Программа формирования здорового образа жизни у детей с нарушением интеллекта

Здоровье подрастающего человека – это
проблема не только социальная, но и нравственная.
Ребенок сам должен уметь быть не только здоровым,
но и воспитывать в будущем здоровых детей.

Проблема воспитания здорового поколения
приобретает в настоящее время большое значение.
Неутешительные данные статистики
свидетельствуют о том, что длительное время
наблюдается тенденция ухудшения здоровья детей
всех возрастов. Распространение наркомании и
алкоголизма в России за последнее десятилетие
приняло катастрофические размеры и справедливо
считается социальным бедствием, угрожающим
национальной безопасности страны. Отмечается
нарушение эмоционального и личностного развития
учащихся, растущая агрессивность и жестокость в
их взаимоотношениях с другими детьми и
взрослыми. Эти негативные явления взаимосвязаны
и обусловлены множеством экономических и
социальных причин, а также образом жизни.

Среди основных тенденций, характеризующих
наркологическую ситуацию в России, наибольшую
тревогу вызывает неуклонное омоложение
потребителей психоактивных веществ. Все больше
фиксируется случаев, когда первая проба
наркотических и других психоактивных (ПАВ)
приходится на возраст 6-12 л. Приобщение к
употреблению табака, алкоголя и других
психоактивных веществ способствует
специфические факторы. Такими факторами
являются, в частности, повышенная
восприимчивость, внушаемость детей, которые в
сочетании с пристальным интересом к миру
взрослых в неблагоприятных условиях могут
составить основу положительного субъективного
восприятия ПАВ и способствовать формированию
установки на употребление табака, алкоголя и
других психоактивных веществ.

Вот почему так важно вести профилактическую
работу с детьми и воспитывать у них стойкое
отвращение к табаку, алкоголю и наркомании.
Решение этой проблемы предполагает приоритет
профилактической работы в условиях
школы-интерната.

Здоровье является базовой потребностью
человека. У детей оно формируется под влиянием
совокупности социальных, экономических,
природных и генетических факторов.

Выдающийся педагог В.А.Сухомлинский писал:
“Забота о здоровье – это важнейший труд
воспитателя”. От здоровья и жизнерадостности
нашего подрастающего поколения зависит их
познавательная деятельность, прочность знаний,
духовная жизнь в целом.

В воспитательной работе большое место занимает
проблема сохранения своего здоровья. Это
создание высокого уровня душевного комфорта, а
для его формирования необходимы знания о законах
развития организма, его взаимодействия с
социальными факторами. Существующая система
образования не учитывает главного при всей ее
научности: конкретного человека, индивидуальных
законов его развития. Домашнее воспитание не
озадачивает себя проблемами воспитания
здорового образа жизни, следовательно, школа
должна и может стать важнейшим звеном
социализации подрастающего поколения. Только в
школе субъекты перестраивающего общества могут
черпать духовные и физические силы, искать
индивидуальные пути решения проблем становления
личности. В условиях, когда человек, становится
активной силой общества ему необходимо знать
самого себя, чтобы своевременно предупредить
заболевание, которое может привести к летальным
исходам.

Наблюдение и психолого-педагогическая
диагностика, проведенная с воспитанниками
Петропавловской коррекционной школы-интерната
(от 9–16 лет) показала, что:

  • курят — 50 %;
  • имеют тягу к алкоголю — 20 %;
  • имеют опыт употребления ПАВ 10%
  • нарушают дисциплину на уроках и в общественных
    местах 10 % детей;
  • неадекватное поведение, агрессия 5%.

80% детей не задумываются о последствиях
употребления психоактивных веществ.

Проведенные диагностические обследования
подтвердили необходимость формирования
представлений о здоровом образе жизни и
мотивации к его сохранению у воспитанников
данной школы – интерната.

Идея формирования здорового образа жизни также
находит отражение во многих методических
пособиях: Программа Г.К.Зайцевой “Уроки
здоровья”, образовательная программа “Знай
свое тело”, Матвеева Е.М. и другие.

Результатом изучения данных работ явилась
мысль о создании программы формирования
здорового образа жизни для воспитанников
специальной (коррекционной) школы-интерната VIII
вида.

Цель

: сохранение и укрепление здоровья детей
через приобщение к здоровому образу жизни.

Задачи:

Приобщение воспитанников к ценностям ЗОЖ.

  • Формирование позитивного отношения к самому
    себе, потребности к саморазвитию.
  • Формирование устойчивого интереса у детей к
    занятиям спортом.
  • Воспитание негативного отношения к вредным
    привычкам.
  • Структура программы включает в себя четыре
    направления:

    Первое направление “Я и мое здоровье”

    направлено
    на формирование у воспитанников потребности в
    здоровом образе жизни, формирование
    нравственных представлений и убеждений.

    Второе направление “Спорт – это жизнь”

    преследует
    цель на укрепление здоровья детей и
    совершенствование физического развития.

    Третье направление “Твой выбор”

    направлено
    на формирование здоровых установок и навыков
    ответственного поведения, снижающих вероятность
    приобщения к вредным привычкам.

    Четвертое направление “Самопознание и
    саморегуляция”

    ориентировано на формирование
    у воспитанников позитивного отношения к самому
    себе, потребности в саморазвитии, стимулирование
    к самовоспитанию.

    Программа рассчитана на детей 13-16 лет и
    реализуется в течение 3 лет. Занятия проводятся
    один раз в неделю в течение 35–40 минут.

    Программа включает в себя распределение тем, в
    которых предлагается ориентирование на усвоение
    детьми знаний и представлений, а также и на
    становление его мотивационной сферы поведения,
    реализации усвоенных знаний и применений в
    реальном поведении. Особое внимание уделяется
    способам закрепления изучаемого материала.
    Учащимся предлагаются вариативные задания,
    нацеленные на расширение и обогащение
    сформированных представлений о здоровом образе
    жизни, отраженных в разных видах деятельности.
    Главное заключается в том, чтобы создать условия
    для формирования переноса усвоенного навыка и
    связанного с ним представления из
    учебно-воспитательной ситуации в повседневную
    жизнь.

    Методика строится в направлении
    личностно-ориентированного взаимодействия с
    детьми. Акцент делается на самостоятельное
    экспериментирование и поисковую активность
    самих детей, с побуждением их к творческому
    выполнению заданий.

    Программа построена с учетом возрастных
    особенностей, физического и психического
    развития детей способных овладеть
    теоретическими знаниями и практическими
    навыками.

    Предусмотрены различные формы проведения
    занятий: беседа, тесты, практические занятия,
    прогулки, дидактическая игра, викторины, КВНы,
    творческие и деловые игры, игры-инсценировки и
    др.

    Критерии оценки эффективности
    программы


    Задачи

    Критерии

    Показатели

    Способы проверки

    1 Приобщение воспитанников к
    ценностям здорового образа жизни
    Критерий сформированности у
    воспитанников социальных ценностей
    Выраженное стремление
    заботиться о своем здоровье; Знания детей о
    различных подходах к здоровьезбережению

    Наблюдение;

    Диагностика уровня сформированности у
    ребенка первичных потребностей быть здоровым;

    Тестирование

    2 Формирование позитивного
    отношения к самому себе, потребности к
    саморазвитию
    Критерий наличия адекватной
    самооценки, уверенности в своих силах

    Стремление к
    самопознанию и самоизменению;

    Уровень самооценки

    Методика “Карта
    желаний”;

    Исследование самооценки (А.М.Прихожан);
    Методика “Личностный рост” Д.В. Григорьева,
    И.В.Кулешова, П.В.Степанова

    3 Формирование устойчивого
    интереса у детей к занятиям спортом
    Критерий наличия устойчивого
    интереса к занятиям спортом

    Физическое развитие;

    Участие детей в спортивных
    мероприятиях, секциях.

    Диагностика физического
    развития
    4 Воспитание негативного
    отношения к вредным привычкам
    Критерий процента употребляющих
    ПАВ
    Снижение процента курящих и
    употребляющих алкоголь воспитанников группы

    Наблюдение;

    Тестирование;

    Анкетирование.

    Прогнозируемые результаты


    Дети должны знать Уметь
    Здоровье и здоровый
    образ жизни

    - Сущность понятия
    “здоровье”.

    - Факторы, оказывающие влияние на не
    только жизнь и здоровье человека, но и всего
    живого на Земле.

    - О роли правильного питания .

    - Значение гигиенических процедур для
    здоровья.

    - Распознавать факторы
    риска во внешней и внутренней среде организма.

    - Соблюдать правила питания

    - Выполнять гигиенические процедуры

    Спорт – это жизнь

    - О роли двигательной
    активности в повышении работоспособности.

    - Правила закаливания организма.

    - О влиянии физкультуры и спорта на
    секреты долголетия.

    - Выполнять комплексы
    упражнений утренней гимнастики и для разминок на
    занятиях.

    - Выполнять доступные виды закаливания.

    Твой выбор
    - Полезные и вредные привычки.

    -
    Привычки укрепления здоровья.

    - О вредном влиянии курения, алкоголя,
    наркотиков на здоровье.

    - Последствия курения, алкоголя и
    наркозависимости.

    - Критически относиться к
    употреблению табака, алкоголя, наркотических
    веществ.
    Саморазвитие и
    саморегуляция

    - Знать самого себя и
    свои возможности.

    - Способы взаимодействия с людьми.

    - Качества, достойные человека.

    - Черты характера людей.

    - Причины неуверенности в себе.

    - Виды давления.

    - Причины неуверенности в себе.

    - Оценивать самого себя.

    - Отстаивать свою точку зрения.

    - Принимать решения в ситуациях,
    связанных с соблазном.

    - Говорить “нет” в опасных ситуациях.

    - Искать способы сотрудничества с людьми
    в различных ситуациях.

    - Находить друзей по интересам.

    Тематический план


    Направление Всего часов 1 год 2 год 3 год
    т п т п т п
    1. Я и мое здоровье 9 2 1 2 1 1 2
    2. Спорт – это жизнь 12 2 2 2 2 2 2
    3. Твой выбор 12 3 1 3 2 1 2
    4. Самопознание и саморазвитие 18 3 3 2 3 4 3

    Содержание программы

    1. Направление “Я и мое здоровье”

    Чтобы сохранить здоровье, нужно хорошо
    узнать себя. Здоровье человека связано с его
    образом жизни, оно достояние каждого и богатство
    всей страны. Факторы, влияющие на здоровье
    человека. Зависимость здоровья человека от
    здоровья природы в целом. Анализируем свой образ
    жизни. Правила и нормы здорового образа жизни.
    Мой здоровый образ жизни и образ жизни моей
    семьи.

    Гигиена. Профилактика заболеваний Правила
    личной гигиены.

    Правила питания. Гигиена питания.

    Теоретическая часть

    : беседы, викторины,
    круглый стол, дисскусия.

    Практическая часть

    : создание проекта,
    составление индивидуального меню на неделю.

    2. Направление “Спорт – это жизнь”

    Физические занятия и спорт, их значение для
    укрепления здоровья, развития силы,
    выносливости, ловкости, быстроты, воспитания
    воли и характера, для бодрости и хорошего
    настроения. Я и моя физическая культура.
    Двигательный режим школьника. Закаливание как
    эффективное средство укрепления здоровья
    человека. Профилактика простудных заболеваний.

    Теоретическая часть

    : беседы, викторины,
    дискуссия.

    Практическая часть

    : соревнования, эстафеты,
    праздники, конкурсы, подвижные игры.

    3. Направление “ Твой выбор”

    Полезные и вредные привычки. Правила
    социально желательного поведения. Значение
    семьи в формировании здоровых установок и
    навыков ответственного поведения. Наркотические
    вещества, виды. Употребление и злоупотребление.
    Профилактика.

    Теоретическая часть

    : видео-уроки, беседы с
    социальным педагогом, психологом,
    врачом-наркологом, викторины.

    Практическая часть

    : проектная работа,
    конкурс рисунков и плакатов, агитбригады.

    4. Направление “Самопознание и саморегуляция”

    Я как индивидуальность. Внешние сходства и
    различия людей. Способы самопознания. Мои друзья
    и одноклассники. Правила знакомства. Здоровье
    зависит от микроклимата в классе. Чувства
    человека: любовь, радость, грусть, страх.
    Выражение чувств: мимика, слово, слезы, смех.
    Индивидуальные способы проявления эмоций и
    выражения чувств. Смех продлевает жизнь, музыка
    лечит, музыка учит.

    Теоретическая часть

    : круглый стол, беседы,
    тренинг, дискуссия.

    Практическая часть

    : тестирование,
    анкетирование.


    Следующий: