Программа по реализации основных направлений безотметочного обучения на уроках физической культуры в начальных классах

Изменения, произошедшие в содержании
современного образования за последние
десятилетия, — перенос акцента с предметных
знаний, умений и навыков как основной цели
обучения на формирование общеучебных умений, на
развитие самостоятельных учебных действий –
влекут за собой и изменения в системе оценивания.

Необходим поиск принципиально подхода к
оцениванию, который позволил бы устранить
негативные моменты в обучении, способствовал
гуманизации обучения, индивидуализации учебного
процесса, повышению учебной мотивации и учебной
самостоятельности в обучении. С поиском таких
форм и связано появление идеи безотметочного
обучения.

На базе МОУ Чувашская гимназия открылась
республиканская экспериментальная площадка
“Безотметочное обучение на уроках физической
культуры в условиях гимназии”. Появился, помимо
2-х традиционных уроков, третий урок физической
культуры, особенностью которого является
отсутствие оценок — “урок здоровья”. В связи с
этим возникла необходимость в новой программе по
реализации “безотметочного обучения” на уроках
физической культуры.

Пояснительная записка

Предлагаемая экспериментальная программа
безотметочного обучения на уроках физической
культуры для учащихся 1-4 классов имеет следующие цели:

  • совершенствование физкультурного образования
    школьников;
  • переориентация базового уровня образования на
    знания в области культуры здоровья;
  • формирование устойчивого интереса к урокам и
    внеурочным занятиям физической культуры;
  • повышение потребности к навыкам
    самостоятельных занятий различными формами
    физической культуры.

В программе определены следующие задачи:

  • физическое развитие и укрепление здоровья
    учеников;
  • воспитание нравственных, морально-волевых
    свойств личности школьников;
  • формирование и дальнейшее совершенствование
    умений и навыков двигательной деятельности;
  • содействие саморазвитию и
    самосовершенствованию учащихся;
  • овладение навыками ведения дневника
    самоконтроля;
  • приобретение и использование необходимых
    знаний в области гигиены физической культуры,
    спорта и здорового образа жизни.

Учебный материал данной программы дается в пяти
разделах
:

  • основы знаний
  • общая физическая подготовка
  • гимнастика
  • подвижные игры: национальные игры — русские,
    башкирские, чувашские
  • спортивные игры: бадминтон, баскетбол,
    пионербол.

При изучении видов программы основное внимание
уделяется:

  • насколько наметились положительные сдвиги в
    оздоровлении организма учащихся;
  • умение правильно использовать самостоятельные
    формы занятий физическими упражнениями, зарядку,
    спортивную тренировку;
  • умение правильно восстанавливаться после
    выполнения физического упражнения;
  • ведение дневника самоконтроля при выполнении
    упражнений домашнего задания;
  • умение соблюдать технику безопасности при
    утренней гигиенической гимнастике или
    самостоятельной тренировке;
  • умение составлять комплекс утренней
    гигиенической гимнастики.

В разделе «Основы знаний» представлен
материал, способствующий расширению знаний
учащихся о собственном организме, о
гигиенических требованиях, о видах спорта, о
возможностях организма человека, его культуре,
ценностных ориентациях и т.д. Занятия по
теоретическим знаниям необходимо строить так,
чтобы ученики сами находили нужное решение,
выводили элементарные правила и положения [4].

Основные виды физической деятельности,
способствующие физическому развитию учащихся,
проводимые в гимназии:

1. Гимнастика до начала учебных занятий.

2. Физкультминутка, физкультпауза на
уроке.

3. Подвижные перемены.

4. «Спортивный час» в группе продленного
дня.

5. Урок физической культуры.

6. Спортивные кружки и секции.

7. Различные соревнования и Дни здоровья.

Внешкольные формы занятий должны дополнять
физическое развитие учащихся в школе. К ним
относятся:

1. Утренняя гигиеническая гимнастика в домашних
условиях

2. Самостоятельные тренировки.

3. Физическая культура по месту жительства
(детские подростковые клубы)

4. Семейные выходы на природу

5. Физическая работа в саду, по дому и т.д.

“Уроки здоровья” должны быть разнопланового
характера с использованием
параллельно-комплексного варианта планирования
учебного материала.

Из данной программы по физическому воспитанию
видно, что учащимся необходимо вести учет
улучшения показателей физического развития. Для
проведения работы с учащимися по дневнику
домашнего задания учителя физической культуры
обязаны составить образец «Дневник
самоконтроля при занятиях на “уроках здоровья”
(таблица 1) [3].

Таблица 1. Дневник самоконтроля


Параметры

Дни

Самочувствие
Аппетит
Сон
Желание заниматься
ЧСС (утром после сна)

Способы подсчета:

1. Положите руку на область верхней части
сердца, вы почувствуете его толчки, подсчитайте
их количество.

2. Прощупайте и подсчитайте пульсовые волны на
сонной, височной и других доступных артериях (ЧСС
в покое — 85—90 уд/мин, ЧСС во время занятий
физическими упражнениями — около 200 уд/мин).

Упражнения, рекомендованные учителем
физкультуры, должен способствовать общей
физической подготовке и совершенствованию всех
физических качеств. В ходе учебных занятий дети
получают температурное воздействие. Во время
проведения подвижных игр на свежем воздухе для 1-4
классов допускается температура воздуха до -15° С.

В конечном итоге, задача образования -
воспитать подрастающее поколение с
положительными человеческими качествами,
хорошим физическим развитием, красивым и
здоровым телом, способных преодолевать
трудности современной жизни.

Особо важно, что учащиеся, отнесенные к
специальной медицинской группе, занимаясь по
этой программе, при желании смогут, если не
полностью, то уж частично вернуть себя к
полноценной, здоровой, человеческой жизни [1].

Таблица 2. Годовой план-график


Классы 1 II III IV
Кол-во часов 34 34 34 34
Основы знаний

Гимнастика

Подвижные игры

Народные игры

Баскетбол

Пионербол

Бадминтон

в процессе уроков в процессе уроков в процессе уроков в процессе уроков
14 14 10 10
8 6 4 2
8 6 4 4
4 4 4 5
4 6 5
6 8

НАЧАЛЬНОЕ ФИЗКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ (1-4
КЛАССЫ)

Основные задачи физического воспитания детей
младших классов: укрепление здоровья, содействие
правильному физическому развитию. Однако не
менее важно вовремя обучать их необходимым
жизненным навыкам, которые в данном возрасте
успешно воспитываются посредством гимнастики:
ходьбы, бега, прыжков, подвижных игр, игр с мячом,
различных эстафет. Эти виды очень хорошо
развивают самые важные физические качества:
быстроту, ловкость, силу, гибкость и
выносливость. Планируя учебные планы необходимо
учитывать особенность детей младшего школьного
возраста — их эмоциональность, подвижность,
относительную быстроту восстановительных
процессов, и в то же время незаконченность
формирования органов и систем организма,
недостаточность развития процессов торможения.

Занятия, проводимые в занимательной -
подражательной форме должны приносить не только
ощутимую пользу, но и доставлять детям
неподдельную радость [4].

1 класс

I. Основы знаний.

Правила поведения в спортивном зале, на
спортивной площадке. Влияние физических
упражнений на здоровье ученика. Сведения о
режиме дня, утренней зарядки и личной гигиене.
Ведение упрощенного варианта “Дневника
физической культуры ученика” в 1 классе ведут
родители при участии самих детей и учителей
физкультуры.



II. Общая физическая подготовка.

Строевые упражнения: основная стойка;
построение в колонну по одному, шеренгу, в круг;
перестроение в колонну по два, по три. Разминка на
вытянутые руки в колонны и шеренги; команды:
«направо», «налево», «на месте — шагом
марш», «шагом — марш», класс — стой» [2].

Общеразвивающие упражнения: без предметов, с
мячом, упражнения для формирования осанки,
профилактика плоскостопия, упражнения для газ,
дыхательная гимнастика.

Ходьба с преодолением препятствий, на носках,
пятках, в полуприседе, быстрым широким шагом.

Бег: равномерный, эстафетный, эстафетный с
различными заданиями.

Прыжки: на одной и двух ногах на месте, с
продвижением в длину с места, в высоту,
спрыгивание с высоты до 30 см.

Броски и ловля мячей.

Метание мяча: на дальность, в цель, через сетку
волейбольную.

Гимнастика. Лазание по гимнастической сетке,
наклонной гимнастической скамейке в упоре стоя
на коленях; перелезание через скамейку,
подтягивание, лежа на гимнастической скамейке,
подтягивание в висе и висе лежа, лазание по
канату, перетягивание каната и т.д.

Акробатические упражнения: группировка,
перекаты в группировке. Перекаты, на животе
прогнувшись, стойка на лопатках, гимнастический
«мостик».

Танцевальные шаги: шаг с подскоком, приставной,
галоп.

Упражнения на равновесие: на месте, ходьба по
гимнастической скамейке с поворотом и
приседанием; по наклонной скамейке, равновесие
на одной ноге у гимнастической стенки, ходьба по
гимнастической скамейке с преодолением
препятствий и т.д. [4].

Упражнения домашнего задания:

  • Во второй половине второй четверти необходимо
    разучить упражнения домашнего задания и
    рекомендовать ученикам их выполнение (те
    упражнения, которые можно выполнять в домашних
    условиях).
  • Подвижные игры: игровые упражнения с малыми
    (резиновыми) мячами: «увертывание от мяча»,
    «мяч по кругу» и т.д. «Два мороза»,
    «Мышеловка», «День и ночь», «Вызов
    номеров» и т.д.
  • Национальные игры: русские, башкирские,
    чувашские ( “Суряка”, “Утки и лисы”, “Прячу
    платок”, “Гуси — лебеди” и т.д.). Различные игры
    на свежем воздухе [2].

2 класс

I. Основы знаний.

Что такое безопасность, правила безопасности
(при занятиях физическими упражнениями при
занятиях на уроке и самостоятельных занятиях
дома). Понятие режима дня и его составная
физическая культура. Основные правила
закаливания. Физическое развитие и хорошая
осанка. Ведение упрощенного варианта «Дневник
самоконтроля ученика» (таблица 1)

П. Общая физическая подготовка.

Строевые упражнения: умение выполнять команды
в движении — «Шире шаг», Чаще шаг»,
«Реже», размыкание и смыкание приставными
шагами. Перестроение из колонны по одному в
колонну по два, из одной шеренги в две.

Общеразвивающие упражнения: без предметов, с
мячами, гимнастическими палками, обручами.
Ходьба в приседе, широким шагом и строевым,
упражнения для формирования осанки,
профилактика плоскостопия, упражнения для газ,
дыхательная гимнастика.

Бег в равномерном темпе, бег с изменением
направления; с преодолением препятствий, бег с
чередованием общеразвивающих упражнений.

Прыжки: с поворотом, в сочетании с ходьбой, с
места, с малого разбега, с высоты до 40см, с
доставанием высокого предмета, многократные со
скакалкой на одной, двух ногах, напрыгивание на
гимнастическую скамейку и спрыгивание. Прыжки в
длину — высоту, согнув ноги, через скамейку.

Метание большого и малого мяча на точность и
дальность, на отскок от пола — стены, на результат
с малого разбега «из-за головы».

Упражнение в равновесии: ходьба по бревну,
перешагивание на скамейке через набивные мячи,
перескоки, приставные шаги, махи ногами с
хлопками под маховой ногой.

Гимнастика. Лазание и перелезание: по
гимнастической стенке, по горизонтальной и
наклонной гимнастической скамейке, перелезание
через гимнастическое бревно (высота 60см),
кувырки, перекаты, стойка на лопатках, сочетание
элементов. Висы стоя, лежа. Упоры стоя, лежа.
Отжимание из упора лежа на гимнастическую
скамейку.

Исходное тестирование упражнений домашнего
задания, рекомендации для самостоятельных
занятий дома, совершенствование упражнений
домашнего задания, проверки этих упражнений.

Подвижные игры.

  • Различные подвижные игры и игровые упражнения с
    малыми и большими резиновыми мячами: «Мяч
    капитану», баскетбольные «Пятнашки»
    (различные варианты), «Передача мяча в
    колоннах», «Мяч на полу» и т.д.
  • Национальные игры: русские, башкирские и
    чувашские ( “Цыплята и охранник”, “Воробьи и
    кошка”, “Двенадцать девочек”, “Алая лента”,
    “Цепочка руками”),
  • Различные игры на свежем воздухе [2].

3 класс

I. Основы знаний.

Классификация видов спорта. Техника
безопасности при занятиях гимнастикой,
бадминтоном, пионерболом, подвижными играми,
национальными играми. Влияние физических
упражнений на здоровье, осанку. Движения при беге
и ходьбе . Ведение упрощенного варианта
«Дневника самоконтроля учащегося». (Таблица
1) [3].

II. Общая физическая подготовка

Строевые упражнения- команды: «на первый,
второй — рассчитайтесь», построение их двух
шеренг в два круга; передвижение по диагонали,
противоходом, змейкой.

Общеразвивающие упражнения: без предметов, с
мячом, гимнастической палкой, обручами;
упражнения для формирования осанки,
профилактика плоскостопия, упражнения для газ,
дыхательная гимнастика. Комплекс ОРУ.

Ходьба с изменением длины и частоты шага, с
высоким подниманием бедра.

Бег с чередованием общеразвивающих упражнений,
прыжков, метаний.

Прыжки: с ускорением, в шаге, спрыгивание с
высоты до 50см; прыжки в длину.

Метание: малого мяча в цель, на дальность и
высоту.

Упражнения на равновесие: передвижение на
рейке гимнастической скамейке; шагов,
перескоков, приставных шагов, различных стоек на
ногах, выполнение равновесия типа
«ласточка», различные повороты.

Акробатические упражнения: перекаты назад в
группировке с последующей опорой рук за головой,
кувырок назад, два кувырка вперед; стойка на
лопатках, из положения лежа на спине «мост».

Висы и упоры: на гимнастической стенке, лазание
по канату в 3 приема, подтягивание в висе и в висе
лежа; упоры на гимнастическую стенку, скамейку,
пол.

Домашние задания, рекомендации для
самостоятельных занятий дома, совершенствование
упражнений домашнего задания в домашних
условиях [4].

Подвижные игры.

  • Подвижные игры и игровые упражнения с малыми и
    большими резиновыми мячами; с ведением мяча, игры
    с использованием строевых, общеразвивающих
    упражнений… Игры: «Что изменилось?»,
    «Посадка картофеля», «Прокати быстрее
    мяч», «Кузнечик», «Медвежата за
    медом», «Кто дальше бросает», «Кто
    догонит» и т.д. [2].
  • Национальные игры: русские, башкирские и
    чувашские (“Чижик”, “Бишамбак”, “Игра в
    бабки”, “Воздушный шар”, “Кто раньше” и т.д.).
    Игры на свежем воздухе.
  • Баскетбол: ловля и передача мяча двумя руками от
    груди стоя на месте и после ведения, бросок мяча
    двумя руками от груди с места в низкое
    баскетбольное кольцо, различное передвижение
    без мяча и с мячом.
  • Бадминтон: основная стойка игрока при подаче,
    приеме подачи, при ударах справа, слева, сверху,
    снизу. Жонглирование воланом. Знакомство с
    правилами одиночной и парной игры. Изучение
    основ техники бадминтона.

4 класс

I. Основы знаний.

Правила техники безопасности на занятиях
физкультуры: по гимнастике, подвижным играм,
национальным играм, баскетболу, бадминтон.
Правильная осанка и ее значение. Умение
определения ЧСС. Значение разучиваемых движений
и упражнений на развитие основных физических
особенностей. Умение правильного ведения
дневника самоконтроля. (таблица 1)

П. Общая физическая подготовка.

Ходьба: с изменением длины и частоты шага, с
высоким подниманием бедра.

Бег с чередованием общеразвивающих упражнений,
прыжков, метаний, бег с различными препятствиями.

Прыжки в длину, в высоты 60-70 см

  • прыжки с напрыгиванием на препятствие
  • выпрыгивания из глубокого приседа.

Метание мяча: в стену, в цель, на дальность, в
высоту.

Гимнастика.

  • комплексы общеразвивающих упражнений с
    предметами и без предметов
  • лазание и перелезание, подтягивания. Полоса
    препятствий
  • акробатика: кувырки вперед, назад, стойка на
    лопатках, «мосты», перекаты, равновесия на
    колене в упоре и т.д. творческая комбинация
    учащегося.
  • гимнастическая полоса препятствий [4].

7. Упражнения домашнего задания на все группы
мышц.

8. Баскетбол:

  • ловля и передача мяча с шагом и сменой мест.
  • ловля и передача мяча двумя руками от груди
  • ведение мяча с изменением направления
  • бросок мяча в корзину двумя руками от груди с
    места и после ведения
  • двухсторонняя игра по упрощенным правилам
  • подвижные игры с мячом
  • игра в пионербол

Национальные игры: русские, башкирские и
чувашские ( “Черный баран”, “Съедобное не
съедобное”, “Мяч на земле”, “Самый меткий”,
“Успей запомнить” и т.д.). различные игры на
свежем воздухе [2].

Бадминтон: основная стойка игрока при подаче,
приеме подачи, при ударах справа, слева, сверху,
снизу. Жонглирование воланом. Знакомство с
правилами одиночной и парной игры. Изучение
основ техники бадминтона.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Видякин М.В. В помощь преподавателю физкультуры.
    Волгоград: Учитель, 2002.
  2. Видякин М.В. Физкультура – Внеклассные
    мероприятия в школе. Волгоград: Учитель, 2006.
  3. Зайцева В.В. Зачем учиться физической культуре?
    М.: Вентана-Граф, 2003.
  4. Крючков В.А., Мусакаев М.Б., Туленков С.В.
    Программа МО РБ. Уфа: МО РБ, 2003.



Следующий: