Программа по физкультуре для 10–11-х классов


Пояснительная записка
10-11-е классы

Целью

физического воспитания в школе
является содействие всестороннему развитию
личности посредством формирования физической
культуры личности школьника.

Достижение цели физического воспитания
обеспечивается решением следующих основных
задач:

  • Содействие гармоничному физическому развитию,
    выработку умений использовать физические
    упражнения, гигиенические процедуры и условия
    внешней среды для укрепления здоровья,
    противостояния стрессам.
  • Формирование общественных и личностных
    представлений о престижности высокого уровня
    здоровья и разносторонней физиологической
    подготовленности.
  • Дальнейшее развитие координационных и
    кондиционных (скоростно – силовых, скоростных,
    выносливости, силы и гибкости) способностей.
  • Формирование знаний о закономерностях
    двигательной активности, спортивной тренировке,
    значении занятий физической культурой для
    будущей трудовой деятельности, выполнении
    функции отцовства и материнства, подготовку к
    службе в армии.
  • Закрепление потребности к регулярным занятиям
    физическими упражнениями и избранным видом
    спорта.
  • Формирование адекватной самооценки личности,
    нравственного самосознания, мировоззрения,
    коллективизма, развитие целеустремлённости,
    уверенности, выдержки, самообладания.

Настоящая: программа по предмету физическая
культура составлена на основе «Комплексной
программы физического воспитания учащихся l-11
классов», авторы: Лях В.И., Л.А.Зданевич
Министерства образования и науки РФ 2011 года.
Журналов “Физическая культура. Рабочие
программы. М.Я.Виленского, В.И. Ляха: Просвещение,
2011.-104с-ISBN 978-5-09-021674-6. “Книг учителя физкультуры”.
Издательство “Физкультура 1-11 классы :
развернутое тематическое планирование по
комплексной программе под редакцией В.И. Ляха,
Л.Б. Кофмана – 2008 год.

Нормативная база взята из программы
“Инструктивно-методическое обеспечение
содержания образования в Москве 1-11-х классов”
Москва 1998 год.

Годовой комплексный план физического
воспитания учащихся 5-11-х классов, Москва 1988 год.

Научно-методическое обеспечение
учебного процесса осуществляется по учебным
пособиям.

Учебники:

  1. Н.Г. Озолин – лёгкая атлетика
  2. В.Ломай – бег, прыжки, метание
  3. Е.А.Малков – подружись с “королевой спорта”
  4. В.В. Осинцев – лыжная подготовка в школе
  5. Ю.В. Буйлин — мини-баскетбол в школе
  6. С. Башкин – уроки по баскетболу
  7. Г. Пинколстер – “Энциклопедия баскетбольных
    упражнений ” 8. А.Н. Мартыновский – “Спортивная
    гимнастика”
  8. А.Т. Брыкина – гимнастика
  9. Ю.В.Л. Голомазов – волейбол в школе
  10. А.А, Рыбкин, А.Н. Евтушенко – гандбол
  11. Хоккей. Правила соревнований. – М: Терра-Спорт,
    2003 г.
  12. В.И.Лях, А.А.Зданевич М: Просвещение 2009 г.

Программа составлена с учётом условий работы
школы, контингента учащихся,
материально-технической базы. В старших классах
более отчётливо, чем в среднем возрасте,
проявляются половые различия между юношами и
девушками, что требует дифференцированного
подхода к выбору средств и методов занятий. В
этом возрасте идет интенсификация обучения по
пути усиления тренировочной направленности
уроков. Дифференцированный индивидуальный
подход важен для учащихся, имеющих низкие и
высокие результаты в физическом развитии. При
организации занятий с юношами предусмотрены
занятия при максимальных волевых и физических
нагрузках.

Программный материал делится на две части –
базовую и вариативную. В базовую часть входит
материал в соответствии с федеральным
компонентом учебного плана. Базовая часть
выполняет обязательный минимум образования по
предмету “Физическая культура”. Вариативная
часть включает в себя программный материал по
хоккею,

“Русской лапте”, конькам, атлетической и
оздоровительной гимнастики. Программный
материал усложняется по разделам каждый год за
счёт увеличения сложности элементов на базе
ранее пройденных. Оценивание учащихся
предусмотрено как по окончании раздела, так и по
мере освоения умений и навыков. Уроки гимнастики
планируется проводить фронтальным способом (при
проведении строевых, общеразвивающих и сложных
акробатических упражнений), групповым способом,
поточным способом (опорные прыжки), а так же, за
счет увеличения уроков на 1 час, появилась
возможность заниматься с детьми оздоровительной
гимнастикой (профилактика исправления сколиоза
и плоскостопия).


№№ п/п

Вид программного
материала

Количество часов
(уроков)

Класс

X (юноши)

XI (юноши)

1. Базовая часть:

89

89

1.1 Основы знаний о физической культуре

4

4

1.2. Лёгкая атлетика

17

17

1.3. Кроссовая подготовка

8

8

1.4. Волейбол

9

9

1.5. Футбол

7

7

1.6 Баскетбол

8

8

1.7 Гандбол

9

9

1.8 Гимнастика

14

14

1.9 Лыжная подготовка

13

13

2 Вариативная часть:

16

16

2.1 Русская лапта

3

3

2.2 Атлетическая и оздоровительная
гимнастики

6

6

2.3 Хоккей на льду, коньки

7

7

3 Итого:

105

105

Требования к уровню знаний учащихся по
физической культуре, оканчивающих среднюю школу.

В результате освоения Обязательного минимума
содержания учебного предмета учащиеся по
окончании средней школы должны достигнуть
следующего уровня развития физической культуры. Объяснить:

  • Роль и значение физической культуры в развитии
    общества и человека, цели и принципы
    современного олимпийского движения, его роль и
    значение в современном мире.
  • Роль и значение занятий физической культурой в
    укреплении здоровья человека, профилактики
    вредных привычек, ведении здорового образа
    жизни.
  • Характеризовать:

    Индивидуальные особенности физического и
    психического развития и их связь с регулярными
    занятиями.

  • Особенности функционирования основных органов
    и структур организма во время занятий,
    особенности планирования индивидуальных
    занятий различной направленности и контроля их
    эффективности.
  • Особенности обучения и самообучения
    двигательным действиям.
  • Соблюдать правила:

  • Личной гигиены и закаливания.
  • Организация и проведение самостоятельного и
    самодеятельного форм занятий физическими
    упражнениями и спортом.
  • Культура поведения и взаимодействия во время
    коллективных занятий и соревнований.
  • Профилактика травматизма и оказание первой
    помощи при травмах и ушибах.
  • Проводить:

    Самостоятельные и самодеятельные занятия
    физическими упражнениями с общей
    профессионально-прикладной и
    оздоровительно-коррегирующей направленности.

  • Приемы страховки и самостраховки во время
    занятий.
  • Приемы массажа и самомассажа.
  • Занятия физической культуры и спортивные
    соревнования с учащимися младших классов.
  • Судейство соревнований по одному из видов
    спорта.
  • Составлять:

    Индивидуальные комплексы физических
    упражнений различной направленности.

  • Планы-конспекты индивидуальных занятий.
  • Определять:

  • Уровни индивидуального физического развития.
  • Эффективность занятий физическими
    упражнениями, функциональное состояние
    организма.
  • Дозировка физической нагрузки
  • Демонстрировать:

    Двигательные умения, навыки, способности:

  • Уметь с максимальной скоростью пробегать 100 м с
    низкого старта.
  • В равномерном темпе бегать до 30 мин юноши и до 20
    мин девушки.
  • Метать различные по форме и по массе снаряды с
    места и с полного разбега.
  • В гимнастических и акробатических упражнениях:

    Выполнять опорный прыжок ноги врозь через
    коня в длину высотой 115-125 см (юноши).

  • Выполнять комбинацию из отдельных элементов со
    скакалкой.
  • Выполнять акробатическую комбинацию из 5
    элементов, включающую длинный кувырок через
    препятствие на высоте до 90 см, стойку на руках,
    переворот блоком и другие ранее освоенные
    элементы (юноши) и комбинацию из 5 ранее освоенных
    элементов (девушки).
  • В спортивных играх:

  • Демонстрировать и применять основные
    технико-тактические действия в одной из
    спортивных игр.
  • Физическая подготовленность:

  • Соответствовать, как минимум, среднему уровню
    показателей развития физических способностей
    (табл. 1)
  • Способы физкультурно-оздоровительной
    деятельности:

  • Использовать различные виды физических
    упражнений в целях самосовершенствования.
  • Организации досуга и здорового образа жизни.
  • Осуществлять коррекцию недостатков
    физического развития.
  • Способы спортивной деятельности:

    Участвовать в соревновании по
    легкоатлетическому четырехборью: бег 100м, прыжок
    в длину или высоту, метание мяча, бег на
    выносливость.

    Правила поведения на занятиях физическими
    упражнениями:

    Согласовывать свое поведение с интересами
    коллектива.

  • Критически оценивать собственные достижения
  • Поощрять товарищей, имеющих низкий уровень
    физической подготовленности. Критерии оценок
    успеваемости учащихся на уроках по физической
    культуре.
  • Оценочные нормативы по физической
    культуре разработаны в соответствии с
    нормативными требованиями программы
    “Физическая культура для учащихся 1-11-х классов”
    Москва. Просвещение 1996г.

    При оценке техники выполнения
    двигательного действия руководствуются
    следующими критериями:

    Отметка “5”:

    двигательное
    действие выполнено правильно (заданным
    способом), точно, уверенно, в надлежащем ритме,
    легко и четко, обучающий овладел формой движения;
    в играх проявил должную активность,
    находчивость, ловкость, умение действовать в
    коллективе, точно соблюдать правила.

    Отметка “4”:

    двигательное
    действие выполнено правильно, но не достаточно
    легко и четко, наблюдается некоторая скованность
    движений: в играх учащийся не проявил должной
    активности, ловкости.

    Отметка “3”:

    двигательное
    действие выполнено в основном правильно, но
    напряжённо (или вяло), недостаточно уверенно),
    допущены незначительные ошибки при выполнении; в
    играх обучающийся был малоактивным, допускал
    небольшие нарушения правил.

    Отметка “2”:

    двигательное
    действие не выполнено или выполнено неправильно,
    неуверенно, небрежно; допущены значительные
    ошибки; в играх учащийся не обнаружил должной
    активности, расторопности, умение играть в
    коллективе (команде).

    Отметка “1”:

    отказ обучающего
    выполнить двигательное действие без
    уважительной причины или он совсем не смог
    выполнить упражнение.

    Контроль за физической подготовкой учащихся
    проводится два раза в учебный год по всем тестам
    (осенью и весной) и три раза по тем упражнениям,
    которые можно провести в зале (в сентябре, в конце
    декабря и в мае). Ведётся карта учёта динамики
    прироста показателей развития физических
    качеств учащихся (таблица №1).

    Учащимся, имеющим хороший и отличный уровень
    физического развития, рекомендуются занятия в
    спортивных секциях школы, ДЮСШ и другие формы
    занятий. Учащимся, имеющим средний и низкий
    уровень физического развития, даются задания на
    развитие определённых двигательных навыков,
    рекомендуются самостоятельные занятия.

    Учащимся, отнесённым по состоянию здоровья к
    подготовительной медицинской группе, оценка
    успеваемости выставляется на общих основаниях,
    за исключением выполнения учебного норматива в
    противопоказанных им видах физических
    упражнениях.

    Актуальность программы

    Настоящая программа включает в себя
    содержание всех основных форм физической
    культуры, составляющих целостную систему
    физического и нравственного воспитания в школе и
    позволяет последовательно решать эти задачи на
    протяжении всех лет обучения. Третий час
    направлен на увеличение двигательной активности
    учащихся (за счет расширения количества
    спортивных и подвижных игр) и оздоровительный
    процесс.

    Календарно-тематическое
    планирование. 11-й класс (юноши)

    Следующий: