Программа эскперимента Школа здоровья


На протяжении последних лет прослеживается
отчетливое ухудшение состояния здоровья
детского населения России. Особенно эта проблема
актуальна для современных сельских детей и
подростков. В связи с этим встает вопрос: какую
роль в сохранении здоровья подрастающего
поколения должна сыграть школа?

В настоящее время существует достаточное
количество программ и обобщенного опыта работы
по проблеме сохранения и укрепления здоровья
учащихся (Гряжнова Н.Н. “Дом здоровья”, “Хочешь
быть здоров”, “Ступени Здоровья”, Манженко Е.Г.).
Данные программы рассчитаны на крупные
школы-комплексы и как правило расположенные в
крупных населенных пунктах, располагающие
кадрами и средствами.

МОУ “Кеульская средняя общеобразовательная
школа” — школа сельская, малокомплектная,
находящаяся удаленно от районного центра, но при
этом имеющая свои социокультурные устои. В связи
со сложной социально-экономической обстановкой
в поселке мы не имеем квалифицированных
специалистов ЛФК, психологической и
логопедической службы. Показатели здоровья по
данным углубленных медицинских осмотров
ухудшаются.



Педагогический коллектив школы определил
основные противоречия:

С одной стороны – учащиеся занимаются
физической культурой, посещают спортивные
секции, проживают в относительно благополучных
экологических условиях с другой – по данным
медицинских осмотров физическое здоровье
учащихся ухудшается. Возникает противоречие: на
сегодняшний момент оздоровление учащихся через
уроки физической культуры, спортивные секции -
недостаточно.

С одной стороны – социально-экономическая
ситуация в с. Кеуль негативно сказывается на
здоровье учащихся (падение производства,
безработица, удаленность от районного центра), с
другой стороны – здоровье понятие комплексное -
состояние полного физического, духовного и
социального благополучия. Выход: оздоровление
необходимо осуществлять не только через
физическую культуру, но и на духовном,
культурном, нравственно-эстетическом
направлениях.

С одной стороны – учащиеся имеют разный
уровень мыслительных операций, темп развития
познавательных интересов, разное
психофизиологическое состояние и уровень
физической подготовленности. С другой стороны
современная наука показывает, что состояние
здоровья ученика может выступать показателем
эффективности деятельности образовательного
учреждения, следовательно необходимо вводить в
общеобразовательный процесс
здоровьесберегающие технологии, позволяющие в
рамках одного класса успешно обучать учащихся с
разными показателями психофизиологического и
физического здоровья.

Объект исследования.

Объектом исследования является
Учебно-воспитательный процесс в МОУ “Кеульская
средняя общеобразовательная школа”.

Предмет исследования

.

Предметом исследования в данном эксперименте
является здоровьесберегающий подход в учебно –
воспитательном пространстве в МОУ “Кеульская
средняя общеобразовательная школа”.

Целью программы

является создание
оптимальных экологосообразных условий обучения
школьников с учетом их индивидуальности,
когнитивных способов усвоения учебного
материала в МОУ “КСОШ”.

Гипотеза:

Если в организации учебно-воспитательного
процесса использовать новый
здоровьесберегающий подход позволяющий
реализовать сохранение физического и
психического здоровья, принципы
природосообразности и социальной адаптации, то
появятся условия для воспитания всесторонне
развитой личности – человека здорового
физически и нравственно, с высоким уровнем
креативности и иммунитета, способного хорошо
справляться с нагрузками, контролировать
собственные эмоции, уверенно противостоять
вредным привычкам.

Забота о здоровье детей – это важнейший труд
воспитателя.

От жизнерадостности, бодрости детей зависит
их духовная жизнь, мировоззрение, умственное
развитие, прочность знаний, вера в свои силы.

В.А. Сухомлинский

Актуальность.

1.1. Сравнительный анализ заболеваемости
учащихся МОУ “Кеульская средняя
общеобразовательная школа”

Выдвижение проблемы здоровья в число
приоритетных задач общественного и социального
развития обуславливает актуальность
теоретической и практической её разработки,
необходимость развёртывания соответствующих
научных исследований и выработку методических и
организационных подходов к сохранению здоровья,
его формированию и развитию.

В последнее время обоснованную тревогу
вызывает состояние здоровья школьников, как
наиболее массового контингента детей и
подростков. По данным НИИ гигиены и профилактики
заболеваний детей, подростков и молодёжи, около
90% детей школьного возраста имеют отклонения
физического и психического здоровья.

Наше МОУ “Кеульская средняя
общеобразовательная школа” не стало
исключением – количество здоровых учащихся с
каждым годом становилось всё меньше. Сохраняется
высокий удельный вес заболеваемости,
наблюдается тенденция к росту заболеваемости по
таким нозологическим формам как миопия,
плоскостопие, нервно-психологические
расстройства, эндокринные заболевания.

Педагогическим коллективом выявлены причины
ухудшения здоровья “наших” школьников:

  • социально-экономические (падение производства
    в с. Кеуль и как следствие безработица, низкий
    материальный уровень, плохое питание.)
  • генетические (большое число близкородственных
    браков.)
  • алкоголизм местного населения.
  • климато-территориальные (длительный зимний
    период, ведущий к сенсорной депрессии.)
  • удалённость от районного центра ведёт к
    усреднённому медицинскому обслуживанию.

Психофизиологическая диагностика школьников
показала:

- ухудшение памяти школьников,
несформированности мышления, снижение
познавательной сферы, незрелости нервной
системы, сенсорные патологии.

Анализ результатов углублённого медицинского
осмотра учащихся показывает /Таблица 1/, что
увеличивается контингент учащихся с
ортопедическими отклонениями: 2002 – 51 %
осмотренных, 2003 – 100 % осмотренных

Результаты углубленного медицинского осмотра
2002-2003года.



Таблица 1 (Приложение)

На 50% увеличился процент отклонений
диагностируемых эндокринологом; на 8% увеличился
процент соматических заболеваний (от числа
осмотренных). Физическое развитие контингента
учащихся осталось неизменным. В динамике
физкультурных групп наблюдается резкое падение
процента учащихся с основной физкультурной
группы и рост учащихся с подготовительной и
специальной физкультурными группами.

Анализ психофизиологических показателей
учащихся в динамике по МОУ “Кеульская средняя
общеобразовательная школа” показывает, что
работа, ведущаяся в школе по здоровьесбережению,
даёт свои результаты /Таблица 2/

Динамика психофизиологических показателей по
МОУ

“Кеульская средняя общеобразовательная
школа” за период 1999-2003г.

Таблица 2


Итого Информационные
патологии.
Нервная система. Истощаемость нервной
системы.
Незрелости нервной
системы.
Эмоциональный фон.
Затруднён перенос между
полушариями.
Аналитико-синтетическая
деятельность.
Нарушение пространственного
восприятия.
1999-2000 62 56 56 61 55 50 47
2000-2001 57 59 47 53 42 43 42
2001-2002 56 48 48 45 42 39 38
2002-2003 54 59 31 34 37 30 37
2003-2004 48 56 32 26 31 14 31

Рис 1.

Рис. 2

Рис.3

Рис.4

Рис 5

Рис.6

Стабильно снижаются проблемы в сфере
информационных патологий (с 62% (1999/2000) рис.1 до 54
(2002/2003)). Улучшается состояние нервной системы
(рис 2): 31% проблемных учащихся в 2002 – 2003 учебном
году против 56% в 1999 – 2000 учебном году.
Коррекционная работа над незрелостями нервной
системы также даёт положительную динамику .

  1. Коррекция межполушарного переноса – улучшение
    на 27%(рис. 3);
  2. Коррекция аналитико-синтетической
    деятельности – улучшение на 18%(рис.4);
  3. Коррекция пространственного восприятия –
    улучшение на 20% (рис.5);
  4. Общий эмоциональный фон учащихся уменьшился на
    10% (рис 6);

Анализ показателей тревожности по МОУ
“Кеульская средняя общеобразовательная школа”,
представленный в таблице 3, показывает
положительную динамику по всем параметрам
тревожности (рис-12).

Динамика показателей тревожности по МОУ
“Кеульская средняя общеобразовательная школа”.

Таблица 3.


Итог Общая. Общая тревожность в школе. Переживание социального
стресса.
Потребности в достижения
успеха.
Страх самовыражения. Страх ситуации проверки
знаний.
Страх несоответствовать
ожиданиям окружающих.
Проблемы и страхи в отношении
учителей.
2000-2001 17 26 7 19 22 38 31 12
2001-2002 7 18 4 7 15 30 28 12
2002-2003 3 18 2 2 17 38 30 2
2003-2004 3 15 2 2 8 36 31 2

Рис.7

Рис.8

Рис.9

Рис.10

Рис.11



Рис.12

Анализ социально-экономической и
социально-педагогической ситуации.

Современная социальная и экономическая
ситуация в стране, создавая предпосылки для
позитивных перемен в нашем обществе, привела к
появлению новых проблем: смена идеологии и
системы ценностей, нестабильность правовых и
моральных критериев; межэтнические конфликты;
безработица, миграция беженцев, локальные
военные конфликты, криминализация общества и
многие другие. В результате произошли
существенные изменения в укладе жизни, которые
не могли не затронуть базисные потребности
личности. Эти перемены, прежде всего, влияют на
психическое здоровье население и как следствие
на подрастающее поколение.

Происходящие в обществе процессы особенно
болезненно сказываются на детях. Постоянно
увеличивается число детей вовлечённых в
преступную деятельность. Кроме того, постоянно
увеличивается количество детей с нарушениями
психического и физического развития. Все эти
социально-экономические проблемы не обошли и
нас/Таблица 4/.

Социальная структура семей учащихся МОУ
“Кеульская средняя школа”.

Таблица 4.


№ п./п. Параметры. 1997 – 1998 1998 – 1999 1999 – 2000 2000 – 2001 2001 – 2002 2002 – 2003
Малообеспеченных семей. 24 100 146 146 93 93
Многодетных семей. 50 41 36 55 27 22
Неполных семей. 55 39 49 49 29 29
Неблагополучных семей. 20 14 14 14 8 5
Родители, лишённые родительских прав. 1 1 - 1 - -

Наблюдается положительная динамика в
материальном обеспечении семей (-33) по сравнению
с 2000 годом, не смотря на это падает число
многодетных семей – 22 против 55 в 2000году.
Стабилизировалось положение с неполными
семьями, число неблагополучных семей также
снижается соответственно (2000-49, 2000-2003-29
соответственно) . два последних гола нет семей
лишенных родительских прав.

Рис.13

Преступность увеличилась (рис.13) в летний
период по причине бесконтрольности со стороны
родителей. Бесконтрольность со стороны
родителей сказывается и на количестве учащихся,
состоящих на учете в инспекции по делам
несовершеннолетних (рис. 14).

рис.14.

Ситуация, сложившаяся в настоящее время,
требует долгосрочной программы мероприятий,
направленных на улучшение качества жизни и
состояния здоровья детей.

Из вышеизложенного анализа
социально-экономической, социально –
педагогической и медико-педагогической ситуации
определяется ряд противоречий:

С одной стороны – учащиеся занимаются
физической культурой, посещают спортивные
секции, проживают в относительно благополучных
экологических условиях с другой – по данным
медицинских осмотров физическое здоровье
учащихся ухудшается. Возникает противоречие: на
сегодняшний момент оздоровление учащихся через
уроки физической культуры, спортивные секции -
недостаточно.

С одной стороны –социально – экономическая
ситуация в с. Кеуль негативно сказывается на
здоровье учащихся (падение производства,
безработица, удаленность от районного центра ), с
другой стороны – здоровье понятие комплексное-
состояние полного физического, духовного и
социального благополучия. Выход : оздоровление
необходимо осуществлять не только через
физическую культуру, но и на духовном,
культурном, нравственно – эстетическом
направлениях.

С одной стороны – учащиеся имеют разный
уровень мыслительных операций, темп развития
познавательных интересов, разное
психофизиологическое состояние и уровень
физической подготовленности. С другой стороны
современная наука показывает, что состояние
здоровья ученика может выступать показателем
эффективности деятельности образовательного
учреждения, следовательно необходимо вводить в
общеобразовательный процесс
здоровьесберегающие технологии, позволяющие в
рамках одного класса успешно обучать учащихся с
разными показателями психофизиологического и
физического здоровья.

Гипотеза :

Если в организации учебно-воспитательного
процесса использовать новый
здоровьесберегающий подход позволяющий
реализовать сохранение физического и
психического здоровья, принципы
природосообразности и социальной адаптации, то
появятся условия для воспитания всесторонне
развитой личности – человека здорового
физически и нравственно, с высоким уровнем
креативности и иммунитета, способного хорошо
справляться с нагрузками, контролировать
собственные эмоции, уверенно противостоять
вредным привычкам.

II. Концепция и научно-методические основы
построения программы.

Очередной этап реформы образования Российской
Федерации направлен на создание благоприятных
для здоровья учащихся условий обучения и
воспитания. Предлагаемая программа базируется
на понимании Образования и Здоровья детей и
подростков как фундаментальных основ
полноценного и гармоничного развития ребёнка в
соответствии с его физическими и психическими
возможностями. Основное положение программы –
принцип социальной справедливости по отношению
ко всем детям и подросткам МОУ “КСОШ”,
независимо от материальных возможностей и
социального статуса родителей.

Основные концептуальные положения программы
“Школа Здоровья”:

  1. Программа призвана реализовывать основные
    положения Декларации Прав Ребёнка, направленные
    на защиту здоровья и получение полноценного
    образования.
  2. Программа является подтверждением особого
    статуса детства, как периода, независящего от
    социальных, политических, национальных,
    конфессиональных и других отличий.
  3. Программа находится в числе приоритетных
    направлений деятельности МОУ “КСОШ”, служит
    основой сотрудничества и консолидации органов
    образования и здравоохранения, общественности и
    родителей.

Программа Школа Здоровья”:
определяет образовательную и социальную
политику МОУ “КСОШ” на 2003 – 2008 г.г. и
предназначена для консолидации усилий:

Администрации Усть-Илимского района, сознающей
важнейшую политическую и социальную роль
образования, как фактора формирования и
укрепления здоровья учащихся;

Работников образования, непосредственно
осуществляющих процесс обучения и воспитания
подрастающего поколения;

Жителей села Кеуль и родительской
общественности, которые являются основными
заказчиками пользователями современных
образовательных технологий, не вредящих
здоровью подрастающего поколения;

Представителей всех отраслей
социально-культурной сферы (ФАП, клуб,
библиотека-музей, органы внутренних дел и
социальной защиты), формирующих социальный облик
посёлка;

Программа Школа Здоровьястроится
как принципиально открытая для реально
действующих и потенциально возможных её
участников.

Объект исследования.

Объектом исследования является
Учебно-воспитательный процесс в МОУ “Кеульская
средняя общеобразовательная школа”.

Предмет исследования.

Предметом исследования в данном эксперименте
является здоровьесберегающий подход в
учебно-воспитательном пространстве в МОУ
“Кеульская средняя общеобразовательная школа”.

Основные цели и задачи эксперимента.

Целью программы

является создание
оптимальных экологосообразных условий обучения
школьников с учетом их индивидуальности,
когнитивных способов усвоения учебного
материала в МОУ “КСОШ”. Для реализации этой цели
необходимо решение трёх основных блоков задач:
совершенствование образовательного процесса и
состояния здоровья детей МОУ “КСОШ”.

Разработка критериев комплексной оценки
состояния здоровья (психофизиологические и
физиологические аспекты);

Диагностика состояния здоровья детей всех
возрастных групп от рождения до окончания школы;

Диагностика среды жизнедеятельности ребёнка,
включая образовательную, психологическую,
семейную среду и экологию места обитания;

Создание информационной базы по
психологическим, педагогическим,
морфофункциональным, экологическим,
санитарно-гигиеническим и медицинским
составляющим состояния здоровья детей МОУ
“КСОШ”;

Выявление школьных трудностей, их анализ на
основе закономерностей развития ребёнка и поиск
путей преодоления;

Выявление “групп риска” по школьной и
социальной дезадаптации.

Одним из методов реализации программы является
организация мониторинга состояния здоровья
школьников – т.е. системы динамического
наблюдения за состоянием здоровья на основе
психофизиологических, валеологических,
социально-психологических морфофункциональных
и медицинских обследований различных
контингентов учащихся, изучение
санитарно-гигиенических условий обучения,
питания; принятия оперативных мер для их
реализации; выделение наиболее значимых
факторов риска, связанных с
социально-экономическим, экологическим
неблагополучием, нарушением
социально-психологической адаптации и т.п.

2. Разработка комплексной стратегии,
направленной на улучшение состояния здоровья и
качества жизни детей и подростков:

Разработка нормативной базы деятельности,
связанной с реализацией программы;

Разработка и внедрение психологических,
педагогических, валеологических и медицинских
методов коррекции;

Программа здорового образа жизни (проведение
конкурсов, выпуск бюллетеней, создание
“участков здоровья”, работа с детской
организацией “Подросток”, с союзом “Богатыри”
и т.д.).

3. Оценка эффективности мероприятий,
направленных на улучшение состояние здоровья:

- Создание методов оценки
социально-психологической и экономической
эффективности программы.

Задачи программы ориентированны на
комплексное решение проблемы сохранения и
укрепления здоровья детей и подростков

Методы исследования.

Эмпирические методы исследования:

  1. Анализ научно-методической литературы;
  2. Анализ школьной учительской и ученической
    документации;
  3. Педагогические наблюдения;
  4. Анкетирование;
  5. Тестирование (физического развития, физической
    подготовленности, психофизиологическое
    тестирование)
  6. Теоретические методы исследования:
  7. Экспериментальное обоснование внедряемой
    программы “Школа Здоровья” в МОУ “Кеульская
    средняя школа”.

Сроки эксперимента.

2004-2008годы.

I этап – (2004-2005)

  1. Анализ социально – экономической, социально –
    педагогической и медико — педагогической
    ситуации;
  2. Выявление и формулировка противоречий;
  3. Выбор методик, технологий, инструментария;

II этап – (2005-2006)

  1. Создание условий для организации
    здоровьесберегающего пространства;
  2. Повышение квалификации педагогов и кадровое
    обеспечение эксперимента;
  3. Отработка методик, вариантов поурочных планов,
    дидактических материалов;
  4. Реализация гипотезы заложенной в программе
    эксперимента;
  5. Отслеживание, корректировка, контрольные тесты.

III этап – (2007-2008)

  1. Обработка данных эксперимента;
  2. Соотнесение результатов программы
    эксперимента с поставленными целями;
  3. Анализ результатов;
  4. Оформление и описание хода и результатов
    организации здоровьесберегающего процесса.

Кадровое обеспечение.

1. Педагоги школы, школьный врач.

2. Добавить должности:

  1. Заместитель директора по научно – методической
    работе.
  2. Валеолог.

База эксперимента.

Экспериментальной площадкой является МОУ
“Кеульская средняя общеобразовательная школа”,
будут задействованы учащиеся с 1 по 11 класс, в
количестве232 человека, педагогический коллектив,
врач, технический персонал, работники столовой,
родители. Планируется задействовать территорию
спортзала, актового зала, стадион, хоккейную
коробку, спортивный городок.

Механизмы реализации комплексной программы.

Для успешной реализации программы Школа
Здоровьяв МОУ “КСОШ”, предполагается
проводить её в общем, контексте развития
районного образования. Программа предполагает
развитие на уровнях:

Уровень организованности детского коллектива

Всесторонняя программа здоровья в МОУ “КСОШ”
включает следующие компоненты:

  1. Образование в области здоровья;
  2. Физическое воспитание;
  3. Школьная медицинская служба;
  4. Служба питания;
  5. Служба здоровья персонала школы;
  6. Социальная служба;
  7. Школьная психологическая служба;
  8. Школьная валеологическая служба;
  9. Формирование здоровой среды школы;
  10. Вовлечение родителей и общественности.

Муниципальный уровень.

Комплексная программа на муниципальном уровне
включает в себя:

  1. Информационная поддержка (общественности,
    специалистов и администрации села);
  2. Поселковые конкурсы;
  3. Экспертная помощь (привлечение
    высококвалифицированных специалистов).

Ожидаемые результаты реализации эксперимента.

  1. Создание системы комплексного мониторинга
    состояния здоровья детей.
  2. Снижение количества наиболее часто
    встречающихся в школьном возрасте заболеваний.
  3. Снижение поведенческих рисков, представляющих
    опасность для здоровья.
  4. Уменьшение количества детей употребляющих
    табак, алкоголь.
  5. Информационно-аналитическое обеспечение
    управленческих решений на уровне школы.
  6. Обеспечение статистического учёта, контроля и
    анализа на всех уровнях.
  7. Совершенствование системы физического
    воспитания на основе реализации индивидуального
    подхода.
  8. Обеспечение условий для практической
    реализации индивидуального подхода к обучению и
    воспитанию.
  9. Повышение заинтересованности работников школы
    в укреплении здоровья учащихся.
  10. Повышение квалификации работников просвещения
    в области ЗОЖ (здорового образа жизни).
  11. Повышение социальной защищённости детского
    населения МОУ “КСОШ”.
  12. Стимулирование повышения внимания школьников и
    их родителей к вопросам здоровья, питания,
    здорового образа жизни, рациональной
    двигательной активности.

Уровни внедрения и потребители информации.

Уровень внедрения. Потребитель (пользователь).
Персональный (индивидуальный). Ученик, родители.
Класс. Классный руководитель, родительский
комитет класса.
Школа. Валеолог, преподаватель физической
культуры, преподаватель ЛФК, медицинский
работник, социальный педагог, администрация
школы.
Муниципальный уровень. Врач, участковый инспектор,
социальный работник, сельская администрация.
Районный уровень. Районное управление образования и
культуры, управление здравоохранения, работники
социальной сферы.

Приложение

Литература

  1. Майдиков Ю.Л., Литвинова Н.А., Казин Э.М. Основы
    психофизиологии. Теоретические и прикладные
    аспекты: Учебное пособие / Департ. Образ.
    Администр., ОблИУУ.- Кемерово, 1997.
  2. Образование. Личность. Здоровье. под.ред.
    Лазутовой, доктора философских наук. Кемерово 1996.
  3. Роль индивидуальной психофизиологической
    диагностики в комплексной оценке учащихся
    различных профилей обучения. Материалы
    научно-методических разработок. Под .ред. Э. М.
    Казина, В.Ф. Кривошеева. Москва 1995.
  4. Хоботов С.А. К вопросу о совершенствовании
    физкультурно-оздоровительной работы в школе.
    Инновационные процессы в образовании северных
    регионов иркутской области: / Материалы
    науч.-практ. конф.- иркутск6 Изд-во Иркут. Гос. Пед.
    Ун-та, 2002.
  5. Романова С.В. Анализ программ физического
    воспитания детей, отнесенных по состоянию
    здоровья к специальной медицинской группе.
    Инновационные процессы в образовании северных
    регионов иркутской области: / Материалы
    науч.-практ. конф.- иркутск6 Изд-во Иркут. Гос. Пед.
    Ун-та, 2002.
  6. Лоскутникова А.Е. Пути развития
    здоровьеохранительной педагогики в
    инновационной школе. Инновационные процессы в
    образовании северных регионов иркутской
    области: / Материалы науч.-практ. конф.- иркутск6
    Изд-во Иркут. Гос. Пед. Ун-та, 2002.
  7. Манженко Е.Г.Опыт работы по охране здоровья
    детей и подростков в образовательных школах.
    Иркутск, 2001.
  8. Школа здоровья. Реализация здоровьесберегающих
    технологий в образовательных учреждениях ля
    детей –сирот и детей, оставшихся без попечения
    родителей. Т.1.//Под общей редакцией И.В.
    Кузнецовой.- М.: ЗАО “МТО ХОЛДИНГ”.,2003.
  9. Бетелева Т.Г. Нейрофизиологические механизмы
    зрительного восприятия. — М.: Наука, 1983.-174с.
  10. Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В., Фарбер ДА.
    Сенсорные механизмы развивающегося мозга. — М.:
    Наука, 1977. — 175 с.
  11. Данилова Н.Н. Психофизиология. — М.: Аспект Пресс,
    1998. — 373 с.
  12. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические
    механизмы внимания. — Л.: Наука, 1985.-144с.
  13. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. -М.: Изд-во МГУ,
    1973. — 192 с.
  14. Марютина Т.М., Ермолаев О.Ю. Введение в
    психофизиологию.- М.: Московский
    психолого-социальный институт Флинта, 1997. — 240 с.
  15. Структурно-функциональная организация
    развивающегося мозга. — Л.: Наука, 1990.-198с.
  16. Хрипкова А.Г., Антропова М.В., Фарбер Д.А.
    Возрастная физиология и школьная гигиена. — М.,
    Просвещение, 1990, С. 5-9, 144-168.
  17. Сухарев А.Г. Здоровье и физическое воспитание
    детей и подростков. — М., Медицина, 1991. С. 77-85, 91-106.
  18. Детская спортивная медицина, п/ред. Тихвинского
    С.В., Хрущева С. В. М., Медицина, 1991. С.25-44, 230-257.
  19. Мартиросов Ф. С. Методы исследования в
    спортивной антропологии. 1982.
  20. Козлов В.И., Гладышева А.А. Основы спортивной
    морфологии. -М., ФиС, 1977. 102 С.
  21. Руководство к лабораторным занятиям по гигиене
    детей и подростков. Киев, Высшая школа, 1989. С. 20-37,
    43-63.
  22. «Стандарты физического развития детей и
    подростков Кемеровской области (1991-1992ГГ.)».
    Кемерово, КГМИ, 1992, -171 с.
  23. «Стандарты физического развития детей
    раннего детства Кемеровской области (1993г)».
    Кемерово, КГМИ, 1994,- 79с.
  24. Ю.Дунаевская Т.Н., Коблякова Е.Б., Ивлева Г.С.
    «Размерная типология населения с основами
    анатомии и морфологии».-М.,1980,-215с.
  25. «Рост и развитие ребенка» п/ред
    Миклашевский Н.Н.- М.: МГУ, 1973,-219с.
  26. Баллонов Л.Я., Деглин В.Л. Слух и речь
    доминантного и недоминантного полушарий. — Л., 1976.
  27. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные
    асимметрии человека. — М., 1981.
  28. Геодакян В.А. Сост. и редактор Соколова Е.И. Два
    пола: зачем и почему? — СПб., 1992.
  29. Иванов В.В. Чет и нечет: асимметрия мозга и
    знаковых систем. — М., 1978.
  30. Лурия А.Р. Потерянный и возвращенный мир. — М., 1971.
  31. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии. — М., 1973.
  32. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного
    возраста. Под ред. Запорожца А.В. и Неверович Я.З.
    -М., 1986.
  33. Спрингер С., Дейч Г. Левый мозг, правый мозг. — М.,
    1983.
  34. Хризман Т.П., Еремеева В.Д., Лоскутова Т.Д. Эмоции,
    речь и активность мозга ребенка. — М., 1991.
  35. К. Кардашенко В.Н., Суханова Н.Н. //Сов.
    здравоохранение.-1990.-К 1.-С.55-58.
  36. Клиорин А.И. Вопросы охраны материнства. — 1977.- N 1.-
    С.52-54.
  37. Ямпольская Ю.А., Ананьева Н.А., Ужви В.Г. //Вопр.
    антропологии.-1988.-В.80.-С.50-60.
  38. Сердюковская Р.Н.//Гигиена и санитария.- 1981.-М 12.-
    С.50-53.
  39. Куршакова Ю.С., Смирнова П.С. // Современная
    антропология -медицине и народному хозяйству.-
    Тарту, 1988.- С.30-31.
  40. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А., Краль X. // Гигиена и
    санитария, 1986.-N 10.-С.36-38.
  41. Апанасенко Г.Л- Физическое развитие детей и
    подростков,- Киев, 1985.
  42. .Властовский В.Г. // Гигиена и санитария.- 1966.-Н 11.-
    С.91-94.
  43. Маслов М.С. Учение о конституциях и аномалиях
    конституции в детском возрасте. -Л., 1926.
  44. Ю.Никитюк Б.А. Факторы роста и
    морфофункционального развития организма. -М., 1978.
  45. .Щедрина А.Г. Онтогенез и теория здоровья:
    методологические аспекты. -Новосибирск. 1989.
  46. Ямпольская Ю.А., Ужви В.Г., Дунаевская Т.Н. //
    Гигиена и санитария.-1979.-К 1.-С.20-25.
  47. .Петухов С.И., Петухова Н.А. Системный подход к
    построению уроков физической культуры //.
    Физкультурное образование Сибири.- 1995, N 11, — С.24-26.
  48. И.Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и
    развитие современных школьников //Школа
    здоровья.- Т.1. 1994, N I — С.13-19.



Следующий: