Программа по здоровьесбережению Я — здоровый человек!

В мире есть лишь две абсолютные
ценности: чистая совесть и здоровье


Необходимость создания программы:
ухудшение здоровья обучающихся в связи с
изменениями экологической обстановки города и
района, отношения к своему здоровью, социального
благополучия.

Основные разработчики программы:
кл. рук. Балашова Е.А., учителя-предметники
(русский язык – Хмель Л.В., физическая культура –
Мартынова Ю.Н., учитель математики Юдаева Н.А.,),
медицинский работник Момот Л.И., педагог-психолог
Дятлова Л.С.

ЦЕЛЬ:

формирование у обучающихся второй
ступени понимания значимости сохранения,
укрепления здоровья и навыков здорового образа
жизни.

ЗАДАЧИ:

  • отработать систему выявления уровня здоровья
    обучающихся и целенаправленного отслеживания в
    течение периода обучения;
  • создать информационный банк о состоянии
    здоровья подростков;
  • организовать систему профилактической работы
    по формированию ЗОЖ, вести просветительскую
    работу с обучающимися, родителями и
    учителями-предметниками;
  • формировать у обучающихся потребности ЗОЖ
    через урочную и внеурочную деятельность;
  • осуществлять медико-физиологический и
    психолого-педагогический мониторинг и
    диагностики за состоянием здоровья подростков;
  • Сроки реализации программы. 2004 – 2009
    гг.

    Перечень основных блоков:

    • Педагогический (работа классного руководителя,
      учителя физической культуры,
      учителей-предметников);
    • Психологический (работа педагога-психолога);
    • Социальный (взаимодействие с родителями,
      учреждениями дополнительного образования);
    • Блок двигательной активности (физическое
      развитие)

    Исполнители. Педагоги школы

    Ожидаемые результаты.

    В результате реализации программы будут:

    • снижена заболеваемость или стабилизация
      здоровья (в зависимости от первоначального
      диагноза),
    • повышено качество обучения за счет уменьшения
      негативного воздействия процесса обучения и
      воспитания на психофизиологический статус
      подростков;
    • апробированы элементы методик по ранней
      диагностике, прогнозу и коррекции трудностей
      социальной адаптации, предрасположенности к
      вредным привычкам;
    • увеличено число детей и подростков, соблюдающих
      нормы и требования здорового образа жизни;
    • разработана школьная программа по
      здоровьесбережению;
    • разработаны рекомендации для родителей,
      администрации школы, учителей — предметников,
      позволяющие систематизировать работу по
      проблеме здоровьесбережения;
    • включено в план работы школы регулярное
      проведение недель здоровья (1 раз в четверть);
    • создана комната психологической разгрузки для
      обучающихся;
    • организована система кружковых и
      факультативных занятий по формированию ЗОЖ.

    Система управления и контроля за
    реализацией программы.

    Контроль за реализацией мероприятий программы
    осуществляют исполнители в рамках должностной
    компетентности. Общее руководство осуществляет
    педагогический совет школы.

    Формы контроля: результативность работы
    рассматривается 1 раз в год на МО классных
    руководителей.


    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

    В соответствии с законом РФ “Об
    образовании” здоровье школьников отнесено к
    приоритетным направлениям государственной
    политики в области образования.

    Развитие школы идет по пути интенсификации,
    увеличения физических и психических нагрузок на
    ребенка. И сегодня уже необходимо говорить о
    начале глобальной катастрофы всей современной
    цивилизации. По данным НИИ педиатрии:

    • 14 % детей практически здоровы;
    • 50 % детей имеют отклонения в развитии
      опорно-двигательного аппарата;
    • 35 – 40 % детей страдают хроническими
      заболеваниями.

    Беспокоят специалистов и другие недуги
    современной молодежи, такие как зависимость от
    табака, алкоголя и наркотиков.

    Таким образом, появилась острая необходимость
    решения данной проблемы в масштабе страны,
    региона, города школы и отдельно взятого класса.

    Город Киселевск входит в число городов области,
    имеющих четко выраженную специализацию на
    добычу и обогащение угля. С точки зрения
    воздействия на окружающую среду, практически все
    предприятия характеризуются повышенными
    вредными выбросами, которые усугубляются
    географо–климатическими особенностями города,
    расположенного в районе частых штилей и
    инверсий. Реки и ручьи, протекая по территории
    интенсивной хозяйственной деятельности,
    загрязняются промышленными и городскими
    стоками, а также поверхностными, ливневыми и
    талыми водами. Одним из основных загрязнителей
    атмосферы является углекислый газ. Газообразные
    выбросы на территории Киселевска – оксиды
    железа, свинца, сажа, фтор, хлор, ртуть и другие
    соединения, опасные для здоровья, особенно
    опасны аэрозоли свинца. В результате
    хозяйственной деятельности происходит
    загрязнение почв различными тяжелыми металлами,
    содержащимися в отходах добычи и переработки
    полезных ископаемых, в продуктах сгорания
    топлива и хозяйственно-бытовых отходах,
    обладающими высокой токсичностью к растениям,
    животным и человеку.

    Район Афонино, в котором расположено наше
    образовательное учреждение и проживают все
    обучающиеся класса, является зоной повышенного
    внимания экологической службы города, так как
    расположен в низине относительно других районов
    города, в окружении трех шахт, двух разрезов.
    Афонинский кирпичный завод также оказывает
    негативное влияние на состояние атмосферы.

    В связи со всеми вышеперечисленными причинами
    в районе наблюдаются хронические заболевания,
    связанные с дыхательной системой и
    желудочно-кишечным трактом. В данном классе
    подобных хронических заболеваний нет, однако
    анализ уровня заболеваемости за период обучения
    в начальном звене, показал, что у 44 % обучающихся
    наблюдается предрасположенность к заболеваниям
    такого рода. Еще одним фактором, подтолкнувшим к
    созданию данной программы, послужило наличие в
    классе обучающихся с нарушениями осанки и
    зрения.

    Выявлены причинно-следственные факторы,
    негативно влияющие на здоровье детей данного
    класса:

    • интенсификация учебного процесса и
      гиподинамия;
    • стрессовая ситуация в семье и школе;
    • несоблюдение санитарно-гигиенических
      требований к организации учебного процесса;
    • недостаточная подготовка родителей и педагогов
      в вопросах развития и охраны здоровья детей;
    • недостатки в существующей системе физического
      воспитания;
    • низкий уровень медицинского обслуживания,
      направленного, как правило, только на оказание
      экстренной, необходимой медицинской помощи;
    • отсутствие межведомственного подхода к решению
      данной проблемы.

    Программа по здоровьесбережению составлена на
    основании следующих нормативных документов:
    Конституции РФ; Конвенции о правах ребенка;
    закона РФ “Об основных гарантиях прав ребенка”;
    закона РФ “Основы законодательства РФ об охране
    здоровья граждан”; закона РФ “Об образовании”;
    письма Минобразования РФ от 26.06.2003 г. № 23-51-513/16
    “Методические рекомендации по
    психолого-педагогическому сопровождению
    обучающихся в учебно-воспитательном процессе в
    условиях модернизации образования”; письма
    Минобразования РФ от 28.04.2003 № 13-51-86/13 “Об
    увеличении двигательной активности обучающихся
    ОУ// Вестник образования – 2003, июль №7;
    “Гигиенические требования к условиям обучения
    школьников в различных видах современных
    общеобразовательных учреждениях, СанПиН
    2.4.2.1178-02” // Официальные документы в образовании
    – 2003, №3; приказа Минобразования,
    Минздравоохранения РФ от 31.05.2002 № 176/2017 “О мерах
    по улучшению охраны здоровья детей в РФ” //
    Официальные документы в образовании 20/2002; письма
    Минобразования “О работе экспериментальных
    общеобразовательных учреждений по направлению
    “Здоровьесберегающие технологии””//
    Официальные документы в образовании — 2002, №26;
    письма Минобразования РФ от 21.02.2001 №1 “О классах
    охраны зрения в общеобразовательных и
    специальных (коррекционных) ОУ”; приказа
    Минобразования РФ от 28.02.2000 г. № 619 “О концепции
    профилактики злоупотребления ПАВ в
    образовательной среде” // Вестник образования –
    2000, апрель №8; письма Минобразования России от
    26.01.2000 г. № 22-06-86 “О мерах по профилактике суицида
    среди детей и подростков”; санитарных правил
    “Гигиенические требования к условиям обучения
    школьников в различных видах современных
    общеобразовательных учреждениях” // Вестник
    образования – 2000, №1; решения коллегии
    Минобразования РФ от 08.04.1997 г. № 4/2 “Об
    организации работы с детьми со школьной
    дезадаптацией”; закона от 29.11.2000 г. №821 “Об
    образовании в Кемеровской области”;
    региональной программы “Здоровье и
    образование”; приказа Минобразования России и
    Минздрава России от 30.06.98 № 186/272 “О
    совершенствовании системы медицинского
    обеспечения детей в образовательных
    учреждениях”).

    Цель программы —

    формирование у обучающихся
    второй ступени понимания значимости сохранения,
    укрепления здоровья и навыков здорового образа
    жизни.

    Миссия программы —

    научить “безопасному
    плаванию по жизни”

    Задачи:

  • отработать систему выявления уровня здоровья
    обучающихся и целенаправленного отслеживания в
    течение периода обучения;
  • создать информационный банк о состоянии
    здоровья подростков;
  • организовать систему профилактической работы
    по формированию ЗОЖ, вести просветительскую
    работу с обучающимися, родителями и
    учителями-предметниками;
  • формировать у обучающихся потребности ЗОЖ
    через урочную и внеурочную деятельность;
  • осуществлять медико-физиологический и
    психолого-педагогический мониторинг и
    диагностики за состоянием здоровья подростков.
  • Основные блоки программы:

  • педагогический (работа классного руководителя,
    учителя физической культуры,
    учителей-предметников);
  • психологический (работа педагога-психолога);
  • социальный (взаимодействие с родителями,
    учреждениями дополнительного образования);
  • блок двигательной активности (физическое
    развитие).
  • Задача классного руководителя в
    педагогическом блоке – стать организатором,
    координатором совместного творчества
    (сотворчества) детей, родителей,
    педагогов-предметников, медиков, которое
    помогало бы каждому его подопечному осознать
    здоровье как самоценность, выбрать здоровый
    образ жизни, поддерживало и развивало детские
    инициативы в этой области. Эта совместная
    деятельность может быть не только интересной и
    увлекательной, она выгодна с точки зрения
    здоровья для каждого участника этого процесса.

    Социально-профилактическая работа в
    социальном блоке по формированию ценностного
    отношения к здоровью из эпизодической должна
    перейти на уровень системы. Данная профилактика
    должна стать частью всей системы воспитания.

    Формирование ценностного отношения к
    здоровому образу жизни должно также стать одним
    из основных направлений работы
    психолого-социальной службы школы. Проведение
    мониторингов по выявлению учащихся “группы
    риска” поможет педагогу-психологу наметить
    формы и методы избирательной профилактики с
    разными группами учащихся, что даст позитивный
    результат. Комплексный психолого-педагогический
    подход к проблеме позволит аккумулировать
    эффект от взаимодействия всех специалистов.

    Отдельным блоком выделен блок физического
    развития, в котором акцентируется внимание на
    увеличение двигательной активности. Работа
    этого блока построена на посещении СК “Юность”
    два раза в неделю всем ученическим коллективом.
    100 % обучающихся занимаются в спортивных секциях
    (см. Приложение 4). Зинаков Данил,
    имеющий инвалидность по зрению, ходит в группу по
    плаванию. Классным руководителем заключены
    договоры с тренерами СК “Юность”, доплата
    осуществляется из средств школы.

    Блоки реализуются через основные направления
    работы, представленные по годам (см. Приложение
    1):

    5 класс –

    “Здоровье – это здорово!”, под
    девизом “Твой завтрашний успех начинается
    сегодня”;

    6 класс –

    “Здоровье – это спорт!” под
    девизом “Не тешься успехом долго, намечай новую
    цель, снова добивайся, снова побеждай”;

    7 класс

    – “Здоровье – это победа над собой!”
    под девизом “Не стремись победить других, все
    победы начинаются с победы над самим собой”;

    8 класс

    – “Здоровье – это умение общаться!”
    под девизом “Для успеха в жизни умение общаться
    с людьми не менее важно, чем обладание талантом”;

    9 класс – “Здоровье – это жизнь!” под
    девизом “Успешный человек тот, кто научился
    учиться и знает, как изменить себя”.

    В учебной деятельности здоровьесберегающий
    компонент реализуется в ходе уроков. Во
    внеурочной деятельности программа “Я –
    здоровый человек!” опирается на школьную
    программу воспитательной работы “Будущее в
    настоящем” (см. Приложение 6).

    Основные направления и предполагаемые
    результаты реализации программы


    Направления работы

    Исполнители

    Предполагаемые
    результаты

    5 класс – “Здоровье – это
    здорово!”, по девизом “Твой завтрашний успех
    начинается сегодня”;
    Классный руководитель,
    педагог-психолог школы, учителя-предметники
    - создание благоприятного
    психо-эмоционального фона;

    -развитие
    адаптационных возможностей;

    - формирование у обучающихся потребности ЗОЖ.

    6 класс – “Здоровье – это
    спорт!” под девизом “Не тешься успехом долго,
    намечай новую цель, снова добивайся, снова
    побеждай”;
    Классный руководитель, учитель
    физической культуры
    - совершенствование физических
    качеств;

    - формирование приоритетного отношения
    к своему здоровью.

    7 класс – “Здоровье – это
    победа над собой!” под девизом “Не стремись
    победить других, все победы начинаются с победы
    над самим собой”;
    Классный руководитель,
    педагог-психолог школы, учителя-предметники
    - развитие самопознания;

    -
    формирование психологической культуры личности.

    8 класс – “Здоровье – это
    умение общаться!” под девизом “Для успеха в
    жизни умение общаться с людьми не менее важно,
    чем обладание талантом”;
    Классный руководитель,
    педагог-психолог школы, учителя-предметники
    - совершенствование
    коммуникативных навыков, качеств толерантной
    личности.
    9 класс – “Здоровье – это
    жизнь!” под девизом “Успешный человек тот, кто
    научился учиться и знает, как изменить себя”.
    Классный руководитель,
    педагог-психолог школы, учителя-предметники
    Формирование здоровой целостной
    личности


    Предполагаемые результаты

    Результативность программы прослеживается
    через мониторинговую деятельность, включающую в
    себя педагогическую, психологическую,
    медицинскую диагностику (см. Приложение
    3, Приложение 4). В Приложении
    8 приводится аналитическая справка за три года
    реализации данной программы.

    В результате работы может быть построена
    модель здорового школьника (см. Рисунок
    2).


    Механизм осуществления программы

    1. Внедрение научно-методических подходов к
      созданию условий, способствующих формированию,
      сохранению и укреплению здоровья подростков.
    2. Организация и внедрение в практику работы
      мероприятий, направленных на охрану и укрепление
      здоровья детей и семьи.
    3. Обеспечение непрерывного здоровьесберегающего
      образования подростков и специалистов структур
      – участников программы по вопросам культуры
      здоровья и здорового образа жизни.

    Приложение 1

    Приложение 2

    Приложение 3

    Приложение 4

    Приложение 5

    Приложение 6

    Приложение 7

    Приложение 8

    Следующий: