Программа элективного курса От морали к закону отражение норм морали в законах Древней Руси и современном законодательстве

Пояснительная записка

Понятие справедливости соединяет в себе
правовые нормы и нравственные начала.

Для лучшего понимания права и его норм
необходимо рассмотреть, что отличает право от
норм морали и что их связывает. Между правом и
моралью существует тесная связь, в морали право
получает нравственную опору. И право, и мораль
опираются на справедливость как на меру и
критерий своих норм.

Нормы морали предлагают идеал человеческого
поведения, нравственную цель. Право не может
оторваться от жизни, от экономических и
культурных условий.

Право регулирует поступки людей. Мораль
чистоту мыслей и чувств. Нормам права
подчиняется все население. Исполнение норм
права обеспечивается государством,
исполнение норм морали совестью.

Мораль и право поддерживают друг друга. Именно
с точки зрения морали формируются ценностные
критерии правовой деятельности, право
оценивается как справедливое или
несправедливое.

Право, в конечном итоге, законодательное
закрепление позитивных и негативных норм
поведения.
Нравственные начала закреплялись в праве:
уважение личности, ниспровержение рабства,
крепостничества, равноправие для всех.
Правовая система требует известного смягчения в
применении к жизни. В судебных решениях часто
отвлеченная правда закона смягчается действием
милости по отношению к конкретным случаям.
Особенно ярко это проявляется в отношении
несовершеннолетних.

В условиях формирования правового государства
одной из главных проблем является воспитание
гражданина, способного понимать, что порядок
может быть основан на праве.
Но воспитание правового сознания должно
начинаться с усвоения нравственных ценностей и
норм в семье, школе, общении со сверстниками.
Усвоение норм морали и нравственности
происходит, по существу, на всех уроках
школьной программы. Это, так называемое,
обыденное правосознание. Задача учителя права
или преподавателя элективных курсов по праву
состоит в том, «чтобы поднять уровень обыденного
сознания до теоретического, и затем в
определенных случаях, посредством профильного
обучения, ввести в сферу профессионального
уровня». (Морозова С.А. Методика преподавания
права в школе, М., 2004.)

Цели:

  • показать на основе работы с правовыми
    документами, что нормы морали и нравственности
    существуют в тесном единстве с нормами права;
  • правовая система требует смягчения в своем
    применении к жизни;
  • право в свою очередь также влияет на мораль, что
    делает жизнь общества более устойчивой;
  • донести до юных граждан, что профессия юриста –
    моральна.

Задача: формирование правосознания
как совокупности представлений людей о праве с
точки зрения морали, нравственности и
законодательных актов.

Курс рассчитан на учащихся 9–11 классов,
изучающих право и обществознание. Кроме того, он
может быть использован для проведения
факультативных занятий в 8 классе.
Предполагаемый ЭК предусматривает различные
формы занятий: учебные лекции, дискуссии,
коллективное обсуждение вопросов, подготовка
сообщений.
Программа сориентирована на активную
самостоятельную работу учащихся, что
способствует формированию умений и навыков,
необходимых для продолжения образования в вузах,
а также для успешной адаптации в современном
обществе.
Курс рассчитан на 28 часов. Возможно провести курс
за 14 часов, 17 часов.
Занятия 1–7 можно использовать как
самостоятельные по курсу: «Граждановедение. 7
кл.» или в качестве лабораторных занятий по курсу
истории – 6, 7, 8 классы.

Содержание курса:

Занятие № 1. Мораль. Этика. Обычаи.
Традиции. (2 часа)

Лекция знакомит с данными понятиями.
Первые правила поведения – религиозные.
Учащимся предлагается работа с Библейскими
заповедями. На обсуждение выносится
вопрос:»Почему сохранились обычаи?».

Домашнее задание: составить синквейн
«Мораль».

Занятие № 2. От обычая к праву. (1 час)

Как возникло право. Первые законы древнейших
государств мира. Общее и различное между
понятиями.
Учащиеся работают с фрагментами законов
шумерского царя УР-ХАММУ, вавилонского царя
ХАММУРАПИ, законами царя МАНУ.

Группа получает фрагменты документов и вопросы
к ним:

1. Из какого закона ваш фрагмент?
2. Назовите страну, где действовал этот закон.
3. Дайте краткую характеристику наказаний.
4. Самый строгий закон.
5. Возможно ли говорить о нормах морали и
нравственности в данных законах?

Домашнее задание: составить синквейн
«Закон».

Занятие № 3. Первые письменные
правила поведения на Руси и России. (3 часа)

Занятие рассчитано на 3 часа. Работа в группах с
документами: «Поучения», «Домострой», «Юности
честное зерцало». Учащиеся работают с вопросами
к документам. С первого занятия собирается
материал для написания эссе: «Появление
первых письменных правил поведения – прогресс
или регресс?»

Домострой

Форма урока: лабараторно-практическое
занятие.

Цель: составить картину русского быта,
нравов, обычаев, характерных для XVI столетия.

Учащиеся по ходу чтения источника заполняют
таблицу, либо обсуждение проходит устно.

Вопросы для анализа: Результат работы
1. Каково место церкви в жизни русского
человека?
2. Каковы взгляды на природу царской власти?
3. Педагогические взгляды авторов «Домостроя»
4. Семейные отношения
5. Отношение к слугам
6. Уровень хозяйства России
7. Православные обряды

Дополнительные вопросы:

1. Почему «Домострой» является ценным
историческим источником для изучения целой
эпохи развития русского общества?
2. Что вы считаете актуальным до сегодняшнего дня?
3. В чем разница между современным понятием
«домострой» и тем смыслом, который вкладывали в
него наши предки?

«Поучения» Владимира Мономаха
первая попытка регламентировать отношения в
обществе.

Цель:

  • Продолжить и закрепить навыки работы с
    документами.
  • Показать на примере документа, что Русь
    стремится к объединению на моральной основе.
  • Показать роль личности в истории на примере
    В.Мономаха.

Вопросы для обсуждения:



Кому предназначал свое Поучение В.Мономах? Что
дало ему право написать его? Можно ли Поучение
назвать исповедью?
В это время в Киевской Руси определились
представления о нравственном княжеском идеале с
точки зрения христианских требований. Как
раскрывает поучение этические обязанности
князя:
– долг перед отечеством
– народом
– своей дружиной
– церковью
– семьей
– братьями-князьями

В.Мономах пишет свое завещание в молитвенном
состоянии духа. Какими тремя добрыми делами
избавляется человек от врагов и побеждает их.
Найдите эти слова в тексте.
Выделите княжеские и общечеловеческие
характеристики князя.
Какие идеи Поучения актуальны сегодня?
Определите жанр Поучения.
Какое наставление могут написать ваши родители
вам?
Как вы считаете, плодотворен ли сегодняшний урок?
Оставил ли он след в ваших сердцах?
Выразите свое отношение к князю.

Юности честное зерцало

Цель: изменения правил и норм
поведения в XVIII веке в ходе Петровских реформ.

Сравнение с «Домостроем» XVI века. Сходство и
отличие. Учащиеся работают по вопросам,
поставленных к документу?

Занятие № 4. Право древней Руси. (1 час)

Лекция. Работа с фрагментом документа «Русская
правда»по вопросам:

Таблица: «Русская правда»


Выводы Законы русские
1. В судебнике сохранились традиции родовой
мести.
2. Юридически оформлено деление на свободных и
несвободных
3. Среди свободного населения закрепляется
социальное (правовое) неравенство
4. Законы запрещают частную собственность
(какую)
5. В экономике Древней Руси преобладало
сельское хозяйство (назовите занятия)
6 Феодальной вотчине противостоит сельская
община
7. Выводы

Домашнее задание: выделить нормы морали в
данном документе.

Занятие № 5. Право русского
централизованного государства. (1 час)

Краткий рассказ о «Судебниках», «Соборном
уложении».
Отличие их от «Русской правды». Нормы морали в
данных документах.
Учитывались ли обычаи и традиции в данных
документах? Краткое знакомство с фрагментами
«Соборного уложения».

Занятие № 6. Право Российской
империи. (2 часа)

Свод законов Российской империи(1832). Судебная
реформа (1864).
В качестве обсуждения предлагается вопрос:
«Присяжные заседатели «за» и «против»».

Домашнее задание: нормы морали в законах
Российской империи.

Занятие № 7. Обобщение материала по
темам № 1–6. (1 час)

Составление смыслового плана: «Отражение норм
морали в правовых документах» (Имеются в виду
документы, рассмотренные на прошедших занятиях)

Занятие № 8. Отражение норм морали
в Конституции РФ. (2 часа)

Сообщение или лекция учителя о первых
Конституциях страны и зарубежных стран. Большая
часть занятия посвящена работе с документом.
Возможно, уместно остановиться на главе №
2.Учащиеся должны осознавать, что
Конституционные нормы закреплены в правовых
документах, принятых в дальнейшем.

Домашнее задание: Какие статьи я бы
добавил в основной закон страны?

Занятие № 9. Отражение норм морали
в УК РФ. (2 часа)

На занятии обратить внимание учащихся на
статьи: 59, 6, 7, 14 раздел 7 УК РФ 37, 39, 41.
Возможна дискуссия или обсуждение вопроса: «Цели
наказаний?», «Деяния, не являющиеся
преступлением», «Смертная казнь – «за» и
«против»».

Домашнее задание: как проблема досуга
влияет на преступления.

Занятие № 10. Отражение норм морали
в Семейном кодексе. (2 часа)

Нравственные основы семьи. Нужна ли сейчас
семья современному человеку. Доверие или брачный
контракт. Работа с документом. Кратко, используя
ПОПС-формулу, выразить отношение к семье.
Составить свой семейный кодекс.

Занятие № 11. Отражение норм
морали в трудовом праве. (2 часа)

Несовершеннолетние в системе правовых
отношений. Работа с документом. Обратить
внимание на статьи, касающиеся
несовершеннолетних. Практическая работа по
вопросам, составленных преподавателем.
Используя знания, полученные на занятиях,
составить трудовой договор на готовом бланке.

Занятие № 12. Отражение норм морали
в ГК РФ. (2 часа)

Понятие чести, достоинства, свободы. Работа с
документом.
Попытаться составить кластер по теме занятий ЭК.
Выделить основные, с точки зрения учащихся, нормы
морали и нравственности, отразить в схеме и далее
указать соответствующие законы, где они нашли
отражение. Возможно, каждый составит свой
кластер. Далее их можно сравнить и вывести общую
схему.

Занятие № 13. Отражение норм морали
в других правовых документах. (2 часа)

Лекция со «стопами». Составление тезисов.

Занятие № 14. Заключительное занятие. (1
час)

Заполнение анкеты: «Я». «ДЕЛО», «МЫ».

Домашнее задание: кратко изложить свои
взгляды на данный курс

Анкета:

«Дело»

А. получил прочные знания
Б. Усвоил материал частично.
В. Мало понял. Необходимо еще поработать.

«Я»: Как я работал, удовлетворен ли я своей
работой?

А. Со всеми заданиями справился
Б. Допустил ошибки
В. Не справился.

«Мы»: Как работала группа?

А. Совместно разбирали задания.
Б. Не все активно участвовали в обсуждении.
В. Работа была неинтересная.

Мои пожелания учителю:

Занятие № 15. Презентация курса. (3 часа)

Литература:

1. Детская библия.
2. Суворова Н.Г. Основы правовых знаний:
Методическое пособие, – М., 2004.
3. Набатова Н.Г. Конспекты уроков для
учителя истории 6–7 кл., – М., 2004.
4. Конституция РФ.
5. УК РФ
6. Семейный кодекс.
7. Трудовой кодекс.
8. Гражданский кодекс.
9. Морозова С.А. Методика преподавания права
в школе, – М., 2004.

Приложение




Следующий: