Программа элективного курса Основы исследовательской деятельности. 8–9-й классы

Курс «Основы исследовательской деятельности»
предназначен для предпрофильной подготовки
учащихся 9-х классов в объёме 8 (16*) часов. Данный
курс является источником знаний, расширяет
возможности учащихся, круг их метапредметных
умений и навыков. Курс учитывает не только
познавательные способности учащихся, он
применим для школьников, имеющих различный
уровень сформированности исследовательских
умений.

Курс позволяет выделить из числа учащихся
наиболее способных, творческих, развивать их
интеллектуальный потенциал. Данный учебный курс
является основополагающим в рамках
предпрофильной и профильной школы, так как
вооружает учащихся методикой исследовательской
деятельности.

Цели и задачи курса:

  • создать целостное представление о структуре,
    формах и перспективах исследовательской
    деятельности;
  • ознакомление учащихся с методикой проведения
    учебного исследования;
  • обучение учащихся основным алгоритмам
    исследовательской деятельности;
  • формирование научного мировоззрения учащихся;
  • развитие творческих способностей учащихся,
    умения самостоятельно мыслить, приобретать и
    применять знания;
  • организация сотрудничества: «учитель -
    ученик», «ученик — ученик», «ученик — социум».
  • Поставленные цели и задачи решаются
    посредством использования современных
    образовательных технологий (информационных,
    проектных, дистантных и др.), а также организации
    самостоятельной познавательной деятельности
    учащихся (работа с источниками, решение
    логических задач, работа в группе, дискуссия,
    мозговой штурм, учебное исследование и др.).

    В процессе обучения учащиеся приобретают
    следующие конкретные умения:

    • наблюдать и изучать общественные явления;
    • описывать результаты наблюдений;
    • анализировать и систематизировать полученную
      информацию;
    • выдвигать гипотезы;
    • отбирать необходимые методы исследования;
    • представлять и интерпретировать результаты;
    • делать выводы;
    • обсуждать результаты, участвовать в дискуссии;
    • представлять результаты в виде проектов,
      исследовательских работ.

    Образовательные результаты:

    Овладение курсом позволяет учащимся получить
    первичные представления о теории и практике
    исследовательской деятельности

    Основные формы работы:

    парная, групповая,
    индивидуальная.

    Формы итоговой отчётности(измерители):


    презентация документов, рефератов, малых
    исследовательских работ, участие в конференциях,
    конкурсах.

    Учебно- тематическое планирование 8 ч -
    теоретический курс; 16 ч — практико -
    теоретический курс (в планировании обозначен — *)


    № п/п Тема урока Содержание урока Основные умения и навыки Формы работы

    (виды
    деятельности)

    Основные этапы
    исследовательской деятельности
    1. (1-2*) Исследование — шаг в неизведанное Формулирование целей и задач курса.

    Виды
    исследовательских работ: реферат, проект, малая
    исследовательская работа.

    Этапы исследовательской деятельности.

    Структура исследовательской работы.

    Уметь: работать по алгоритму (написание
    эссе, участие в дискуссии, решение
    исследовательских задач);

    Знать: исследование,
    творчество, мировоззрение, умозаключение;

    Характеризовать: этапы исследовательской
    деятельности

    Написание эссе: «Что значит быть
    исследователем?» организация дискуссии: «Все ли
    могут быть исследователями?»

    Решение
    логических и проблемных задач.

    Практикум*: основные этапы работы над проектом
    (рабочий план)

    - Выбор направления, темы и формы
    исследования

    - Создание программы исследования
    (индивидуальные консультации, создание рабочих
    групп)

    - Составление рабочего плана

    2. (3-4*) Приключение идей: в поисках проблем и
    противоречий
    Выдвижение гипотез.

    Формулирование
    целей и задач исследования.

    Предмет и объект исследования.

    Понятие — способ борьбы с неясностью.

    Умение: постановка задач, выдвижение
    гипотез, формулирование темы;

    Знать: парадокс,
    гипотеза, предмет и объект исследования.

    Выявить: противоречия и проблемы.

    Определять: предмет и объект исследования.

    «Мозговой штурм» (выдвижение гипотез
    по темам исследований)

    Решение проблемных
    задач;

    Практикум*: Формулирование целей, задач,
    объекта и предмета исследования

    - Выдвижение гипотез

    Определение целей
    и задач исследования

    - Поэтапное решение целей и задач (согласно
    программе исследования).

    - Определение предмета и объекта исследования.

    3. (5-7*) Технология исследования. Эмпирические и теоретические методы
    исследования.
    Уметь: выбирать методы исследования в
    соответствии с планом, целями и задачами работы.

    Знать:
    анализ, синтез, индукция, дедукция,
    систематизация, классификация, сравнение,
    аналогия (теоретические методы)

    Характеризовать: эмпирические (практические
    методы)

    Наблюдать и описывать общественные явления.

    Составление таблицы: «Основные методы
    исследовательской деятельности»

    Диагностика*:
    ОУУН учащихся (умение сравнивать, обобщать,
    выделять главное, анализировать)

    Практикум*: технология проведения
    социологического опроса.

    - Отбор основных методов исследования

    -
    Разработка анкет по теме исследования

    - Пилотажное исследование (начальный этап
    написания работы)

    - Написание введения

    4-5 (8-9*) Отбор литературы по проблеме Отбор литературы по теме исследования.
    Анализ источников (документов).
    Уметь: выделять главное, работать по
    алгоритму (анализировать источник);

    Уметь:
    пользоваться каталогами (алфавитными,
    тематическими, электронными)

    Уметь: оформлять сноски, список литературы

    Знать: источник, виды источников, документ
    (типы)

    Практикум: работа с источником
    (использование памятки)

    Практикум*: оформление
    сносок, составление библиографического списка.

    Практикум*: Информационные ресурсы школьной
    библиотеки (привлечение специалиста)

    - Отбор и анализ литературы и источников
    (конспектирование, составление тезисов, выбор
    цитат)

    - Оформление сносок и библиографии

    * Корректировка рабочего плана (и темы работы)

    6.

    (10-11*)

    Оформление исследовательских работ Общие требования к оформлению работы

    (реферата,
    проекта)

    Знать: алгоритм оформления
    исследовательской работы (её составных частей).

    Систематизировать:
    данные исследования в виде таблиц, схем

    Уметь: использовать КТ для оформления работы и
    приложений

    Практикум: оформление титульного листа
    и плана.

    Практикум*: оформление приложений
    (таблиц, схем)

    Практикум*: использование современных КТ и
    Интернет-ресурсов для оформления и написания
    исследовательских работ (привлечение
    специалиста)

    - Разделение работы на части (введение,
    основная часть, заключение)

    - Написание работ (с
    учётом требований к структуре и оформлению)

    - Корректировка оформления работы с учётом
    специфики положений о конкурсах
    исследовательских работ (школьных, городских,
    областных, всероссийских)

    (12*) Логика — основа исследовательской
    деятельности
    Педагогическое управление
    исследованием.

    Написание исследовательской
    работы.

    Применять полученные знания и умения.
    Объединять составные части работы.
    Индивидуальные консультации; работа в
    группах
    - Написание основной части (веление на
    главы, разделы)
    7.

    (13-14*)

    Подведение итогов исследовательской
    работы
    Анализ результатов исследования.

    Формы
    итоговой отчётности.

    Подготовка тезисов и защиты по теме
    исследования.

    Уметь: делать выводы, умозаключения,
    анализировать;

    Составлять: тезисы, аннотацию к
    работе;

    Анализировать: собственные научные достижения.

    Самоанализ: «Сильные и слабые стороны в
    работе».

    Ролевая игра: «В роли защитника и
    оппонента».

    Творческий отчёт* о проведённой работе

    - анализ предварительных результатов
    (выводов);

    - сопоставление выводов с гипотезой,
    целями и задачами исследования;

    - Написание заключения (общие выводы)

    8.

    (15-16*)

    Презентация достижений (защита
    исследовательских работ*)
    Подведение итогов исследовательской
    деятельности.
    Анализировать: итоги исследовательской
    деятельности (индивидуальные, групповые)

    Оценивать:
    степень новизны и собственных достижений

    Уметь: организовать защиту исследовательской
    работы

    Оформить: зрительный ряд для защиты.

    Психологический тренинг: как выступать
    перед аудиторией? (привлечение специалиста)

    Защита
    (подготовка к защите)

    - Презентация работы

    - школьная
    конференция

    - День Науки (в рамках предметной недели);

    - конкурс «Интеллект»

    - областные, всероссийские конкурсы

    Учебно — методический комплекс:

    1. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в
      зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994.
    2. Леонтивич А.В., Саввичев А.С. Рекомендации по
      написанию исследовательских работ.
    3. В кн.: Материалы Всероссийского конкурса
      юношеских исследовательских работ. М., 2000.
    4. Савенкова А.И. Содержание и организация
      исследовательского обучения школьников. -
      «Библиотека директора школы», 2003, № 8.
    5. Чечель И.Д. Метод проектов: субъективная и
      объективная оценка результатов. — «Директор
      школы», 1998, № 4.

    Следующий: