Программа элективного курса по обществознанию О политике

Процесс формирования в России гражданского
общества и правового государства заставляет по
иному взглянуть на тот круг знаний, умений,
навыков, которые востребованы жизнью. Новые
глобальные изменения в общественной жизни,
непрерывный характер этих изменений выдвинули
на первый план формирование у современных
школьников таких качеств, как умение понимать
общественные процессы, адаптироваться в
меняющихся жизненных условиях, критически
мыслить, формулировать выводы и принимать
самостоятельные рационально обоснованные
решения, принимать ответственность на себя,
умение общаться с людьми и др. Именно требования
времени стимулировали создание данного курса.

Программа элективного курса рассчитана на 34
учебных часа (или 17 ч., по желанию учителя) и
состоит из 5 разделов:

РАЗДЕЛ I. Политика как общественное явление.

РАЗДЕЛ II. Политическая система общества.

РАЗДЕЛ III. Государство- как институт
политической системы.

Раздел IV. Политические партии.

Раздел V. Управление государством.

Новизна курса

состоит в том, что его
содержанием являются не понятия и представления
социальных наук, а единство знаний и
практических действий школьников, направленных
на понимание и решение проблем, реально
существующих в окружающем учеников социуме.
Каждый из разделов может быть развернут в
самостоятельный модуль, в исследовании которого
учащиеся реализуют свои познавательные интересы
и получат необходимые знания и умения.

Курс является межпредметным: его содержание
включает обращение к основам политологии, права,
истории, этики, социологии. Занятия позволяют
удачно соединить идеи, методы, практику Центра
гражданского образования» Факел» города
Ростова- на -Дону.

Основная цель

- обучение и воспитание
сознательных граждан демократического
государства через активную деятельность. Курс
призван сформировать у учащихся социально
значимые знания и умения, профессиональные
интересы, активную жизненную позицию, развитие
общей культуры. Элективный курс дополнит и
расширит круг понятий и представлений учащихся,
полученных в курсе обществознания, позволит на
основе использования эффективных методов глубже
понять и усвоить программный материал.

Важным условием является использование
активных, интерактивных форм обучения: работы в
малых группах, работы с документами, текстами,
деловых игр, дискуссий, создание и защита
проектов.

В ходе изучения курса учащиеся смогут:

узнать основные подходы к понятию
«общественная политика», механизм
взаимодействия государства и общества, в том
числе — в собственном регионе;

- исследовать многообразие общественных
отношений, применять знания школьных правовых
курсов для решения социальных проблем;

- получить навык конструктивного
взаимодействия с органами государственной
власти;

- продолжить формирование навыков
исследования, связанных с поиском данных, их
отбором, анализом, обобщением, представлением
результатов;

- задуматься о личной ответственности каждого
гражданина за свою страну, за свою судьбу.

Образовательные результаты данного курса
могут быть выявлены в рамках следующих форм
контроля, с перечнем обязательных работ:

- текущий контроль (беседы с учащимися по
изученным темам);

- тематический контроль ( тесты, решение задач);

- зачетный практикум включает:

А) творческие сочинения: » Зависит ли качество
политической системы от политической культуры
людей?»

«Тиран если он умен, может ли принести много
добра?»

«Может ли сам народ реально править страной?»

Б) Написание речей для деловых игр

- обобщающий контроль в форме презентации
личных достижений, выполнение проектов: » Я
президент страны», » Моя политическая партия».

Учебно-тематический план


Раздел: Политика как
общественное явление

1 Природа власти 1ч. Лекция
2 Происхождение политики 1ч. Диспут Составление отчета по вопросам
диспута.
3 Функции политики 1ч. Лекция Составление памятки:
4 Власть политическая и власть
государственная
1ч. Анализ Сравнение двух таблиц, обобщение
знаний

Раздел: Политическая
система общества

5 Сущность и структура
политической системы
1ч. Лекция Составление плана ответа
6 Функционирование политической
системы
1ч. 1ч. Творческое задание Тема сочинения: «Зависит ли
качество политической системы от политической
культуры людей?»

Раздел:
Государство-основной институт политической
системы

7 Теории происхождения
государства
1ч. Сообщения учащихся Отчет учащихся по темам сообщений
8 Сущность и основные функции
государства
1ч. Лекция Составление схемы

«Компоненты
государства», решение задач

9 Формы государственного
правления
1ч. Занятие обобщения Составление памятки:

- признаки
республики

- особенности монархии

10 Сравнение форм
государственного правления «положительные,
отрицательные»
1ч. Диспут Творческие сочинения на тему:

«Каковы
были корни республиканского правления царской
России»,

» Монархи злодеи и монархи-мученики».

11 Гражданское общество

Великий
гражданин России

1ч. 1ч. Творческие работы с
последующей дискуссией
Тема обсуждения на основе
изученного » Все ли права человека могут быть
реализованы в гражданском обществе»
12 Политические режимы 1ч. 1ч. Выполнения задач Творческое сочинение на тему

«Тиран
если он умен он может принести много добра», »
Может ли сам народ реально править страной»

Раздел: Политические
партии

13 Политические партии: понятия основные
черты
1ч. Лекция Составление памяток
14 Много партийность и современные
партийные системы
1ч. Сообщение с дискуссией Темы сообщений:

- партии США

- партии Великобритании

- «партия любителей пива: политическая шутка
или прообраз политического будущего».

15 Особенности много партийности в
современной России
1ч. Устные сообщения учащихся.
Встреча с представителями партий
Рассматриваются современные партии
России
16 Политическая культура человека 1ч. Встреча Составление памятки

Раздел: Управление
государством

17 Президент Р.Ф. 1ч. Лекция Составление памятки
18 » Ведущий или ведомый» 1ч. Тест Определение качеств, которыми должен
обладать президент
19 Парламент Р.Ф 1ч. Лекция
20 Заседание государственной думы Деловая игра Учащиеся представляют себя в роли
депутатов государственной думы
21 Правительство Р.Ф. 1ч. Исследовательская работа Составление схемы.
22 Заседание правительства 1ч. Деловая игра Учащиеся готовят речи по теме заседания
правительства :

«Занятия в школе должны
проводиться только в первую смену»

23 Органы судебной власти 1ч. Лекция Составление схемы

» Судебная власть»

24 Политический судебный процесс 1ч. Деловая игра Фабула дела

участники процесса

порядок ведения процесса

25 Учимся общаться с властью 2ч. тренинги Выработка навыков делового общения
26 Этика делового общения 1 ч тренинги Составление отчета по вопросам диспута
27 Портрет депутата встреча Подготовка отчета по материалам
встречи
28 » Мы выбираем, нас выбирают» Деловая игра Учащиеся учатся быть в роле кандидатов
в депутаты
29 Итоговый зачет

Приложение.

Отзыв об элективном курсе «О политике».

Процесс формирования в России гражданского
общества и правового государства заставляет
по-иному взглянуть на тот круг знаний, умений,
навыков, которые востребованы жизнью.

Новые глобальные изменения в общественной
жизни, непрерывный характер этих изменений
выдвинули на первый план формирование у
современных школьников таких качеств, как умение
понимать общественные процессы, адаптироваться
в меняющихся жизненных условиях, критически
мыслить, формулировать выводы и принимать
самостоятельные рационально обоснованные
решения, принимать ответственность на себя,
умение общаться с людьми, сделать правильный шаг
в выборе профессии. Именно требования времени
стимулировали создание данного элективного
курса «О политике».

Новизна курса состоит в том, что его
содержанием являются не понятия и представления
социальных наук, а единство знаний и
практических действий школьников, направленных
на понимание и решение проблем, реально
существующих в окружающем учеников социуме. Курс
является межпредметным: его содержание включает
обращение к основам политологии, права, истории,
этики, социологии. Занятия позволяют удачно
соединить идеи, методы, практику Центра
гражданского образования» Факел» города
Ростова-на-Дону.

Основная цель курса - обучение и
воспитание сознательных граждан
демократического государства через активную
деятельность.

Курс существует с 2003 года

Участники курса активно сотрудничают: с
Управлением по делам молодежи, с автономно
некоммерческой организацией центр
общественного развития «Гражданская
стратегия» под руководством депутата народного
собрания КЧР Жедяева Олега Евгеньевеча, с ГДО
«Ровесник».

В результате изучения курса повысилось
качество знаний учащихся по обществознанию,
уровень самооценки, курс способствовал развитию
личностных качеств учащихся, а так же
профессиональной ориентации, становлению
гражданской позиции учащихся.

Знания, которые ученики приобретали, посещая
наш курс, они активно применяли в своей жизни.
Например, представители курса стали участниками
форума по ЮФО «Дети Кавказа — за мир на Кавказе».
Активно реализовали свое умения в смене «Я
управляю» ВДЦ «Орленок», вошли в состав ГДО
«Ровесник», стали лауреатами премии по
поддержке талантливой молодёжи, установленной
указом президента РФ, входят в состав школьного
самоуправления.

Следующий: