Программа физической подготовки детей 10–13 лет с ограниченными возможностями, обоучающимися в спортивно-оздоровительных группах

I. Нормативная часть программы.

Пояснительная записка.

Программа физической подготовки предназначена
для дополнительного физкультурного образования
учащихся специальных (коррекционных) школ 8-го
типа.

Программой не предусматривается
специализированная спортивная подготовка
учащихся. Она не ставит своей целью достижение
максимально высоких спортивных результатов в
каком-либо виде спорта. Программа предназначена
для привлечения к занятиям возможно большего
числа учащихся специальных (коррекционных) школ.
Основным условием для занятий в группах
спортивно-оздоровительной направленности
служит наличие разрешения врача специального
коррекционного учебного заведения.

Программа предназначена для организации
внеклассных и дополнительных физкультурных
занятий учащихся 3-5 классов специальных
(коррекционных) школ 8-го вида. Программой
предусмотрено три года занятий

Программа может быть использована
специалистами по адаптивной физической
культуре.

Цель.

Целью программы является повышение
уровня физической подготовленности
умственно-отсталых детей 10-13 лет и достижение ими
гармоничности в физическом развитии.

Программа имеет рецензию СибГУФК г. Омска д.п.н.
Харченко Л. В.

1.1 Цель и задачи программы.

Целью программы является повышение уровня
физической подготовленности умственно-отсталых
детей 10-13 лет и достижение ими гармоничности в
физическом развитии.

В соответствие с целью программой решаются
следующие задачи:

  1. Развитие и коррекция двигательных качеств.
  2. Закрепление базовых, предусмотренных школьной
    программой, двигательных умений и навыков.
  3. Коррекция соматического состояния, обучение
    прием им саморегуляции организма (дыхательные
    упражнения, упражнения на расслабление, приемы
    самомассажа);
  4. Коррекция и развитие познавательных процессов
    (память на двигательные действия, внимание к
    своим движениям и действиям и т.п.);
  5. Коррекция эмоционально-волевой сферы.

1.2 Недельная нагрузка и продолжительность
одного занятия

Ввиду значительного отставания учащихся
коррекционных школ, как в физическом, так и
умственном развитии от нормы, программой
предусматриваются меньшие величины недельной
нагрузки по сравнению с программой для учащихся
обычных ДЮЦ. Величина недельной нагрузки в
группах спортивно-оздоровительной
направленности не должна превышать 6 часов.

Продолжительность одного занятия в группах
СОГ-1-3 не должна превышать более 2 академических
часов (90 минут).

1.3 Условия комплектования групп

Зачисление в группы спортивно-оздоровительной
направленности производится по желанию
поступающего и при согласии родителей (либо
ближайших родственников) и воспитателя
специального (коррекционного) учебного
заведения.

1.4 Наполняемость групп и их состав

Количество занимающихся в группах
спортивно-оздоровительной направленности 1-3
годов обучения — не менее 10 человек. Для повышения
эффективности занятий рекомендуется включение в
состав групп нормально развивающихся школьников
- одной девочки и одного мальчика.

Группы спортивно-оздоровительной
направленности рекомендуется комплектовать,
учитывая принцип сохранения состава классов. Это
обусловлено как организационными факторами
(отпадает необходимость в длительном
согласовании расписания), так и психологическими
(исключается проблема привыкания детей друг к
другу, есть больше возможностей учитывать
межличностную совместимость).

Желательно, чтобы возраст занимающихся в
группах спортивно-оздоровительной
направленности соответствовал возрасту
основной массы учащихся специальных
коррекционных школ.

Учебный план подготовки занимающихся в группах
спортивно-оздоровительной направленности 1-3
годов обучения.


Разделы подготовки

Группы

Теоретическая подготовка

Общеразвивающие
и корригирующие упражнения

ОФП-1 ОФП-2 ОФП-3

8

8

8

32

32

32

Развитие двигательных качеств

Развитие
скоростно-силовых качеств

  • Беговые упражнения
  • Прыжковые упражнения
  • Метания
  • Упражнения “на быстроту реагирования”
  • Упражнения для развития силы мышц рук, ног и
    туловища
  • Подвижные игры с преимущественной
    направленностью на развитие скоростно-силовых
    способностей

152

90

14

10

10

5

7

44

158

87

17

13

9

4

9

35

153

69

14

10

7

3

7

28

Развитие общей выносливости
  • Ходьба и смешанное передвижение
  • Бег умеренной интенсивности
  • Передвижение на лыжах
  • Подвижные игры с преимущественной
    направленностью на развитие общей выносливости

45

7

8

8

32

55

11

11

11

22

69

7

17

17

28

Упражнения для развития гибкости

17

16

15

Обучение двигательным умениям и
навыкам
  • Ходьба
  • Бег
  • Лазание
  • Прыжки
  • Метания
  • Передвижение на лыжах
  • Гимнастические упражнения

98

10

8

18

14

18

10

20

86

10

8

14

14

12

10

18

85

10

8

13

14

12

10

18

Воспитательно-образовательные
мероприятия

Участие в соревнованиях(в т.ч.
переводные нормативы)

Итого

10

12

312

10

18

312

10

24

312

2. Планирование учебно-тренировочного
процесса в группах спортивно-оздоровительной
направленности 1-3 годов обучения.

В программе дано соотношение средств на
развитие основных двигательных качеств для
групп спортивно-оздоровительной направленности
отдельно по каждому году обучения, а также для
каждого месяца.

2.1 Примерная схема распределения материала по
неделе.

1 занятие

  1. ОРУ без предметов и упражнения на гибкость
  2. Подвижные игры с элементами ОРУ
  3. Совершенствование двигательных умений и
    навыков
  4. (на 1 неделе- ходьба и бег, на 2 неделе — прыжки на 3
    неделе — метания и лазание на 4 неделе-
    гимнастические упражнения)

  5. Эстафеты с элементами ОРУ
  6. Релаксирующие подвижные игры

2 занятие

  1. ОРУ с предметами
  2. Подвижные игры с направленностью на развитие
    скоростно-силовых качеств
  3. Упражнения для развития скоростно-силовых
    качеств

(на 1 неделе- беговые упражнения на 2 неделе -
прыжковые упражнения на 3 неделе- метательные на 4
неделе — беговые)

  1. Упражнения для развития силы мышц
  2. Эстафеты

3 занятие

  1. ОРУ в движении и упражнения на гибкость
  2. Подвижные игры с направленностью на развитие
    выносливости
  3. Упражнения для развития общей выносливости

(1-3 недели- бег, ходьба либо лыжи — в зависимости
от времени года на 4 неделе- соревнования)

  1. Эстафеты с бегом

2.2. Содержание программного материала.
Общеразвивающие и корригирующие упражнения.

Упражнения данного раздела применяются в
основном в подготовительной части занятия. Они
служат для организации занимающихся, для
подготовки их организма к основной части занятия
и коррекции двигательных нарушений. Кроме того,
эти же упражнения используются и при проведении
круговой тренировки, а также
соревновательно-игровых упражнений. Приведенные
ниже упражнения, конечно же, не исчерпывают всего
многообразия форм физической культуры, и
преподаватель может использовать и другие
упражнения, доступные занимающимся.



Корригирующие упражнения следует применять,
учитывая индивидуальные особенности детей.

Упражнения с предметами

С гимнастическими палками.

  1. Удерживание гимнастической палки двумя руками
    хватом сверху и хватом снизу перед собой, внизу,
    перед грудью, над головой.
  2. Перекладывание палки из одной руки в другую
    перед собой, над собой.
  3. Подъем гимнастической палки с пола хватом
    сверху и опускание на пол.
  4. Поворот палки из горизонтального положения в
    вертикальное по показу учителя.
  5. Подбрасывание и ловля палки в горизонтальном
    положении хватом снизу двумя руками.
  6. Перехваты гимнастической палки.
  7. Подбрасывание и ловля двумя руками
    гимнастической палки в вертикальном положении.
  8. Перекладывание гимнастической палки из одной
    руки в другую под коленом поднятой ноги.
  9. Выполнение упражнений из исходного положения –
    гимнастическая палка за головой, за спиной, перед
    грудью: наклоны вперед, в стороны, приседания.
  10. Подбрасывание и ловля гимнастической палки
    двумя руками хватом сверху.
  11. Подбрасывание и ловля гимнастической палки
    одной рукой.

С флажками.

  1. Из исходного положения основной стойки подъем
    рук в стороны, вперед, вверх, круговые движения,
    стоя на месте и в ходьбе.
  2. Движения руками с флажками в ходьбе.
  3. Разнонаправленные движения руками с флажками
    по показу учителя (“сигнальщики”).
  4. Поочередное отведение рук вправо-влево с
    флажками в руках.
  5. Простейшие комбинации изученных движений с
    флажками на счет 4 – 8 типа комплексов утренней
    зарядки.

С малыми мячами.

  1. Перекладывание мяча из руки в руку перед собой,
    над головой, за спиной.
  2. Подбрасывание мяча вверх.
  3. Перебрасывание мяча с одной руки на другую.
  4. Удары мяча о пол и ловля его двумя руками.
  5. Сгибание, разгибание, вращение кисти,
    предплечья и всей руки с удержанием мяча.
  6. Подбрасывание мяча вверх перед собой и ловля
    его двумя руками.
  7. Прокатывание мяча между ориентирами, по
    ориентирам.
  8. Подбрасывание мяча двумя руками и ловля его
    одной рукой.
  9. Подбрасывание мяча одной рукой и ловля его
    другой.

С большими мячами.

  1. Подъем мяча вперед, вверх, опускание вниз.
  2. Перекладывание мяча с одного места на другое.
  3. Перекладывание мяча с одной руки в другую,
    броски вверх, удары о пол, о стенку и ловля его
    двумя руками.
  4. Катание мяча сидя в парах, сидя по кругу, стоя на
    коленях.
  5. Подбрасывание мяча вверх и ловля двумя руками
    после поворота направо, налево, кругом, после
    хлопка.
  6. Подбрасывание мяча на руке (правой, левой)
    несколько раз подряд.
  7. Подбрасывание и ловля мяча в ходьбе.
  8. Перебрасывания мяча в кругу влево, вправо.
  9. Удары мячом о пол поочередно правой и левой
    рукой.
  10. Перекладывание мяча с руки в руку (с исходного
    положения – руки в стороны).
  11. Подбрасывание мяча вверх одной и двумя руками с
    последующей ловлей.
  12. Подбрасывание мяча вверх с хлопками руками и
    последующей ловлей.
  13. Передача мяча в кругу влево и вправо.

Упражнения для развития навыков правильного
дыхания.

Глубокое дыхание, подражая учителю. Вдох -
нюхаем цветок, выдох — греем дыханием руки

  • Обучение умению согласования дыхания с
    различными движениями: вдох – при поднимании
    рук, отведении их в стороны, выпрямлении
    туловища, разгибании ног; выдох – при опускании
    вниз головы, при наклонах туловища и приседаниях.
  • Изменение глубины и темпа дыхания при
    выполнении общеразвивающих упражнений.
  • Усиленное дыхание с движениями грудной клетки
    (на вдохе приподнимать надплечье, на выдохе
    сдавливать ладонями боковые поверхности грудной
    клетки).
  • Произвольное изменение глубины и темпа дыхания
    в соответствии с характером движений.
  • Правильное дыхание при выполнении простейших
    упражнений в различном темпе вместе с учителем:
    вдох медленно на 4 счета, выдох – резкий,
    короткий; вдох резкий, быстрый, выдох медленный
    на 4 счета; вдох спокойный на 3 – 4 счета, выдох
    спокойный на 3 – 4 счета.
  • Тренировка дыхания в различных исходных
    положениях: сидя, стоя, лежа с различными
    положениями рук, ног, с преобладанием выдоха над
    вдохом.
  • Правильное дыхание (грудное, диафрагмальное,
    смешанное) при выполнении упражнений без
    предмета.
  • Глубокое дыхание с движением рук.
  • Упражнения для формирования правильной осанки.

    1. Принятие положения правильной осанки: стоя у
      стены, касаясь ее затылком, спиной, ягодицами и
      пятками.
    2. Из положения стоя у стены, касаясь ее затылком,
      спиной, ягодицами и пятками (обратить внимание
      при этом на отведение плеч слегка назад и на
      оптимальное выпячивание живота вперед), отойти
      от стенки и вернуться к ней, сохраняя исходное
      положение.
    3. Стоя спиной к стене, касаясь ее затылком,
      спиной, ягодицами и пятками, поднимание рук
      вперед, вверх, в стороны; приседать, касаясь
      стенки затылком и спиной.
    4. Подъем гимнастической палки вверх широким
      хватом с отставлением ноги на носок.
    5. Самостоятельное принятие положения правильной
      осанки стоя, сидя, лежа.
    6. Стоя у вертикальной плоскости в положении
      правильной осанки, отойти на 1, 2, 3 шага;
      последовательно расслабить мышцы шеи, плечевого
      пояса, рук, туловища, затем вернуться в исходное
      положение.
    7. Выполнять различные движения головой, руками,
      туловищем с остановкой по сигналу и проверкой
      правильности осанки.
    8. Удерживание на голове небольшого груза с
      сохранением правильной осанки.
    9. Сохранение правильной осанки в ходьбе,
      удерживая небольшой груз в руках.
    10. С небольшим грузом на голове подъем на носки.
    11. Приседание с грузом на голове у вертикальной
      опоры, касаясь ее спиной и затылком.
    12. Игры с принятием правильной осанки по заданию
      или сохранению ее на протяжении всей игры.
    13. Ходьба с мешочком или дощечкой на голове,
      сохраняя правильную осанку.
    14. Ходьба по бревну, по гимнастической скамейке с
      сохранением правильной осанки с разнообразными
      движениями рук, с остановками, перешагиванием
      через мяч, веревочку, поворотами.
    15. Сохранение правильной осанки при перемене
      положения с закрытыми глазами.
    16. Висы на перекладине и на гимнастической стенке.

    Упражнения для коррекции нарушений развития
    моторики рук.

    1. Поочередное и одновременное сгибание и
      разгибание пальцев в кулак.
    2. Разведение и сведение пальцев (пальцы врозь,
      кисть в кулак).
    3. Сжимание и разжимание пальцев одновременно
      правой и левой руками, поочередно, закрыв глаза
    4. Круговые движения кистями в лицевой
      плоскости, вовнутрь и наружу.
    5. Одновременное сгибание в кулак пальцев на одной
      руке и разгибание на другой в медленном темпе по
      показу учителя.
    6. Сжимание пальцами кисти малого мяча.
    7. Поочередное противопоставление пальцев правой
      и левой руки.
    8. Круговые движения кистями с сжиманием и
      разжиманием пальцев.
    9. Отжимание от стены, скамейки ладонями рук с
      разведенными в стороны пальцами.
    10. Перекладывание мелких предметов с места на
      место.
    11. Руки в “замок” — круговые движения
      влево-вправо, вперед-назад
    12. Перекладывание мячей разного диаметра.
    13. Броски мяча о стены с разного расстояния и его
      ловля.
    14. Удары мяча об пол и его ловля двумя руками, одной
      рукой. (Ловля мяча производится хватом сверху и
      хватом снизу.)

    Упражнения для укрепления голеностопных
    суставов и стоп.

    Профилактика плоскостопия.

    1. Сидя на гимнастической скамейке (на полу),
      сгибание и разгибание пальцев ног, стоп, круговые
      движения стопой, напряженные сгибания и
      разгибания пальцев ног
    2. Тыльное и подошвенное сгибание стопы с
      поочередным касанием пола пяткой, носком
    3. Смыкание и размыкание стоп;
    4. Прокатывание стопами каната;
    5. Захватывание стопами мешочка с песком (мяча) с
      последующими бросками его в веревочный круг, в
      обруч и передачей соседу по ряду.
    6. Ходьба по ребристой доске.
    7. Ходьба с наступанием на канат, на
      гимнастическую палку, на рейки лестницы,
      положенных на пол.
    8. Приседание на носках, на всей ступне.
    9. Подтягивание стопой веревки, лежащей на полу,
      поднимание ее над полом, удерживание пальцами
      ног.
    10. Захватывание стопой предметов с подниманием их
      от пола и подбрасыванием вверх.
    11. Сжимание кистями рук эспандера.
    12. Передача мяча по кругу ногами, стопы ног
      обхватывают мяч.
    13. Катание мяча одной ногой с прыжками на другой.

    Приложение




    Следующий: