Программа по физической культуре для 7-го класса

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по физической культуре для 7-х классов разработана
на основе следующих документов:

Базисного учебного плана образовательных учреждений Российской Федерации,
утвержденный приказом Минобразования РФ №1312 от 09.03.2004г.

Федерального компонента государственного стандарта основного общего
образования на базовом уровне (приказ МОРФ от 05.03.2004г. №1089)

Комплексной программы Физического воспитания учащихся 1-11 классов” (Лях В.И,
Зданевич А.А-М.: Просвещение, 2007)

Авторской программы В.И Лях “Физическая культура 5-9 кл” предметной линии
учебников М.Я Виленского, В И.Ляха.( В.И Лях:Просвещение,2011)

Учебной программы по бадминтону для 5-11 классов ( авторский коллектив В.Г.
Турманидзе, С.М. Шахрай, Л.В. Харченко, А.М. Антропов.2012г.).

Курс “Физическая культура” изучается в 7 классе из расчёта 3 ч в неделю:

Третий час на преподавание учебного предмета “Физическая культура” был введён
приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано:
“Третий час учебного предмета “Физическая культура” использовать на увеличение
двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение
современных систем физического воспитания”.

В соответствии с ФБУПП учебный предмет “Физическая культура введен как
обязательный предмет в основной школе и на его преподавание отведено 102 ч в
год.( 3 ч в неделю)

Главная цель развития системы школьного образования определяется как
формирование личности, готовой к активной творческой самореализации в
пространстве общечеловеческой культуры. Физическая культура, как любой другой
предмет, включённый в Базисный учебный план, также ориентирована на достижение
этой цели. В свою очередь, специфической целью школьного физического
воспитания является формирование разносторонне физически развитой личности,
способной активно использовать ценности физической культуры для укрепления и
длительного сохранения собственного здоровья, оптимизации трудовой деятельности
и организации активного отдыха.

Образовательный процесс учебного предмета “Физическая культура” в основной
школе направлен на решение следующих задач:

  • содействие гармоничному физическому развитию, закрепление навыков
    правильной осанки, развитие устойчивости организма к неблагоприятным
    условиям внешней среды, воспитание ценностных ориентации на здоровый образ
    жизни и привычки соблюдения личной гигиены;
  • обучение основам базовых видов двигательных действий;
  • дальнейшее развитие координационных (ориентирование в пространстве,
    перестроение двигательных действий, быстрота и точность реагирования на
    сигналы, согласование движений, ритм, равновесие, точность воспроизведения и
    дифференцирования основных параметров движений) и кондиционных способностей
    (скоростно-силовых, скоростных, выносливости, силы и гибкости);
  • формирование основ знаний о личной гигиене, о влиянии занятий
    физическими упражнениями на основные системы организма, развитие волевых и
    нравственных качеств;
  • выработку представлений о физической культуре личности и приёмах
    самоконтроля;
  • углубление представления об основных видах спорта, соревнованиях,
    снарядах и инвентаре, соблюдение правил техники безопасности во время
    занятий, оказание первой помощи при травмах;
  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
    избранными видами спорта в свободное время;
  • выработку организаторских навыков проведения занятий в качестве
    командира отделения, капитана команды, судьи;
  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи,
    дисциплинированности, чувства ответственности;
  • содействие развитию психических процессов и обучение основам психической
    саморегуляци Принимая во внимание главную цель развития системы школьного
    образования и необходимость решения вышеназванных задач образования учащихся
    7-х классов в области физической культуры, основными принципами,
    идеями и подходами при формировании данной программы были следующие:

    демократизация и гуманизация педагогического процесса; педагогика
    сотрудничества, деятельностный подход; интенсификация и оптимизация;
    соблюдение дидактических правил; расширение межпредметных связей.

Принцип демократизации

в педагогическом процессе выражается в обеспечении
всем и каждому ученику одинакового доступа к основам физической культуры,
максимальном раскрытии способностей детей; построении преподавания на основе
использования широких и гибких методов и средств обучения для развития детей с
разным уровнем двигательных и психических способностей; изменении сути
педагогических отношений, переход от подчинения к сотрудничеству.

Гуманизация

педагогического процесса заключается в учёте индивидуальных
способностей личности каждого ребёнка и педагога. Она строится в соответствии с
наличным опытом и уровнем достижений школьников, их интересов и склонностей.
Учителем предоставляется детям разноуровневый по сложности и субъективной
трудности усвоения материал программы.

Осуществление принципов демократизации и гуманизации в педагогическом
процессе возможно на основе педагогики сотрудничества – идеи совместной
развивающей деятельности детей и взрослых, в процессе которой они связаны
взаимопониманием и проникновением в духовный мир друг друга, совместным желанием
анализа хода и результатов этой деятельности.

Деятельностный подход

заключается в ориентировании ученика не только на
усвоение готовых знаний и умений, но и на овладение способами
физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности, на развитие
познавательных сил и творческого потенциала ребёнка. Это переход от вербальных
методов и форм передачи готовой информации, пассивности учащихся на занятиях к
активному усвоению знаний, умений и навыков, реализуемых в разнообразных видах
физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

Интенсификация и оптимизация

состоит в повышении целенаправленности
обучения и усилении мотивации занятий физической культурой и спортом; применении
активных и творческих методов и форм обучения

В основу планирования учебного материала в логике поэтапного его освоения
было положено соблюдение дидактических правил от известного к
неизвестному и от простого к сложному.

Задачу формирования целостного мировоззрения учащихся, всестороннего
раскрытия взаимосвязи и взаимообусловленности изучаемых явлений и процессов в
сфере физической культуры учитель реализует на основе расширения
межпредметных связей
из области разных предметов.

Уроки физической культуры

– это основная форма организации учебной
деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета.

Одна из главнейших задач уроков – обеспечение дальнейшего всестороннего
развития координационных способностей и кондиционных способностей, а также
сочетание этих способностей.

Большое значение в подростковом возрасте придаётся решению воспитательных
задач: выработке привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями и
избранными видами спорта в свободное время, воспитанию ценностных ориентации на
здоровый образ жизни. На уроках физической культуры учитель должен обеспечить
овладение учащимися организаторскими навыками проведения занятий в качестве
командира отделения, капитана команды, судьи; содействовать формированию у
подростков адекватной оценки их физических возможностей и мотивов к
самосовершенствованию.

Уроки физической культуры в этих классах содержат богатый материал для
воспитания волевых качеств (инициативность, самостоятельность, смелость,
дисциплинированность, чувство ответственности), а также нравственных и духовных
сторон личности, таких, как честность, милосердие, взаимопомощь, отзывчивость и
др. Одновременно с этим учебный материал программы позволяет учителю
содействовать развитию у учащихся психических процессов: восприятий,
представлений, памяти, мышления.

Оценка успеваемости по физической культуре в 7-х классах

производится на
общих основаниях и включает в себя качественные и количественные показатели:
уровень соответствующих знаний, степень владения двигательными умениями и
навыками, умение осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную
деятельность, выполнение учебных нормативов. Учитывая психологические
особенности подростков, следует глубже аргументировать выставление той или иной
оценки, шире привлекать учащихся к оценке своих достижений и достижений
товарищей. Оценка должна стимулировать активность подростка, интерес к занятиям
физической культурой, желание улучшить собственные результаты. В этой связи при
оценке успеваемости учитель должен в большей мере ориентироваться на темпы
продвижения ученика в развитии его двигательных способностей, поощрять его
стремление к самосовершенствованию, к углублению знаний в области физической
культуры и ведению здорового образа жизни.

Учитель обеспечивает каждому ученику одинаковый доступ к основам физической
культуры, опирается на широкие и гибкие методы и средства обучения для развития
учащихся с разным уровнем двигательных и психических способностей. На занятиях
по физической культуре следует учитывать интересы и склонности детей.

Требования к уровню подготовки учащихся 7-х классов

В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета
“физическая культура” по окончании 7-го класса учащиеся должны достигнуть
следующего уровня развития физической культуры

Знать:

  • основы истории развития физической культуры в России;
  • особенности развития избранного вида спорта;
  • педагогические, физиологические и психологические основы обучения
    двигательным действиям и воспитания физических качеств, современные формы
    построения знаний и систем занятий физическими упражнениями с разной
    функциональной направленностью;
  • биодинамические особенности и содержание физических упражнений
    общеразвивающей и корригирующей направленности, основы их использования в
    решении задач физического развития и укрепления здоровья;
  • Физиологические основы деятельности систем дыхания, кровообращения и
    энергообеспечения при мышечных нагрузках, возможности их развития и
    совершенствования средствами физической культуры в разные возрастные
    периоды;
  • возрастные особенности развития ведущих психических процессов и
    физических качеств, возможности формирования индивидуальных черт и свойств
    личности посредством регулярных занятий физической культурой;
  • психофункциональные особенности собственного организма;
  • индивидуальные способы контроля за развитием адаптивных свойств
    организма, укрепление здоровья и повышения физической подготовленности;
  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с
    разной функциональной направленностью, правила использования спортивного
    инвентаря и оборудования, принципы создания простейших спортивных сооружений
    и площадок;
  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказание доврачебной
    помощи при занятиях физическими упражнениями

Уметь:

  • технически правильно осуществлять двигательные действия избранного вида
    спортивной специализации, использовать их в условиях соревновательной
    деятельности и организации собственного досуга;
  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических
    способностей, коррекции осанки и телосложения;
  • разрабатывать индивидуальный двигательный режим, подбирать и планировать
    физические упражнения, поддерживать оптимальный уровень индивидуальной
    работоспособности; -контролировать и регулировать функциональное состояние
    организма при выполнении физических упражнений, добиваться оздоровительного
    эффекта и совершенствования физических кондиций;
  • управлять своими эмоциями, эффективно взаимодействовать со взрослыми и
    сверстниками, владеть культурой общения;
  • соблюдать правила безопасности и профилактики травматизма на занятиях
    физическими упражнениями, оказывать первую помощь при травмах и несчастных
    случаях; -пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием,
    специальными техническими средствами с целью повышения эффективности
    самостоятельных форм занятий физической культурой.

Демонстрировать

(см.
Приложение 1)

Двигательные умения, навыки и способности:

В циклических и ациклических локомоциях

: с
максимальной скоростью пробегать 60 м из положения низкого старта; в
равномерном темпе бегать до 20 мин (мальчики) и до 15 мин (девочки); после
быстрого разбега с 9-11 шагов совершать прыжок в длину; выполнять с 9–13 шагов
разбега прыжок в высоту способом “перешагивание”.

В метаниях на дальность и на меткость

: метать малый мяч и мяч 150 гр с
места и с разбега (10–12м) с использованием четырехшажного варианта бросковых
шагов с соблюдением ритма; метать малый мяч и мяч 150 гр с места и с трех шагов
разбега в горизонтальную и вертикальную цели с 10-12 м, метать мяч 150гр с места
на дальность и с 4–5 бросковых шагов с разбега в коридор 10 м на дальность и
заданное расстояние.

В акробатических упражнениях:

выполнять акробатическую комбинацию из
четырех элементов, включающую кувырки вперед и назад, стойку на голове с
согнутыми ногами, кувырок вперед и назад в полушпагат.

В спортивных играх

: играть в одну из спортивных игр (по упрощенным
правилам).

Физическая подготовленность

: соответствовать, как минимум, среднему
уровню показателей развития физических способностей (см.
Приложение

2)

Способы физкультурно-оздоровительной деятельности

:
самостоятельно выполнять упражнения на развитие быстроты, координации,
выносливости, силы, гибкости; соблюдать правила самоконтроля и безопасности во
время выполнения упражнений.

Способы спортивной деятельности

, участвовать в соревновании по
легкоатлетическому четырехборью: бег 60м,прыжок в длину или высоту с разбега,
метание мяча, бег на выносливость; осуществлять соревновательную деятельность по
одному из видов спорта.

Правила поведения на занятиях физическими упражнениями

, соблюдать нормы
поведения в коллективе, правила безопасности, гигиену занятий и личную гигиену;
помогать друг другу и учителю; поддерживать товарищей, имеющих недостаточную
физическую подготовленность; проявлять активность, самостоятельность, выдержку и
самообладание.

Распределение учебного времени прохождения программного материала по
физической культуре в 7-х классах (см. Приложение 3)

п/п

Вид программного материала

Количество часов (уроков) в 7 кл
1 Основы знаний о
физической культуре
В
процессе уроков
2 Спортивные игры:

Баскетбол
Волейбол
Бадминтон

9
9
35

3 Гимнастика с
элементами акробатики
9
4 Легкая атлетика 24
5 Лыжная подготовка 16
6 Развитие
двигательных качеств
В
процессе уроков
ИТОГО: 102 ч

Содержание предмета “физическая культура”

ЗНАНИЯ О ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

Программный материал по данному разделу осваивается в ходе освоения
конкретных технических навыков и умений, развития двигательных способностей.

История физической культуры.

Олимпийские игры древности. Возрождение
Олимпийских игр и олимпийского движения.

История зарождения олимпийского движения в России. Олимпийское движение в
России (СССР). Выдающиеся достижения отечественных спортсменов на Олимпийских
играх.

Характеристика видов спорта, входящих в программу Олимпийских игр.

Физическая культура в современном обществе.

Организация и проведение пеших туристских походов. Требования к технике
безопасности и бережному отношению к природе (экологические требования).

Физическая культура (основные понятия).

Физическое развитие человека.

Физическая подготовка и её связь с укреплением здоровья, развитием физических
качеств.

Организация и планирование самостоятельных занятий по развитию физических
качеств.

Техническая подготовка. Техника движений и ее основные показатели.

Всестороннее и гармоничное физическое развитие.

Адаптивная физическая культура.

Спортивная подготовка.

Здоровье и здоровый образ жизни. Допинг. Концепция честного спорта.

Профессионально-прикладная физическая подготовка.

Физическая культура человека.

Режим дня и его основное содержание.

Закаливание организма. Правила безопасности и гигиенические требования.

Влияние занятий физической культурой на формирование положительных качеств
личности.

Проведение самостоятельных занятий по коррекции осанки и телосложения.

Восстановительный массаж.

Проведение банных процедур.

Первая помощь во время занятий физической культурой и спортом.

СПОСОБЫ ДВИГАТЕЛЬНОЙ (ФИЗКУЛЬТУРНОЙ ) ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Организация и проведение самостоятельных занятий физической культурой.

Подготовка к занятиям физической культурой.

Выбор упражнений и составление индивидуальных комплексов для утренней
зарядки, физкультминуток и физкультурных пауз (подвижных перемен).

Планирование занятий физической подготовкой.

Проведение самостоятельных занятий прикладной физической подготовкой.

Организация досуга средствами физической культуры.

Оценка эффективности занятий физической культурой.

Самонаблюдение и самоконтроль.

Оценка эффективности занятий физкультурно-оздоровительной деятельностью.

Оценка техники движений, способы выявления и устранения ошибок в технике
выполнения упражнений (технических ошибок).

Измерение резервов организма и состояния здоровья с помощью функциональных
проб.

ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ

Физкультурно-оздоровительная деятельность.

Оздоровительные формы занятий
в режиме учебного дня и учебной недели.

Индивидуальные комплексы адаптивной (лечебной) и корригирующей физической
культуры.

Спортивно-оздоровительная деятельность с общеразвивающей направленностью.

Гимнастика с основами акробатики.

Организующие команды и приёмы. Акробатические упражнения и комбинации.

Обучение гимнастическим упражнениям, начатое в начальной школе, расширяется и
углубляется. Более сложными становятся упражнения в построениях и перестроениях,
общеразвивающие упражнения без предметов и с предметами (набивными мячами,
палками, обручами, скакалками), акробатические упражнения.

Большое разнообразие, возможность строго направленного воздействия делают
гимнастические упражнения незаменимым средством и методом развития
координационных (ритма, равновесия, дифференцирования пространственных,
временных и силовых параметров движений, ориентирования в пространстве,
согласования движений) и кондиционных способностей (силы рук, ног, туловища,
силовой выносливости, гибкости).

Лёгкая атлетика

. В 7 классе продолжается обучение бегу на короткие и
средние дистанции, прыжкам в длину и высоту с разбега, метаниям .Данный материал
содействует дальнейшему развитию и совершенствованию прежде всего кондиционных и
координационных способностей. Основным моментом в обучении легкоатлетическим
упражнениям в этом возрасте является освоение согласования движений разбега с
отталкиванием и разбега с выпуском снаряда. После стабильного выполнения
разучиваемых двигательных действий следует разнообразить условия выполнения
упражнений, дальность разбега в метаниях и прыжках, вес и форму метательных
снарядов, способы преодоления естественных и искусственных препятствий и т. д.
для повышения прикладного значения занятий и дальнейшего развития
координационных и кондиционных способностей.

Точная количественная оценка результатов легкоатлетических упражнений создает
благоприятные возможности, позволяющие обучить школьников проведению
самостоятельного контроля и оценки физической подготовленности.

Учитывая большую доступность и естественность легкоатлетических упражнений,
особое значение следует уделять формированию умений учащихся самостоятельно
использовать легкоатлетические упражнения во время проведения занятий.

Лыжные гонки.

Передвижения на лыжах.

В начале занятий лыжной подготовкой рекомендуется равномерное
прохождение дистанции длиной 2–3 км. Затем с увеличением скорости передвижения
дистанция сокращается. Повышение скорости планируется постепенно к концу занятий
лыжной подготовкой, что обеспечит суммарную нагрузку и подготовит учащихся к
сдаче контрольных нормативов.

Умению правильно распределять силы на дистанции учащиеся обучаются на кругах
длиной до 1 км с фиксацией времени прохождения каждого круга и последующим
анализом результатов. Рекомендуется также провести 1–2-темповые тренировки, что
помогает распределить силы на всей дистанции и улучшает функциональные
показатели школьников.

На каждом занятии необходимо уделять внимание устранению ошибок в технике,
возникающих при увеличении скорости передвижения на различных дистанциях.

Успешное освоение техники передвижения на лыжах во многом зависит не только
от качества уроков физической культуры, но и от самостоятельных занятий учащихся
и выполнения домашних заданий. Задача педагога – ознакомить учащихся с правилами
самостоятельной работы для того, чтобы эти занятия не имели отрицательного
эффекта.

Спортивные игры.

Баскетбол, Волейбол. Игра по правилам.

Обучение сложной технике игры основывается на приобретенных в начальной школе
простейших умениях обращения с мячом. По своему воздействию спортивная игра
является наиболее комплексным и универсальным средством развития ребенка.

Специально подобранные игровые упражнения, выполняемые индивидуально, в
группах, командах, подвижные игры и задания с мячом создают неограниченные
возможности для развития прежде всего координационных (ориентирование в
пространстве, быстрота реакции и перестроения двигательных действий, точность
дифференцирования и оценивания пространственных, временных и силовых параметров
движений, способность к согласованию отдельных движений в целостные комбинации)
и кондиционных (силовых, выносливости, скоростных) способностей, а также
всевозможных сочетаний этих групп способностей. Одновременно материал по
спортивным играм оказывает многостороннее влияние на развитие психических
процессов учащегося (восприятие, внимание, память, мышление, воображение и др.),
воспитание нравственных и волевых качеств, что обусловлено необходимостью
соблюдения правил и условий игровых упражнений и самой игры, согласования
индивидуальных, групповых и командных взаимодействий партнеров и соперников.

Игровые упражнения и формы занятий создают благоприятные условия для
самостоятельного выполнения заданий с мячом, реализации на практике
индивидуального и дифференцированного подходов к учащимся, имеющим существенные
индивидуальные различия (способности). В этой связи особой заботой следует
окружить детей со слабой игровой подготовкой, активно включая их в разнообразные
виды игровой деятельности.

Материал игр является прекрасным средством и методом формирования
потребностей, интересов и эмоций учеников. В этой связи обучение игровому
материалу содействует самостоятельным занятиям спортивными играми.

Бадминтон

. Игра по правилам. Бадминтон, как вида спорта, помогает
решать основную задачу, физического воспитания: формирование устойчивых мотивов
и потребностей обучающихся в бережном отношении к своему здоровью, целостном
развитии физических и психических качеств, творческом использовании средств
физической культуры в организации здорового образа жизни. Занятия бадминтоном
позволяют разносторонне воздействовать на организм человека, развивают силу,
выносливость, координацию движения, улучшают подвижность в суставах,
способствуют приобретению широкого круга двигательных навыков, воспитывают
волевые качества. Бадминтон развивает точность зрительного восприятия, быстроту
движений и пространственное представление о своём теле на площадке. Широкая
возможность вариативности нагрузки позволяют использовать бадминтон, как
реабилитационное средство, в группах общей физической подготовки и на занятиях в
специальной медицинской группе.

Упражнения общеразвивающей направленности.

Общефизическая подготовка.

Гимнастика с основами акробатики.

Развитие гибкости, координации
движений, силы, выносливости.

Лёгкая атлетика.

Развитие выносливости, силы, быстроты, координации
движений.

Лыжная подготовка (лыжные гонки).

Развитие выносливости, силы,
координации движений, быстроты.

Спортивные игры.

Развитие быстроты, силы, выносливости, координации
движений

Программный материал (тематическое планирование)

– см.
Приложение 4

Следующий: