Программа элективного курса Культура твоего тела

Программа разработана с целью создания условий для развития мотивации к
самостоятельным занятиям физической культурой через современные оздоровительные
виды спортивных тренировок.

Достижение цели программы обеспечивается решением следующих основных задач,
направленных на:

  • воспитание ценностных ориентаций на здоровый образ жизни, потребностей и
    мотивов к регулярным занятиям физической культурой;
  • обучение основам современных видов двигательных действий;
  • формирование основ знаний о личной гигиене, о питании, о влиянии занятий
    физическими упражнениями на основные системы организма;
  • воспитание привычки к самостоятельным занятиям физическими упражнениями;
  • углубление знаний по оказанию первой помощи при травмах;
  • формирование адекватной оценки собственных физических возможностей;
  • воспитание инициативности, самостоятельности, взаимопомощи,
    дисциплинированности, чувства ответственности;
  • углубление представления о современных оздоровительных видах спортивных
    занятий, снарядах и инвентаре.

В основу программы входит материал о занятиях фитнесом. В больших городах на
сегодняшний день существует большое количество различных фитнес-клубов с
различными направлениями, где любой желающий может узнать о новых видах
спортивных тренировок, о новом современном спортивном инвентаре и оборудовании и
получить практические навыки. Поэтому данная программа для больших городских
школ окажется, конечно, не в диковинку. В нашем маленьком городке еще нет таких
спортивных клубов. Но мы стараемся не отставать от новых технологий в области
физической культуры и спорта. Три года назад в школе оборудовали фитнес-класс,
приобрели спортивное оборудование и инвентарь для занятий фитнесом. А приобщить
к таким занятиям учащихся решили через элективный курс, преследуя конкретные
цели и задачи.

Программа элективного курса «Культура твоего тела» предназначена для девушек
девятых классов. Занятия рассчитаны на одно полугодие в объеме 34 часа (два
занятия в неделю) или на год в объеме 34 часа (одно занятие в неделю).

Фитнес – это комплекс оздоровительных видов спортивных занятий, которые
включают в себя не только практические занятия, но и теоретические. Фитнес
включает в себя занятия различными видами аэробики и гимнастики. Аэробика – это
динамичный вид занятий под ритмичную музыку на развитие всех двигательных
качеств (выносливость, сила, координация, гибкость, скорость).

Практическая часть программы предлагает ознакомить обучающихся с такими
видами аэробики, как:

  • танцевальные виды аэробики – аэробика с применением танцевальных движений
    разной степени интенсивности и сложности;
  • стэп-аэробика – занятие с применением специальной степ-платформы;
  • фитбол-аэробика – упражнения со специальным мячом, рекомендуется для
    улучшения осанки, баланса и гибкости;
  • флекс-аэробика – упражнения на гибкость и растягивание, уменьшают
    тугоподвижность мышц, увеличивают диапазон движений в суставах.

Также программа предполагает знакомство с такими видами гимнастики, как:

  • фит-йога – это смесь дыхательных, растягивающих и расслабляющих упражнений,
    благотворно действующих не только на мускулатуру, но и на внутренние органы;
  • пилатес – это полный и гармоничный метод физического тренинга, без внимания
    не остается ни одна часть тела;
  • калланетика – вид гимнастики, развивающий группу мышц от талии до колен с
    щадящим режимом работы на спину и суставы.

В практической части программы подобран материал с учетом особенностей
развития каждого двигательного качества и возрастных особенностей девушек. Все
основные упражнения имеют три варианта выполнения: динамический вариант, вариант
с утяжелением, статический вариант, растягивание. Последнее носит обязательный
характер, так как способствует восстановлению мышц после напряжения. Выполнение
статических упражнений и вариант с утяжелением вслед за динамическим
обеспечивает максимум воздействия на мышцы. При выполнении данных упражнений
даются методические рекомендации: увеличить число повторов, сократить
продолжительность пауз отдыха, выполнять упражнения с утяжелением, но уменьшить
число повторов, выполнять упражнения при возможности с напряжением мышц или
ускорить темп.

При разучивании несложных двигательных действий используется метод целостного
разучивания, а метод обучения по частям – при разучивании более сложных
упражнений. Также в процессе учебных занятий используются методы словесного
воздействия (объяснение, команда, разбор, замечание, словесная оценка).
Незаменим в этой работе метод наглядного воздействия (непосредственный показ
движений). При разучивании комплексов аэробики применяются жесты (визуальные
команды), что повышает организацию занятий, их моторную плотность. Специфические
жесты поясняют направление движения, количество повторений и т. д.

Все занятия проводятся с музыкальным сопровождением. Предлагаемые упражнения
с музыкальным сопровождением создают на занятиях положительный эмоциональный
настрой, содействуют формированию правильных представлений о характере движений,
вырабатывает у них точность и выразительность, положительно сказывается на
эстетическом, нравственном и физическом развитии занимающихся. Специальные
наблюдения показывают: чем больше приятных ощущений занимающиеся получают во
время занятий, тем лучше они выполняют предлагаемые им учебные задания, тем выше
привлекательность, активность и результативность проводимых занятий.

В теоретический раздел программы входят следующие темы:

  • организация самостоятельных занятий;
  • анатомия и антропометрия;
  • питание;
  • медицинские аспекты.

Этот раздел программы нацелен на освоение знаний о том, как правильно
организовать тренировку самостоятельно, как выбрать подходящий вид нагрузки, как
составить индивидуальный план тренировки, как правильно питаться, как укрепить
здоровье в зависимости от индивидуальных возможностей своего организма.
Занимающиеся должны ставить перед собой вопрос «зачем?» и «почему?», а не только
потому, что это модно и полезно. Только в этом случае можно рассчитывать на
успех и решать реальные цели, как краткосрочные, так и долгосрочные, и
последовательно их добиваться.

Программа предусматривает приобретение коммуникативных, организационных,
презентационных компетентностей у учащихся: умение работать в группе,
коллективе, умение представить себя и свою деятельность, умение организовать
режим дня и активный досуг.

Практический раздел программы реализуется на учебно-тренировочных занятиях.
Теоретический раздел программы реализуется через беседы во время
учебно-тренировочной работы и отдельные занятия.

Промежуточная аттестация проводится через карточки-задания, состоящие из
вопросов практического и теоретического разделов.

Итоговая аттестация практического раздела программы – открытое занятие с
демонстрацией освоенных комплексов упражнений. Теоретический раздел программы –
через тестирование. Тестирование оценивается по пятибалльной шкале:

Выполнение теста Балл
100-85% 5
85-70% 4
70-50% 3

Для реализации данной программы необходим следующий спортивный инвентарь и
оборудование: степ-платформы, фитоболы (большие резиновые мячи), гантели (2-3
кг), набивные мячи (2-3 кг), гимнастические коврики, обручи, скакалки, тренажеры
«Жимфлекстор», магнитофон с воспроизведением аудиокассет и компакт-дисков.

В результате освоения данной программы, занимающиеся по окончании курса
должны:

Знать:

  • способы организации самостоятельных занятий физическими упражнениями с разной
    функциональной направленностью, правила использования спортивного инвентаря и
    оборудования;
  • правила личной гигиены, профилактики травматизма и оказания доврачебной
    помощи при занятиях физическими упражнениями.

Уметь:

  • проводить самостоятельные занятия по развитию основных физических
    способностей, коррекции осанки и телосложения;
  • контролировать функциональное состояние организма при выполнении физических
    упражнений;
  • пользоваться современным спортивным инвентарем и оборудованием, специальными
    техническими средствами с целью повышения эффективности самостоятельных форм
    занятий физической культурой.

Демонстрировать:

  • комплекс силовых упражнений;
  • комплекс упражнений в партере на развитие различных групп мышц;
  • комплекс упражнений танцевальной аэробики или степ-аэробики;
  • комплекс упражнений на растягивание и расслабление.

Содержание программы

№ п/п Вид программного материала Количество часов
I Теоретический раздел. 10
1.1 Организация самостоятельных занятий:
  • виды спортивных
    тренировок;
  • самоконтроль функционального состояния.
2
1.2 Анатомия и антропометрия:
  • анатомические особенности
    женской фигуры;
  • виды телосложения;
  • определение идеальных пропорций;
  • подбор упражнений на определенные группы мышц.
2
1.3 Питание:
  • рациональное и сбалансированное питание;
  • энергетические затраты;
  • динамика веса;
  • типы диет.
4
1.4 Медицинские аспекты:
  • влияние физических нагрузок на
    основные системы организма;
  • травмы и мышечные боли, оказание первой медицинской помощи;
  • водные процедуры и личная гигиена;
  • режим дня.
2
II Практический раздел. 24
2.1 Танцевальная аэробика. 4
2.2 Степ-аэробика. 6
2.3 Комплексы силовых упражнений. 4
2.4 Комплексы упражнений в партере на различные группы мышц. 6
2.5 Комплексы упражнений на растягивание и расслабление. 4

Литература:

  1. Физическое воспитание учащихся 8-9 классов. Пособие для учителя. Под
    редакцией В. И. Ляха. Москва «Просвещение», 2000.
  2. Ритмические упражнения, хореография и игры. Методическое пособие. Г. А.
    Колодницкий, В. С. Кузнецов. Москва «Дрофа», 2003.
  3. Физкульт-ура! Ура! Ура! Учебное пособие. Ю. Г. Каджаспиров. Москва
    «Педагогическое общество России», 2002.
  4. Фитнес. Стратегия успеха в личной жизни. Зорина И. В. – СПб.: Издательский
    дом «Нева»; М.: «ОЛМА-ПРЕСС», 2002.
  5. Пилатес. Синтия Вейдер. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  6. Фит-йога. Синтия Вейдер. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
  7. Степ-аэробика. Е. А. Яных, В. А. Захаркина. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2006.

Следующий: