Программа кружка дополнительного образования Художественная обработка древесины


Пояснительная записка.

Школьное образование призвано обеспечить
функциональную адаптацию обучающихся на основе
приобретения ими компетентного опыта в сфере
учения, познания, профессионально-трудового
выбора, личностного развития, ценностных
ориентаций и смыслотворчества. Главной целью
школьного и дополнительного образования
является развитие ребенка как компетентной
творческой личности путем включения его в
различные виды ценностной человеческой
деятельности: учеба, познание, коммуникация,
профессионально-трудовой выбор, личностное
саморазвитие, ценностные ориентации, поиск
смысла жизнедеятельности. Технология
интеллектуальной деятельности — учебный курс,
который раскрывает основные методы, приемы и
способы умственного труда человека в процессе
его творческой, познавательной и
научно-исследовательской работы и направлен на
формирование личностных интеллектуальных
качеств и использование врожденных творческих
возможностей каждого учащегося. Актуальность
программы заключается в преемственности
развития творческой активности учащихся в
процессе технологической подготовке в школе и в
системе дополнительного образования. Вызвана
постоянно растущей ролью информации в жизни
человека на современном этапе, сталкиваясь с
которой неподготовленный человек не в состоянии
правильно ее обработать и использовать в своей
профессиональной деятельности. Огромный поток
научной, технической и другой информации требует
от современного человека высокой мыслительной
культуры; навыков точной и быстрой ориентации в
научных теориях, экономических и технических
проектах; умений грамотно вычленить и
рационально решить любую теоретическую или
практическую проблему.

В основу данной программы заложено
духовно-нравственное и
художественно-эстетическое воспитание среднего
школьного возраста через знакомство с историей
народных промыслов по художественной обработке
древесины. Образовательная программа актуальна,
поскольку современная ситуация в стране
предъявляет системе дополнительного
образования детей социальный заказ на
формирование творческой, целостной
самодостаточной личности, обладающей широким
кругозором, запасом необходимых ценностных
ориентиров, без которых невозможно органичное
существование человека в окружающем мире. Данная
программа рассчитана на четыре года обучения на
учащихся 5-8 классов и ориентирована на
обеспечение условий для конкретного творческого
труда, одного из видов народного искусства -
«художественная обработка древесины».

Предусматривает групповые и индивидуальные
занятия. Особое место уделяется отработки
практических навыков и умений полученных на
уроках технологии. В процессе занятий уделяется
особое внимание вопросам Т.Б.

Целью обучения по курсу «Художественная
обработка древесины»

является -
формирование и закрепление знаний,
первоначальных умений и навыков, полученных на
уроках технологии, а также обеспечение развития
творческой личности подростка.

Обучение предполагает решение следующих задач:

  • Расширить и углубить знания по истории и роли
    народного творчества, декоративно-прикладного
    искусства Рузского края
  • По программе кружковой деятельности,
    способствовать развитию творческой активности
    учащихся;
  • Реализовать навыки и умения по выполнению
    творческих проектов;

Содержание теоретического обучения
предусматривает: ознакомление воспитанников с
основами материаловедения для художественных
работ, с художественной обработкой материалов,
основами композиции, народными промыслами, с
новыми формами проектной деятельности; В
процессе занятий воспитанники знакомятся с
литературой и иллюстративным материалом,
раскрывающими историю художественных промыслов,
творчества народных мастеров. Некоторые занятия,
целесообразно провести в историко-краеведческом
музее г.Руза., школьном музее.

Теоретический материал усваивается в
сочетании с упражнениями и практическими
работами, в процессе которых воспитанники
создают собственные композиции художественных
изделий в традициях местных промыслов, готовят
творческие проекты. Теоретическое и
практическое обучение воспитанников проводится
одновременно, при некотором опережающем
изучении теоретического материала. Каждое
практическое занятие начинается с инструктажей
(вводного, текущего и заключительного),
направленных на правильное и безопасное
выполнение работ, бережное отношение к
инструменту, оборудованию, а также экономному
расходованию материалов, эффективному
использованию времени занятий. В процессе
практического обучения
воспитанники
осваивают виды художественной обработки
материалов в технике, свойственной конкретному
художественному народному промыслу или
производству, и изготавливают художественные
изделия с учётом местных традиций. Творческий
процесс по созданию резных изделий носит не
только воспитывающий, но и обучающий характер,
позволяет воспитанникам в ходе подготовки
режущего инструмента, подготовки материалов,
практического изготовления изделий приобрести
общие трудовые и специальные трудовые умения и
навыки в области художественно- технической
деятельности. Весь процесс обучения носит
творческий воспитательный характер,
определённую художественную ценность и высокое
качество исполнения, отвечает функциональным и
эстетическим требованиям, является общественно
полезным. Для усиления профессиональной
направленности обучения воспитанники
знакомятся с разными специальностями.

В программе уделяется особое внимание
формированию у воспитанников общей культуры
труда. Она рассчитана на овладение графической
грамотой при выполнении рабочих чертежей и в
процессе создания изделий, эскизов и их декора.
Программа предусматривает расширение знаний
по физическим, технологическим свойствам
древесины, процессам её обработки, инструментам
и приспособлениям.
Программа ставит своей
целью — развитие творческой активности
воспитанников, развивать «чувство
материала», его художественных и
технологических возможностей. Она нацелена на
формирование художественного вкуса, чувства
прекрасного, эстетического идеала, творческих
начал в личности. Программа предусматривает
приобщение воспитанников к процессу создания
резных изделий, попытки изменения и улучшения
условий той среды в которой они живут, учатся и
отдыхают; привлечение самих воспитанников к
активной деятельности по созданию и сохранению
прекрасного. Программой предусмотрено
изучение и исследование свойств древесины.
Изучение устройства, принципа работы приборов:
электровыжигателя, электролобзика,
электрорубанка, и других инструментов, что имеет
большое значение для формирования знаний
воспитанников о материалах, принципах действия и
устройствах машин. Программа ориентирована на
обеспечение дифференцированного подхода к
слабым и наиболее подготовленным воспитанникам,
на изучение и усвоение материала всеми
воспитанниками не ниже требований программы.

Структура программы предусматривает
использование следующих разделов, школьного
курса, образовательной области
«Технология»:

  • материаловедение;
  • технология обработки древесины;
  • художественная обработка древесины;
  • элементы машиноведения;
  • графика;
  • техническое творчество;
  • введение в художественное конструирование.

Учебный материал программы распределён с
учётом возрастных особенностей воспитанников. В
программе предложена система самопроверки
знаний воспитанниками и контроля знаний -
учителем технологии.

Предусмотрены различные формы организации
усвоения знаний воспитанниками. Для чего в
работе используются:

  • учебники, справочники;
  • дидактический материал;
  • дополнительная литература;

мобильный компьютерный класс.

На всех занятиях осуществляется
неукоснительный контроль за соблюдением
санитарно — гигиенических требований, правил
безопасности труда. Содержание программы
предусматривает подведение воспитанников к
осознанному выбору одной из рабочих профессий по
профилю — «Художественная обработка
древесины». По завершению изучения данной
программы воспитанники должны овладеть
следующими знаниями, умениями и навыками.

Должны знать:

  • принципы организации рабочего места и основные
    правила техники безопасности;
  • основные понятия графики, графического
    изображения (чертёж, эскиз, технический рисунок);
  • физико-механические, технологические,
    энергетические, экологические свойства
    материалов;
  • способы разметки по шаблону и чертежу;
  • принцип подбора столярного инструмента — по
    назначению, по виду деятельности, по свойствам
    материалов;
  • назначение и устройство станков и
    электрооборудования (электровыжигателя,
    электродрели, сверлильного станка,
    электролобзика, электрофрезера);
  • иметь понятие о конструировании и
    моделировании;
  • способы отделки древесины — грунтовка,
    шлифование, окраска, лакирование, полирование;
  • основные сведения о видах художественной
    обработки дерева на территории родного края, их
    характерные особенности;
  • историю возникновения и развития местного
    промысла по художественной обработке дерева, его
    роль в экономике края;
  • основы композиции: основные принципы
    декоративного оформления плоскости;
  • основные приёмы выжигания, типовые композиции и
    их выполнение на различных видах изделий;
  • технологический процесс изготовления изделий и
    декорирование их выжиганием;
  • разные виды резьбы и их особенности;
  • способы экономного расходования материалов,
    электроэнергии, бережного обращения с
    инструментами, оборудованием и
    приспособлениями;
  • правила безопасности труда, производственной
    санитарии, пожарной безопасности и внутреннего
    распорядка в процессе выполнения работ.

Должны уметь:



  • рационально организовывать рабочее место.
    Соблюдать правила Техники безопасности;
  • уметь читать и выполнять чертежи, эскизы,
    технические рисунки;
  • определять породу и пороки древесины по её
    внешнему виду;
  • производить разметку заготовки по шаблону и
    чертежу;
  • применять столярный инструмент по назначению.
    Производить его наладку;
  • использовать станочное оборудование в процессе
    изготовления изделия;
  • выполнять простейшие столярные операции;
  • производить отделку столярных изделий с учётом
    дизайна;
  • выполнять простейшие расчёты стоимости
    изделия;
  • выполнять и защищать творческие проекты;
  • выполнять элементы и мотивы орнаментов в
    технике выжигания, различных видов резьбы;
  • проектировать простые изделия в традициях
    местного промысла и изготавливать их;
  • самостоятельно разрабатывать композиции для
    выжигания, резьбы и выполнять их;
  • выполнять контурную, плоскорельефную резьбу и
    мозаику по дереву;
  • затачивать и править необходимый инструмент
    для резьбы;
  • бережно обращаться с оборудованием,
    приспособлениями и инструментами;
  • экономно расходовать материалы и
    электроэнергию;

Должны освоить, отработать и закрепить
следующие навыки:

  • владения основными ручными инструментами по
    обработке, точению, выжиганию, резьбе и мозаике
    по дереву;
  • выполнения операции выпиливания, резьбы и
    мозаики;
  • владения основными элементами графической
    грамотности;
  • выполнения плоскостной разметки;
  • разработки и составление композиции для
    выжигания,
  • выполнение декорирования изделий — выжиганием,
    выпиливанием, резьбой по дереву;

Формы организации учебной деятельности:

  • индивидуальная;
  • коллективная (бригадная).

Тематический план работы кружка
«Художественная обработка древесины»

Список литературы.

1. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б.
Художественная резьба по дереву, кости и рогу.- М.:
Высшая школа, 1978.

2. Абросимова А.А., Каплан Н.И., Митлянская Т.Б.
Художественная резьба подереву. — М.: Высшая
школа, 1998.

3. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.:
Легпромбытиздат, 1997.

4. Афанасьев А.Ф. Резьба по дереву.- М.: Культура и
традиции, 1999.

5. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба.- М.: Культура и
традиции, 1999.

6. Афанасьев А.Ф. Домовая резьба ( альбом
орнаментов).- М.:Народное творчество, 2001.

7. Алфёров Л. Технология росписи. — Ростов — на
Дону: Феникс, 2000.

8. Бобиков П.Д. Мебель для вашего дома. — М.: Нива
России, 1995.

9. Боровков Е.Е., Легорнев С.Ф., Черепашенцев Б.А.
Технологический справочник учителя. — М.:
Просвещение, 1992.

10. Бородулин В.А. Художественная обработка
дерева. — М.: Просвещение, 1988.



11. Буриков В.Г., Власов В.Н. Домовая резьба. — М.:
Нива России, 1993.

12. Внеклассная работа по труду. /Сост. Гукасова
А.М./ — М.: Просвещение, 1981.

13. Савиных В.П. Всё о поделочных материалах. -
Минск: Полымя, 2000.

14. Гликин М.С. Декоративная резьба по дереву на
станках. — М.: Народное творчество, 2001.

15. Гульянц Э.К. Учите детей мастерить. — М.:
Просвещение, 1976.

16. Деменьтьев С.В. Резьба по дереву. — М.:
Издательский дом МСП, 2000.

17. Дубровин И.И. Домашний умелец. — Тверь: ЭКСМО -
Пресс, 2001.

18. Домовая резьба (Технология. Материалы.
Изделия.). /Сост. Рыженко В.И., Теличко А.А./ -М.:
Рипол классик, 2004.

19. Заворотов В.А. От идеи до модели. — М.:
Просвещение, 1993.

20. Ильяев М. Уроки резьбы по дереву. — М.:
Лукоморье, 2002.

21. Ильяев М. Прикоснувшись к дереву резцом. — М.:
Лукоморье, 2000.

22. Козловский А.Л. Клеи и склеивание. — М.: Знание,
1976.

23. Коротков В.И. Деревообрабатывающие станки. -
М.: Высшая школа, 1986.

24. Крейдлин Л.Н. Столярные работы. — М.: Высшая
школа, 1986.

25. Манжулин А.В., Сафронов М.В. Прорезная резьба
(альбом орнаментов. Выпуск 1). — М.: Народное
творчество, 2001.

26. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом
орнаментов. Выпуск 2). — М,: Народное творчество, 2001.

27. Логачёва Л.А. Резчикам по дереву (альбом
орнаментов. Выпуск 3). — М.: Народное творчество, 2001.

28. Максимов Ю.В. У истоков мастерства. — М.:
Просвещение, 1983.

29. Матвеева Т.А. Мозаика и резьба по дереву. — М.:
Высшая школа, 1993.

30. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 1. — М.:
Мир, 1993.



31. Франк Нипель. Мастеру на все руки. Книга 2. — М.:
Мир, 1993.

32. Паламошнов Ю.М. Резьба по дереву (спецкурс). -
Екатеренбург, 1995.

33. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов -
Книга 1). — М.: Нива России, 2000.

34. Петров Н.А. Домовая резьба (60 трафаретов -
Книга 2). — М.: Нива России, 2000.

35. Подгорный Н. Резьба. Мозаика. Гравирование. -
Ростов — на — Дону.: Феникс, 2000.

36. Рихвк Э.В. Обработка древесины в школьных
мастерских. — М.: Просвещение, 1984.

37. Роспись по дереву. /Сост. Соколов М.С./. -
Магнитогорск.: 1993.

38. Работа с деревом. /Сост. Белов Н.В./. — Минск.:
Современная литература, 1999.

39. Работа по дереву. /Сост. Рыженко Н.В., Яценко
В.А./. — М.: АСТВ Гамма — СА, 1998.

40. Резьба по дереву. /Сост.Березнёв А.В.,
Березнёва Т.С./.- Минск.: Пардокс, 2000.

41. Резьба по дереву. /Сост. Лихонин А.С./. — Нижний
Новгород.: Времена, 2000.

42. Резьба по дереву. /Сост.Мольнар А.А./.- М.:
Спектр сезам — маркетинг, 1997.

43. Сафроненко В.М. Чарующая красота древесины
(советы домашнему умельцу), — Минск.: Полымя, 2000.

44. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. — Минск.:
Современное слово, 1998.

45. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву (новые идеи
старого ремесла). — Минск.: Современное слово, 2000.

46. Семенцов А.Ю. Резьба по дереву. — Минск.:
Современное слово, 2003.

47. Тарасов Б.В. Самоделки школьника. — М.:
Просвещение, 1985.

48. Тымкив Б.М. Программа профессионального
обучения учащихся VIII — IX классов средней
образовательной школы. Профиль — художественная
обработка дерева. — М.: Просвещение, 1989.

49. Тымкив Б.М. Программа профессионального
обучения учащихся X — XI классов средней
образовательной школы. Профессия — изготовитель
художественных изделий из дерева. — М.:
Просвещение, 1989.

50. Хворостов А.С. Декоративно — прикладное
искусство в школе.- М.: Просвещение, 1981.

51. Шемуратов Ф.А. Выпиливание лобзиком. — М.:
Легпромбытиздат, 1992.

52. Энциклопедия народного умельца. — М.: Вече, 2000.




Следующий: