Программа курса по выбору Профессиональное самоопределение

Основным предназначением образовательной
области “Технология” является формирование у
школьников трудовой и технологической культуры,
системы технологических знании и умении, их
профессиональное самоопределение в условиях
рынка труда.

Содержанием программы курса предпрофильной
подготовки предусматривается изучение
материала по следующим направлениям:

  • профессиональные интересы и склонности;
  • здоровье и выбор профессии;
  • отрасли общественного производства.

Каждый раздел программы включает в себя
основные теоретические сведения, практические
работы и рекомендуемые объекты труда.

Основной формой обучения является
учебно-практическая деятельность учащихся. При
организации деятельности учащихся важно
акцентировать их внимание на важности
осознанного выбора той или иной профессии.

Основные цели и задачи

Основная цель

введения курса предпрофильной
подготовки — сформировать готовность учащихся к
обоснованному выбору профессии, карьеры,
жизненного пути с учетом своих склонностей,
способностей, состояния здоровья и потребностей
рынка труда в специальностях.

В ходе занятий решаются следующие задачи:

  • обобщить у учащихся знания о сферах трудовой
    деятельности, профессиях, карьере;
  • сформировать знания и умения объективно
    осуществлять самоанализ уровня развития
    профессионально важных качеств и соотносить их с
    требованиями профессий, сфер трудовой
    деятельности к человеку;
  • развивать представление о народном хозяйстве и
    потребности в трудовой деятельности,
    самовоспитании, саморазвитиии и самореализации;
  • воспитывать уважение к рабочему человеку.
  • В результате обучения по курсу “В мире
    профессий” учащиеся должны:

    знать:

  • уровень развития своих профессионально важных
    качеств; сферы трудовой деятельности; правила
    выбора профессии,
  • значение правильного самоопределения для
    личности и общества; возможности человека в
    развитиии различных профессионально важных
    качеств;
  • наиболее востребованные професии на рынке
    труда и возможные пути их получения.
  • Уметь:

  • осуществлять самоанализ развития своей
    личности;
  • проводить профессиографический анализ
    профессий и соотносить требования профессий к
    человеку с его личными достижениями.
  • Контроль знаний.

    Тест № 1, №2, № 3 (Приложение 1)

    Ожидаемый результат

    Программа курса предпрофильной подготовки “В
    мире профессий” нацелена на формирование у
    учащихся основополагающих знаний об осознанном
    выборе профессий, карьеры с учетом своих
    склонностей, способностей, состояния здоровья и
    потребностей рынка труда в специалистах. По
    окончанию обучения по данной программе учащиеся
    должны выполнить реферат по выбранной ими теме и
    защитить его. Основной целью введения данной
    программы является подготовка учащихся к
    будущей жизни, научить их применить полученные
    знания в практике. Курс по выбору “В мире
    профессий” дает возможность развивать свои
    интересы и склонности в соответствии с
    результатами тестов и различных методик.


    Содержание программы

    Профессиональные интересы и
    склонности (10 часов)

    1. Внутренний мир человека и система
    представлений о себе — 1 час.

    Сущность концепции “я”. Самооценка и ее роль в
    профессиональном самоопределении личности.

    Практическая работа

    — методика определения
    уровня самооценки.

    2. Профессиональные интересы и склонности (2
    часа).

    Сущность понятий “профессиональный интерес”
    и “склонности”.

    Практическая работа -

    выявление и оценка
    профессиональных интересов с помощью методик
    “Карта интересов”,
    “Дифференциально-диагностический опросник
    коммуникативных, организаторских склонностей”.

    3. Способности, условия их проявления и развития
    (2 часа).

    Понятие о задатках и способностях личности.
    Деятельность как важнейшее условие проявления и
    развития способностей.

    Практическая работа-

    выявление и оценка
    математических способностей, уровня
    интеллектуального развития. Методика “Числовые
    ряды”, “Быстрый счет”, тест Айзенка.

    4. Природные свойства нервной системы (2 часа).

    Темперамент, черты характера и их проявление в
    профессиональной деятельности. Выявление типа
    темперамента.

    Практическая работа —

    тест Русалова.

    5. Психические процессы и их роль в
    профессиональном самоопределении (2 часа).

    Восприятие, внимание, память, мышление.
    Выявление и оценка уровня кратковременной
    наглядно-образной памяти , пространственных
    представлений, внимания, мышления.

    Практическая работа

    -методика КНОП, методика
    “Кубик Кооса”, тест Бурдона, “Красно-черная
    таблица”, тесты Амтхауэра, Равена.

    6. Мотивы, ценностные ориентации и их роль в
    профессиональном самоопределении (1 час).

    Выявление ведущих мотивов деятельности.
    Сущность понятий “мотив”, “ценностные
    ориентации”. Условия их формирования.
    Классификация мотивов деятельности. Значение
    мотивио деятельности и ценностных ориентации в
    профессиональном самоопределении и служебной
    карьере.

    Здоровье и выбор профессии (3 часа)

    1. Профессиональная пригодность (2 часа).

    Профессиональные и жизненные планы, их
    взаимосвязь и взаимообусловленность.
    Профессиональная деятельность и карьера.
    Профессиональная пригодность.

    Практическая работа —

    тест Холланда.

    2. Здоровье и выбор профессии (1 час).

    Здоровье как условие высокоэффективной
    профессиональной деятельности. Взаимосвязь и
    взаимообусловленность здоровья и выбора
    профессии, карьеры. Важнейшие характеристики
    здоровья человека.

    Практическая работа —

    методика оценки
    пространственного и линейного глазомера.

    Отрасли общественного производства (4
    часа)


    1. Отрасли общественного производства.
    Профессии, специальности, должности (2 часа).

    Производство средств производства. Роль
    тяжелой промышленности и сельского хозяйства.
    Энергетический комплекс. Перерабатывающие
    отрасли промышленности. Металлургия, легкая
    промышленность, полиграфия, транспорт. Сфера
    услуг, торговля, ЖКХ. Системы передачи
    информации.



    Классификация профессии по отраслям,
    предметам, целям, орудиям и условиям труда.
    Профессии типов “человек-человек”, “человек-
    техника”, “человек- природа”, человек- знаковая
    система”, “человек — художественный образ”.
    Формула профессии. Профессиограмма и
    психограмма. Проектирование профессионального
    плана и его коррекция с учетом рынка труда.
    Занятость и самозанятость. Профессиограммы
    наиболее распространенных профессий.

    Практическая работа —

    деловая игра
    “Профессиографическое лото”.

    2. Профессиональная проба (2 часа).

    Роль профессиональных проб в профессиональном
    самоопределении.

    Практическая работа —

    уточнение
    профессиональных интересов с помощью опросника
    профессиональной готовности.

    Тематическое планирование


    Разделы и темы Основные понятия Форма проведения Коли-во часов Дата пров
    Теория Практ.
    Профессиональные интересы и
    склонности
    6 4
    Внутренний мир человека и
    система представлений о себе
    “Я- концепция”, самооценка,
    адекватная, реальная

    Лекция

    1
    Профессиональные интересы и
    склонности
    Интерес, склонность, этапы
    развития

    Лекция,
    практическая работа

    1 1
    Способности, условия их
    проявления и развития
    Способность, задатки

    Лекция, ролевая
    игра

    1 1
    Природные свойства нервной
    системы
    Характер, темперамент, холерик,
    флегматик, сангвиник, меланхолик

    Лекция, работа с
    тестами

    1 1
    Психические процессы и их роль в
    профессиональном самоопределении
    Ощущение, восприятие, виды
    памяти, мышление, сравнение, анализ, синтез

    Лекция,
    упражнение

    1 1
    Мотивы, ценностные ориентации и
    их роль в профессиональном самоопределении
    Мотивы, ценностные ориентации,
    виды мотивов

    Беседа

    1
    Здоровье и выбор профессии 1 2
    Профессиональная пригодность План, карьера, профпригодность,
    призвание
    Лекция,Практическая
    работа
    1 1
    Здоровье и выбор профессии Здоровье, координация движений,
    глазомер
    Работа с тестами 1
    Отрасли общественного
    производства
    2 2
    Отрасли общественного
    производства. Профессии, специальности,
    должности
    Профессия, специальность,
    должность, профессиограмма, психограмма
    Лекция, беседа, пресс
    конференция
    1 1
    Профессиональная проба Проба сил, профессиональная
    проба
    Лекция, практическая
    работа
    1 1
    Итого 9 8

    Литература для учителя

  • Пряжников Н.С., Игровые профориентационные
    упражнения: методическое пособие. — М.,
    Издательство “Институт практической
    психологии”, Воронеж: НПО “МОДЭК”, 2002. -56 с.
  • Резапкина Г.В. Скорая помощь в выборе профессии.
    Практическое руководство для педагогов и
    школьных психологов. — М.: Генезис, 2004. — 48 с.
  • Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа
    профессионального самоопределения для
    подростков: Учебно-методическое пособие для
    школьных психологов и педагогов. — 2-е изд.,
    исправл. — М.: Генезис, 2004. — 125 с.

  • Смирнова Е.Е., На пути к выбору профессии. — СПб.:
    КАРО, 2003. -176 с.
  • Чернявская А.П., Психологическое
    консультирование по профессиональной
    ориентации. -М., Издательство ВЛАДОС-ПРЕСС, 2001. -96
    с.
  • Литература для учащихся

  • Гуткин М.С., Михальченко Г.Ф., Прудило А.В. и др.
    Твоя профессиональная карьера: учебник для
    учащихся 8-11 классов общеобразовательных
    учреждений/ под ред.С.Н. Чистяковой, Т.И.
    Шалавиной. -3-е изд.- М.: Просвещение, 2000. — 191 с.
  • Симоненко В.Д.. Матяш Н.В. Основы Технологической
    культуры: учебник для учащихся 10-11 классов
    общеобразовательных школ, лицеев. — М.:
    Издательский центр “Вентана-Граф”, 2000. — 176 с.
  • Селезнева Е.В., Я познаю мир: Психология: детская
    энциклопедия. – М., ООО “АСТ”: ООО “Астрель”, 2002.
    - 425 с.
  • Технология: учебник для учащихся 9 класса
    общеобразовательной школы/ под ред.В.Д.Симоненко.
    – М., Вентана-Граф, 2001. -228 с.
  • Энциклопедия для детей. Выбор профессии. Доп.том
    – М., Аванта, 2003.
  • Приложение 1




    Следующий: