Программа курса Обработка древесины



Пояснительная записка

Обработка древесины всегда существовала в
русской деревянной архитектуре и получила
наибольшее распространение там, где были
соответствующие условия. Развитию
способствовали простота и доступность материала
наличие умелых мастеров, богатые традиции.
Особенно знамениты были резчики русского Севера,
Урала, Сибири, Поволжской, Костромской и
некоторых других губерний. Во многих музеях
нашей страны хранятся изделия древних мастеров,
которые с помощью пилы, топора и стамески создали
уникальные произведения архитектуры и предметы
домашнего быта.

Цель данной образовательной программы:

Содействовать
формированию социально-активной, творческой
личности учащихся в процессе освоения ремесла.

Задачи:





  • формировать интерес к древесным материалам,
    научить учащихся правильно подбирать материалы
    для изделий, учитывать размеры деталей,
    физические и механические свойства древесины;
    • формировать навыки работы столярным
      инструментом, обработки древесины на станках,
      отделки поверхности изделий, эстетического
      оформления изделий;
    • формировать у учащихся знания и умения,
      способствующие самостоятельно разрабатывать и
      изготавливать собственные изделия,
      анализировать их преимущества и недостатки
      (размеры, прочность, эстетическое оформление,
      трудоёмкость их изготовления, доступность
      материалов и затраты на них и т.д.);
    • развивать творческое и логическое мышление,
      эстетический вкус у учащихся;
    • воспитывать трудолюбие, бережное отношение к
      окружающей среде и рабочему инструменту.

    Адаптированная программа отличается от
    типовой тем, что в ней больше времени уделяется
    на творческую деятельность учащихся. Если в
    начале обучения они изготавливают изделия по
    готовой технической и технологической
    документации, в середине обучения — сами
    разрабатывают технологическую документацию, то
    к концу обучения учащиеся конструируют изделия,
    разрабатывают на них технологическую
    документацию, изготавливают изделия и
    анализируют выполненную работу.

    Курс обучения по данной программе рассчитан на
    2 года обучения по 162 часа в год. Обучение
    организуется в разновозрастных группах учащихся
    10-17 лет. Занятия проводятся в каждой группе 2 раза
    в неделю по 2-3 часа. Количество учащихся в группе
    зависит от количества оборудованных мест в
    мастерской.

    Формы организации познавательной
    деятельности

    – коллективная, групповая,
    индивидуальная.

    Формы занятий – традиционные
    занятия, творческие занятия, практические
    занятия, зачеты.

    Методы обучения —

    словесный,
    объяснительно-иллюстративный, наглядный,
    проблемный, частично поисковый,
    исследовательский, репродуктивный,
    практический, продуктивный.

    Программа предусматривает одновременное
    изучение технологии обработки древесины,
    изобразительного искусства, элементов
    начертательной геометрии и графики.

    На начальной стадии обучения учащиеся работают
    по готовым чертежам и технологическим картам,
    повторяя действия учителя, знакомятся с
    произведениями мастеров
    декоративно-прикладного искусства прошлого и
    настоящего времени.

    На второй год обучения учащиеся
    самостоятельно конструируют изделия,
    разрабатывают чертежи и технологические карты,
    подбирают необходимый материал для изготовления
    деталей, обрабатывают заготовки ручным и
    механическим способами, эстетически оформляют
    его и отделывают лакокрасочными материалами.



    Для работы объединения требуется
    следующее оборудование и инструменты: станки
    токарные и сверлильные, дрели, электролобзик,
    разметочный и контрольно измерительный
    инструмент, верстаки, ножовки, рубанки,
    струбцины, отвертки, молотки, стамески, долота,
    наборы винтовых, пальцевых и перьевых сверл,
    выжигательный аппарат, шурупы, гвозди, клей,
    кисти, масляные и нитро лаки и краски,
    шлифовальная бумага, образцы пород древесины,
    заготовки из древесины разных пород.

    В конце каждого полугодия проводятся выставки
    и анализируется работа объединения за этот
    промежуток времени. Кроме этого, по окончанию
    изготовления каждого изделия, проводится
    выставка внутри объединения и анализ работ
    учащихся.

    К КОНЦУ ПЕРВОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ
    ДОЛЖНЫ


    ЗНАТЬ:

    Правила охраны труда в столярной мастерской.

  • Правила заготовки древесины.
  • Производство и применение пиломатериалов.
  • Породы и пороки древесины.
  • Способы соединения деталей.
  • Назначение столярного верстака, шерхебеля,
    рубанка, ножовки, лобзика, ручной дрели.
  • Назначение и устройство сверлильного станка.
  • Технический рисунок, эскиз, чертёж.
  • Способы зачистки поверхности древесины и
    древесных материалов.
  • Способы отделки поверхностей изделий.
  • УМЕТЬ:

    Организовывать рабочее место.

  • Пользоваться верстаком.
  • Размечать твёрдые и мягкие породы древесины.
  • Размечать экономно заготовки.
  • Работать инструментом для ручной обработки
    древесины, соблюдая безопасные приёмы работы.
  • Сверлить отверстия в древесине и древесных
    материалах ручной дрелью и на сверлильном
    станке.
  • Соединять деревянные детали гвоздями, шурупами,
    клеем.
  • Читать технические рисунки и эскизы.
  • Составлять операционные карты.
  • Зачищать поверхность заготовки рашпилем,
    напильником и шлифовальной бумагой.
  • Отделывать поверхность заготовок.
  • К КОНЦУ ВТОРОГО ГОДА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИЕСЯ
    ДОЛЖНЫ

    ЗНАТЬ:

    Породы и пороки древесины, свойства
    древесины.

  • Правила чтения чертежей, эскизов и
    технологических карт.
  • Устройство и назначение сверлильного станка.
  • Устройство и назначение СТД – 120М.
  • Устройство и назначение переносного
    электроинструмента для обработки древесины.
  • Устройство и назначение штангенциркуля.
  • Разметочный и контрольно-измерительный
    инструмент.
  • Инструмент для ручной обработки древесины.
  • Способы художественной обработки древесины.
  • Способы отделки древесины.
  • Лакокрасочные материалы.
  • Правила ТБ при ручной и механической обработки
    древесины.
  • Правила ТБ при проведении отделочных и
    лакокрасочных работ.
  • УМЕТЬ:

    Определять породы и пороки древесины.

  • Читать и чертить чертежи.
  • Разрабатывать технологические и операционные
    карты.
  • Работать на сверлильном станке и на СТД-120М.
  • Пользоваться штангенциркулем и
    контрольно-измерительным инструментом.
  • Подбирать заготовки из древесины и древесных
    материалов, учитывая нагрузку на них и условия
    эксплуатации.
  • Эстетически украшать изделия.
  • Покрывать изделия лаками и красками.
  • Уровень обученности и воспитанности
    отслеживается в процессе педагогического
    наблюдения, на зачетных занятиях, на выставках,
    конкурсах, участия учащихся в анализе работ.

    Примерный
    учебно-тематический план




    Следующий: