Программа элективного предмета по физическому воспитанию Культура здоровья

Пояснительная записка.

Необходимость изучения в школе курса “Культура здоровья” диктуется тем, что
современная система образования в настоящее время дает ограниченный объем знаний
по прикладной физиологии человека, ориентированной на оздоровление и владение
приемами личной профилактики заболеваний. Вместе с тем потребность в получении
такого рода знаний реально существует. В рамках работы школ обязательное знание
курса “Культура здоровья” необходима для поддержания высокого уровня умственной
работоспособности учащихся и сохранения их здоровья.

Культура здоровья -учение о здоровье. Культура здоровья – это наука о
закономерностях формирования и сохранения здоровья. Введение этой науки в
обязательный процесс связано с современной концепцией и стратегией здоровья,
основанной на возрастающей социальной ценности здоровья человека.

В основе дисциплины “Культура здоровья” лежат нормальная физиология,
традиционные системы оздоровления, методика физического воспитания, учения о
здоровом образе жизни. Предметом дисциплины “Культура здоровья” является
индивидуальное здоровье человека как категория качества жизни.

Предметом изучения дисциплины “Культура здоровья” является:

  1. здоровье как медицинская и социальная категория;
  2. механизмы формирования здоровья;
  3. методы оценки индивидуального развития здоровья;
  4. способы сохранения и укрепления здоровья;
  5. теория и методика здорового образа жизни.
  6. рассматриваются вопросы адаптации организма к неблагоприятным факторам
    внешней среды, актуальные экологические проблемы, вопросы рационального
    питания, закаливания организма.

Цель курса:

Вооружение учащихся знаниями о формировании, сохранении и укреплении здоровья
и формирование у них жизненных установок на ведение здорового образа жизни.

Задачи курса:

  • получение учащимися системы знаний о здоровье человека и факторах,
    влияющих на формирование и поддержание здоровья;
  • изучение биологических основ жизнедеятельности организма и здорового
    образа жизни;
  • обоснование необходимости ведения здорового образа и стиля жизни;
  • изучение физиологических основ традиционных и современных
    оздоровительных систем;
  • ознакомление учащихся с различными оздоровительными системами физических
    упражнений.

Требования к уровню усвоения содержания курса.

Выпускник должен знать:

– основы жизнедеятельности человека и здорового образа жизни;
– методы и способы сохраняющие и укрепляющие здоровье;
– факторы, разрушающие здоровье и мероприятия, необходимые по их устранению;
– физиологические основы рационального питания, расширение адоптивных
возможностей организма, методики оздоровительной физической тренировки, личной
гигиены;
– поведение человека в экстремальных условиях социума и природной среды;
– основные приемы и методы по реабилитации человека;
– основы семейной этики.

Выпускник должен уметь:

– определять уровень физического развития, физической и функциональной
подготовленности;
– давать научно-обоснованные рекомендации по ведению здорового образа жизни;
– составлять индивидуальные тренировочные программы по применению методов
отдельных оздоровительных систем для различных категорий населения;
– применять рекомендации по отдельным способам ускоренного восстановления
умственной и физической работоспособности человека.

Тематика практических занятий.

  1. Методика определения конституции тела человека (определение типа
    телосложения, должного веса, содержание жировой и чисто массы и т.д..)
  2. Методика регистрации основных физиологических показателей организма
    человека и их оценка. (Определение частоты сердечных сокращений в покое и
    при мышечной деятельности, методика измерения кровяного давления.)
  3. Методы оценки состояния здоровья. Самооценка состояния здоровья.
  4. Методика проведения физкультурно-оздоровительных программ для сохранения
    и укрепления здоровья. Составление индивидуальных
    физкультурно-оздоровительных программ.
  5. Основы рационального питания. Методика составления различных диет
    питания.
  6. Методика применения физических упражнений для коррекции осанки и
    плоскостопия. Профилактика заболеваний позвоночника при помощи специальных
    упражнений.

Учебно-тематический план.

Учебные разделы и темыВ том числе
всего часовлекциипрактич. занятияформа контроля
1. Введение в дисциплину “Культура здоровья”.22
2. Биологические основы здоровья.99
3. Образ жизни и здоровья.33
4. Окружающая среда, личная гигиена и здоровье.66
5. Биологические основы спортивной тренировки.1010
6. Технология оздоровительной физической культуры.22
7. Физическая подготовка спортсменов. Физические
(двигательные ) качества.
66
8. Тематика практических занятий.6 6
9. Естественная среда и здоровье человека.55
10. Я и мое здоровье.77
11. Основы труда и отдыха.55
Практические занятия.

Учебно-тренировочные занятия:
– атлетическая гимнастика
– занятия по плаванию

5
3

5
3

Научно-практическая работа по теме
Итоговое занятие11
Итого:705614

Содержание курса.

Темы и краткое содержание (лекционный курс).

Тема 1. Введение в дисциплину “Культура здоровья” (2 часа).

Занятие № 1–2.

Лекция. Здоровье как человеческая ценность.

Здоровье в системе человеческих ценностей. Компоненты здоровья. Понятия
“болезнь” и “здоровье”. Состояние здоровья населения России. Основные понятия и
термины. Здоровье – как научная проблема. Здоровье как социальная ценность
жизни. Основные факторы, определяющие здоровье. Индивидуальное и общественное
здоровье. Показатели здоровья.

Тема 2. Биологические основы здоровья. (9 часов.)

Занятие № 3.

Лекция. Биохимические основы функционирования здорового организма человека.

Белки, жиры и углеводы. Витамины и их значение для поддержания здоровья.
Влияние физической подготовки на здоровье человека.

Занятие № 4.

Лекция. Нервная ткань как система регуляции здоровья.

Методы повышения работоспособности. Учение о стрессе. Адреналин как гормон
стресса.

Занятие № 5.

Лекция. Опорно–двигательный аппарат и здоровье.

Двигательная активность и здоровье. Роль правильной осанки для здоровья.

Профилактика и устранение боли в спине традиционными методами.

Занятие № 6.

Лекция. Дыхание и кровообращение – 2 главных условия жизни.

Профилактика седечно-сосудистых заболеваний. Легочная вентиляция.

Транспорт кислорода и углекислого газа.

Занятие № 7–8.

Лекция. Пищеварение, рациональное питание и здоровье.

Питание необходимое жизненная потребность человека. Шесть классов питательных
веществ (углеводы, жиры, белки, витамины, минеральные вещества, вода). Основы
рационального питания человека. Питание в здоровом образе жизни. Ожирение и
здоровье. Регуляция массы тела. Проблемы здоровья в связи с избыточной массой
тела и ожирением. Значение физической активности для регуляции массы тела.

Занятие № 9.

Лекция. Врачебный контроль.

Задачи и формы врачебного контроля. Самоконтроль занимающихся за состоянием
своего здоровья.

Занятие № 10.

Лекция. Пищеварение и диетология.

Питание и применение пищевых добавок. Основы питания и применения пищевых
добавок в оздоровительной физической культуре. Планирование рациона питания и
применения пищевых добавок в зависимости от цели.

Занятие № 11.

Лекция. Спортивное питание

.

Опасность стероидов.

Тема 3. Образ жизни и здоровье (3 часа).

Занятие № 12.

Лекция. Здоровый и нездоровый образ жизни.

Традиционные основы здорового образа жизни. Здоровый и нездоровый образ
жизни. Основные факторы здорового образа жизни. Здоровый образ жизни – основа
долголетия. Физиологические резервы организма – основа здоровья человека.

Занятие № 13–14.

Лекция. Физическая основа и здоровье.

Физическая основа и здоровье человека. Двигательная активность – жизненно
необходимая биологическая потребность организма человека. Гиподинамия и
здоровье. Сердечно – сосудистые заболевания и физическая активность. Потенциал
здоровья и его реализация. Выбор физических упражнений для укрепления здоровья и
физической подготовленности. Основные оздоровительные эффекты физической
культуры и спорта. Методы оздоровительной тренировки для сохранения и развития
физического здоровья.

Тема 4. Окружающая среда, личная гигиена и здоровье (6 часов).

Занятие № 15.

Лекция. Окружающая среда и здоровье.

Образ жизни и экология. Гигиеническая культура, личная гигиена, режим дня.
Виды теплоотдачи. Охлаждение и перегревание. Закаливание организма.

Занятие № 16–17.

Лекция. Курение и здоровье.

Распространенность курения в России и влияние курения на продолжительность
жизни. Компоненты табачного дыма, влияние курения на здоровье. Никотин и
никотиновые рецепторы. Курение и мозговой кровоток. Что должны делать
специалисты (врачи, педагоги, психологи) по профилактике курения. Способы
преодоления курения.

Занятие № 18.

Лекция. Сезонный образ жизни.

Традиционные основы сезонного образа жизни. Погода и метеозависимость.

Занятие № 19.

Лекция . токсикомания, наркомания и здоровье.

Вредные привычки и их социальные последствия. Виды токсикомании и последствия
при их длительном употреблении. Виды наркомании и последствия при их
употреблении. Необратимые последствия употребления наркотиков. Профилактические
мероприятия.

Занятие № 20.

Лекция. Пьянство и здоровье.

Алкоголь и мозг. Алкоголь и дисфункция печени. Физиологические механизмы
опьянения. Умение не приобщаться к пагубным привычкам.

Тема 5. Биологические основы спортивной тренировки (10 часов).

Занятие № 21.

Лекция. Понятие “Спортивная форма”.

Основные понятия теории спортивной тренировки.

Занятие № 22–26.

Лекция. Физическая, техническая, тактическая, психологическая, морально –
волевая подготовка спортсменов (5 часов).



Занятие № 27.

Лекция. Основы развития физических качеств.

Занятие № 28.

Лекция. Основы технической подготовки.

Занятие № 29.

Лекция. . Основы психологической подготовки.

Занятие № 30.

Лекция. Средства и методы физической, технической и психологической
подготовки.

Тема 6. технология оздоровительной физической культуры (2 часа).

Занятие № 31–32.

Лекция. Понятие – здоровье.

Теоретические основы наиболее распространенных вариантов оздоровительной
физической культуры (фитнеса). Технология и практика проведения оздоровительных
тренировок. Технология проведения оздоровительных тренировок в тренажерном зале.
Технология проведения групповых программ и персональных тренировок
оздоровительной направленности.

Тема 7. Физическая подготовка спортсменов.

Физические (двигательные ) качества (6 часов).

Занятия № 33.

Лекция. Сила как физическое качество.

Методы развития силы. Средства развития силы и силовой выносливости.

Занятие № 34.

Лекция. Быстрота.

Методы и средства скоростной подготовки.

Занятие № 35.

Лекция. Понятие о выносливости.

Виды и показатели выносливости. Методика развития.

Занятие № 36.

Лекция. Гибкость.

Методика развития гибкости.

Занятие № 37.

Лекция. Понятие ловкости. Ее виды.

Занятие № 38.

Лекция. Понятие прыгучести.

Тема 8. тематика практических занятий (6 часов).

Занятие № 39.

Практическое занятие.

Методика определения конституции тела человека (определение типа
телосложения, должного веса, содержание жировой и чисто массы).

Занятие № 40.

Практическое занятие.

Методика регистрации основных физиологических показателей организма человека
и их оценка. (определение частоты сердечных сокращений в покое и при мышечной
деятельности, методика измерения кровяного давления).

Занятие № 41.

Практическое занятие.

Методы оценки состояния здоровья. Самооценка состояния здоровья.

Занятие № 42.

Практическое занятие.

Методика проведения физкультурно-оздоровительных программ для сохранения и
укрепления здоровья. Составление индивидуальных физкультурно-оздоровительных
программ.

Занятие № 43.

Практическое занятие.

Основы рационального питания. Методика составления различных диет питания.

Занятие № 44.

Практическое занятие.

Методика применения физических упражнений для коррекции осанки и
плоскостопия. Профилактика заболеваний позвоночника при помощи специальных
упражнений.

Тема 9. естественная среда и здоровье человека. (5 часов.)

Занятие № 45–49.

Лекция. Природная среда как фактор здоровья.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: