Программа по танцевальной гимнастике для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Объяснительная записка

Главная цель — создать прочную основу для воспитания здорового, сильного, работоспособного и гармонично развитого молодого поколения. Научить детей разнообразным двигательным действиям.

Танцевальная гимнастика сочетает в себе элементы танца, художественной гимнастики, пластики, акробатики, способствует нормальному развитию и функциональному совершенствованию детей.

Наиболее ярко согласованность занятий танцевальной гимнастикой с возрастной физиологией и психологией проявляется при обучении технике упражнений. В процессе обучения ребенок воспринимает информацию — основную и дополнительную, решает определенные задачи, контролирует качество исполнения, вносит коррективы, осмысливает выразительные средства. Ввиду неравномерности биологического развития ребенка необходим индивидуальный подход в обучении, который ставит перед педагогом-тренером следующие задачи:

  • способствовать нормальному росту и укреплению здоровья ребенка;
  • развивать и совершенствовать его физические и психомоторные качества, обеспечивающие высокую дееспособность;
  • воспитывать жизненно важные гигиенические навыки;
  • содействовать развитию познавательных интересов, творческой активности и инициативы;
  • стимулировать развитие волевых и нравственных качеств, определяющих формирование личности ребенка;
  • помогать в овладении и закреплении двигательных навыков иумений.

Наиболее типичными упражнениями для танцевальной гимнастики являются : элементы танца; ритмические упражнения; упражнения с предметами (мяч, скакалка, обруч, лента, шарф); упражнения без предмета; акробатические упражнения. Эти упражнения наиболее ярко отражают специфику танцевальной гимнастики и является ее основным содержанием. Выполнение большинства их связано с умением сознательно регулировать степень напряжения мышц, правильно перераспределить это напряжение и использовать действие сил, возникающих при передаче движений из одного звена тела в другое.

Упражнения требуют систематического совершенствования координации движений, выполняемых с разнообразной скоростью и различным напряжением мышц, им присущи танцевальность, динамичность, целостность, артистизм.

Динамичность движений обусловлена интенсивным передвижением по площадке, выполнением с различной амплитудой, скоростью, силой,

Целостность упражнений предполагает участие всех звеньев тела в любом выполняемом движении.

Танцевальность упражнений и артистизм заключается в умении придать движениям различный характер и различную эмоциональную окраску. При этом движения выполняют в определенном ритмическом рисунке и повторяют в необходимой последовательности (циклично).

Определим конкретные задачи отдельных периодов на этапе предварительной подготовки для разного возраста.

Первая возрастная группа (4-6 лет):

  • разучивание и закрепление базовых элементов; разучивание и закрепление специальных упражнений (с предметом и без него);
  • участие в массовых выступлениях.

Вторая возрастная группа (6-7 лет:

  • закрепление и совершенствование базовых элементов; разучивание и закрепление специальных упражнений (с предметом и без него);
  • разучивание и закрепление вспомогательных упражнений; разучивание и закрепление согласованных действий (упражнений для группового исполнения);
  • участие в массовых праздниках и соревнованиях.

Третья возрастная группа (7-9лет):

  • закрепление и совершенствование базовых элементов;
  • разучивание, закрепление и совершенствование вспомогательных элементов;
  • разучивание и запоминание соревновательных упражнений для группового исполнения;
  • участие в массовых праздниках, контрольных, внутренних и официальных соревнованиях.

Учебный материал включает разделы:

II.1. Физическая подготовка.

II.2. Техническая подготовка:

  • базовая
  • специальная

II.3. Музыкально-ритмическая подготовка.

II.4. Классический экзерсис.

 
II.1. Физическая подготовка.

Общая физическая подготовка считается важной основой всестороннего развития детей. Невозможно добиться точного, выразительного и стабильного выполнения какого бы то ни было упражнения, не имея гибкости, ловкости, быстроты и прыгучести.

Основные средства общей физической подготовки на раннем этапе обучения строевые, общеразвивающие и игровые упражнения, некоторые элементы видов спорта и т.п.

Строевые упражнения.

Построения и перестроения в шеренгу и колонны. Выполнение строевых команд.

Передвижение по залу: в обход, противоходом, змейкой, спиралью, по диагонали.

Фигурные построения.

Методические указания: необходимо добиваться с самых первых занятий строгого сохранения интервалов и дистанций. Строевые упражнения легче усваиваются, если использовать подходящие образные сравнения. При передвижении по залу используют маршевый шаг, различные виды ходьбы и бега с переменой темпа, ритма и скорости движения. Постоянно включают в занятия и ранее усвоенный материал.

Упражнения на силу и гибкость.

  • Упражнения для рук и плечевого пояса;
  • Упражнения для шеи и туловища;
  • Упражнения для ног;
  • Упражнения для развития силы рук;
  • Упражнения для мышц голени;
  • Упражнения для мышц бедра;
  • Упражнения для мышц живота.

Упражнения для развития быстроты.

Сюжетные и короткие подвижные игры:

  • ходьба и бег с внезапной сменой направления по сигналу;
  • бег с ускорениями по 10,20,30м по ровной и наклонной поверхности;
  • упражнения с увеличивающейся амплитудой движения;
  • эстафеты с бегом на отмеренном отрезке;
  • игры с прыжками (для развития взрывной силы ног): единичные подскоки па мягкой поверхности с отягощением и без, с двух ног и с одной ноги.

Упражнения для развития общей выносливости.

Бег в умеренном темпе от 100 до 500 м.

Общеразвивающие упражнения, выполняемые поточным методом в течение 5-6 мин.

Упражнения для развития ловкости.

Динамичные акробатические упражнения в сюжетных играх.

Короткие подвижные игры с предметом в сочетании с бегом, бросками, лазаньем.

Игры и игровые упражнения.

  • Сюжетные игры.
  • Обучающие игры.
  • Игры с преимущественным воздействием на двигательные качества.
  • Малые подвижные игры.
  • Эстафетные игры.
  • Упражнения из других видов сорта.

II.2. Техническая подготовка.

При формировании навыков и умений необходимо учитывать возрастную физиологию, индивидуальные особенности детей.

Техническая подготовка включает в себя:

  • базовые упражнения, которые обеспечивают необходимый двигательный потенциал.
  •  Специальные упражнения, из которых составляются соревновательные и произвольные комбинации.
  •  Вспомогательные упражнения, с помощью которых совершенствуется мастерство спортсменок независимо от их возраста.

II. 3. Музыкально-ритмическая подготовка.

Задачи музыкально-ритмического обучения в том, чтобы научить детей:

  • точно и правильно воспроизводить характер музыки посредством движения;
  • начинать и заканчивать движение в полном соответствии с музыкой;
  • распознавать музыкальный и двигательный такт, размер такт;
  • воспроизводить посредством движения изменение ритма, темпа и динамики музыкального произведения;
  • выделять и передавать в движении музыкальные контрасты;
  • тонко реагировать на музыкальные оттенки.

II.4. Классический экзерсис.

Правильная постановка ног и рук, красивая осанка, изящество и выразительность исполнения упражнений достигаются с помощью классического экзерсиса. В него входят комплекс общеразвивающих упражнений и основные элементы балетного экзерсиса, выполняемые из облегченных исходных положений. Классический экзерсис включают в занятия уже на первых этапах обучения.

Литература:

  1. Кечеджиева Л.. Обучение детей художественной гимнастике.-М.,1985
  2. Колодницкий Г.А. Музыкальные игры, ритмические упражнения и танцы для детей.-М.,1998
  3. Ротерс Т.Т. Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика.-М.,1989.
  4. Боброва Г.А. Художественная гимнастика в школе.-М.,1978.

Следующий: