Программа элективного курса Спортивно-прикладной туризм

Межпредметный элективный курс для
учащихся 8 – 10 классов

Пояснительная записка

Туризм – одно из важных средств активного
отдыха.

Туризм предоставляет уникальную возможность
глубже узнать и наглядно ознакомиться с
историческим и культурным наследием своей
страны и других государств, пробудить у молодых
людей чувство национального самосознания,
воспитать уважение и терпимость к быту и обычаям
других национальностей и народов.

Велика роль путешествий и в обеспечении
многостороннего развития личности. Именно
походы, поездки, экскурсии могут дать
подрастающему поколению возможность для
повышения своего интеллектуального уровня,
развития наблюдательности, способности
воспринимать красоту окружающего мира. Важен
туризм и как средство снятия физической
усталости, психологического напряжения и
стрессов.

Кроме того, детско-юношеский туризм является
одной из наиболее эффективных оздоровительных
технологий, способствующих формированию
здорового образа жизни человека и общества в
целом, что имеет большое государственное
значение в воспитании подрастающего поколения.

Поэтому можно с уверенностью сказать, что
детско-юношеский и молодежный туризм – важный
способ передачи новому поколению накопленного
человечеством жизненного опыта и
материально-культурного наследия, формирования
ценностных ориентаций, нравственного
оздоровления и культурного развития нации, один
из путей социализации личности.

Принимая во внимание, что будущее поколение
страны в современных экономических условиях не
должно терять нравственные ориентиры,
скатываться в криминальную среду, алкоголизм и
наркоманию, необходимо развивать туризм во всех
его формах и видах.

Программа данного элективного курса
разработана на основе программы Министерства
образования Российской Федерации “Юные
инструкторы туризма”, автор Маслов А.Г., кандидат
педагогических наук, судья республиканской
категории по туризму, отличник образования
Российской Федерации.

I. Особенности курса


Опорные вопросы

Ответы

На каком содержательном материале, и
через какие формы работы я смогу наиболее полно
реализовать задачи предпрофильной подготовки?
Как я смогу помочь ребенку сориентироваться в
выборе профиля, восполнить пробелы его
предыдущей подготовки, показать типичные для
данного профиля виды деятельности, дать
возможность ученику проявить себя и добиться
успеха?
В основе курса лежат теоретические и
практические сведения по спортивно–прикладному
туризму. Элективный курс предусматривает
использование следующих форм работы: лекции,
практические занятия (тренировки), семинар,
экскурсия, консультация, поход.

Результатом
изучения данного курса будет подготовленный
самими учащимися поход, который даст возможность
каждому из них почувствовать себя настоящим
туристом, решить для себя вопрос о выборе профиля
дальнейшего обучения, получить заряд
положительных эмоций от общения с природой.

Вероятно не каждый, прошедший курс решит
сделать туризм своей основной профессией, но
освоив программу курса каждый ученик получит
практические навыки выживания в экстремальных
ситуациях, а романтика туризма никого не оставит
равнодушным.

Чем содержание курса будет качественно
отличаться от базового курса?
Вопрос о спортивно-прикладном туризме в
БУП не рассматривается.
Каким образом будет выстроена логика
подачи материала в программе? Почему нужна
именно такая логика?
Логика подачи материала в программе
курса – от теории к практике. Это связано с тем,
что теоретические знания, полученные на
лекционных занятиях необходимо обязательно
применить на практике для выработки
двигательного навыка.
Каким образом будет сгруппирован
материал в программе по разделам и темам?
Материал разделен на 6 тем,
взаимосвязанных между собой.
Сколько времени потребуется для
изучения материала с учетом контроля, возможных
затруднений и необходимости его повторения с
учащимися?
Программа рассчитана на 20 часов. Курс
предусматривает консультационную работу с
учащимися, повторение и применение полученных
знаний, а также контроль знаний учащихся.
Какими учебными и вспомогательными
материалами обеспечен данный курс?
Ресурсы Internet. Учебно–методические
пособия: В.Г. Волович Как выжить в экстремальной
ситуации., Методические рекомендации по
проведению туристских путешествий. – М., ЦРИБ
“Турист”.
Какие виды деятельности возможны в
работе с данным содержанием?
При изучении курса целесообразно
использование следующих видов деятельности:
работа с учебной, научно–познавательной
литературой; работа в группе; практические
занятия.
Какие виды работ могут выполняться
учащимися для подтверждения своей успешности в
профильном обучении?
Работа с туристским снаряжением,
ориентирование на местности, разведение костра и
установка палатки в любых погодных условиях,
подготовка и проведение похода.
Какова доля самостоятельной работы
ученика в работе по данному курсу, в чём он может
проявить инициативу?
Ученик может проявить инициативу,
выразив своё желание принять участие в
подготовке команды к городскому турслёту, а
также в пропаганде среди сверстников идей
здорового образа жизни.
Какие критерии помогут учителю и
ученику оценить успешность прохождения данного
курса?
Критерием успешности прохождения
данного курса будет умение применить полученные
теоретические знания на практике.
Каким образом в процессе работы будет
фиксироваться динамика интереса к данному курсу?
Динамика интереса к курсу будет
отслеживаться через повышающийся интерес к
занятиям по туристической подготовке,
эмоционально – психологическое состояние
учащихся на занятиях, стремление к получению
новых знаний и желание преодолевать возникающие
трудности.
Чем может завершиться для ученика
изучение курса, какова форма отчётности?
Изучение курса для ученика завершается
выдачей сертификата о прохождении данного курса
в соответствии со школьным положением о
прохождении элективного курса.

Итоговый
контроль предусматривает: проверку
теоретических знаний, умений, навыков по
прикладному туризму.

Форма контроля – тестирование; поход.

II. Цели

В результате прохождения программы данного
курса учащиеся должны:

  • иметь представление:
  1. об истории развития туризма;
  2. о классификации туризма;
  3. о месте туризма в современном российском
    обществе;
  4. об особенностях физической подготовки туристов
    различной направленности;
  5. об уровне развития спортивного туризма в
    России.
  • знать:
  1. способы развития основных физических качеств
    необходимых туристу (сила, выносливость,
    быстрота);
  2. уровень физической подготовленности и
    функциональные возможности своего организма;
  3. особенности природных условий родного края;
  4. основные правила поведения в лесу (походе);
  5. как приготовить пищу с использованием
    природных ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды,
    травы);
  6. как вести себя в экстремальной ситуации;
  7. правила проведения соревнований по туризму;
  8. стандартные международные знаки
    “земля–воздух”.
  • уметь:
  1. запоминать пройденный путь и пользоваться
    дорожными знаками;
  2. готовить личное снаряжение в зависимости от
    сезона;
  3. читать топографическую карту;
  4. ориентироваться на местности без карты (с
    компасом и без компаса)
  5. выбрать место для привала, оборудовать его
    простейшими укрытиями от дождя (на случай
    ночлега под открытым небом);
  6. приготовить пищу на костре;
  7. преодолевать сложные участки пути (бурелом,
    переправа по бревну, по камням через реку, по
    кочкам через болото).
  • иметь навык:
  1. разведения костра в любую погоду;
  2. установки палатки в любых условиях;
  3. оказания первой медицинской помощи при
    несчастных случаях и перевязки при несложных
    ранениях.

III. Задачи курса:

– дать базовые знания по разделу
“спортивно–прикладной туризм”;
– способствовать формированию интереса к
окружающей природе, среде обитания и мотиваций к
познанию через занятия туризмом;
– способствовать развитию интереса к трудовой
деятельности, формированию навыков гигиены,
охраны труда и окружающей среды.

IV. Структура курса

V. Учебный план курса



темы

Ссылка на цели

Тема

Кол-во часов

Деятельность учащихся

1

Иметь представление – 1,2,3
Знать – 4

Что такое туризм?

1

Участие в беседе. Запись
лекции.

2

Иметь представление – 4
Знать – 1,2
Уметь — 7

Физическая подготовка туриста

3

Запись лекции, работа в
группах, выполнение практических заданий,
тренировка.

3

Уметь – 2,5
Иметь навык – 1,2

Туристское снаряжение.

3

Запись лекции, работа в
группах, работа с раздаточным материалом,
тренировка.

4

Знать – 3
Уметь – 1,3,4

Топография и ориентирование

2

Запись лекции, участие в
беседе, практическая работа, работа с
раздаточным материалом, самостоятельная работа.

5

Знать – 5
Уметь – 6

Питание в туристском походе

1

Запись лекции, работа в
группах, работа с раздаточным материалом,
решение практических задач.

6

Знать – 3,4,5,6,8
Уметь – 4,5
Иметь навык – 1,2,3

Экстремальные ситуации в
походе.

2

Запись лекции, самостоятельная
работа, практическая работа.

7

Иметь представление – 2,5
Знать — 7

Туристские слёты и
соревнования.

1

Запись лекции, работа с
раздаточным материалом.

8

Уметь применить полученные
знания на практике

Однодневный поход.

6

Подготовка личного и
группового снаряжения, движение по маршруту,
бивачные работы, ориентирование на местности.

9

Иметь представление – 2
Знать – 1,3,4,8
Уметь – 3,4
Иметь навык — 3

Итоговое занятие.

1

Беседа, консультация,
тестирование.

VI. Тематическое планирование



темы

Тема

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14-19

20

1

Что такое туризм?

+

2

Физическая подготовка туриста

тео-
рия

прак-
тика

прак-
тика

3

Туристское снаряжение.

тео-
рия

прак-
тика

прак-
тика

4

Топография и ориентирование

тео-
рия

прак-
тика

5

Питание в туристском походе

+

6

Экстремальные ситуации в
походе.

+

+

7

Туристские слёты и
соревнования.

+

8

Однодневный поход.

+

9

Итоговое занятие

+

VII. Учебно-методическое обеспечение

Программа курса
“Спортивно-прикладной туризм”

1. Что такое туризм? 1 час.

Лекция — 1 час.

Туристские путешествия, история развития
туризма. Виды туризма. Организация туризма в
России. Туристские возможности родного края.

2. Физическая подготовка туриста 3
часа.

Лекция – 1 час.

Основные физические качества, необходимые
туристу (сила, выносливость, быстрота). Врачебный
контроль, самоконтроль, предупреждение
спортивных травм на тренировках. Общая
физическая подготовка. Специальная физическая
подготовка.

Практика — 2 часа.

Упражнения на развитие выносливости.
Упражнения на развитее быстроты. Упражнения для
развития силы. Прохождение врачебного контроля.

3. Туристское снаряжение. 3 часа

Лекция – 1 час.

Понятие о личном и групповом снаряжении. Типы
рюкзаков, спальных мешков, палаток, преимущества
и недостатки. Снаряжение для зимних походов.
Групповое снаряжение, требования к нему.

Практика – 2 часа.

Укладка рюкзаков. Установка палаток.
Предохранение палатки от намокания и
проникновения насекомых. Разжигание костра.
Вязка узлов.

4. Топография и ориентирование. 2 часа.

Лекция – 1 час.

Работа с компасом. Ориентирование по
горизонту, азимут. Ориентирование по местным
предметам. Топографические карты, значение
топокарт для туристов.

Практика – 1 час.

Ориентирование карты по компасу, определение
азимута на заданный предмет. Определение
расстояния до недоступного предмета.

5. Питание в туристском походе. 1 час.

Лекция — 1 час.

Значение правильного питания в походе.
Составление меню, списка продуктов. Фасовка,
упаковка, переноска продуктов в рюкзаках.

6. Экстремальные ситуации в походе. 2
час.

Лекция – 1 час.

Действия в случае потери ориентировки.
Международные знаки “Земля — воздух”. Основные
приёмы оказания первой доврачебной помощи.
Приготовление пищи с использованием природных
ресурсов (дичь, рыба, грибы, ягоды, травы).

Практика – 1 час.

Приёмы транспортировки пострадавшего.
Оказание первой медицинской помощи, перевязки
при несложном ранении.

7. Туристские слёты и соревнования 1
час.

Лекция – 1 час.

Правила организации и проведения туристских
соревнований учащихся Российской Федерации.
Положение о соревнованиях. Классификация
соревнований. Условия проведения соревнований.

8. Поход выходного дня. 6 часов.

Подготовка к походу. Личное и групповое
снаряжение. Организация туристского быта.
Привалы. Питание. Ориентирование. Правила
движения в походе, преодоление препятствий.

9. Итоговое занятие. 1 час.

Подведение итогов похода. Тестирование.

Список литературы:

  1. Сапрунова В Туризм: эволюция, структура,
    маркетинг М., Ось-89 1998, – 320 с.
  2. Шаповал Г. Д. История туризма. Минск., ИП,
    «Эноперспектива»-1999, — 216 с.
  3. Хейердал, Тур. Древний человек и океан. М., Мысль,
    1982, — 350 с.
  4. Пирожник И. И., “Международный туризм в мировом
    хозяйстве”, Мн., 1996 г.
  5. Александрова А. Ю., “Международный туризм”, М.,
    2001.
  6. Туристский терминологический словарь /
    Авт.-сост. И. В. Зорин, — М.: Советский спорт, 1999.
  7. Родионов Д. А., “Энциклопедия спорта”:
    Эксмо-Пресс, 2002.
  8. Дмитриевский Ю. Д. “Туристские районы мира:
    учебное пособие. – Смоленск: СГУ, 2000
  9. Ремизов Л. П., “Отдых на горных лыжах” — М.:
    Профиздат, 1989
  10. Романов А. А., “Зарубежное туристское
    страноведение: учебное пособие” — М.: Советский
    спорт, 2001
  11. www.x-team.ru
  12. www.vvv.ru
  13. www.rbc.ru/reviews/tourism

Следующий: