Программа элективного курса для учащихся 9-го класса Изучаем уголовное право

Пояснительная записка

К числу наиболее острых проблем современного
общества относятся резкий всплеск преступности
среди подростков, распространение аморализма и
жестокости в молодежной среде, трудности школы и
учителя в попытках сдержать натиск
антисоциальных проявлений.

Отечественная и мировая практика
свидетельствует, что хорошо организованная
воспитательная и образовательная система,
включающая современные педагогические
технологии, может дать немалые результаты,
прежде всего в отношении подростков из группы
риска. Это те молодые, социально незрелые люди,
развитие которых осложнено влиянием
отрицательных социально-психологических
факторов: проблемами семейных взаимоотношений,
подверженностью негативному воздействию
средств массовой информации, неблагоприятным
социальным окружением и др.

Цель курса:

содействовать правовому
воспитанию школьников, формированию устойчивой
потребности в правомерном поведении,
познакомить учащихся с основными положениями
уголовного права, с содержанием Уголовного
кодекса РФ.

Задачи курса:

  • сформировать у учащихся представления о
    содержании и тенденциях развития отечественного
    уголовного права, необходимые гражданину России;
  • создать целостное представление о личной
    ответственности человека за антиобщественные
    деяния, предусмотренные уголовным правом;
  • развить отрицательное отношение к
    правонарушениям как фактору, подрывающему
    материальное и психологическое благополучие
    граждан;
  • предупредить об опасности свойственных
    подростковому возрасту необдуманных действий,
    которые могут привести к совершению
    преступления;
  • способствовать развитию навыков
    самостоятельного осмысления социальных явлений;
  • воспитывать уважение к законности и
    правопорядку, правам других людей.

Особенности изучения курса:

В курсе «Изучаем уголовное право» более полно
освещены вопросы уголовного права, чем в курсе
«Обществознание», изучаемом в 9 классе.

Изучение курса позволит сформировать
конкретные знания учащихся в области уголовного
права: виды правонарушений, характер
ответственности за конкретные деяния,
назначение и структура правоохранительных
органов, формы наказаний и т.д. Акцент делается на
активные формы занятий, приоритет отдан не
приобретению учеником знаний, а участию в работе,
включению его в осмысление материала. Причем
материал не только отражает основы юридической
науки, но ориентирован на изучение реальных
проблем и явлений общественной жизни.

В процессе изучения курса предполагается
использование различных видов индивидуальной,
парной, групповой работы, проведение деловых,
ролевых игр по праву, работа с первоисточниками.
Это позволит обеспечить серьезную мотивацию на
дальнейшее правовое обучение, и сформировать
устойчивый интерес учащихся к праву.

Ожидаемый результат:

  • изучение курса позволит:
  • сформировать первоначальные знания учащихся в
    области уголовного права;
  • познакомить их с Уголовным кодексом РФ как
    основным источником уголовного права;
  • ориентировать учащихся на применение
    полученных знаний в жизни;
  • развивать ответственность, уважение к
    законности и правопорядку в стране.

Данная программа рассчитана на 17 учебных часов.

Формы занятий:

  • лекция
  • практикум
  • дискуссия
  • презентация творческих работ
  • моделирование ситуаций
  • ролевые игры по праву

Методы работы:

  • лекция
  • беседа
  • работа с источниками
  • моделирование ситуаций
  • анализ правовых ситуаций
  • дискуссия
  • индивидуальные, парные, групповые формы работы

Формы итогового контроля:

  • выполнение творческой работы (доклад, эссе, т.д.)
  • участие в дискуссии
  • решение познавательных задач

Учебно-тематический план


Тема Кол-во часов Форма занятия
1 Уголовное право и мы. 1 Лекция
Правонарушения и наказания 5 Практикум
2 Правонарушение и преступление. 1 Лекция
3 Причины правонарушений. 1 Практикум, соц.опрос
4 Преступление. Категории преступлений. 1 Лекция
5 Вина. Формы вины. 1 Ролевая игра
6 Уголовная ответственность. 1 Практикум
Преступления против собственности 2
7 Корыстные преступления.
Вымогательство.
1 Работа в группах
Моделирование ситуаций
8 Некорыстные преступления. 1 Ролевая игра
Преступления против личности 3
9 Преступления против чести и
достоинства.
1 Работа с источником
10 Преступления против здоровья и жизни. 1 Моделирование ситуаций
11 Преступления против личности и
собственности.
1 Практикум
Групповые преступления 2
12 Организованная преступность
несовершеннолетних.
1 Лекция, беседа
13 Ответственность за групповые
преступления.
1 Работа с источником, дискуссия
О правопорядке 2
14 Что такое правопорядок. 1 Тренинг, лекция
15 Судебное разбирательство. 1 Ролевая игра
16 Смертная казнь: «за» и «против» 1 Дискуссия
17 Итоговый урок. Зачет по курсу. 1 Презентация творческих работ

Содержание курса



Тема 1. Уголовное право и мы (1 час)

Уголовное право. Принципы уголовного права.
Уголовный кодекс РФ.

Тема 2. Правонарушение и преступление (1 час)

Правонарушение, его сущность. Виды
правонарушений. Отличие правонарушения от
нарушения норм морали.

Тема 3. Причины правонарушений (1 час)

Причины правонарушений: социальные,
психологические, биологические. Портрет
потенциального правонарушителя.

Тема 4. Преступление. Категории преступлений (1
час)

Преступление, его сущность. Категории
преступлений. Соучастники преступлений.

Тема 5. Вина. Формы вины (1 час)

Что такое вина. Условия, при которых возникает
вина. Условия, при которых не возникает вина.
Формы вины: умысел и неосторожность. Презумпция
невиновности.

Тема 6. Уголовная ответственность (1 час)

Юридическая ответственность, ее виды. Причины и
условия наступления уголовной ответственности.
Виды уголовных наказаний. Уголовная
ответственность несовершеннолетних. Принцип
неотвратимости наказания.

Тема 7. Корыстные преступления. Вымогательство
(1 час)

Преступления против собственности. Виды
преступлений: кража, грабеж, разбой,
мошенничество, вымогательство. Виды наказаний по
УК РФ. Как вести себя, если вы стали жертвой
вымогательства.

Тема 8. Некорыстные преступления (1 час)

Некорыстные преступления, направленные против
собственности. Виды некорыстных преступлений:
вандализм, умышленное уничтожение или
повреждение чужого имущества, заведомо ложное
сообщение об акте терроризма, уничтожение или
повреждение имущества по неосторожности.
Ответственность за некорыстные преступления.

Тема 9. Преступления против чести и достоинства
(1 час)

Основные виды преступлений против чести и
достоинства личности: клевета, оскорбление,
похищение человека, хулиганство.
Ответственность за преступления против чести и
достоинства. Виды наказаний по УК РФ.

Тема 10. Преступления против здоровья и жизни (1
час)

Виды преступлений против здоровья и жизни
человека. Ответственность и виды наказаний.

Тема 11. Преступления против личности и
собственности. Урок-практикум (1 час)

Основные виды преступлений и ответственность
за них. Нормы поведения в критических ситуациях.
Анализ правовых ситуаций.

Тема 12. Организованная преступность
несовершеннолетних (1 час)

Понятие преступной группы. Причины попадания
подростков в преступные группы. Опасности,
связанные с попаданием подростков в
антисоциальные группы.

Тема 13. Ответственность за групповые
преступления (1 час)

Особенности уголовной ответственности за
групповые преступления несовершеннолетних.
Основные роли участников групповой преступной
деятельности, подпадающие под действие УК РФ.
Можно ли выйти из преступной группы?

Тема 14. Что такое правопорядок (1 час)

Понятие правопорядка. От чего зависит
правопорядок в стране. Структура и функции
правоохранительных органов РФ.

Тема 15. Судебное разбирательство (1 час)

Принципы справедливого демократического
судопроизводства. Основные функции суда и
прокуратуры в уголовном процессе. Участники
судебного разбирательства.

Тема 16. Смертная казнь: «за» и «против» (1 час)

Справедливость возмездия за убийство в виде
смертной казни. Сложность и противоречивость
проблемы отмены смертной казни в РФ.

Тема 17. Итоговый урок (1 час)

Презентация творческих работ по курсу: эссе,
доклады.

Литература для учащихся

1. С.И.Володина «Основы правовых знаний 8-9 кл.»,
кн. 1,2., М., «Новый учебник», 2005.

2. Уголовное право в вопросах и ответах: Учеб.
пособие/Г.Н.Борзенков, В.С.Комиссаров. — М.: ТК
Велби, 2003.

3. Уголовный кодекс РФ.

4. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

Литература для учителя

1. Зайцев О.А. Государственная защита участников
уголовного процесса. — М.: Экзамен, 2003.

2. Кодекс об административных правонарушениях.
М.: Инфра-М, 2003.

3. Полный сборник кодексов РФ. С изменениями и
дополнениями на 1 мая 1999 года — М.: ООО «Фирма
«Издательство АСТ», 1999. (стр.205 — 263)

4. Уголовное право в вопросах и ответах: Учеб.
пособие/Г.Н.Борзенков, В.С.Комиссаров. — М.: ТК
Велби, 2003.

5. Уголовный кодекс РФ.

6. Уголовно-процессуальный кодекс РФ.

7. Уголовно-процессуальное право РФ:
Учебник/Отв.ред. П.А.Лукинская — М.: Юристъ, 1998.




Следующий: