Программа элективного курса Работа с историческими источниками

Цели курса:

  • формирование научных представлений на основе изучения разнообразных
    исторических источников;
  • развитие умений ориентироваться в потоке разнообразной информации,
    анализировать и оценивать события прошлого и определять своё отношение к
    ним;
  • содействовать воспитанию гражданственности, ориентации учащихся на
    гуманистические и демократические ценности.

Задачи курса:

  • создание условий для социализации личности;
  • активизация учебной деятельности учащихся;
  • критическое осмысление разнообразной информации;
  • организация самостоятельной работы учащихся с учётом их индивидуальных
    особенностей и современных информационных технологий.

Результат реализации программы курса:

  • предметная и социальная компетентность;
  • положительные ценностные ориентации.

Содержание программы:

I. Исторические источники Древней Руси. (7ч.)

Появление первых письменных источников о славянах (Тацит, Птолемей Клавдий,
Плиний Старший, Прокопий Кесарийский).

«История готов» Иордана и археологические источники об участии славян в
процессе великого переселения народов.

Первоначальные этапы русского летописания (по реконструкции А.А. Шахматова).

Летописные источники о возникновении Древнерусского государства и политике
первых князей.

Социальная стратификация в Киевской Руси по данным Русской Правды.

Различные виды памятников письменности Киевской Руси: рукописи на пергаменте,
граффити, эпиграфика, берестяные грамоты.

Литература Киевской Руси как источник сведений о жизни и быте славян.

II. Исторические источники о времени политической раздробленности на Руси.
(2ч.)

Ипатьевская и Суздальская летописи, «Повесть о житии Александра Невского» о
борьбе русского народа с иноземными захватчиками.

Отражение в исторических источниках тягот монгольского ига на Руси (заметки
Плано Карпини, Песнь о Щелкане, летопись о смерти черниговского князя Михаила в
Золотой Орде и др.)

III. Московская Русь в исторических источниках. (8ч.)

Тверская летопись о борьбе Москвы и Твери за великое княжение.

Литературные памятники о Куликовской битве и её последствиях («Задонщина»
Софония Рязанца, «Житие Сергия Радонежского», «Сказание о Мамаевом побоище»).

Ермолинская летопись о нашествии Тохтамыша.

Судебник 1497 г. – первый свод законов единого централизованного государства.

Создание теории «Москва – Третий Рим», значение деятельности митрополита
Зосимы и старца Филофея.

Исторические источники о царствовании Ивана Грозного (судебник 1550г.,
переписка Ивана IV с князем А.Курбским, заметки английского посла Д. Флетчера и
др.).

Обобщение.

IV. Исторические источники о России на рубеже XVI – XVII вв. (2ч.)

Смутное время в описании иностранцев (голландского купца Исаака Массы,
саксонца Конрада Буссова и др.).

Грамоты «Совета всей земли» о роли народного ополчения и его деятельности.

V. Исторические источники о России XVII века. (3ч.)

  1. Соборное уложение 1649г. о сословной лестнице Российского общества и об
    оформлении абсолютизма.
  2. «Житие» протопопа Аввакума, «прелестные письма» Ст. Разина и др.
    источники о социальных конфликтах в царствование Алексея Михайловича.
  3. Исторические источники о русских людях и их быте (на основе путевых
    заметок Якова Рейтенфельса, А. Олеария и др.).

VI. Россия XVIII в. в документах и произведениях того времени. (9ч.)

  1. Документы времен царствования Петра I как свидетельства преобразований
    (Российский воинский устав 1716г., Табель о рангах, Указ о единонаследии
    1714 года, Таможенный тариф, Берг-привилегия и др.).
  2. «Юности честное зерцало» о быте дворян. Дневник Ф. Берхгольца.
  3. «Манифест о вольности дворянской» Петра III. «Жалованная грамота
    дворянству» Екатерины II. Манифест Е.Пугачева крестьянам.
  4. Наказ Екатерины II Уложенной комиссии как выражение её представлений о
    государственном и общественном устройстве России.
  5. «Путешествие из Петербурга в Москву» А.Н.Радищева – 1-ый
    революционный призыв в России.
  6. Документы времен царствования Павла I о личности императора и его
    политике (Манифест Павла I 1797г., Закон о порядке престолонаследия и др.).
  7. «Наука побеждать» А.Суворова — памятник русского военного искусства.

VII. Региональные компоненты: исторические источники по истории родного
края. (2ч.)

Зачёт. Итоговое занятие – 1 ч.

Литература:

  1. Буганов В.И.- Мир истории. Молодая гвардия. — М.,1989.
  2. Буганов В.И., Зырянов П.Н. История России. Конец XVII-XIX в. 10 кл.-
    Просвещение. – М. – 2005.
  3. История в таблицах и схемах./ ООО «Виктория плюс». С.-П.,2003.
  4. Кадневский В.М. История России с древнейших времен до конца XVIII в.
    Тесты. «Дрофа».- М. – 2001.
  5. Кусков В.В. История древнерусской литературы. – Высшая школа. – М. –
    1977.
  6. Нянковский М.А. Неизвестное об известном. Интеллектуальные игры для
    школьников. Ярославль: «Академия развития», 1997.
  7. Пашков Б.Г. Русь-Россия-Российская империя. Хроника правлений и событий
    862-1917 г.г. – М.; ЦентрКом, 1997.
  8. Плоткин Г.М. Материалы и познавательные задания по отечественной
    истории. Просвещение. — М.- 1996.
  9. Сахаров А.Н., Буганов В.И. История России с древнейших времен до конца
    XVII в. 10 кл. — Просвещение. – М. – 2005.
  10. Соловьев К.А. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по истории
    России с древнейших времен до конца XX века. М.; ВАКО, 2005.
  11. Тенилин С.А. Династия Романовых. Краткий исторический справочник. Нижний
    Новгород. – «Квадрат», 1990.
  12. Шестаков А. В./История СССР В художественно-исторических образах с
    древнейших времен до конца XVIII в.- М., Просвещение. — 1985.

Следующий: