Программа элективного курса Русская музыкальная культура


Введение



Элективный курс “Русская музыкальная культура” предназначен для учащихся
9-го класса общеобразовательных школ, выбирающих гуманитарный профиль, относится
к предметно-ориентированным, рассчитан на 16 часов.

Данный курс развивает личную ориентацию учащихся в образовательном процессе и
ответственность за индивидуальный выбор. Создает ориентационные и мотивационные
основы для осознанного выбора дальнейшего профиля обучения через рассмотрение
вопросов музыкальной культуры в контексте исторического развития.

Элективный курс “Русская музыкальная культура” является частью
общекультурного воспитания учащихся. Музыкальное воспитание является одним из
средств формирования эстетически развитой личности.

Элективный курс предоставляет возможность учащимся удовлетворить
индивидуальный интерес в процессе познавательной, творческой и самостоятельной
деятельности при изучении темы “Русская музыкальная культура”.

Курс “Русская музыкальная культура” способствует:



– повышению уровня образованности учащихся с помощью музыкального искусства
через изучение вопросов культуры в истории;
– развитию художественного и музыкального вкуса учащихся, расширению кругозора.

Так же знакомит учащихся с шедеврами музыкального искусства, воспитывает
учащихся слушателями на лучших образцах мировой музыкальной классики, решает
задачи патриотического воспитания через приобщение к русской музыкальной
культуре.

Основными требованиями к знаниям по музыкальной культуре является применение
разнообразных методов обучения, соответствующих целям и содержанию занятий. При
знакомстве с биографиями композиторов целесообразно обращение к рассказу, либо
сообщениям самих учащихся. При освещении наиболее сложных вопросов – к
объяснению. Через беседу идет путь к проблемному обучению, развивающему
активность и самостоятельность.

Способы демонстрации музыкальных произведений:

– прослушивание звукозаписи;
– привлечение самих учащихся к исполнению всего произведения или фрагмента.

Критерием успешности прохождения курса является создание положительной
мотивации обучения на гуманитарном профиле.

Особенности курса

Вопросы Ответы
1. На каком содержательном материале, и
через какие формы работы я смогу наиболее полно реализовать задачи
предпрофильной подготовки? Как я смогу помочь ребенку сориентироваться в
выборе профиля, восполнить пробелы его предыдущей подготовки, показать
типичные для данного профиля виды деятельности, дать возможность ученику
проявить себя и добиться успеха?
1. Данный элективный курс посвящен изучению
вопросов культуры с опорой на знания, полученные при изучении базового
курса истории в разделе “Культура России”. Вопросы музыкальной культуры
в базовом курсе освещены недостаточно, не обозначена взаимосвязь
исторических событий и развития музыкального искусства. В ходе работы
учащиеся формируют умение анализировать и самостоятельно осваивать
учебный материал, приобретают опыт публичных выступлений.
2. Чем содержание курса будет качественно
отличаться от базового курса (оно вообще не представлено в базовых
курсах; оно представлено “вскользь”, о нем лишь упоминается; оно
представлено односторонне; не отражены другие точки зрения и т.п.)?
2. Содержание данного курса расширяет и
углубляет знания, полученные при изучении базового курса по теме
“Культура России”. В программе по истории время на изучение данной темы
отведено недостаточно, и вопросы развития музыкального искусства
представлены “вскользь”.
3. Каким образом будет выстроена логика
подачи материала в программе? Почему нужна именно такая логика?
3. а) Теоретический блок.
б) Прослушивание музыкального произведения.
в) Анализ.

Подача учебного материала отталкивается от основных
теоретических понятий элективного курса или воспроизведения знаний,
полученных в ходе изучения базового курса по истории. Данная логика
подачи материала позволяет всесторонне представить явления русской
музыкальной культуры в контексте исторического развития общества.

4. Каким образом будет сгруппирован
материал в программе по разделам и темам?
  1. Русская народная музыка.
  2. Музыка русских композиторов XVIII-I пол. XIX в.
  3. Русская музыка II пол. XIX в.
  4. Русская музыка XX в.
5. Сколько времени потребуется для изучения
материала с учетом контроля, возможных затруднений и необходимости его
повторения с учащимися?
5. Для изучения материала элективного курса
“Русская музыкальная культура” необходимо 16 часов.

А) теоретический
блок – 13 ч.
Б) повторение и закрепление – 2 ч.
В) заключительный урок – 1 ч.

6. Какими учебными и вспомогательными
материалами обеспечен данный курс (фонд библиотеки, хрестоматии,
сборники, диагностические материала и т.д.)?
6. Данный курс обеспечен фондом городской и
школьной библиотеки, необходимым материалом и оборудованием кабинета
музыки. Для самостоятельного изучения курса рекомендуется использовать
литературу: Смирнова Э. Русская музыкальная литература. – М6 Музыка,
1989.-126 с.
7. Какие виды деятельности (профильные и
профессионально ориентированные) возможны в работе с данным содержанием?
7. В процессе изучения курса учащиеся
занимаются частично-поисковой (подготовка сообщения, составление
реферата), аналитической деятельностью (анализ музыкального
произведения). Программа профессионально ориентирует учащихся на
гуманитарный профиль через формирование умения работы с исторической и
музыковедческой литературой.
8. Какие виды работ могут выполняться
учащимися для подтверждения своей успешности в профильном обучении?
8. Для подтверждения своей успешности
учащиеся выполняют тестовую работу, выступают с сообщениями, эссе,
рефератами.
9. Какова доля самостоятельной работы
ученика в работе по данному курсу, в чем он может проявить инициативу?
9. Доля самостоятельности учеников
составляет примерно 81%, инициативу они могут проявить в
частично-поисковой деятельности при работе над темой сообщения,
реферата, анализе музыкального произведения.
10. Какие критерии помогут учителю и
ученику оценить успешность прохождения данного курса?
10. Критерием успешности прохождения курса
является:

– представление художественного анализа музыкального
произведения, либо эссе (по выбору);
– выполнение теста;
– рефлексия.



11. Каким образом в процессе работы будет
фиксироваться динамика интереса к данному курсу, к будущему профилю?
11. Динамика интереса будет отслеживаться
методом анкетирования.
12. Чем может завершиться для ученика
изучение курса, какова форма отчетности?
12. Форма отчетности – защита реферата.

2. Цель:

1. Иметь представление:

1.1 о взаимосвязи исторических событий и творчества русских композиторов,
1.2 о жизни и творчестве русских композиторов,
1.3 о народной музыке (вокальной и инструментальной),
1.4 о музыкальной терминологии.

2. Знать:

2.1 жанры народной музыки,
2.2 названия русских народных инструментов,
2.3 выдающиеся произведения русских композиторов.

3. Уметь:

3.1 определять на слух изучаемые музыкальные произведения,
3.2 на слух определять музыкальные инструменты.

4. Иметь опыт (владеть):

4.1 работы с исторической и музыковедческой литературой,
4.2 нализа музыкального произведения,
4.3 представления сообщения,
4.4 защиты реферата.

3. Ожидаемые результаты

  1. Расширение кругозора учащихся через изучение вопросов культуры на фоне
    исторических событий.
  2. Сформировать умения определять взаимосвязь истории и творчества русских
    композиторов.
  3. Получение представления о традициях развития русской музыкальной
    культуры.
  4. Формирование опыта самостоятельного анализа музыкальных произведений и
    составление эссе, представление сообщения, защиты реферата, публичного
    выступления. Данные виды деятельности являются типичными для гуманитарного
    профиля.

Структура курса.

Приложение




Следующий: