Программа кружка декоративно-прикладного искусства Вязание на спицах


Пояснительная записка

Ручное вязание на спицах – один из наиболее
старых и популярных видов рукоделия. Несмотря на
высокие темпы развития трикотажного
производства, интерес к ручному вязанию не
только не ослабевает, а продолжает расти с каждым
годом. И это понятно: из клубка ниток можно
сделать множество красивых и удобных вещей.

Кто и когда придумал первую петельку, никто не
знает, но уже давно известно, что родилась эта
чудо-петелька задолго до нашей эры.

Попав в Европу, искусство вязания оставалось
поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари,
вернувшись с турнира и сняв латы, не считали
зазорным проводить длинные зимние вечера в своих
замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание
становится уже весьма доходным занятием. Стать
вязальщиком было совсем не просто. Учеников
набирали из наиболее смышлёных мальчиков,
которые 6 лет постигали секреты будущей
профессии.

Лишь позднее, когда вязание широко
распространилось, им стали заниматься, прежде
всего, женщины. И все равно мужчины не потеряли
интереса к вязанию. В 1946 году национальный
американский конкурс по вязанию крючком выиграл
мужчина, а приз — Золотой крючок — ему вручала
лично Эсте Лаудер.

Веками отточенное мастерство вязания спицами
актуально и по сей день. Владение им даёт
возможность не только прикоснуться к настоящему
искусству, но и подчеркнуть собственную
индивидуальность. Этот вид
декоративно-прикладного творчества
характеризуется красотой и возможностью
изготовить разнообразные изделия: салфетки,
скатерти, одежду и элементы её украшения, игрушки
и предметы быта.



Ручное вязание способствует развитию
художественного вкуса, трудовой и творческой
активности, усидчивости, коллективизма и
взаимопомощи.

Цель: приобщение обучающихся к
основным видам рукоделия.

Задачи:

обучающие:



  • Познакомить с историей и развитием
    художественного вязания.
  • Обучить правильному положению рук при вязании,
    пользованию инструментами.
  • Познакомить с основами цветоведения и
    материаловедения.
  • Научить чётко выполнять основные приёмы
    вязания.
  • Обучить свободному пользованию схемами из
    журналов и альбомов по вязанию и составлению их
    самостоятельно.
  • Научить выполнять сборку и оформление готового
    изделия.
  • Расширить словарный запас обучающихся.

развивающие:



  • Развить образное мышление, внимание, моторные
    навыки, творческие способности, фантазию,
  • Выработать эстетический и художественный вкус.
  • Способствовать развитию интереса к видам
    рукоделия

воспитательные:

  • Привить интерес к культуре своей Родины, к
    истокам народного творчества, эстетическое
    отношение к действительности.
  • Воспитать трудолюбие, аккуратность,
    усидчивость, терпение, умение довести начатое
    дело до конца, взаимопомощь при выполнении
    работы, экономичное отношение к используемым
    материалам.
  • Привить основы культуры труда.

социальные:

  • Помочь в определении выбора дальнейшего
    направления своей деятельности.
  • Познакомить детей с профессиями
    декоративно-прикладного искусства.
  • Программа кружковой работы: “Вязание на
    спицах” основана на единых подходах и
    принципах:

- использование разнообразных форм организации
занятий;

- развивающий характер обучения;

- обеспечение психологического комфорта
ребёнка;

- формирование у учащихся адекватной
самооценки своей деятельности

Обучение проводится в двух направлениях:

- усвоение теоретических знаний;

- формирование практических навыков.

Теоретическая часть

– раскрытие основной
темы занятия. Происходит в форме бесед, лекций,
экскурсий.

Практическая часть —

включает в себя навыки
изготовления образцов вязания и изделий.

Большое внимание следует уделять изготовлению
декоративных изделий, украшающих быт, и
сувениров. В них с наибольшей полнотой
проявляется индивидуальный вкус хозяйки,
теплота её рук.

Занятия проводятся по два раза в неделю по два
учебных часа
. Рекомендуется привлекать
учащихся с 5 по 8 классы.

Каждый кружковец самостоятельно приобретает
инструменты и материалы. Руководитель должен
иметь тоже инструменты и запасные. Для учёбы
лучше использовать стальные спицы: они не гнутся,
и не пачкают светлую шерсть.

У учителя должны быть образцы узоров вязания,
готовые изделия. С их помощью педагог знакомит
учащихся с программой обучения, показывает, чему
они могут научиться, занимаясь в кружке.
Наглядные пособия руководитель широко
использует на занятиях, особенно при объяснении
нового материала.

Можно построить занятие следующим образом:

Организационный момент – 10 мин.

Проверка выполнения работ – 10 мин.

Изучение нового материала:

- теоретические сведения – 10 мин.

- практические работы — 50 мин.

Уборка помещения — 10 мин.

В процессе реализации программы используются
разнообразные методы обучения:
объяснительно-иллюстративный, рассказ, беседа,
работа с книгой, демонстрация, упражнение,
практический, обучающий контроль,
познавательная игра.

Предполагаемые результаты:

- учащиеся приобретут знания по видам
рукоделия;

- разовьют умения и навыки в процессе
изготовления изделий;

- повысится интерес к изучению видам рукоделия,
активизируется познавательная деятельность;

- выявится интерес к
художественно-декоративной деятельности,
который способствует самоопределению учащегося
и выбору его дальнейшей профессиональной
деятельности.

В конце обучения учащиеся должны:


ЗНАТЬ УМЕТЬ
Правила поведения, ТБ. Соблюдать правила поведения на занятии,
правила ТБ при работе со спицами, ножницами,
швейными иглами, булавками, электрическим
утюгом.
Основы материаловедения: классификацию
и свойства волокон.
Различать нитки из натуральных и
химических волокон; шерстяную и х/б.
Инструменты и материалы. Правильно пользоваться спицами,
швейными иглами, булавками, подбирать
соответствующие №№ спиц в и ниток.
Основные приёмы вязания спицами,
технику вязания.
Чётко выполнять основные приёмы: набор
петель, лицевая и изнаночная петли. Закреплять
вязание, убавлять и прибавлять петли.
Основные способы вывязывания петель.
Условные обозначения, понятие “раппорт”.
Свободно пользоваться описаниями и
схемами из журналов и альбомов по вязанию
спицами, инструкционно-технологическими картами
и составлять их самостоятельно. Вязать согласно
раппорту узора.
Основы цветоведения. Гармонично сочетать цвета при
выполнении изделий.
Основные мерки, правила измерения. Снимать и записывать мерки.
Плотность вязания и порядок расчёта
прямых и наклонных контуров. Виды ручных
трикотажных швов, их применение.
Правильно определять плотность по
горизонтали и вертикали; рассчитывать
количество петель и рядов для вязания деталей
изделий.
Последовательность изготовления
изделий.
Соединять детали трикотажных изделий с
помощью швов “за иголку”, “тамбурный”.
Последовательность выполнения ВТО и
заключительную отделку готовых изделий.
Вязать салфетку, игрушки, шарфик,
шапочку, варежки, носки, сумку.
Правила ухода за трикотажными
изделиями.
Выполнять ВТО и заключительную отделку
готовых изделий. Ухаживать за трикотажными
изделиями и хранить их согласно правилам.

Примерный тематический план занятий кружка
размещён в Приложении 1.
Тематическое планирование кружка находится в Приложении 2.




Следующий: