Программа элективного курса по истории в 11-м классе в рамках профильной подготовки Аграрный вопрос в России XX века

Пояснительная записка

Актуальность: На протяжении многих столетий
аграрный вопрос был одним из главных и трудных
вопросов русской действительности. Этот вопрос
стал причиной споров исторических и
общественных деятелей, которые предлагали порой
диаметрально противоположные его решения. В
истории нашей страны было много политических
течений, представители которых считали основной
целью своей деятельности — решение наболевшего
вопроса о земле. Вопрос о земле неоднократно
возникал в течение всей истории России, но к
началу XX века он так и не был разрешён. В XX веке в
России произошёл переход от аграрного к
современному индустриальному обществу, который
сопровождался как свершениями, так и
трагическими событиями. Известный политик Ю.
Лужков в предисловии к своей книге “Сельский
капитализм в России: столкновение с будущим” по
этому поводу пишет: “На “крестьянской телеге
Россия въехала в ГУЛАГ, и полетела в космос”. Тем
не менее, в школьном курсе истории России этому
важному вопросу уделяется недостаточно
внимания. Изучение предлагаемого элективного
курса позволит учащимся гуманитарного
профильного класса исторически осмыслить
эволюцию аграрного вопроса в России; углубить
свои знания по таким трудным темам как
“Столыпинская аграрная реформа”,
“Коллективизация в СССР” и др.; обратить
внимание на некоторые малоизвестные факты.

Цель курса:

углубленное изучение истории
аграрного вопроса в России XX века

Задачи:

  • получить представление об эволюции аграрного
    вопроса в России;
  • систематизировать знания по истории аграрного
    вопроса в России;
  • научиться анализировать и осмысливать события,
    процессы и явления прошлого, связанные с
    историей аграрного вопроса;
  • проводить комплексный поиск исторической
    информации по изучаемому предмету в источниках
    разного типа.

Предлагаемый курс состоит из одного вводного,
одного заключительного занятия и пяти логически
взаимосвязанных тем:

  1. Аграрный вопрос в первой русской революции.
  2. Столыпинская аграрная реформа.
  3. Коллективизация в СССР.
  4. Аграрные эксперименты Н.С. Хрущёва.
  5. “Неперспективная” деревня

В построении учебного процесса используется
схема: лекция – семинар – лабораторная работа,
что позволяет рассматривать изучаемый материал
с различных сторон, а так же развивать навыки
самостоятельной и исследовательской работы
учащихся.

Предполагаемые результаты:

полное
представление об эволюции аграрного вопроса в
России XX века; систематические знания по
изученной темпе; развитые аналитические и
исследовательские навыки.

Учебно-тематический план элективного
курса

“Аграрный вопрос в России XX века”


Тема занятия Всего часов Вид занятий
1 Введение: “История
аграрного вопроса в России”
1 лекция
Тема I Аграрный вопрос в первой
русской революции
3
2 Аграрный вопрос – коренной
вопрос первой русской революции
1 лекция
3 Крестьянское движение в ходе
первой русской революции
1 семинар
4 Проблема аграрного развития
страны в деятельности четырёх Государственных
Дум
1 лабораторная работа
Тема II Столыпинская аграрная реформа 4
5 Социальный, культурный и
профессионально-аграрный фон столыпинских
преобразований
2 лекция
6 Положительные и отрицательные
факторы аграрной реформы
1 семинар
7 Столыпинские начинания в
материалах губерний Центрального Нечерноземья
1 лабораторная работа
Тема III Коллективизация в СССР 5
8 Мифические и подлинные цели
коллективизации
1 лекция
9 Сталинская коллективизация
(1930-1931 годы)
1 семинар
10 Практика колхозного
хозяйствования
1 лабораторная работа
11 Сопротивление коллективизации в
1930–1933 годах
1 лекция
12 Цена сталинской коллективизации 1 семинар
Тема IV Аграрные эксперименты Н.С.
Хрущёва
2
13 Три “суперпрограммы”: целина,
кукуруза, животноводство
1 лекция
14 Замыслы и реальность
преобразований в сельском хозяйстве
1 семинар
Тема V “Неперспективная” деревня 2
15 Основные тенденции и проблемы
развития сельского хозяйства в 60-80 гг. XX века
1 лекция
16 Программа, которая осталась на
бумаге
1 лабораторная работа
17 Заключение: Возродится ли
российская деревня?
1 семинар

Содержание элективного курса

“Аграрный вопрос в России XX века”

1. Введение. История аграрного вопроса в
России” (Лекция)

Аграрный вопрос – один из главных в русской
истории. Исторические и общественные деятели о
решении аграрного вопроса. Неразрешенность
аграрного вопроса – существенный фактор
экономического отставания страны. Попытки
решить аграрный вопрос в XIX веке: указ о
«Вольных хлебопашцах» и реформа графа
Киселёва. Реформа 1861 г. “Американский” и
“прусский” пути развития сельского хозяйства (1)

Тема I. Аграрный вопрос в первой русской
революции (3)

1. Аграрный вопрос – коренной вопрос первой
русской революции 1905–1907 гг. (Лекция)

Главные проблемы российской деревни накануне
революции 1905–1907 годов. Программы ведущих
политических партий России по аграрному вопросу.
Манифест 3 ноября 1905 года о выкупных платежах (1).

2. Крестьянское движение в ходе первой русской
революции (Семинар)

Влияние крестьянского движения на ход
революции

Предлагаются для обсуждения вопросы для
обсуждения

(1).

3. Проблема аграрного развития страны в
деятельности четырёх Государственных Дум (Лабораторная
работа
)

Проблема аграрного развития страны — главная
для всех четырех Дум.

Законопроект кадетов в I Думе. Аграрные
законопроекты второй Думы: их содержание и
судьба.

Работа с документами

(1).

Тема II. Столыпинская аграрная реформа
(4)

1. Социальный, культурный и
профессионально-аграрный фон столыпинских
преобразований (Лекция).

Мнения профессионалов. Крестьяне читают
брошюры. Крестьянское “авось” и деревенское
хулиганство (1).

2. Положительные и отрицательные факторы
аграрной реформы (Семинар)

“Пожарная эпидемия”. Крестьяне-практиканты в
Чехии. Культурно-хозяйственные гнёзда и
разбавленное молоко. Коллективное добро и
индивидуальное зло. Были ли положительные
результаты у столыпинской реформы?

Предлагаются вопросы для обсуждения

(1).

3. Столыпинские начинания в материалах губерний
Центрального Нечерноземья (Лабораторная
работа)

Работа с документами (1).

Тема III. Коллективизация в СССР (5).

1. Мифические и подлинные цели коллективизации (Лекция).

Причинно-следственные связи между социальными
потрясениями 1917–1922 гг. и 1929–1933 гг.
Хлебозаготавительные кризисы 1927–1928 гг.
Нарастание конфликта между крестьянством и
номенклатурой. Продовольственное положение в
городах. Информационные сводки ОГПУ о положении
в стране. XVI партийная конференция и первый
пятилетний план. Главный источник средств на
индустриализацию промышленности – деревня. Цели
и методы высшей номенклатуры (1).

2. Сталинская коллективизация (1930-1931 годы)
(Семинар)

Создание колхозов. Раскулачивание.
Предлагаются вопросы для обсуждения
(1).

3. Практика колхозного хозяйствования (Лабораторная
работа)

Работа с документами (1).

4. Сопротивление коллективизации в 1930–1933 годах (Лекция).

Рост крестьянского сопротивления. Массовый
забой скота – удар по животноводству. Открытые
вооружённые выступления крестьян (1).

5. Цена сталинской коллективизации (Семинар)

Трагедия спецпереселенцев и голодомор 1932–1933
гг.

Предлагаются вопросы для обсуждения

(1).

Тема IV . Аграрные эксперименты Н.С.
Хрущёва (2)

1. Три “суперпрограммы”: целина, кукуруза,
животноводство (Лекция)

Сельское хозяйство – один из приоритетов
внешней политики. Освоение целинных и залежных
земель. Кукуруза – “царица полей”? программа
развития животноводства (1).

2. Замыслы и реальность преобразований в
сельском хозяйстве (Семинар)

Плюсы и минусы аграрной политики Н.С. Хрущёва.

Предлагаются вопросы для обсуждения

(1).

Тема V. “Неперспективная” деревня (2)

1. Основные тенденции и проблемы развития
сельского хозяйства в 60-80 гг. XX века (Лекция)

Новые попытки решить продовольственную
проблему и их последствия (1).

2. Программа, которая осталась на бумаге
(Лабораторная работа)

Продовольственная программа 80-х гг. (1).

3. Заключение: Возродится ли российская
деревня? (Семинар)

Современное сельское хозяйство России.
Проблемы и решения Предлагаются вопросы для
обсуждения
(1).

Методические рекомендации к
элективному курсу
“Аграрный вопрос в России XX века”.

Учебные занятия элективного курса “Аграрный
вопрос в России XX века” выстроены по схеме:
лекция – семинар – лабораторная работа, что
позволяет рассматривать изучаемый материал с
различных сторон, а так же развивать навыки
самостоятельной и исследовательской работы
учащихся. Во время лекции учащиеся подробно
знакомятся с фактическим материалом.
Преподаватель анализирует
причинно-следственные связи между изучаемыми
явлениями, знакомит учащихся с главными
проблемами темы, обращает внимание на
малоизвестные факты, приводит статистические
данные. Желательно во время лекций использовать
компьютерные презентации с иллюстративным и
статистическим материалом.

Для проведения семинарских занятий учащимся
заранее предлагается круг обсуждаемых вопросов
и список дополнительной литературы. Вопросы
должны быть составлены так, чтобы учащиеся
использовали не только материал лекции, но и
другие источники: учебники, дополнительную
литературу, Интернет. Семинары можно проводить в
классической форме, как “круглые столы” или
использовать технологию “дебаты”. На семинарах
учащиеся развивают навыки монологической и
диалогической речи, учатся аргументировать свою
точку зрения, формируют коммуникативные навыки.

Проанализировать исторические источники по
теме учащиеся смогут во время лабораторных
работ. На лабораторных работах им предлагаются
документы и различные задания к ним. Среди
документов воспоминания и письма современников,
различные точки зрения на изучаемые вопросы
историков и обществоведов. Выполняя
лабораторные работы, ученики развивают
исследовательские и аналитические навыки,
учатся обобщать изученный материал и делать
выводы.

Список литературы для учителя

Александров К.

Второе крепостное право.
“История”. №19, 20, 21 .М., 2005.

Андреев Е.М. и др.

Население Советского Союза
1922–1991. М., 1993.

Трагедия советской деревни. Коллективизация и
раскулачивание. Документы и материалы. В 5 т.
1927–1939 / Под ред. В. Данилова, Р. Маннинга, Л. Виолы
и др.

Зырянов П.Н.

Крестьянская община европейской
России в 1907–1914 гг. М., 1992.

Иваницкий В.А.

Коллективизация и
раскулачивание. М., 1996 г.

Козлов С.

Проснувшаяся деревня. “История”.
№11, 12 .М., 2007.

Тюкавкин В.Г.

Великорусское крестьянство и
столыпинская аграрная реформа. М., 2001

Список литературы для учащихся

Бунин И.А.

Деревня. Повести и рассказы. Любое
издание.

Шолохов М.С.

Поднятая целина. Любое издание.

Приложение

Следующий: