Программа элективного курса Преступление и наказание 8–9-е классы


Формирование гражданского общества — важный
современный государственный процесс,
предъявляющий особые требования к гражданину.
Одно из них — высокая правовая культура, которая
немыслима без знания норм права, их соблюдения и
умелого применения.

В последние годы в нашей стране заметно
возросло значение юридических знаний, повысился
престиж профессиональной юридической
деятельности. Общество с трудом, но преодолевает
правовой нигилизм, скептическое отношение к
правовым ценностям. Все больше утверждается идея
установления и поддержания режима законности. В
этих условиях особенно актуальной становится
задача формирования устойчивой мотивации
подростка на познание норм права, что поможет ему
в дальнейшем в социализации, формировании
гражданской позиции, в самоопределении, в выборе
профессии. Многообразие отраслей права говорит о
сложности процесса усвоения правовых норм.
Предлагаемый курс в качестве предмета изучения
берет уголовное право, точнее те его
составляющие, которые касаются
несовершеннолетних и помогут им отличать самое
опасное правонарушение — преступление.

Программа элективного курса «Преступление и
наказание» предназначена для учащихся 8-9
классов и рассчитана на 18 часов.

Цель курса:

активизировать познавательный
интерес и содействовать правовому воспитанию
личности, формированию устойчивой потребности в
правомерном поведении, расширение и углубление
правовых знаний через изучение отдельных
положений уголовного права.

Задачи курса:

  • информировать обучающихся об особенностях
    уголовного права, его принципах и основных
    функциях;
  • ознакомить со структурой УК РФ;
  • раскрыть важнейшие положения уголовного права.
  • способствовать формированию понятия о
    преступлении и наказании, о субъектах уголовных
    правоотношений;
  • информировать о состоянии преступности в
    современной России, акцентируя внимание на
    подростковой преступности, ее особенностях и
    причинах;
  • развивать способность оценки правовой
    ситуации;
  • содействовать формированию собственной
    позиции на основе правовых ценностей общества;
  • стимулировать развитие коммуникативных
    способностей;
  • формировать представление об обстоятельствах,
    влияющих на взаимосвязь преступления и
    наказания, об особенностях уголовной
    ответственности несовершеннолетних,
  • способствовать воспитанию таких качеств как
    ответственность, уважение к закону, чувство
    долга;
  • способствовать формированию активной
    гражданской позиции и профессиональному
    самоопределению;
  • повышать межличностную активность,
    актуализировать потребность в саморазвитии;

Отбор содержания материала
осуществлялся на основе доступности,
оптимальности объема, реальности усвоения,
системности, объективности и целостности.

Программа предоставляет возможность подробнее
остановиться на рассмотрении практических
ситуаций актуальных для подростков, через метод
исследований и дискуссий. С этой целью в
содержании программы предусмотрены семинары и
практикумы с опережающими заданиями.



Данный курс имеет существенное
образовательное значение для дальнейшего
изучения обществознания, права и может быть
рекомендован для изучения учащимся разных
профилей. Его содержание предполагает
аналитическую работу с документами (законами); с
информацией от респондентов. Каждая тема
включает в себя как индивидуальную, так и
коллективную работу. Во избежание чисто
информационной направленности курса
обучающимся регулярно предлагаются задания и
вопросы, с помощью которых можно оценить уровень
сформированности знаний и умений. К таким
заданиям относятся ранжированные тесты, анализ
судебных дел, решение и составление правовых
задач, написание эссе, проведение
социологического опроса по проблеме и т. д.

Предполагаемые результаты.

Курс дает возможность вести работу по
формированию у обучающихся:

  • устойчивого познавательного интереса к
    правоведению, стремления к творчеству;
  • умения выделять основные признаки
    преступления, квалифицировать их, раскрыть
    содержание проблем отрасли в современной России;
  • умений сравнивать обстоятельства преступления
    в различных ситуациях, выделять закономерности
    событий, определять сходство и различия в
    истории преступных деяний;
  • умения давать самостоятельную оценку;
  • умения определять состав преступления;
  • умения оперировать изученными положениями УК
    РФ;
  • умения проводить социологический опрос,
    анализировать полученную информацию, обобщать и
    делать выводы;
  • умения анализировать юридические источники;
  • умения определять функции представителей
    юридических профессий;
  • умения прогнозировать результат
    противоправного поведения несовершеннолетних;
  • умения дискутировать, отстаивать свои взгляды.

Методы и формы занятий.



Ведущее место в преподавании настоящего курса
отводится методам проблемного изложения,
частично-поисковым и исследовательским. Данный
выбор определяется необходимостью формирования
умений самостоятельной поисковой деятельности,
осознания себя активным субъектом
правоотношений.

Учебно-тематический план составлен так, чтобы
по мере углубления в содержание курса на первое
место выходили такие формы занятий как
практикумы (работ с законами, итогами
социологических исследований, решение
проблемных задач, материалами судебного дела). В
зависимости от качества совместной работы
учителя и обучающихся можно спланировать
итоговое занятие как форум юных знатоков
уголовного права, где каждый защищает реферат
(эссе) по выбранной проблематике, либо небольшую
проектную работу, в которой обобщены все
полученные знания и составлены правовые задачи к
разным темам. Также итоговое занятие может быть
организовано как деловая игра участников
судопроизводства для рефлексии осознания
профориентации учащихся.

Кроме вышеизложенной работы, текущий и
итоговый контроль за уровнем достижений
учащихся планируется осуществлять через тесты,
ранжированные по степени сложности и объектам
проверки усвоенного.

Тема 1. Уголовное право (5ч)

Уголовное право — одна из важнейших отраслей
права, призванная обеспечивать законность и
правопорядок. Профилактическая функция
уголовного права. Принципы уголовного права.

Уголовный кодекс РФ (УК РФ) — источник
уголовного права. Задачи УК РФ. «Закон обратной
силы не имеет».

Преступление — виновно совершенное
общественно опасное деяние. Признаки
преступления. Состав преступления. Девиантное
поведение.

Классификация преступлений.

Преступность в современной России (семинар).

В результате изучения темы учащиеся должны:

  • Знать: суть понятия «отрасль права»,
    название главного сборника законов в уголовном
    праве, категории и основные виды преступлений.
  • Уметь: определять признаки
    преступления, квалифицировать преступное
    деяние, называть категорию преступления,
    выделять причины отклоняющегося поведения,
    обобщать особенности преступного деяния, писать
    сочинение — рассуждение.

Тема 2. Уголовная ответственность (4ч)

Обстоятельства, исключающие преступные деяния.
Смягчение и отягощение вины.

Наказание — мера государственного
принуждения, назначаемая по приговору суда. Виды
наказаний.

Нужна ли смертная казнь в России? (семинар -
дискуссия)

В результате изучения темы учащиеся должны:

  • Знать: суть понятий «наказание, уголовная
    ответственность, отягчение и смягчение вины»,
    виды наказаний.
  • Уметь: определять вид наказания, писать
    сочинение — рассуждение, аргументировать свое
    мнение в дискуссии, определять в материалах
    уголовного дела обстоятельства, которые могут
    изменить размер и вид наказания.

Тема 3. «Ловушки» для подростка (5ч)

Причины вовлечения детей в преступную
деятельность. Приемы, используемые
преступниками для вовлечения детей в преступную
деятельность. Ответственность за это
преступление.

Наркомания — путь к социально-психологической
деградации. Ответственность за распространение
наркотиков.

Профилактика бродяжничества и
попрошайничества — профилактика преступлений
(семинар).

Уголовная ответственность несовершеннолетних.
Права задержанного совершеннолетнего. Допрос.
Личный досмотр. Протокол задержания. Следствие
ведут знатоки (практикум).



В результате изучения темы учащиеся должны

  • Знать: особенности уголовной
    ответственности несовершеннолетних.
  • Уметь: оценивать степень опасности
    различных ситуаций для подростка, выделять
    причины отклоняющегося поведения, обобщать
    обстоятельства участия в преступной
    деятельности, решать правовые задачи.

Тема 4. Юридические профессии в уголовном праве.
(3ч)

Зачем необходимо изучать закон. Суды РФ. Мир
юридических профессий (защита рефератов).

Кем быть легче прокурором или адвокатом?
(семинар — дискуссия)

В результате изучения темы учащиеся должны

  • Знать: суть понятия «судебная власть»,
    название главных судов РФ, юридические
    профессии.
  • Уметь: соотносить виды деятельности с
    определенной юридической профессией, обобщать
    сведения, анализировать информацию.

Итоговое занятие (1ч)

Учебно-тематический план


№ п/п Наименование тем
курса
Всего часов В том числе Форма контроля
лекции практикумы семинары
1. Уголовное право 5 4 1 Текущее тестирование, эссе или решение
правовых задач
2. Уголовная ответственность 4 2 1 1 Участие в семинаре, тестирование или
решение правовых задач
3. «Ловушки» для подростка 5 3 1 1 Участие в семинаре, тестирование,
решение правовых задач
4. Юридические профессии в уголовном
праве
3 1 1 1 Защита реферата, решение (составление)
правовых задач
5. Итоговое занятие 1 1 Защита реферата, эссе, участие в
конкурсе профессий или деловой игре, составление
практических памяток с заданиями, тестирование.
Итого: 18 10 4 4

Список литературы

  1. Володина С.И., Полиектова А.М., Спасская В.В. и др.
    Основы правовых знаний. В 2кн.: учебник для 8-9
    классов. — М: РФПР, Московский городской фонд
    поддержки книгоиздания, 2002г.
  2. Володина С.И., Полиектова А.М., Спасская В.В. и др.
    Методическое пособие по курсу «Основы правовых
    знаний»: учебное пособие для 8-9 классов. — М:
    РФПР, Московский городской фонд поддержки
    книгоиздания, 2002г.
  3. Л.А.Морозова Основы государства и права. — М.:
    ООО «Издательство «Новая волна», 1999г.
  4. А.Ф.Никитин Основы государства и права: Пособие
    для общеобразовательных учебных заведений — М.:
    Дрофа, 2000г.
  5. Настольная книга учителя обществознания:
    справочно-методическое пособие. Сост.
    А.И.Тюляева. — М.: ООО «Издательство Астрель»:
    ООО «Издательство АСТ», 2003г.
  6. Основы государства и права. Открытые уроки /
    составитель О.А. Бондаренко. — Волгоград:
    Издательство «Учитель», 2002г.
  7. Комментарий к Уголовному кодексу РФ
  8. Уголовный кодекс РФ.
  9. Певцова Е.А. Основы правовых знаний. Практикум.
    - М.: Владос, 2001г.
  10. Никитин А.Ф. Юридический словарь.- М.: ОЛМА -
    ПРЕСС Инвест, 2005г.
  11. Смирнова Н.Н. Уголовное право. Учебник. — С.- П.,
    Литера, 2007г.



Следующий: