Программа по физической культуре, согласно ФГОС. 5-й класс

Статус рабочей программы.

Рабочая программа по предмету “Физическая
культура” для 5 классов общеобразовательной
школы базового уровня, разработана на основе
нормативных правовых документов:

  • ФГОС ООО утверждённый приказом Министерства
    образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897;
  • Примерная основная образовательная программа
    образовательного учреждения, М.
    “Просвещение”,2011;
  • Примерные программы по учебным предметам
    Физическая культура 5 – 9 классы М.
    “Просвещение”,2010;
  • Федеральный закон “О физической культуре и
    спорте в РФ” от 04.12.2007г. №329-ФЗ (ред. От 21.04 2011г.).
  • Стратегия развития физической культуры и
    спорта на период до 2020г. Распоряжение
    правительства РФ от. 07.08.2009г. № 1101-р.
  • О Концепции Федеральной целевой программы
    развития образования на 2011-2015гг. Распоряжение
    правительства РФ от 07.02.2011г. №163-р.
  • Программа ориентирована на использование
    учебника “Физическая культура 5 класс” А.П.
    Матвеев, М., “Просвещение”,2011

Общая характеристика учебного предмета.

Согласно концепции развития содержания
образования в области физической культуры (2001),
учебный предмет “Физическая культура”
является один из видов культуры человека и
общества, в основании которого лежит двигательная
(физкультурная) деятельность.
Данная
деятельность характеризуется целенаправленным
развитием и совершенствованием духовных и
природных сил человека и выступает как условие и
результат формирования физической культуры
личности.

Образовательная область “Физическая
культура” призвана сформировать у учащихся
устойчивые мотивы и потребности в бережном
отношении к своему здоровью и физической
подготовленности, целостном развитии физических
и психических качеств, творческом использовании
средств физической культуры в организации
здорового образа жизни. В процессе освоения
учебного материала данной области у учащихся
формируется целостное представление о
физической культуре как социальном явлении,
единстве биологического, психического и
социального в человеке, законах и
закономерностях развития и совершенствования
его психосоматической природы.

Целью

школьного образования по физической
культуре является формирование разносторонне
физически развитой личности, способной активно
использовать ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации активного отдыха. В
основной школе данная цель конкретизируется и
определяет направленность образовательного
процесса на формирование устойчивых мотивов и
потребности школьников в бережном отношении к
своему здоровью, целостное развитие физических,
духовных и нравственных качеств, творческий
подход в организации здорового образа жизни.

В рамках реализации этой цели образовательный
процесс по физический культуре в основной школе
ориентируется на решение следующих задач:

  • в укрепление здоровья, развитие основных
    физических качеств и повышение функциональных
    возможностей организма;
  • формирование культуры движений, обогащение
    двигательного опыта физическими упражнениями с
    общеразвивающей и корригирующей
    направленностью, техническими действиями и
    приёмами базовых видов спорта;
  • формирование знаний о физической культуре и
    спорте, их истории и современном развитии, роли в
    формировании здорового образа жизни;
  • обучение навыкам и умениям в
    физкультурно-оздоровительной и
    спортивно-оздоровительной деятельности,
    самостоятельной организации занятий
    физическими упражнениями;
  • воспитание положительных качеств личности,
    норм коллективного взаимодействия и
    сотрудничества в учебной и соревновательной
    деятельности.

Ориентируясь на решение задач образования
школьников по физической культуре, настоящая
программа в своём предметном содержании
направлена на:

  • реализацию принципа вариативности,
    обосновывающего планирование учебного
    материала в соответствии с половозрастными
    особенностями учащихся, материально-технической
    оснащённостью учебного процесса (спортивный зал,
    спортивные пришкольные площадки, стадион,
    бассейн), региональными климатическими
    условиями и видом учебного учреждения
    (городские, малокомплектные и сельские школы);
  • реализацию принципа достаточности и
    сообразности, определяющего распределение
    учебного материала е конструкции основных
    компонентов двигательной (физкультурной)
    деятельности, особенностей формирования
    познавательной и предметной активности
    учащихся;
  • соблюдение дидактических правил “от
    известного к неизвестному” и “от простого к
    сложному”, ориентирующих выбор и планирование
    учебного содержания в логике поэтапного его
    освоения, перевода учебных знаний в практические
    навыки и умения, в том числе и в самостоятельной
    деятельности;
  • в расширение межпредметных связей,
    ориентирующих планирование учебного материала
    на целостное формирование мировоззрения
    учащихся в области физической культуры,
    всестороннее раскрытие взаимосвязи и
    взаимообусловленности изучаемых явлений и
    процессов;
  • усиление оздоровительного эффекта,
    достигаемого в ходе активного использования
    школьниками освоенных знаний, способов и
    физических упражнений в
    физкультурно-оздоровительных мероприятиях,
    режиме дня, самостоятельных занятиях
    физическими упражнениями.

Ценностные ориентиры содержания учебного
предмета “физическая культура”

Содержание учебного предмета “Физическая
культура” направлено на воспитание
высоконравственных, творческих, компетентных и
успешных граждан России, способных к активной
самореализации в общественной и
профессиональной деятельности, умело
использующих ценности физической культуры для
укрепления и длительного сохранения
собственного здоровья, оптимизации трудовой
деятельности и организации здорового образа
жизни.

Место предмета “физическая культура” в
базисном учебном плане.

Согласно Базисному учебному плану основного
общего образования на обязательное изучение
всех учебных тем программы по предмету
физическая культура в 5 классах отводится 105 ч.

Адресность

Данная программа разработана для обучающихся
5-х классов муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения средней
общеобразовательной школы.

Формы организации образовательного
процесса.

Основные формы организации образовательного
процесса в основной школе — уроки физической
культуры, физкультурно-оздоровительные
мероприятия в режиме учебного дня, спортивные
соревнования и праздники, занятия в спортивных
секциях и кружках, самостоятельные занятия
физическими упражнениями (домашние занятия).

Уроки физической культуры

— это основная
форма организации учебной деятельности учащихся
в процессе освоения ими содержания предмета. В
основной школе уроки физической культуры
подразделяются на три типа: уроки с
образовательно-познавательной направленностью,
уроки с образовательно-обучающей
направленностью и уроки с
образовательно-тренировочной направленностью. В
целом каждый из типов уроков физической культуры
носит образовательную направленность и по
возможности должен включать школьников в
различные формы самостоятельной деятельности
(самостоятельные упражнения и учебные задания).

Основные методы

(продуктивные и
репродуктивные и т.д.) работы на уроке: словесный;
демонстрации; разучивания упражнений;
совершенствования двигательных действий и
воспитания физических качеств; игровой и
соревновательный.

В работе используются разные формы
организации деятельности учащихся на уроке –
индивидуальная, групповая, фронтальная,
поточная, круговая, дифференцированная и
варьируются виды деятельности в рамках одного
урока. В этом возрасте рекомендуется применять
метод индивидуальных занятий, дополнительных
упражнений, заданий по овладению двигательными
действиями, развитию физических способностей с
учетом типа телосложения, склонностей,
физической и технико-тактической
подготовленности.

Система оценивания учащихся.

Критериями оценки по физической культуре
выступают качественные и количественные
показатели.

Качественными показателями успеваемости
являются: степень овладения программным
материалом (знаниями, двигательными умениями и
навыками, способами
физкультурно-оздоровительной и спортивной
деятельности), систематичность и регулярность
занятий физическими упражнениями, ведение
здорового образа жизни, способствует приобщение
каждого школьника к ценностям физической
культуры.

К количественным показателям успеваемости
относятся сдвиги в показателях физической
подготовленности (развитие основных физических
качеств — способностей).

В соответствии с процессами обучения
двигательным действиям, развития физических
способностей оценка успеваемости включает в
себя виды учета: предварительный, текущий и
итоговый.

Учащиеся, отнесенные по состоянию здоровья к
подготовительной медицинской группе,
оцениваются на общих основаниях, за исключением
тех видов двигательных действий и нормативов,
которые им противопоказаны по состоянию
здоровья.

Оценка успеваемости складывается главным
образом из качественных критериев оценки уровня
достижений учащихся и сформированности
качественных универсальных способностей. Особое
внимание заслуживает систематичность и
регулярность занятий физическими упражнениями и
интерес, проявляемый при этом, умения
самостоятельно заниматься физическими
упражнениями. При оценке достижений учеников в
большей мере следует ориентироваться на
индивидуальные темпы продвижения в развитии их
двигательных способностей.

Учебно-тематический план


Учебные разделы и темы Кол-во часов
Знания о физической культуре.
  1. Мифы и легенды о зарождении Олимпийских игр
    древности
  2. Физическое развитие человека, основные
    показатели.
  3. Физическая культура человека (режим дня,
    утренняя гимнастика, физкультминутки,
    закаливание)
4

1

1

2

Способы двигательной
(физкультурной) деятельности.
  1. Организация и проведение самостоятельных
    занятий физической культурой
  2. Оценка эффективности занятий физической
    культурой
3

1

2

Физическое совершенствование.
  1. Физкультурно-оздоровительная и
    спортивно-оздоровительная деятельность
    Легкая атлетика
    Гимнастика с основами акробатики
    Лыжные гонки
    Спортивные игры
  2. Углубленное изучение спортивной игры (волейбол)
  3. Интегрированная подготовка, развитие
    физических качеств
98

78
21
18
18
21

12
8

Всего часов 105

Содержание программы

Знания о физической культуре (4 часа).

История физической культуры

Базовые
понятия физической культуры. Физическая
культура человека

Способы двигательной (физкультурной)
деятельности (3 часа).

Организация и проведение занятий физической
культурой.

Оценка эффективности занятий физической
культурой

Физическое совершенствование (98 часов).

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Комплексы
упражнений для развития гибкости и координации
движений, для формирования правильной осанки с
учетом индивидуальных особенностей физического
развития. Комплексы упражнений для коррекции
телосложения. Комплексы упражнений утренней
зарядки и физкультминуток. Комплексы
дыхательной гимнастики и гимнастики для глаз.

Спортивно-оздоровительная деятельность с
общеразвивающей направленностью.

Гимнастика с основами акробатики

(18 ч).
Организующие команды и приемы: перестроение в
движении из колонны по одному в колонну по 2 и 4
дроблением и сведением; перестроение в движении
из колонны по 2 и 4 в колонну по одному разведением
и слиянием. Кувырок вперед (назад) в группировке;
кувырок вперед ноги скрестно с последующим
поворотом на 180°; .кувырок назад из стойки на
лопатках в полушпагат. Опорные прыжки: прыжок
ноги врозь через гимнастического козла в ширину (мальчики);
прыжок на гимнастического козла в упор присев
и соскок (девочки). Передвижения по
напольному гимнастическому бревну (девочки): ходьба
с различной амплитудой движений и ускорениями,
поворотами и подскоками (на месте и в движении).
Прикладные упражнения: передвижения ходьбой,
бегом, прыжками по наклонной гимнастической
скамейке; спрыгивание и запрыгивание на
ограниченную площадку; преодоление прыжком
боком гимнастического бревна с опорой на левую
(правую) руку. Расхождение при встрече на
гимнастическом бревне (низком и высоком — 1 м).
Упражнения общей физической подготовки.

Легкая атлетика

(21 ч). Высокий старт. Бег с
ускорением. Бег на короткие дистанции (30 ми 60 м).
Гладкий равномерный бег на учебные дистанции
(протяженность дистанций регулируется учителем
или учащимися). Прыжки: в длину с разбега способом
“согнув ноги”. Метание малого мяча с места в
вертикальную цель и на дальность с разбега.
Упражнения общей физической подготовки.

Лыжные гонки

(18 ч). Попеременный двухшажный
ход. Повороты переступанием на месте и в
движении. Подъем “полуелочкой”, “елочкой” и
“лесенкой”. Спуск прямо и наискось в основной
стойке. Торможение “плугом”. Прохождение
учебных дистанций (протяженность дистанций
регулируется учителем или учащимися). Упражнения
общей физической подготовки.

Спортивные игры

(21 ч)

Баскетбол. Упражнения без мяча: основная
стойка, передвижение приставными шагами с
изменением направления движения. Упражнения с
мячом: ловля и передача мяча двумя руками от
груди с места, с шагом, со сменой места после
передачи; бросок мяча в корзину двумя руками от
груди с места. Упражнения общей физической
подготовки.

Футбол (мини-футбол). Упражнения без мяча: бег с
изменением направления движения; бег с
ускорением; бег спиной вперед; бег “змейкой” и
по кругу. Упражнения с мячом: ведение мяча носком
ноги и внутренней частью ‘ подъема стопы; удар с
места и небольшого разбега по неподвижному мячу
внутренней стороной стопы; остановка катящегося
мяча внутренней стороной стопы-Упражнения общей
физической подготовки.

Технико-тактические действия в избранном виде
спорта (12 часов

)

Волейбол: Упражнения без мяча: основная стойка;
передвижения приставным шагом вправо и влево;
выход к мячу. Упражнения с мячом: прямая нижняя
подача через сетку; прием и передача мяча снизу,
прием и передача мяча сверху двумя руками (на
месте и в движении приставными » шагами).
Упражнения общей физической подготовки.

Интегрированная подготовка, развитие
физических качеств (8часов)

Требования к уровню подготовки учащихся

Результаты освоения программного материала по
предмету “Физическая культура” в 5 классе
оцениваются по трем базовым уровням, сходя из
принципа “общее – частное — конкретное”, и
представлены соответственно личностными,
метапреметными и предметными результатами.

Личностные результаты

отражаются в
индивидуальных качественных свойствах учащихся,
которые приобретаются в процессе освоения
учебного предмета “Физическая культура”.

Личностные результаты, формируемые в ходе
изучения физической культуры, отражают:

  • воспитание российской гражданской
    идентичности: патриотизма, любви и уважения к
    Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • в формирование ответственного отношения к
    учению, готовности и способности обучающихся к
    саморазвитию и самообразованию на основе
    мотивации к обучению и познанию, осознанному
    выбору и построению дальнейшей индивидуальной
    траектории образования на базе ориентировки в
    мире профессий и профессиональных предпочтений,
    с учётом устойчивых познавательных интересов;
  • развитие морального сознания и компетентности
    в решении моральных проблем на основе
    личностного выбора, формирование нравственных
    чувств и нравственного поведения, осознанного и
    ответственного отношения к собственным
    поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в
    общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми
    старшего и младшего возраста, взрослыми в
    процессе образовательной, общественно полезной,
    учебно-исследовательской, творческой и других
    видов деятельности;
  • формирование ценности здорового и безопасного
    образа жизни; усвоение правил индивидуального и
    коллективного безопасного поведения в
    чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и
    здоровью людей, правил поведения на транспорте и
    на дорогах.

Метапредметные результаты

характеризуют
сформированность универсальных компетенций,
проявляющихся в применении накопленных знаний и
умений в познавательной и
предметно-практической деятельности.
Метапредметные результаты отражаются прежде
всего в универсальных умениях, необходимых
каждому учащемуся и каждому современному
человеку. Это:

  • умение самостоятельно определять цели своего
    обучения, ставить и формулировать для себя новые
    задачи в учёбе и познавательной деятельности,
    развивать мотивы и интересы своей
    познавательной деятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути
    достижения целей, в том числе альтернативные,
    осознанно выбирать наиболее эффективные способы
    решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми
    результатами, осуществлять контроль своей
    деятельности в процессе достижения результата,
    определять способы действий в рамках
    предложенных условий и требований,
    корректировать свои действия в соответствии с
    изменяющейся ситуацией;
  • умение оценивать правильность выполнения
    учебной задачи, собственные возможности её
    решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки,
    принятия решений и осуществление осознанною
    выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение определять понятия, создавать обобщения,
    устанавливать аналогии, классифицировать,
    самостоятельно выбирать основания и критерии
    для классификации, устанавливать
    причинно-следственные связи, строить логические
    рассуждения и делать выводы;
  • умение создавать, применять и преобразовывать
    знаки и символы, модели и схемы для решения
    учебных и познавательных задач;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и
    совместную деятельность с учителем и
    сверстниками; работать индивидуально и в группе:
    находить общее решение и разрешать конфликты на
    основе . согласования позиций и учёта интересов;
    формулировать, аргументировать и отстаивать
    своё мнение;

Предметные результаты

характеризуют
опыт учащихся в творческой двигательной
деятельности, который приобретается и
закрепляется в процессе освоения учебного
предмета “Физическая культура”. Предметные
результаты отражают:

  • понимание роли и значения физической культуры в
    формировании личностных качеств, в активном
    включении в здоровый образ жизни, укреплении и
    сохранении индивидуального здоровья;
  • овладение системой знаний о физическом
    совершенствовании человека, создание основы для
    формирования интереса к расширению и углублению
    знаний по истории развития физической культуры,
    спорта и олимпийского движения, освоение умений
    отбирать физические упражнения и регулировать
    физические нагрузки для самостоятельных
    систематических занятий с учётом индивидуальных
    возможностей и особенностей организма;
  • приобретение опыта организации
    самостоятельных систематических занятий
    физической культурой с соблюдением правил
    техники безопасности и профилактики
    травматизма; освоение умения оказывать первую
    доврачебную помощь при лёгких травмах;
    обогащение опыта совместной деятельности в
    организации и проведении занятий , физической
    культурой, форм активного отдыха и досуга;
  • расширение опыта организации и мониторинга
    физического развития и физической
    подготовленности;
  • формирование умений выполнять комплексы
    общеразвивающих, оздоровительных и
    корригирующих упражнений, учитывающих
    индивидуальные способности и особенности,
    состояние здоровья и режим учебной деятельности;
    овладение основами технических действий,
    приёмами и физическими упражнениями из базовых
    видов спорта, умением использовать их в
    разнообразных формах игровой и соревновательной
    деятельности; расширение двигательного опыта за
    счёт упражнений, ориентированных на развитие
    основных физических качеств, повышение
    функциональных возможностей основных систем
    организма.

Результаты освоения программного материала по
предмету “Физическая культура”:

Знания о физической культуре

Выпускник научится:

  • рассматривать физическую культуру как явление
    культуры, выделять исторические этапы ее
    развития, характеризовать основные направления
    и формы ее организации в современном обществе;
  • характеризовать содержательные основы
    здорового образа жизни, раскрывать его
    взаимосвязь со здоровьем, гармоничным
    физическим развитием и физической
    подготовленностью, формированием качеств
    личности и профилактикой вредных привычек;
  • определять базовые понятия и термины
    физической культуры, применять их в процессе
    совместных занятий физическими упражнениями со
    своими сверстниками, излагать с их помощью
    особенности выполнения техники двигательных
    действий и физических упражнений, развития
    физических качеств;
  • разрабатывать содержание самостоятельных
    занятий физическими упражнениями, определять их
    направленность и формулировать задачи,
    рационально планировать в режиме дня и учебной
    недели;
  • руководствоваться правилами профилактики
    травматизма и подготовки мест занятий,
    правильного выбора обуви и формы одежды в
    зависимости от времени года и погодных условий;
  • руководствоваться правилами оказания первой
    доврачебной помощи при травмах и ушибах во время
    самостоятельных занятий физическими
    упражнениями.

Выпускник получит возможность научиться:

  • характеризовать цель возрождения Олимпийских
    игр и роль Пьера де Кубертена в становлении
    современного Олимпийского движения, объяснять
    смысл символики и ритуалов Олимпийских игр;
  • характеризовать исторические вехи развития
    отечественного спортивного движения, великих
    спортсменов, принесших славу Российскому спорту;
  • определять признаки положительного влияния
    занятий физической подготовкой на укрепление
    здоровья, устанавливать связь между развитием
    физических качеств и основных систем организма.

Способы двигательной (физкультурной)
деятельности

Выпускник научится:

  • использовать занятия физической культурой,
    спортивные игры и спортивные соревнования для
    организации индивидуального отдыха и досуга,
    укрепления собственного здоровья, повышения
    уровня физических кондиций;
  • составлять комплексы физических упражнений
    оздоровительной, тренирующей и корригирующей
    направленности, подбирать индивидуальную
    нагрузку с учетом функциональных особенностей и
    возможностей собственного организма;
  • классифицировать физические упражнения по их
    функциональной направленности, планировать их
    последовательность и дозировку в процессе
    самостоятельных занятий по укреплению здоровья
    и развитию физических качеств;
  • самостоятельно проводить занятия по обучению
    двигательным действиям, анализировать
    особенности их выполнения, выявлять ошибки и
    своевременно устранять их;
  • тестировать показатели физического развития и
    основных физических качеств, сравнивать их с
    возрастными стандартами, контролировать
    особенности их динамики в процессе
    самостоятельных занятий физической подготовкой;

Выпускник получит возможность научиться:

  • вести дневник по физкультурной деятельности,
    включать в него оформление планов проведения
    самостоятельных занятий физическими
    упражнениями разной функциональной
    направленности, данные контроля динамики
    индивидуального физического развития и
    физической подготовленности;
  • проводить занятия физической культурой с
    использованием оздоровительной ходьбы и бега,
    лыжных прогулок и туристических походов,
    обеспечивать их оздоровительную направленность;
  • проводить восстановительные мероприятия с
    использованием банных процедур и сеансов
    оздоровительного массажа.

Физическое совершенствование

Выпускник научится:

  • выполнять комплексы упражнений по профилактике
    утомления и перенапряжения организма, повышению
    его работоспособности в процессе трудовой и
    учебной деятельности;
  • выполнять общеразвивающие упражнения,
    целенаправленно воздействующие на развитие
    основных физических качеств (силы, быстроты,
    выносливости, гибкости и координации);
  • выполнять гимнастические комбинации на
    спортивных снарядах из числа хорошо освоенных
    упражнений;
  • выполнять легкоатлетические упражнения в беге
    и прыжках (в высоту и длину);
  • выполнять передвижения на лыжах скользящими
    способами ходьбы, демонстрировать их технику
    умения последовательно чередовать в процессе
    прохождения тренировочных дистанций (для
    снежных регионов России);
  • выполнять спуски и торможения на лыжах с
    пологого склона одним из разученных способов;
  • выполнять основные технические действия и
    приемы игры в футбол в условиях учебной и игровой
    деятельности;
  • выполнять основные технические действия и
    приемы игры в волейбол в условиях учебной и
    игровой деятельности;
  • выполнять основные технические действия и
    приемы игры в баскетбол в условиях учебной и
    игровой деятельности;
  • выполнять тестовые упражнения на оценку уровня
    индивидуального развития основных физических
    качеств.

Выпускник получит возможность научиться:

  • выполнять комплексы упражнений лечебной
    физической культуры с учетом имеющихся
    индивидуальных нарушений в показателях
    здоровья;
  • преодолевать естественные и искусственные
    препятствия с помощью разнообразных способов
    лазания, прыжков и бега;
  • осуществлять судейство по одному из
    осваиваемых видов спорта;
  • выполнять тестовые нормативы по физической
    подготовке.

Выпускник научиться демонстрировать


Физические качества Физические упражнения Мальчики Девочки
Быстрота Бег 60 метров с высокого старта, сек.

Прыжки
через скакалку в max темпе, сек.

10.5

33

10.8

37

Сила Подтягивание из виса

девочки из виса
“лежа”, кол-во раз.

Прыжок в длину с места, см.

Поднимание туловища из положения лежа на спине,
за 30 сек., кол-во раз

4

-

160

25

-

10

145

20

Выносливость Бег на 1000м., мин.

Передвижение на лыжах 1
км., мин.

5.05

7.00

5.50

7.30

Координация движений Челночный бег 4*9м., сек. 11.0 11.5

Следующий: