Программа формирования культуры здоровья младших школьников в учебной и внеучебной деятельности общеобразовательной школы


Процесс формирования системы воспитания
личности, обладающей высокой культурой здоровья,
должен осуществляться на всех ступенях обучения
и проходить через все школьные предметы,
факультативы, кружки, секции в учебной и
внеучебной деятельности.

Программа формирования культуры здоровья
знакомит младших школьников с содержанием
окружающего мира, создаёт единый предмет,
направленный на здоровьесбережение, в котором
есть информация по анатомии, физиологии. В
программу включены разделы самопознания, основ
личной безопасности и профилактики травматизма,
культуры потребления медицинских услуг,
предупреждения употребления психоактивных
веществ, гигиенические правила предупреждения
инфекционных заболеваний, питания и здоровья.

Эмоциональные колебания, переживания
внутренних конфликтов, изменение поведения
немыслимо без активного участия в этом процессе
всех субъектов образовательного процесса.
Только изменив уклад жизни в образовательном
учреждении, можно ожидать изменение реальных
результатов в отношении обучающихся к
собственному здоровью.



Цели программы:

  • формировать знания на установку личностных
    ориентиров и норм поведения, обеспечивающих
    укрепление и сохранение здоровья каждого
    школьника;
  • сформировать у младших школьников
    представление об ответственности за собственное
    здоровье и здоровье окружающих;
  • обеспечить учащихся необходимой информацией
    для формирования собственных стратегий и
    технологий, позволяющих сохранять и укреплять
    здоровье;
  • расширить и разнообразить взаимодействие
    образовательного учреждения и родителей для
    укрепления здоровья детей.

Задачи программы:

  1. Создать условия для изменения механизма
    самореализации личности обучающегося.
  2. Осуществлять воспитательный процесс в тесной
    взаимосвязи с учебным и внеучебным по единой
    программе.
  3. Сформировать у родителей понимание
    необходимости сотрудничества.

В современной образовательной ситуации
внимание акцентируется на создании условий для
более полной реализации возможностей младших
школьников, их роста и развития в условиях
сложной социальной действительности, а низкий
уровень здоровья школьников обусловил
необходимость переосмысления основных
направлений в учебно-воспитательной работе
педагогического коллектива школы.



В настоящее время учебная и воспитательная
работа в школе развивается по трём направлениям,
способствующим становлению культуры здоровья
младших школьников: физическому,
интеллектуальному и психологическому. Учебная
программа формирования культуры здоровья
младших школьников в учебной и внеучебной
деятельности общеобразовательной школы, даёт
школьникам определённые знания и навыки, которые
развиваются, углубляются, укрепляются в ходе
внеклассной и внешкольной работы, дополняющей
учебный процесс.

В данной программе уделено внимание
самостоятельной работе, способствующей активной
и успешной социализации обучающихся не только в
учебной, но и во внеучебной деятельности.

Образовательное учреждение работает по данной
программе второй год. Прежде, чем приступить к
реализации данной программы, мы провели
диагностику физического, интеллектуального и
психологического состояния здоровья личности.
Работа по данной программе планируется с учётом
результатов диагностики обучающихся, которая
проводится 2 раза в год – осенью и весной – в виде
тестирования по основным направлениям –
физическому, психологическому,
интеллектуальному. Результаты тестирования
заносились в индивидуальную карту здоровья.

Чтобы верно определить задачи и содержание
внеклассной работы по формированию культуры
здоровья необходимо также проводить
диагностические исследования. При составлении
тестов для определённого уровня развития и
степени сформированности культуры здоровья и
здорового образа жизни за основные показатели мы
берём вышеуказанные компоненты культуры
здоровья. Выбор этих диагностических
показателей объективно обусловлен и характерен
только для данного коллектива учителей и
учащихся.

Данные диагностики показали следующее.

  • Во-первых, у большинства учащихся школы
    занижена самооценка личности.
  • Во-вторых, очень низок уровень культуры
    здоровья и здорового образа жизни, знаний и
    умений.
  • В-третьих, у школьников слабо развиты
    здоровьесберегающие каналы восприятия.
  • В-четвёртых, у младших школьников определяются
    непостоянство чувств, неравномерность,
    несообразность эмоционального отношения к
    учебно-воспитательному процессу в школе.
  • В-пятых, здоровье нуждается в том, чтобы о нём
    постоянно заботились.

Приведённые результаты анализа
диагностических исследований стали отправными
моментами при составлении программы коррекции
умений и навыков по данному направлению.

Формированию здоровья младших школьников
помогают действующие при школе спортивные
секции – футбола, аэробики,
музыкально-ритмического воспитания, бокса,
карате, лёгкой атлетики.

Правильно организованная спортивная
деятельность предусматривает включение младших
школьников в сложную систему общественных
отношений, применение в работе наиболее
привлекательных и эмоционально насыщенных форм
деятельности, выбор способов воздействия на
поведение и сознание учащихся в зависимости от
их предшествующего опыта межличностных
отношений, сочетание разнообразных спортивных и
трудовых мероприятий создают благоприятные
условия для воспитания и разностороннего
развития обучающихся.

В работе выявлены проблемы, которые оказывают
серьёзное влияние на воспитательный процесс и
мешают сотрудничеству школы и родителей по
совместному воспитанию культуры здоровья и
здорового образа жизни: отсутствие интереса у
большинства родителей к жизни школы и класса, в
котором учится их ребёнок; недостаточное
взаимопонимание и доверительность в отношениях
между родителями и детьми; и родителей; ведение
нездорового образа жизни; доминирование
женского воспитания в семьях.

Всё это оказывает негативное влияние на
формирование культуры здоровья детей, на их
внутренний мир.

Задача семьи и школы – объединить усилия в
воспитании здоровьесбережения грамотной
личности, обладающей психической,
интеллектуальной и физической культурой, о чём
постоянно ставится вопрос на занятиях
родительского клуба.



Для развития сотрудничества субъектов
образовательного процесса мы создаём условия,
при которых учитываем:

– индивидуальный подход к семьям учащихся,
учёт специфических особенностей каждой из них;
– преемственность и систематичность в работе с
семьёй;
– преодоление формализма в организации
родительского всеобуча и в работе с
родительскими комитетами;
– единство требований к детям, согласованность
действий, взаимодополняемость влияний семьи и
школы.

Все эти направления в работе образовательного
учреждения по формированию культуры здоровья в
учебной и внеучебной деятельности дают
положительные результаты.

Реализация программы рассчитана на четыре года
для учащихся 1-4 классов. В настоящее время к
данной программе разрабатываются методические
рекомендации по каждому направлению, пакет
диагностик.

Мероприятия, проводимые в рамках данной
программы предусматривают проведение
тематических классных часов, дней здоровья,
олимпиад, интеллектуальных конкурсов,
соревнований, викторин, практических
конференций.




Следующий: