Программа физической культуры. 6-й класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа учебного предмета
«Физическая культура» (6 класс) разработана
на основе комплексной программы физического
воспитания учащихся 1-11-х классов под
руководством доктора педагогических наук В.И.
Лях и кандидата педагогических наук А.А.
Зданевич, действующей с 2007 года, охватывающая все
основные компоненты системы физического
воспитания. Рабочая программа создана на основе
основных разделов физической культуры: теория,
гимнастика (с элементами акробатики), легкая
атлетика, спортивные игры, лыжная подготовка и с
учетом материально-технической базы учебного
учреждения. Общее количество учебного времени
равномерно распределено между всеми видами
физической подготовки. Большой удельный вес
приходится на организацию и проведение занятий
на свежем воздухе. В системе используются по
данной программе различные виды мониторингов,
которые помогают наблюдать в динамике за
физическим развитием каждого гимназиста.

Содержание данного
календарно-тематического планирования при 3 (трех)
учебных занятиях в неделю основного общего
образования по физической культуре направлено в
первую очередь на выполнение федерального
компонента государственного стандарта
образования по физической культуре и,
соответственно, на выполнение базовой части
комплексной программы по физической культуре.
Освоение базовых основ физической культуры
объективно необходимо и обязательно для каждого
ученика.

Помимо выполнения обязательного
минимума содержания программного материала, с
учетом индивидуальных особенностей учащихся,
возможностей материальной физкультурно –
спортивной базы школы, включена
дифференцированная (вариативная) часть
физической культуры. Она направлена на изучение
раздела “Подвижные игры” и на увеличение часов
на раздел “Спортивные игры” (волейбол,
баскетбол).

Целью физического воспитания

в
гимназии является содействие всестороннему
развитию личности обучающихся. Слагаемые
физической культуры являются: крепкое здоровье,
хорошее физическое развитие, оптимальный
уровень двигательных способностей, знания и
навыки в области физической культуры, мотивы и
освоенные способы (умения) осуществлять
физкультурно-оздоровительную и спортивную
деятельность.

Задачи физического воспитания
обучающихся 6-х классов

Решение задач физического воспитания
учащихся направленно на:

  • содействие гармоничному физическому развитию,
    развитие устойчивости организма к
    неблагоприятным условиям внешней среды;
  • обучение основам базовых видов двигательных
    действий;
  • дальнейшее развитие координационных и
    кондиционных способностей;
  • формирование основ знаний о личной гигиене, о
    влияний занятий физическими упражнениями на
    основе системы организма, развитие волевых и
    нравственных качеств;
  • выработку представлений о физической культуре
    личности и приемах самоконтроля;
  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям
    физическими упражнениями, избранными видами
    спорта в свободное время;
  • выработку организаторских навыков проведения
    занятий в качестве командира отделения, капитана
    команды, судьи;
  • формирование адекватной оценки собственных
    физических возможностей;
  • воспитание инициативности, самостоятельности,
    взаимопомощи, дисциплинированности, чувства
    ответственности;
  • содействие развитию психических процессов и
    обучение основам психической саморегуляции.

Каждый из практических разделов
рабочей программы составлен в соответствии с
задачами обучения и имеет единую структуру:
теоретические сведения по виду спорта, умения,
навыки, составляющие содержание обучения,
упражнения для развития двигательных качеств и
навыков, требования к учащимся.

Теоретические сведения

призваны
расширить кругозор обучающихся в области
физического воспитания, дать им необходимые
знания по использованию средств физического
воспитания в быту и трудовой деятельности.
Теория изучается на уроках, лекциях при
прохождении материала соответствующего раздела
программы. Методы сообщения теоретических
знаний определяют учитель. При изучении вопросов
теории используется учебник “Физическая
культура”, программно-методический материал.

Гимнастика с основами акробатики.

Обучение
гимнастическим упражнениям, начатое в 5 классе,
расширяется и углубляется. Более сложными
становятся упражнения в построениях и
перестроениях, общеразвивающие упражнения с
предметами и без предметов. Большое
разнообразие, возможность строго направленного
воздействия делают гимнастические упражнения
незаменимым средством и методом развития
координационных и кондиционных способностей.
Начиная с 6 класса усиливается
дифференцированный подход к мальчикам и
девочкам при дозировке гимнастических
упражнений. После овладения от дельными
элементами гимнастические упражнения
рекомендуется выполнять в связках. Занятия по
отделениям, строгая регламентация,
необходимость соблюдения дисциплины и порядка
позволяют воспитывать такие волевые качества,
как самостоятельность, дисциплинированность,
чувство коллективизма

Уроки легкой атлетики направлены на
закрепление
основ легкоатлетических
упражнений в беге, прыжках и метаниях, входящих в
содержание программы начальной школы.
Продолжается обучение бегу на короткие и средние
дистанции, прыжкам в длину, метаниям. Данный
материал содействует дальнейшему развитию и
совершенствованию прежде всего кондиционных и
координационных способностей. Основным моментом
в обучении легкоатлетическим упражнениям в этом
возрасте является освоение согласования
движений разбега с отталкиванием и разбега с
выпуском снаряда. Правильное применение
материала по легкой атлетике способствует
воспитанию у учащихся морально-волевых качеств,
а систематическое проведение занятий на
открытом воздухе содействует укреплению
здоровья, закаливанию. Точная количественная
оценка результатов легкоатлетических
упражнений создает благоприятные возможности,
позволяющие обучить гимназистов проведению
самостоятельного контроля и оценки физической
подготовленности.

В разделе “Спортивные игры” в 6-х
классе продолжается обучение
технико-тактическим действиям спортивных игр
баскетбола и волейбола. Обучение сложной технике
игр основывается на приобретенных в начальной
школе простейших умениях обращения с мячом. По
своему воздействию спортивная игра является
наиболее комплексным и универсальным развитием
ребенка. Специально подобранные игровые
упражнения, выполняемые индивидуально, в
группах, командах, подвижные игры и задания с
мячом создают неограниченные возможности для
развития координационных (ориентирование в
пространстве, быстрота реакций, способность к
согласованию отдельных действий и др.) и
кондиционных способностей (силовых,
выносливости, скоростных). Спортивные игры
благоприятно влияют на развитие психических
процессов учащегося (восприятие, внимание,
память, мышление, воображение и др.), воспитание
нравственных и волевых качеств. На учебных
занятиях закрепляются и совершенствуются ранее
освоенные элементы техники перемещений,
остановок, владения мячом, защитных действий,
усложняется набор технико – тактичеких
взаимодействий в нападении и защите.

Лыжная подготовка

посвящена
изучению поперенного двухшажного и
одновременного бесшажных ходов. Подъем
«елочкой». Торможение «плугом».
Повороты переступанием. Прохождение дистанции
до 3 км без учета времени. В начале занятий лыжной
подготовкой рекомендуется равномерное
прохождение дистанции длиной 2–3 км (вкатывание).
Затем с увеличением скорости передвижения
дистанция сокращается. На каждом занятии
необходимо уделять внимание устранению ошибок в
технике, возникающих во время выполнения
занятий. Переход с хода на ход, тренировка
комбинированных ходов, формирование правильного
дыхания.

В целях контроля за результативностью
урока физической культуры, проверки уровня общей
физической подготовленности обучающихся два
раза в год проводится мониторинг физического
развития учеников: бег 30м, прыжок в длину с места,
наклон на гибкость, бег 1 км, подтягивание на
высокой перекладине (мальчики) и вис (девочки)

Успеваемость.

Знания, умения, навыки,
уровень развития физических качеств оцениваются
по пятибалльной системе. Может оцениваться как
абсолютный результат, так и степень прироста
того или иного физического качества у
конкретного учащегося.

Предварительный учет


осуществляется для выявления и уточнения
условий проведения занятий, состояния здоровья,
физического развития, физической
подготовленности, характера производственной
деятельности учащихся.

Текущий учет

– это учет показателей
учебной работы: посещаемости, успеваемости,
выполнения программы, а также учет данных
врачебного контроля и выполнения учебных
нормативов.

Итоговая оценка

– за четверть, за
год выставляется за сдачу конкретных нормативов.
Преподаватель имеет право как повышать, так и
понижать учебный норматив, в зависимости от
индивидуальных возможностей конкретного
учащегося, а также учитывать его отношение к
учебе, соблюдение норм здорового образа жизни.

Содержание данной рабочей программы
предназначено для учащихся основной и
подготовительных медицинских групп. Учащиеся
освобожденные от уроков физической культурой,
присутствуют на уроках в спортивной обуви и
выполняют отдельные поручение учителя.

Типовой программный материал уроков по
физической культуре в 6 классе

Основы знаний

Значение физических упражнений для
поддержания работоспособности. Правила
безопасности при выполнении физических
упражнений в спортивном зале, на спортивной
площадке, при занятиях спортивными играми,
легкой атлетикой, гимнастикой и лыжной
подготовкой.

Навыки, умения, развитие двигательных
качеств

Легкая атлетика (30 часов)


Основная направленность

Содержание материала

На овладение техникой
спринтерского бега

Высокий старт. Бег с
ускорением от 30 до 40м. Скоростной бег до 40м. Бег на
результат 60м.

На овладение техникой
длительного бега

Бег в равномерном темпе от 10
до 12 минут. Бег 1000м

На овладение техникой прыжка
в длину

Прыжки в длину с 7-9 шагов
разбега

На овладение техникой
метания

Метание теннисного мяча на
дальность, в горизонтальную и вертикальную цель
(1х1 м) с расстояния 6-8 м.

Бросок набивного мяча (1кг) двумя
руками из-за головы из положения сед ноги врозь
на полу

На развитие выносливости



Кросс до 15 мин, бег с
препятствиями на местности, 6-минутный бег,
эстафеты, круговая тренировка.

На развитие
скоростно-силовых способностей

Эстафеты, старты из различных
и.п., бег с ускорением, с максимальной скоростью

На развитие координационных
способностей

Варианты челночного бега,
бега с изменением направления, скорости, способа
перемещения, прыжки через препятствия

На знания о физической
культуре

Влияние легкоатлетических
упражнений на укрепление здоровья и основные
системы организма; название разучиваемых
упражнений и основы правильной техники их
выполнения; разминка для выполнения
легкоатлетических упражнений. Правила техники
безопасности при занятиях легкой атлетикой.

На овладение
организаторскими умениями

Измерение результатов;
подача команд; демонстрация упражнений; помощь в
подготовке места проведения соревнований.

Самостоятельные занятия

Упражнения и простейшие
программы развития выносливости,
скоростно-силовых, скоростных, координационных
способностей на основе освоенных
легкоатлетических упражнений. Правила
самоконтроля и гигиены.

Гимнастика с элементами акробатики (14
часов)

Программный материал по
гимнастике с элементами акробатики


Основная направленность

Содержание материала

На освоение строевых
упражнений

Строевой шаг, размыкание и
смыкание на месте

На освоение ОРУ без предметов
на месте и в движении

Сочетание различных
положений рук, ног, туловища. Сочетание движений
руками с ходьбой на месте и в движении, с маховыми
движениями ногой, с подскоками, с приседаниями,
поворотами. Простые связки. ОРУ в парах.

На освоение ОРУ с предметами

ОРУ с набивным мячом,
гимнастическими палками

На освоение и
совершенствование висов и упоров

Мальчики: махом одной и
толчком другой подъем переворотом в упор;
подтягивание в висе; поднимание прямых ног в
висе.

Девочки: смешанные висы; подтягивание
из виса лежа

На освоение акробатических
упражнений

Два кувырка вперед слитно;
Мост из положения стоя с помощью.

На развитие координационных
способностей

ОРУ с предметами и без
предметов; то же с различными способами ходьбы,
бега, прыжков, вращений. Упражнения с
гимнастической скамейкой. Эстафеты с
использованием гимнастических упражнений и
инвентаря.

На развитие силовых
способностей

Упражнения со скакалкой,
броски набивного мяча, подтягивание на
перекладине, отжимания.

На развитие гибкости

ОРУ с повышенной амплитудой
для плечевых, локтевых, тазобедренных, коленных
суставов и позвоночника. Упражнения в парах, с
гимнастической скамейкой, стенкой. Упражнения с
предметами.

На знания о физической
культуре

Значение гимнастических
упражнений для сохранения правильной осанки,
развития силовых способностей и гибкости;
страховка и помощь во время занятий. упражнения
для разогревания.

На овладение
организаторскими способностями

Помощь и страховка;
демонстрация упражнений; выполнение
обязанностей командира отделения; установка и
уборка снарядов; составление с помощью учителя
простейших комбинаций упражнений.

Самостоятельные занятия

Упражнения и простейшие
программы по развитию силовых, координационных
способностей, гибкости с предметами и без,
акробатические. Правила самоконтроля. Способы
регулирования физической нагрузки.

Спортивные игры (37 часов)

Баскетбол (17 часов)


Основная направленность

Содержание материала

На овладение техникой
передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойки игрока. Перемещения в
стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперед. Остановка двумя шагами и прыжком.
Повороты без мяча и с мячом.

Комбинация из освоенных элементов
техники передвижений (перемещения в стойке,
остановка, поворот, ускорение).

На освоение ловли и передач
мяча

Ловля и передача мяча двумя
руками от груди и одной рукой от плеча на месте и
в движении без сопротивления защитника (в парах,
тройках, квадрате, круге).

На освоение техники ведения
мяча

Ведение мяча в низкой,
средней и высокой стойке, в движении по прямой, с
изменением направления движения и скорости

На овладение техникой
бросков

Броски одной и двумя руками с
места и в движении. Максимальное расстояние до
корзины 3,60м

На освоение индивидуальной
техники защиты

Вырывание и выбивание мяча

На закрепление техники
владения мячом

Комбинация из освоенных
элементов

На закрепление техники
перемещений, владения мячом

Комбинация из освоенных
элементов

На освоение тактики игры

Тактика свободного
нападения. Позиционное нападение без изменения
позиций игроков. Нападение быстрым прорывом.

На овладение и комплексное
развитие психомоторных способностей

Игра по упрощенным правилам
мини-баскетбола.

Игры и игровые задания 2:1, 3:1, 3:2, 3:3

*вырывание и выбивание мяча; бросок
двумя руками от груди; ведение мяча с изменением
направления; ловля и передача мяча

Волейбол (15 часов)


Основная
направленность

Содержание материала

На овладение техникой
передвижений, остановок, поворотов и стоек

Стойки игрока. Перемещения в
стойке приставными шагами боком, лицом и спиной
вперед. Ходьба и бег с выполнением заданий.

Комбинация из освоенных элементов
техники передвижений (перемещения в стойке,
ускорение).

На освоение техники
приема и передач мяча

Передача мяча сверху двумя
руками на месте и после перемещения вперед.
Передачи мяча над собой. Тоже через сетку.

На освоение техники
нижней прямой подачи

Нижняя прямая подача с
расстояния 3-6 м от сетки

На овладение игрой

Игра по упрощенным правилам
мини-волейбола

Игры и игровые задания с ограниченным
числом игроков

На развитие
координационных способностей

Упражнения по овладению и
совершенствованию в технике перемещений и
владения мячом (челночный бег, всевозможные
упражнения с мячом и т.д.)

На развитие
выносливости

Эстафеты, круговая
тренировка, подвижные игры с мячом, двусторонние
игры

На развитие скоростных и
скоростно – силовых способностей

Бег с ускорением,
изменением направления, из различных и.п..
Подвижные игры, эстафеты, игровые упражнения.

На закрепление техники
владения мячом и развитие координационных
способностей, техники перемещений

Комбинации из
освоенных элементов техники перемещений и
владения мячом

На овладение
организаторскими умениями

Организация и
проведение подвижных игр и игровых заданий,
помощь в судействе, комплектование команды,
подготовка места проведения игр.

Лыжная подготовка (23 часа)


Основная направленность

Содержание материала

На освоение техники лыжных
ходов

Попеременный двухшажный и
одновременный двухшажный ходы. Подъем
«полуелочкой». Торможение «плугом».
Повороты переступанием. Прохождение дистанции 3
км.

На знания о физической
культуре

Правила самостоятельного
выполнения упражнений. Значение занятий лыжным
спортом для поддержания работоспособности. Виды
лыжного спорта. Требования к одежде и обуви
занимающегося лыжами. Техника безопасности при
занятиях лыжным спортом. Оказание помощи при
обморожениях.

Раздел

: “Подвижные игры”. Многообразие
двигательных действий, входящих в состав
подвижных игр, оказывает комплексное
воздействие на совершенствование
координационных и кондиционных способностей
(способностей к реакции, ориентированию в
пространстве и во времени, перестроению
двигательных действий и др.). В содержание
включены игры с бегом, метанием, на координацию, с
прыжками. Основными продолжают оставаться игры
применяемые на последующих уроках: “Два
капитана” и “Лапта”.

Приложение 1 –
Распределение учебного времени на различные
виды программного материала.

Приложение 2 –
Учебные нормативы по освоению навыков, развитию
двигательных качеств.

Приложение 3 –
тематическое планирование.

Литература:

  1. Комплексная программа общеобразовательных
    учреждений физического воспитания для 1-11
    классов.В.И Лях. А.А. Зданевич – М.: Просвещение, 2007.
  2. Волейбол. Шаги к успеху: пер. с анг./ Барбара Л.
    Виера, Бонни Джил Фергюсон. _ М.: АСТ: Астрель, 2006.
  3. Волейбол: Учебник для институтов физической
    культуры. под.ред. Железняк Ю.Д., Ивойлов А.В. – М.
    Физкультура и спорт, 1991.
  4. Дозировка физических нагрузок школьников, Я.С.
    Вайнбаум – М.: Просвещение, 1992.
  5. Гимнастика: учебник для студ.пед.учебных
    заведений/ заведений / М.Л.Журавин, О.В.Загрядская,
    Н.В.Казакевич и др.; Под ред. М.Л.Журавина,
    Н.К.Меньшикова. — М.: Издательский центр
    “Академия”, 2001.
  6. Спортивные игры под ред. Железняк Ю.Д., Портнов
    Ю.М. Савин В.П., изд. Академия, 2008.



Следующий: