Программа профессионального самообразования


Пояснительная записка


«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средства, как он может осуществить в качестве индивидуума, воздействующего на мир». (А. Дистервег)

Совершенствование качества обучения и воспитания в МОУ гимназии № 11 напрямую зависит от уровня подготовки учителей. Неоспоримо, что этот уровень должен постоянно расти, и в этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.

Самообразование учителя, есть необходимое условие профессиональной деятельности педагога. Общество всегда предъявляло, и будет предъявлять к учителю самые высокие требования. Для того, чтобы учить других, необходимо знать больше, чем все остальные. Поэтому я обязана знать не только свой предмет, и владеть методикой его преподавания, но и иметь знания в близлежащих научных областях, различных сферах общественной жизни, ориентироваться в современной политике, экономике, т.е. быть компетентной во всех вопросах образования. Поэтому и тема, над которой я работаю: «Выявление одаренности школьника на уроках физической культуры, во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности».

Актуальность темы: Проблема одаренности человека актуальна всегда, на каждом историческом этапе она представляется в новом свете, требует новых подходов и решений. Кроме того, данная проблема имеет социальный, философский, медицинский и педагогический аспекты.

Новые социально-экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость поиска эффективных способов деятельности образовательной системы при решении новых задач.

Направлениями оптимизации и гуманизации отечественной системы образования являются актуализация традиционных, адаптация известных, открытие инновационных обучающих технологий. Эти процессы закономерно потребуют от учителя овладения особой профессиональной технологией педагогического взаимодействия, постоянной потребности к профессиональному и личностному росту. Одним их средств реализации данного направления является аттестация педагогических и руководящих кадров, цель которой – стимулирование роста квалификации, профессионализма и продуктивности (результативности) педагогического труда, развитие творческой инициативы как условий, способствующих развитию качества образования.

Самообразование, мотивы, этапы, достижения

Мотивы:

Ежедневная работа с информацией. Готовясь к уроку, выступлению, родительскому собранию, классному часу, общешкольному мероприятию, олимпиаде и др. у учителя возникает необходимость поиска и анализа новой информации

Желание творчества. Учитель – профессия творческая. Творческий человек не сможет из года в год работать по одному и тому же пожелтевшему поурочному плану или сценарию, читать одни и те же доклады. Должно появиться желание большего. Работа должна быть интересной и доставлять удовольствие.

Изменения, происходящие в жизни общества. Эти изменения в первую очередь отражаются на учениках, формируют их мировоззрение, и соответственно, очень часто, формируют образ учителя как «несовременного человека».

Общественное мнение. Учителю не безразлично, считают его «хорошим» или «плохим». Плохим учителем быть обидно.

Материальное стимулирование. Категория учителя, мнение аттестационной комиссии, премии, надбавки, а может быть даже звания и правительственные награды – все это зависит от квалификации и мастерства учителя. Без постоянного усвоения новых знаний этого не добиться.

Интерес. Учиться просто интересно.

Направления самообразования учителя:

Основные направления, в которых я должна совершенствоваться и заниматься самообразованием:

Действия и мероприятия:

I. Профессиональное:

  1. Постоянно знакомиться с современными исследованиями ученых в области преподавания предмета «Физическая культура».
  2. Знакомиться с новыми примерными и авторскими программами по физической культуре, концепциями обучения, их оценками.
  3. Изучать новую литературу по физической культуре и методике преподавания.
  4. Своевременно повышать квалификацию на курсах для учителей физической культуры, организованных в Институте образования.
  5. Принимать участие на научно-практических конференциях, конкурсах, фестивалях различных уровней.
  6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.
  7. Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности.
  8. Систематически интересоваться событиями современной экономической, политической жизни.
  9. Повышать уровень своей эрудиции, правовой и общей культуры.
  10. Проводить открытые уроки для анализа со стороны коллег.
  11. Организовывать кружковую и внеклассную деятельность по предмету.
  12. Систематически просматривать спортивные телепередачи.
  13. Посещать семинары, конференции, организованные на разных уровнях.

II. Психолого-педагогическое

  1. Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
  2. Изучать современные психологические методики.

III. Методическое:

1. Знакомиться с новыми педагогическими технологиями, формами, методами и приемами обучения через предметные издания:

  • ФИС
  • Физическая культура в школе
  • Спорт в школе
  • Теория и практика физической культуры.

2. Изучать прогрессивный опыт коллег по организации различных форм уроков физической культуры.

3. Изучать научно-методическую и учебную литературу.

4. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района.

5. Разрабатывать разные формы уроков, внеклассных мероприятий, учебных материалов.

6. Проводить научно-исследовательскую работу по проблеме: «Создание учебной программы по изучению игры «Русская лапта» для учащихся 1-9 классов как материал по выбору из вариативной части программы».

7. Внедрять в учебный процесс новые формы оценивания физического состояния учащихся:

  • оценка физической подготовленности 2 раза в течение учебного года;
  • «Президентские состязания».

8. Разрабатывать пакет стандартного поурочного планирования по темам «Легкая атлетика», «Спортивные игры».

9. Создавать комплект дидактики по предмету (индивидуальные планы тренировок, оптимально-минимальный уровень (стандарт) физической подготовленности учащихся, контрольные тесты-упражнения).

10. Создавать пакет материалов по педагогическим технологиям.

11. Проектировать личную методическую веб-страницу.

12. Создавать пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.

13. Создавать пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности.

ИКТ:

  • Разработка пакета тестового материала в электронном виде.
  • Разработка пакета стандартного поурочного планирования по теме или группе тем.
  • Разработка комплекта раздаточного материала по предмету (карточки, задания и вопросы по предмету)
  • Создание терминологического словаря по предметной теме, главе.
  • Создание сборника предметных кроссвордов.
  • Разработка комплекта тематических классных часов, родительских собраний или внеклассных предметных мероприятий (познавательные игры, конкурсы, представления)
  • Разработка пакета олимпиадного материала для подготовки учащегося.
  • Пакет административной документации методического предметного объединения.
  • База  данных методик обучения.
  • Пакет материалов по одной из педагогических технологий (интерактивное, дифференцированное, блочное, опережающее и др. обучение ).
  • данных вопросов и задач по предмету, т по главам.
  • Пакет психолого-педагогических материалов для учителя.
  • Пакет сценариев уроков с применением информационных технологий.
  • Пакет бланков и образцов документов для педагогической деятельности (различные грамоты, анкеты, планы и т.д.).
  • Ведение предметного кружка с использованием медиа-ресурсов.
  • Размещение методических разработок на педагогических сайтах «Про школу.РУ», «Педсовет.ORG», Завуч.инфо» и др.
  • Участие в интернет фестивалях, конкурсах и т.д.

Возможность разместить свой материал в Интернете, позволяет учителю аккумулировать свои работы в некой виртуальной учительской библиотеке, где его коллеги могут посмотреть работу педагога, воспользоваться ее результатами, дополнить, оставить отзыв и обсудить. В этом случае бесценный педагогический опыт становится независимым от времени и пространства.



Охрана здоровья:

  1. Своевременно обновлять инструкции по ТБ на уроках физической культуры, на занятиях секции.
  2. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.
  3. Вести здоровый образ жизни, заниматься спортом, физическими упражнениями.

Интересы и хобби

  1. Продолжать заниматься спортом и физическими упражнениями.
  2. Посещать бассейн, каток.

Формы представления результатов педагогической деятельности учителя

  1. Серия учебных занятий
  2. Методическая продукция
  3. Портфолио
  4. Собеседование
  5. Творческий отчет
  6. Представление результатов педагогической деятельности
  7. Мастер-класс
  8. Творческая мастерская

Личный план самообразования учителя

  1. Герцен Елена Алексеевна;
  2. Образование – высшее;
  3. Тема самообразования: «Выявление одаренности  школьника на уроках физической культуры, во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности».
  4. Сроки работы над темой самообразования 2011-2015 г.г.

Цель: Повышение своего теоретического, научно-методического уровня, профессионального мастерства и компетентности учителя.

Задачи: Применение разнообразных форм работы во внеурочной познавательной и воспитательной деятельности с обучающимися. Обобщение и распространение собственного педагогического опыта. Пропаганда здорового образа жизни.

Основные вопросы

Предполагаемый результат: победители районных, городских, областных, всероссийских. соревнований, фестивалей, конкурсов.

Форма самообразования: методическая и практическая;

Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой;

Форма отчета по проделанной работе.

Методическая продукция педагога (учебно-программная документация)

  1. Рабочие программы по учебным предметам, элективным, факультативным курсам.
  2. Учебно-тематические планы.
  3. Программно-методическое обеспечение курса.
  4. Проекты (конспекты) учебных, внеклассных занятий, семинаров, деловых игр, лабораторных и практических работ; сценарии предметных праздников, турнирных, конкурсных форм и т.д.

Инструментарий:

  • Педагогический – пакет дидактических материалов, памятки, пособия для учащихся, учебно-наглядные средства, рабочие тетради и т.д.
  • Диагностический – пакет тестов, темы докладов, рефератов, творческих заданий для учащихся.

Ожидаемый результат: Работа над программой профессионального самообразования поможет мне повысить свой теоретический, научно-методический уровень, профессиональное мастерство и компетентность.

Вывод: компетентность учителя в области формирования здорового образа жизни школьников, становится продуктом обучения и приобретения соответствующего личностного опыта и складывается из знаний, умений, образованности, способствующих личностной самореализации. И этот опыт, при условии его целенаправленного применения, помогает учащимся находить свое место в мире, вследствие чего образование представляется как высокомотивированное и личностно ориентированное, обеспечивающее максимальную востребованность личностного потенциала, признание личности окружающими и осознание ею самой собственной значимости. На основе этого я ориентирую учащихся на приобретение личностного опыта здорового образа жизни, необходимого им в предстоящей деятельности. В связи с решением этой непростой задачи появляется необходимость в формировании профессиональной педагогической компетентности в формировании здорового образа жизни школьников на основе научных знаний, национально-культурных традиций русского народа сохранения и укрепления здоровья.

Список использованной литературы:

  1. Аттестация педагогических кадров. Справочник. 3-е изд. – М.: ИФ «Образование в документах», 2001.
  2. Аттестация учителей: Концепция, методика, результаты эксперимента / Под ред. Т.Г. Браже. – СПб., 1994.
  3. Аттестация педагогических и руководящих работников образовательных учреждений Московской области. – Вып. 1;2; 17 / Отв. ред. Л.Я. Олиференко. – М.: ИПК и ПРНО МО, 2001.
  4. Диагностика успешности учителя: Сб. метод, материалов для руководителей школ / Сост. Т.В. Морозова – М., 1997.
  5. Зверева В.И. Диагностика и экспертиза педагогической Деятельности. – М., 1998.
  6. Концепция модернизации Российского образования на период до 2010 года. – М.: АПК и ПРО, 2002.
  7. Шишов С.Е., Кальней В.А. Мониторинг качества образования в школе. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998.
  8. Фоменко И.А. Аттестация педагогических работников общеобразовательных учреждений. — М., Аркти, 2005

 Результат самообразования в 2010-2011 учебном году: Тема самообразования: «Работа с одаренными детьми».

Авторская «Программа работа с одаренными детьми «Наша надежда».

Публикация в газете «Спорт в школе», № 2 (500) январь 2011 года, стр.34-37, «Фейерверк радости».

Информационно-развлекательное гимназическое издание «Гармония и совершенство».

Участие во Всероссийском дне бегуна «Кросс наций»

Открытый урок на тему: «Ведения мяча с изменением направления» в 3В классе.

 Личное участие во Всероссийском фестивале «Открытый урок» в 2010-2011 учебном году.

Личное участие в районном конкурсе методических разработок 2010-2011 учебном году.

Участие  учеников во Всероссийском фестивале «Портфолио» в 2010-2011 учебном году:

Байран Дмитрий (7В) – тема исследовательской работы: «Рациональный режим учебы и отдыха школьников»;

Юлия Чудеса (7Б) – тема исследовательской работы «Негативное влияние различных видов обуви на стопу подростка».

Участие в педагогическом совещании на тему «Президентские состязания».

Подготовка к районным состязаниям – «Марафон здоровья» в гимназии.   

Участие в районных соревнованиях «Президентских состязаниях».




Следующий: