Программа элективного курса История качества

На основе знакомства с данным материалом
происходит непосредственное прикоснове- ние
детей к историческому и культурному наследию,
героическим и трагическим стра- ницам
казачества. Особое значение придается развитию
навыков поиска информации, работы с ее
различными типами, объяснения и оценивания
исторических фактов и явлений, определению
учащимися собственного отношения к наиболее
значительным событиям и личностям истории
казачьего народа. Критерий качества
исторического образования определяется
овладением навыками анализа, объяснения, оценки
исторических явлений, развитием коммуникативной
культуры учащихся.

Цель курса:

  • освоение систематизированных знаний об истории
    казачества, формирование целостного
    представления о месте и роли казаков в
    историческом процессе;

Задачи курса:

  • формирование исторического мышления –
    способности сопоставлять различные версии и
    оценки исторических событий и личностей,
    определять собственное отношение к проблемам
    прошлого и современности казачества;
  • овладение умениями и навыками поиска,
    систематизации и комплексного анализа
    исторической информации;
  • развитие интереса и уважения к истории и
    культуре своего края;
  • воспитание гражданственности, патриотизма,
    развитие мировоззренческих убеждений учащихся;
  • расширения кругозора учащихся/

По функциональному назначению программа
учебного курса отвечает требованиям профильного
обучения.

По степени новизны программа включает новые
для учащихся знания, не содержащиеся в базовых
программах.

По мотивирующему потенциалу программа
содержит знания, вызывающие познавательный
интерес учащихся и представляющие ценность для
их личностного развития, самоопределения в
дальнейшей жизни.

По полноте содержания программа содержит все
знания, необходимые для достижения
запланированных в ней целей обучения.

По научности содержания в программу включены
прогрессивные научные знания и наиболее ценный
опыт практической деятельности человека.

По инвариантности содержания включенный в
программу материал может применяться для
кадетских классов, что достигается
обобщенностью включенных в нее знаний, их
отбором в соответствии с общими для всех
учащихся задачами.

Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю).

Основным типом урока является комбинированный.
Предусмотрены так же другие формы уроков:
уроки-лекции, практикумы (работа с документами),
беседы, встречи с представи- телями казачества,
просмотр фильмов о казаках, защита творческих
работ учащихся.

При изучении курса проводится следующий вид
контроля:

рубежный

– контроль в конце изучения темы;

Ожидаемые результаты:

В результате изучения истории казачества кадет
должен

знать/понимать:

  • основные факты, процессы и явления,
    характеризующие целостность и системность
    казачества;
  • особенности исторического пути казачества, ее
    роль в истории России;
  • историческую обусловленность современных
    общественных процессов;

уметь:

  • проводить поиск исторической информации в
    источниках разного типа;
  • критически анализировать источник
    исторической информации;
  • устанавливать причинно-следственные связи
    между явлениями, пространственные и временные
    рамки изучаемых исторических процессов и
    явлений;
  • участвовать в дискуссиях по проблемам,
    формулировать собственную позицию по
    обсуждаемым вопросам, используя для
    аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения материала в
    формах реферата, проекта;
  • использовать приобретенные знания и умения в
    практической деятельности и повседневной жизни
    для:
  • определения собственной позиции по отношению к
    явлениям современной жизни, исходя из их
    исторической обусловленности;
  • использования навыков исторического анализа
    при критическом восприятии получаемой извне
    социальной информации;
  • осознания себя как представителя исторически
    сложившегося гражданского, этнокультурного,
    конфессионального сообщества, гражданина
    России.

Учебно-тематическое планирование курса

часы тема содержание форма учебной деятельности контроль
1 Казачество на Руси. Становление казачества, их роль в
защите

государства Российского. Вольное и
служивое казачест- во.

лекция опорный

конспект

2. Быт и обычаи казаков. Занятия казаков. Казачий домострой.
Казачьи праздники и торжества.
лекция с элементами

беседы

тест
3. Организация и управление. Роль семьи в казачьем обществе, казачий
круг, сход, совет стариков. Атаман.
лекция работа с документами тест, анализ

документа

4. Права и обязанности казака. Права казака и его обязанности. лекция конспект
5. Казачьи заповеди. Мировоззрение казачества. Казачий дух. лекция, беседа конспект
6.

Казачьи войска. Оружие. Казачьи чины. Донское, Кубанское, Сибирское,
Уральское казачество.
групповая работа таблица тест
7. Роль казаков в освоении Сибири. Сибирское ханство. Походы Ермака.

Присоединение
Западной Сибири.



лекция

тест

8. Освоение Дальнего Востока. Экспедиции В. Атласова, С. Дежнева, М.
Стадухина, Е. Хабарова. Присоединение Камчатки,
Приамурья.
лекция тест
9. Освоение Заполярья. Обдорская крепость. Н. Траханиотов. лекция с элементами беседы тест
10. Кровавый след. Гонения и репрессии казачества в годы
большевистской власти. Расказачивание.
лекция работа с документами анализ документа
11. Казаки в годы Великой

Отечественной
войны.

Вклад казаков в победу над фашистской
Германией.
лекция

просмотр д/фильма

беседа
12. Возрождение казачества в России. 1990 г. Большой учредительный круг Союза
казаков в г. Москве.
лекция тест
13. Возрождение казачества на Ямале. Союз казаков на Крайнем Севере.
Учреждение

Обско-Полярной казачьей линии (ОПКЛ).

работа с документами анализ документа
14.

Назовский казачий округ.

Роль казаков в жизни округа и города.
Участие казаков в краеведении, строительстве
Никольской башни, Владимирской часовни.
Перезахоронение жертв политических репрессий.
Казачий народный хор.
встреча с В.И.

Степанченко

беседа

15. Становление кадетского движения в
Салехарде.
Патриотическое воспитание молодежи.
Кадетские классы казачьей направленности.
лекция

защита проекта

защита

проекта

16. Роль казачества в истории России. Кто такие казаки, их прошлое и
настоящее. Роль и значение казачества в
современной России.
семинар Тест
17. Защита проектов:

“Казачий быт,
традиции”

“Казачьи герои”

защита проектов. защита проектов.

Содержание курса.

Становление казачества — 6 часов.

Появление казачества. Вольное и служивое
казачество. Занятия, общественный строй, быт и
обычаи казаков. Основные принципы казачьего
мировоззрения, казачьей нравственности. Права и
обязанности казака. Военная структура казаков,
создание Донского, Кубанского, Сибирского,
Уральского казачьих войск.

Военные походы казаков — 3 часа.

Поход Ермака в Сибирь. Начало освоения Сибири.
Строительство городов. Экспедиции С.Дежнева,
Е.Хабарова, В. Атласова на территорию Дальнего
Востока. Экспедиция Н. Траханиотова в Заполярье.
Основание г. Обдорска.

Казачество в годы суровых испытаний — 2 часа.

Казачество в годы гражданской войны. Начало
репрессий против казаков. “Красный террор”.
Участие казачьих войск в Великой Отечественной
войне. Формирование казачьих дивизий. Вклад
казаков в победу над фашистской Германией.

Возрождение казачества – 4 часа.

Реабилитация казачества. Большой круг казаков
России. Принятие “Декларации казачества
России”. Объединение представителей казачества
в союзы. “Союз казаков Крайнего Севера”.
Назовский казачий округ. Роль казачества в
истории России.

Становление кадетского движения – 1 час.

Патриотическое воспитание молодежи казаками.
Образование кадетских классов казачьей
направленности. Деятельность кадетских классов.

Повторение, защита проектов – 1 час.

Список литературы:

  1. Агафонов О.В. “Казачьи войска Российской
    империи” М. “Русская культура” 1995г.
  2. Алмазов Б.А. “Казаки” иллюстрированная история
    Отечества. С-П. “Золотой век” ДИАМАНТ, 1999 г.
  3. Бугай Н.Ф., Гонов А.М. “По решению правительства
    Союза ССР” Нальчик Издат. дом Эль-Фа, 2003 г.
  4. Главацкий М.Е. “Хрестоматия по истории России
    1917 – 1940 г.г.”, М. 1995 г.
  5. Гоголь Н.В. “Тарас Бульба” М, Детская
    литература, 1976 г.
  6. Гордеев А.А. “История казачества” М. Вече 2006
  7. Глущенко В.В. “Казачество Евразии” М. Вузовская
    школа, 2000
  8. Данилов А.А. Справочные материалы “История
    России 9-19 в.в.”, М. 1998 г.
  9. Журнал “Родина” Казаки. Спецвыпуск. 5-2004 г.
  10. Иванов В.А. , Чугунов С.М. “История казачества на
    Урале”. Учебное пособие. Оренбург, ОГПУ, 2003
  11. История казачества Азиатской России”.Т1,2,3.
    Екатеринбург, УрО РАН,1995 г
  12. “Казачество – щит Отечества” М. Издат. дом.
    ТОНЧЦ,2005 г.
  13. Леонтьева Г.А. “Землепроходец Ерофей Павлович
    Хабаров” М. П. 1991 г.
  14. Научный вестник ЯНАО Салехард №11 2002 г, №5 2005 г.
  15. Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. “Древний
    Обдорск и заполярные города — легенды”. Москва
    “Ополо” 1998 г.
  16. Патрикеев Н. “Ямал: страницы былого”. Салехард
    1995 г.
  17. Письмо главе администрации г. Салехарда от
    казаков о создании кадетского корпуса в
    Салехарде от 05.12.1994 г.
  18. Савельев Е.П., Фоменко А.Т. “Древняя история
    казачества” М. Вече 2004.
  19. Скрынников Р.Г. “Ермак”. М. П. 1992 г
  20. Степанченко В.И., “Казачьему роду нет
    переводу”. С- П. 2001 г
  21. Степанченко В.И. “Боевое искусство. Крепость
    духа и тела в истории казачества и российских
    единоборств” ж-л “Ямальский меридиан” 6-2006 г.
  22. Энциклопедия “История России IX – XVII в.в.”
    “ОЛМА – ПРЕСС” 2004 г.

Сайты:

  1. www.fstanitsa. ru
  2. zaimka.ru.kazaki
  3. www.cossackweb.com
  4. udona.narod.ru.
  5. belkazak.narod.ru.
  6. www.kuban.xxi.h1/ru/
  7. www.ic. omskreq.ru/-archive.
  8. region.kuban.info

< Приложение>




Следующий: