Программа кружка Соломоплетение

Программа кружка рассчитана на детей 1-5 класс.
Реализация программы рассчитана 1 учебный год.
Программа занятий выбирается преподавателем в
соответствии с материальным обеспечением
учебного процесса и интересами учащихся. На
изучение этого курса предусмотрено 32 часа,
продолжительность одного занятия составляет 2
часа. Объем кружковых занятий состоит из
теоретических и практических занятий.

Новизна состоит в разработке и создании
учебной программы по соломоплетению для младших
школьников, позволяющая эффективно развить их
познавательные способности и интересы. Курс по
соломоплетению позволяет учащимся реализовать
свои познавательные потребности в области
прикладного творчества.

Цель: Сформировать у учащихся умения и
навыки по технологии художественная обработка
соломки, сформировать индивидуальные творческие
способности личности в художественном и
технологическом смысле.

Задачи:

  • Сформировать представление о понятиях: каркас,
    кукла, соломка, плетешки.
  • Сформировать представление об операциях:
    размягчение, скручивание, сгибание, связывание,
    резание, плетение, отделка.
  • Сформировать представление об инструментах и
    приспособлениях (ножницы и нож с коротким под
    углом лезвием, нитки хлопчатобумажные,
    деревянная скалка).
  • Сформировать представление об их назначение.
  • Сформировать представление о последовательных
    действиях при выполнении каркаса куклы, при
    плетении и отделки ее.
  • Самостоятельно выполнять и усовершенствовать
    задуманные художественные образы в виде кукол.
  • Развивать познавательные способности у
    учащихся (произвольное внимание, образное
    мышление, воображение, память и восприятие).
  • Развивать познавательные интересы у учащихся.
  • Развивать настойчивость, терпение, обогащение
    досуга старинным, народным творчеством.
  • Развивать умение работать в коллективе, чувство
    ритма, пропорций, художественный вкус.
  • Воспитывать эстетическое отношение к
    окружающей действительности, уважение к труду,
    любовь к искусству.
  • Воспитывать чувство национального
    самосознания, любви к отечественной истории и
    культуре, традиционному народному искусству.
  • Способствовать совершенствованию духовной
    культуры, закреплению нравственных ценностей.

Дидактические средства обучения:
наглядные пространственные модели: макеты кукол;
схемы, показывающие поэтапное выполнение
каркасов мужских и женских фигур; раздаточные
материалы: «Виды плетешков»; схемы, показывающие
поэтапное плетение узоров; «карточки-задания» по
ранее изученному учебному материалу.

Требования к уровню освоения содержания
кружкового занятия

Младший школьник, изучивший кружковое занятие
по соломоплетению, должен

  • иметь представление:
    • об историческом развитии искусства
      художественной обработки соломки;
  • знать:
    • историю возникновения и развития
      соломоплетения;
    • свойства и виды соломки;
    • инструменты и приспособления;
    • последовательность подготовки материала к
      работе (размягчение);
    • простейшие конструкции кукол (скручивание,
      сгибание, связывание, резание, отделка);
    • последовательность выполнения каркасов кукол;
    • законы композиции (пропорциональности и ритма);
    • виды плетешков и последовательность их
      выполнения;
    • способы окончательной отделки изделий;
    • критерии оценки;
  • уметь:
    • отличать куклы разных народов по существенным
      признакам;
    • выбирать вид соломки для изготовления каркасов
      и плетешков из соломенных лент;
    • подготавливать материал к работе;
    • выполнять каркас кукол из пучков соломы;
    • выполнять плетения разных видов;
    • оформлять каркас куклы плетешками из
      соломенных лент;
    • выполнять окончательную отделку куклы;
    • выбирать способы плетения и гармонично
      сочетать их для создания художественного образа;
    • работать со схемами;
    • анализировать работу;
    • оформлять выставку.

Объем кружковых занятий и виды
учебной работы

На изучение этого курса предложено 32
часа, продолжительность одного занятия
составляет 2 часа (1 час 30 мин.).


Вид учебной работы Объем работ, час
Всего часов
Общая трудоемкость 32
Аудиторные занятия, в том числе:
теоретические занятия
практические занятия
32
12
20

Тематический план


№ п./п.

Темы кружковых занятий

Всего часов

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

1. Вводное занятие

2

1 ч 40 мин.

20

2. Изготовление каркасов

12

1 ч 10 мин.

10 ч 50 мин.

2.1. Каркас фигуры

4

30 мин.

3 ч 30 мин.

2.2 Каркас женской фигуры

4

20 мин.

3 ч 40 мин.

2.3. Каркас мужской фигуры

4



20 мин.

3 ч 40 мин.

3. Техника соломоплетения

4

2 ч

2 ч

4. Кукла

4

20 мин.

3 ч 40 мин.

5. Куклы разных народов (выставка)

4

4 ч

6. Самостоятельная работа

4

20 мин.

3 ч 40 мин.

7. Заключительное занятие

2

2 ч

Рабочая программа


Тема занятия

Содержание занятия

Средства об.

Часы

1. Вводное занятие. Теоретическая часть:

Соломка
– основной материал для занятий, ее
характеристика и особенности работы с ней.
Роль и место изделий из соломы в современном
мире.
История развития традиций к
декоративно-прикладному искусству.

Практическая часть
Анкетирование. Приложение 1

Карта интересов 2
2. Изготовление каркасов. 12
2.1. Каркас фигуры.

Теоретическая часть:
Сказка про золотую Соломинку. Приложение
2
. Простейшие конструкции кукол.
Пропорциональное соотношение частей в
соломенной фигуре. Характерные особенности
изображения из соломы. Знакомство с соломенной
куклой.

Практическая часть:
Подбор сырья для изготовления женских фигурок.
Подготовка соломки. Размягчение.
Выполнение куклы из одного пучка соломы.

Макет кукол 4
2.2. Каркас женской фигуры. Теоретическая часть:
Соломенная кукла из двух пучков соломы (простой
женский каркас фигуры).

Практическая часть:
Технология изготовления пучков из соломы,
технология изготовления самой куклы.

схемы, макет куклы из 2 пучков 4
2.3. Каркас мужской фигуры. Теоретическая часть:
Выполнение каркасов мужских фигурок (из 3 пучков
соломы).

Практическая часть:
Технология изготовления пучков из соломы.

схемы и макет 4
3. Техника соломоплетения. Теоретическая часть:
Знакомство с традициями историей ремесла
народного соломоплетения. Виды плетешков. Работа
по схемам, таблицам. Способы плетения, принципы.
Особенности соединения соломы.
Практическая часть:
Выполнение плетешков из бумажных разноцветных
полосок. Выполнение плетешков «косичка»,
«зубатка», «рогожка», «елочка», узоров
«паркетик», «шахматка».
Распечатки, схемы 4
4. Кукла. Теоретическая часть:
Украшение соломенной куклы, выполненная в
технике соломоплетения. Доклад на тему:
«Соломоплетение в ДПИ» (примеры из жизни, которые
хорошо запоминаются.).

Практическая часть:
Технология изготовления различных плетенок из
соломы. Украшение фигуры кукол – различными
плетешками в технике соломоплетения.
Заключительная отделка кукол.

макет 4
5. Куклы разных народов (выставка). Непосредственное общение с
произведениями народного ДПИ, а также
разноплановое искусство современных художников.
4
6. Самостоятельная работа. Теоретическая часть:
Конкретизация, обобщение, закрепление
пройденного материала, работа по
карточкам-заданиям. Приложение
3.

Практическая часть:
Выбор техники исполнения своей работы.
Разработка эскизов. Просмотр и утверждение
эскиза. Работа по воплощению своего эскиза в
оформление куклы. Под ведение итогов. Опросник. Приложение 1.
Карточки-задания, карта интересов 4
7. Заключительное занятие. Подготовка помещения и изделий к
выставке, изготовление объявлений. Приглашение
гостей. Торжественное открытие выставки изделий.
Вручение сувениров автору лучших работ. (Лучшие
работы определяют школьники).
2

Тематическое планирование
составлено на основе следующей литературы:

  1. Артамонова Е.В. Необычные сувениры и
    игрушки. Самоделки из природных материалов. – М.:
    Эксмо, 2005. – 64с.
  2. Браиловская Л.В. Природные материалы в
    интерьере: дизайн из соломки, дерева, глины,
    камня. – Ростов н/Д: Феникс, 2005.– 217с
  3. Лобачевская О.А. Плетение из соломки.
    Культура и традиции. 2000.
  4. Павлова И.И. Белхудожпромыслы.
    Государственный концерн: Каталог изделий. – Мн.:
    Спектрдиалог, 1999. – 88с.
  5. Панфилова Т.Ф. Обучение детей с природными
    материалами. Методика и практика. – Издательство
    «Школьная пресса», 2004.

Приложение 4




Следующий: