Программа элективного курса Межнациональные отношения: история и современность

“Не моря разделяют народы,
а невежество, не различие языка,
а враждебные отношения”.

Д. Рескин.


Пояснительная записка

Одной из особенностей Российской Федерации
является то, что исторически наше государство
складывалось как сообщество разных этносов,
культур, и религий. Особую актуальность в
современных условиях приобретает учет интересов
всех населяющих Россию народов и культур,
поскольку изменения, произошедшие в стране в
области политики, экономики, социальных
отношений, вызвали в свою очередь, рост
национального самосознания этносов. В обществе
появились тенденции к межэтническому
расслоению, обособлению, зачастую переходящая в
национальную нетерпимость и непримиримость.
Необходимостью сохранения прочности
государства объясняется особое внимание к
развитию культуры межнациональных отношений на
современном этапе. Основой российского
гражданского общества должны стать признание
полиэтнического, поликультурного построения
государственности и формирование дружественных
межнациональных отношений на основе гибкой
национальной политики, реализуемой, прежде всего
в области образования.

Цель курса

: воспитание у молодежи чувства
любви к своему Отечеству и ответственности за
его будущее; формирование уважительного,
толерантного отношения к людям другой
национальности, приобщение подростков к
бесконечному многообразию мировой культуры.

Задачи курса:

  • изложение материала проводить в доступной
    форме;
  • изучать межнациональные отношения на примерах
    истории и современности;
  • развивать у учащихся способность адекватно,
    непредвзято оценивать себя и других людей, в том
    числе представляющих другие национальности;
  • не забывать, что правам и интересам любой
    группы не должны приноситься в жертву законные
    демократические права и интересы личности;
  • помочь учащимся разобраться в содержании
    национально-этнических отношениях и
    исторических тенденциях их развития


Области применения программы.

Курс рассчитан на реализацию в средних
общеобразовательных учреждениях различных
типов как элективный и во внеклассной работе по
предмету.

Организационная работа по программе.

Данный курс является дополнением к курсу
“Обществознания” 10-11 классов, занимающихся по
программе А.И. Кравченко. Программа курса
рассчитана на 32 часа.

Проведение исследований по темам на
теоретическом уровне.

Ожидаемые результаты.

Формирование толерантного отношения у
учащихся , способность адекватно оценивать себя
и других людей, Овладение социально
психологическими знаниями по культуре
межнациональных отношений.

Содержание программы.

1.Народы мира и их взаимоотношения сегодня
(17часов).

Тема 1.(2ч.) Понятие “этническая общность”.
Этнос-народ-нация.

Признаки этноса. Язык, бытовая культура, обычаи
и традиции. Этническое родство. Народ — новый вид
этнической общности. Природные и социальные
свойства нации. Духовные признаки нации.
Этническая характеристика нации. “Этнос”,
“нация”, “народ” как синонимы.

Тема 2.(3ч.) Национально-этнические отношения
народов.

Предпосылки возникновения и развития
национальных отношений. Комплексный характер
национальных отношений. Субъекты национальных
отношений. Характеристика проявления
межнациональных отношений. Национальное
самоуважение. Регулирование национальных
отношений.

Тема 3.(2ч.) Взаимосвязь и взаимовлияние этносов.

Этнос-форма приспособления к окружающей среде
у человека. Формы взаимосвязи этноса. Культурный
взаимообмен. Инонациональные группы и малые
народности.

Тема 4.(2ч.) Истоки национального вопроса.

История возникновения национального вопроса.
Возникновение конфликтов на национальной почве.
Межгосударственные конфликты.

Тема 5.(2ч.) Национальный вопрос в современных
условиях.

Национальный вопрос как система
взаимосвязанных проблем развития национальных
отношений. Причины этнического возрождения
народов. Развитие взаимовыгодного
сотрудничества. Права наций и народностей.
Практическое осуществление прав всех народов.
Объективные и субъективные факторы в решении
национального вопроса.

Тема 6. (2ч.) Межнациональное сотрудничество в
современном мире.

Экономическая интеграция – процесс сближения
народов. Европейский союз. Европейский
парламент. Межнациональная интеграция. Гарантия
национально-культурной автономии.
Демократическое государство- свободное
сосуществование разных национальностей.

Тема 7. (2ч.) Можно ли жить без национальных
конфликтов.

Национализм и его сущность. Геноцид рас и
народов. История фашистской диктатуры.
Толерантность и гуманистический подход к
этническим проблемам. Культура межнациональных
отношений.

Семинарское занятие по разделу: “Народы мира и
их взаимоотношения” (2 часа).

Основные вопросы:

1) Продолжается ли в настоящее время
образование новых наций?
2) В каких странах в настоящее время происходит
наиболее интенсивное изменение их национального
состава?
3) Чем вызваны сегодня процессы миграции
населения? Как они влияют на межнациональные
отношения?
4) Перечислите страны, в которых сегодня наиболее
остро проявляются межнациональные отношения?
5) В каком направлении, с Вашей точки зрения, будет
развиваться национальная культура?
6) Что в современном мире мешает развитию
национальных культур?

II. Межнациональные отношения в РФ (15 часов).

Тема 1(2ч.) Многонациональность нашего
государства.

Национальная характеристика народов нашей
страны. Русские — один из крупнейших народов мира.
Малые народы России .Культурное наследие и
самобытность народов.

Тема 2(3ч.) Национальный вопрос в России:
страницы истории.

Жизнь многонационального государства в ХIХ
веке. Национальная политика в 1920-егг.

Противоречия национальной политики в 1930-егг.
Искренний и глубокий интернационализм
становится доминирующей нотой в сознании масс.
Национальная политика в 50-70гг. ХХ века. Причины
национальных конфликтов в 80-90-е годы ХХ века.

Тема 3(2ч.) Национальное самосознание.

Национальное самосознание как важный фактор,
определяющий нацию. Историческая память. Две
стороны национальных интересов. Обогащение
культуры, внутреннего духовного мира.

Тема 4(2ч.) Межнациональные отношения в
современной России.

Дифференциация и интеграция развития
межнациональных отношений. Научно-техническая
революция-процесс экономической интеграции.
Европейское сообщество-объединение стран и
народов Западной Европы. Суд европейских
сообществ — “третья власть” решения сложных
проблем. Межнациональная интеграция.

Тема 5(2ч.) Межнациональные конфликты в России и
пути их преодоления.

Из истории межнациональных конфликтов.
Национальное насилие: ущемление прав, запрещение
религии, языка, культуры, традиций. Поиск путей
выхода из современных этнических кризисов. Поиск
консенсуса.

Тема 6 (2ч.) К гармонии межнациональных
отношений.

Новое мышление в национальном вопросе.
Реализация прав человека в РФ. Суверенитет.
Внедрение идей переговоров и компромиссов.

Семинарское занятие по разделу:
“Межнациональные отношения в РФ” (2 часа).

Вопросы и задания:

1) Многонациональность культур – благо или
только источник проблем.
2) Попытайтесь классифицировать современные
межнациональные конфликты в нашей стране,
учитывая их причины, масштабы, социокультурные и
политические факторы.
3) Сопоставьте содержание понятие
“национально-освободительное движение” и
“межнациональный конфликт”. Охарактеризуйте их
специфику на примерах из истории нашей страны.
4) Каково будущее малых народов в нашей стране?
5) Каково значение имеет система образования для
гармоничного развития межнациональных
отношений?


Основные термины и понятия.

Этнос. Нация. Народ. Межэтническая интеграция.
Этническая консолидация. Толерантность.
Консенсус. “Третья власть”. Геноцид. Шовинизм.
Апартеид. Национализм. Национальная гордость.
Патриотизм. Сепаратизм. Этнические общности.
Бытовой национализм.

Тематика рефератов.

  • Исторические общности людей и их особенности.
  • Становление современной национальной политики
    Российской Федерации.
  • Этнотерриториальные конфликты в постсоветском
    пространстве.
  • Статусные конфликты и «парад
    суверенитетов» в условиях распада СССР.
  • Межнациональные конфликты в условиях
    перестройки в СССР.
  • Проблема беженцев в современной России.
  • Межнациональные конфликты в республиках
    Закавказья.
  • Межэтнические конфликты в современной России.
  • Что такое “Холокост”.


Список литературы.

  • Арутюнов С. А. Народы и культуры: развитие и
    взаимодействие. М., 1998 г.
  • Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование — М.:
    Народное образовангие,1999 г.
  • Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. Россия
    на пути преодоления кризиса. М.: 1995 г.
  • Кравченко А.И.Основы социологии. М.: 1998 г.
  • Социология. Учебное пособие под редакцией
    Лаврененко В.Н. М.: 1998 г.
  • Тишков В.А. Очерки истории и политики этничности
    в России. — М.: 1997 г.
  • Человек и общество. Обществознание:10-11класс. Под
    редакцией Боголюбова Л.Н., Лазебниковой А.Ю. ч. 1,2.
    -М.: 2002 г.
  • Обществознание учебное пособие под редакцией Л.
    Н. Боголюбова, М. “Просвещение” 2006 г.
  • Развитие этнической толерантности в школе.
    Журнал “Воспитание школьников”, №1. 2006 г.
  • Следующий: