    высокими адаптивными возможностями на фоне
    высоконравственных убеждений.

    Образовательная цель- расширение единого
    образовательного пространства школы для
    социально значимой реализации индивидуальной
    образовательной стратегии одаренных детей.

    Развивающая цель- развитие способностей
    одаренных детей к включению в любую духовно-
    практическую деятельность в зависимости от
    реальных потребностей региона, страны и самой
    личности.

    ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ:

    • развивать одаренность учащихся через
      оптимальное сочетание основного,
      дополнительного и индивидуального образования;
    • совершенствовать здоровьесберегающие и
      здоровьеразвивающие компоненты
      общеобразовательного пространства гимназии.

    ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
    ПРОГРАММЫ:

    • внедрять в практику ранней диагностики
      одаренности и ее дальнейшего развития методы,
      учитывающие быстро меняющуюся социальную
      ситуацию и современные подходы к работе с
      одаренными детьми;
    • обеспечить научно-методическую,
      социально-правовую, психолого — медико -
      педагогическую поддержку одаренных детей;
    • совершенствовать деятельность администрации
      по мотивации педагогов на управление развитием
      исследовательских и творческих способностей
      одаренных детей;
    • организовать социальную подготовку
      педагогических кадров для работы с одаренными
      детьми.

    V. КЛАССИФИКАЦИЯ УЧАЩИХСЯ ПО ВИДАМ
    ОДАРЁННОСТИ, НА РАЗВИТИЕ КОТОРЫХ НАПРАВЛЕНА
    ПРОГРАММА «НАША НАДЕЖДА».

    Анализируя современные
    психолого-педагогические трактовки понятия
    «одаренность», мною были выделены следующие
    виды одаренности: общая интеллектуальная,
    творческая и спортивная.

    Формирование по группам в зависимости от
    способностей:

    I группа — общая интеллектуальная:


    №/П Ф.И.обучающихся Класс
    1. Куркина Елизавета
    2. Гварамия Софья
    3. Елисеева Юлия
    4. Макашова Екатерина
    5. Чудеса Юлия
    6. Мирошниченко Виктория
    7. Демкина Ольга
    8. Волкова Дарья
    9. Перлевская Виктория
    10. Шераухова Алина
    11. Пузикова Анна
    12. Ветютнева Виктория
    13. Попова Анастасия
    14. Новикова Виктория
    15. Каплун Арина
    16. Могилва Ирина
    17. Трубицина Анна

    II группа — творческая:


    №/П Ф.И.обучающихся Класс
    1. Волкова Алена
    2. Пчелинцева Виктория
    3. Фомин Матвей
    4. Байран Дмитрий
    5. Савченко Екатерина
    6. Гуськова Елизавета

    III группа — спортивная:


    №/П Ф.И.обучающихся Класс
    1. Анкудинова Анастасия
    2. Шумилина Мария
    3. Суворова Марина
    4. Марютина Виктория
    5. Бочкарев Илья
    6. Замесова Вера
    7. Даньшина Екатерина
    8. Сучков Владимир
    9. Неклюдов Никита
    10. Магеррамов Дмитрий
    11. Регубрацкий Сергей
    12. Туманянц Артемий
    13. Сергеев Роман
    14. Григорян Самсон
    15. Кучерук Ярослав
    16. Молев Александр
    17. Романовская Александра
    18. Третьякова Влада
    19. Цыбанев Илья
    20. Зиновиев Александр

    Для развития каждого вида одаренности
    разрабатывается система мероприятий, с учетом
    возрастных особенностей обучающихся, что
    позволит детям ориентироваться в
    образовательном процессе.

    VI. ПРИНЦИПЫ ВЫЯВЛЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В
    ГИМНАЗИИ.

    - Опора на методы психодиагностики;

    - Комплексность, системность, длительность
    отслеживания показателей психолого -
    педагогического статуса одаренного ребенка;

    Принципиальное значение имеет разработка
    методов выявления «потенциальной» одаренности,
    это:

    1) переплетение диагностических,
    психокоррекционных и развивающих методов в
    условиях групповой, тренинговой работы
    психолога с учащимися.

    Это позволяет осуществить переход от методов
    «диагностики отбора» к методам «диагностики
    развития».

    Режим психолого-педагогического сопровождения
    образовательного процесса позволяет не только
    отслеживать актуальный
    психолого-педагогический статус каждого ребенка
    школы в самые сложные критические возрастные
    периоды, но и прогнозировать зону ближайшего
    развития у детей «скрытых», нереализованных
    пока возможностей и способностей.

    VII. НАУЧНО — МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБНОВЛЕНИЯ
    СОДЕРЖАНИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ.

    Самовоспитание способностей, самораскрытие
    природных задатков является важным условием
    реализации индивидуальности одаренного ребенка.

    В реализации своей индивидуальности ребенок
    должен быть главным, рассматриваться как самый
    заинтересованный участник этого процесса. С этих
    педагогических позиций следует рассматривать
    проблему развития способностей одаренных детей,
    как реализацию их индивидуальности.

    Исходя из этого, одним из приоритетных
    направлений программы является
    совершенствование уровня компетентности
    педагогов, который позволяет приспосабливать
    массовое обучение к индивидуальным свойствам
    каждого ребенка, предварительно изучив
    особенности его поведения. В целях повышения
    психологической и профессиональной
    компетентности педагогов, работающих с детьми и
    ежедневно сталкивающихся с проявлением
    творческой активности, рассматривается
    возможность раскрытия потенциала педагогов.

    Наиболее популярной современной концепцией
    одаренности является теория известного
    американского специалиста в области обучения
    одаренных детей Джозефа Рензулли. Он считает, что
    поведение одаренного человека отражает
    взаимодействие между тремя группами качеств:

    • общие или специальные способности выше
      среднего;
    • высокий уровень включенности в задачу;
    • высокий уровень креативности.

    Джозеф Рензулли предлагает считать одаренными
    не только того, кто по всем трем основным
    параметрам превосходит сверстников, но и того,
    кто демонстрирует высокий уровень хотя бы по
    одному из них:

    Использование трактовки одаренности Джозефа
    Рензулли при составлении учебных программ для
    одаренных детей позволяет обучающимся посвящать
    большую часть времени тем видам деятельности,
    которые представляют для них наибольший интерес.
    Задачи учителя — помочь каждому обучающемуся
    ставить перед собой посильные задачи и
    овладевать исследовательскими навыками,
    необходимыми для решения этих задач.

    VIII. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ В
    ПРОГРАММЕ «НАША НАДЕЖДА».

    Анализ потенциальных возможностей
    образовательного пространства гимназии и
    возрастающих потребностей учащихся привел к
    выбору принципов, соответствующих заявленным
    целям и задачам программы:

    • углубленное изучение тех проблем, которые
      выбраны самими учащимися;
    • насыщенность учебного материала заданиями
      открытого типа;
    • поощрение результатов, которые бросают вызов
      существующим взглядам и содержат новые идеи;
    • поощрение использования разнообразных форм
      предъявления и внедрения в жизнь результатов
      работы;
    • поощрение движения к пониманию самих себя,
      признанию своих способностей;
    • установка на самоценность познавательной
      деятельности при изучении научных дисциплин.

    Оптимальный результат достигается при
    одновременно существующем изменении содержания
    учебных программ, методов обучения и сочетании
    основных стратегий ускорения: вертикального и
    горизонтального обогащения.

    Вертикальное обогащение предполагает более
    быстрое продвижение к позновательным высшим
    уровням в области избранного предмета.

    Горизонтальное обогащение направлено на
    расширение изучаемой области знаний.

    Одаренный ребенок не продвигается быстрее, а
    получает дополнительный материал, большие
    возможности развития мышления и креативности,
    развивает умение работать самостоятельно.

    Стратегия обогащения включает несколько
    направлений: расширение кругозора знаний об
    окружающем мире и самопознание, углубление
    знаний и развития инструментария получения
    знаний. Обогащение обучения специально
    направлено на развитие творческого мышления.

    Учебный материал, применяемый педагогами в
    работе с одаренными детьми, соответствует
    следующим требованиям: научность, расширенный
    объем, практическая направленность,
    соответствие разнообразию интересов учащихся,
    дискуссионное содержание.

    IX. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ.

    При выборе форм и методов обучения я опирались
    на основные положения:

    технологии развития индивидуальности личности
    (РИЛ) — обучение В.В.Полякова.

    технологии саморазвития личности Г.К.Селевко;

    технологии развития критического мышления.

    Реализация индивидуальности, возможностей
    каждого одаренного ребенка зависит от его
    самооценки, мотивации. Поэтому в качестве
    показателя развития ребенка были выбраны не
    только традиционные показатели (достижения в
    олимпиадах, творческих конкурсах,
    соревнованиях), но и показатели развития
    индивидуальности личности.

    X. ФАКТОРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ АДАПТАЦИИ
    ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ
    ПОТРЕБНОСТЯМ ОДАРЕННЫХ ДЕТЕЙ.

    1. Подбор оптимальных методов обучения,
    воспитания и развития.

    2. Разнообразные виды поддержки учащихся:

    - Психолого — педагогические: комфортность,
    сотрудничество, совместимость;

    - правовые;

    - социальные (равные стартовые возможности в
    обучении);

    - валеологические: обеспечение условий
    здорового образа жизни- переключения видов
    деятельности, физкультминутки, паузы, объем
    домашних заданий.



    3. Право свободного выбора:

    - профиля;

    - уровня;

    - вида творческого труда.

    XI. СИСТЕМА РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ ОДАРЕННОСТИ В
    РАМКАХ ПРОГРАММЫ «НАША НАДЕЖДА».

    I полугодие.


    Вид одаренности Сентябрь Октябрь Ноябрь Декабрь
    Общая интеллектуальная

    6-7 классы

    1.Индивидуальные занятия с одаренными
    детьми
    1.Индивидуальные занятия с одаренными
    детьми.

    2. Олимпиада попредмету физическая
    культура.

    3.Конкурс «Спорт! Спорт! Спорт!»

    1.Индивидуальные занятия с одаренными
    детьми.

    2.Анализ результатов олимпиады.

    3. Презинтация на тему: «Пивной алкоголизм».

    1.Индивидуальные занятия с одаренными
    детьми.

    2. Олимпиада по предмету физическая
    культура.

    3. Конкурс «Самый здоровый класс».

    Творческая

    6-7 классы

    1.Собрание совета коллектива ФК.

    2.План
    работы творческой группы.



    1.Спортивная газета «Гармония и
    совершенствование».
    Конкурс на лучшее внеклассное
    спортивное мероприятие на тему: «Осень»
    Участие во всероссийском фестивале
    исследовательских и творческих работ учащихся
    «Портфолио».
    Спортивная

    6-7 классы

    Соревнования:

    1.»День бегуна»

    2.»День прыгуна».

    1. Районные соревнования по легкой
    атлетике, 4-х борье «Шиповка юных».

    2.Районная
    эстафета «Золотая осень».

    3.Первенство гимназии по футболу.

    Соревнования по баскетболу. Первенство гимназии по пионерболу.

    II полугодие.


    Январь Февраль Март Апрель Май
    1.Индивидуальные занятия с одаренными
    детьми.

    2. Конкурс на лучшего знатока
    Олимпийского движения.

    3. Анализ результатов олимпиады .

    1.Индивидуальные занятия с одаренными
    детьми.

    2.»Путешествие по дорогам Олимпии».

    3. Военно-спортивная игра «Гвардеец».

    1.Индивидуальные занятия с одаренными
    детьми.

    2. Анализ работы с одаренными детьми.

    3.»Герои спорта».

    1.Индивидуальные занятия с одаренными
    детьми.

    2. Мониторинг здоровья обучающихся
    гимназии.

    1.Индивидуальные занятия с одаренными
    детьми.

    2.Весенний марафон «Будь здоров!»

    3. Анализ работы с одаренными детьми.

    Конкурс «Честь имею!» Презинтация на тему: «Мода и здоровье». 1. Спортивная газета «Гармония и
    совершенство».
    Конкурс плака- тов, стенгазет «В
    здоровом теле-здоровый дух!»
    Турнир по мини-футболу. Соревнования по волейболу. Соревнования по баскетболу. Кросс «Километр здоровья». «Президентские состязания».

    Ожидаемые конечные результаты программы:

    • формирование системы работы с одаренными
      детьми;
    • увеличение числа одаренных детей.

    XII. ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ
    ПРОГРАММЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ «НАША
    НАДЕЖДА».

    1. Удовлетворенность детей своей деятельностью
    и увеличение числа таких детей.

    2. Повышение уровня индивидуальных достижений
    детей в образовательных областях, к которым у них
    есть способности.

    3. Адаптация детей к социуму в настоящем времени
    и в будущем.

    4. Повышение уровня владения детьми
    общепредметными и социальными компетенциями,
    увеличение числа таких детей.

    XIII. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

    1. Газман О.С. Педагогика свободы? Педагогика
    необходимости? Учительская газета,1997г., 13 мая.

    2. Лосева А.А. Работа практического психолога с
    одаренными детьми подросткового возраста.
    Журнал практического психолога, 1998г. № 3.

    3. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии,
    Москва,1999 г.

    4. Матюшкин А.М. Концепция творческой
    одаренности. Вопросы психологии,1989г. № 6.

    5. Еремкин А.И. Школа одаренности. Тайна рождения
    гениев. Москва, ООО «АиФ Принт» , 2003г.

    6. Журнал «Завуч школы», № 5, 2006г.

    7. Журнал «Начальная школа» № 3,1997г.




    Следующий: