Программа элективного курса для 10–11-х классов Человек как главная философская проблема

Элективный курс «Человек как главная
философская проблема» рассчитан на 17 часов,
углубляет и конкретизирует содержание
предметных тем базового курса «Обществознание»
в средней школе. Данный элективный курс дает
возможность расширить знания обучающихся о
человеке, более глубоко осмыслить проблемы
сущности и существования человека в современном
мире.

Данный курс особенно актуален для
старшеклассников, т.к. в условиях
информационного общества, в период становления
личности большое значение имеет формирование
целостного представления о человеке, о его
сложном и многогранном внутреннем мире, о его
нравственных ценностях, развитие стремления
понять самих себя.

Элективный курс обладает значительным
воспитательным потенциалом, так как содействует
формированию нравственных представлений,
взглядов, оценок, требует от старшеклассников
осмысления вопросов, волновавших не только
философов, но и обыкновенных людей во все
времена: о ценностях человеческого
существования, о противоречивости человеческой
сущности, о цели и смысле человеческой жизни, о
проблеме свободы в деятельности человека и др.

Цель курса:

расширение знаний старшеклассников по
основным проблемам, связанным с изучением
человека; углубление представлений о человеке
как о существе биосоциокультурном; формирование
мировоззрения на основе усвоения
общечеловеческих ценностей, гуманизация
личности.

Задачи курса

1) усвоение основной проблематики
философской антропологии (теории происхождения
человека, основные концепции сущности человека,
потенциал человека, ценности человека и т.д.);

2) развитие интереса к изучению гуманитарных и
социальных дисциплин;

3) воспитание у формирующегося человека чувства
собственного достоинства и установления
гармоничных отношений в сфере межличностных
контактов;

4) формирование представлений о нравственных
ценностях человеческой жизни и культуры,
жизненной позиции и осознанной я-концепции,
способности к личному самоопределению и
самореализации.

В процессе изучения элективного курса у
старшеклассников формируются следующие
общеучебные умения и навыки:

- поиск и извлечение информации по заданной
теме в адаптированных источниках различного
типа, отделение основной информации от
второстепенной;

- определение сущностных характеристик
изучаемого объекта, сопоставление, оценка
объектов;

- объяснение изученных положений на конкретных
примерах;

- владение такими видами публичных выступлений
как высказывание, монолог, дискуссия;

- использование элементов
причинно-следственного анализа;

- умение обосновывать суждения, давать
определения, приводить доказательства;

- использование компьютерных технологий для
обработки, систематизации и передачи информации
и презентации результатов познавательной
деятельности.

Средства и методы, посредством которых
реализуется программа курса, различны.

Учитывая специфику курса и возрастные
особенности старшеклассников, наиболее
целесообразным является проведение занятий в
форме лекций, семинаров, обобщающих бесед с
элементами дискуссии.

Являясь дополнением к базовому курсу
обществознания, элективный курс способствует
формированию у будущих выпускников
представления о философии как общественной
науке, развитию мышления и ключевых компетенций
- мировоззренческой (ценностно-смысловой) и
учебно-познавательной.

Результатом деятельности обучающихся являются
творческие работы, рефераты, исследовательские
проекты по основным проблемам развития и
существования человека, его ценностей,
перспектив развития и т. д.

Содержание программы элективного курса
«Человек как главная философская проблема»
(17часов)

Вводное занятие. (1час)

Предмет и задачи элективного курса.
Философская антропология, её основные проблемы.

1. Происхождение человека. (2 часа)

Осмысление вопроса о происхождении человека в
древнейших религиозных и философских учениях.
Теория креационизма. Естественно-научные теории
происхождения человека. Эволюционная теория
Ч.Дарвина.

2. Природа и сущность человека. (3 часа)

Сущность человека как проблема философии.
Основные воззрения на природу человека. Человек
как результат биологической и социокультурной
эволюции. Уникальность и универсальность
человека.

Индивид, индивидуальность, личность. Факторы
формирования личности. Макро- и микросреда
личности. Устойчивость и изменчивость личности.
Мировоззрение, менталитет.

3. Потенциал человека. (3 часа)

Потребности человека. Иерархия потребностей.
Способности человека. Фактор наследственности.
Развитие способностей. Ординарные и
неординарные способности. Талант. Гениальность.

Деятельность человека как средство реализации
способностей и удовлетворения потребностей.
Свобода и необходимость в человеческой
деятельности. Свобода и ответственность.
Значение свободы личности для самореализации
человека.

4. Ценности человеческого существования. (2 часа)

Проблема ценностей человека, их сущность,
формирование, роль в жизни человека и общества.
Соотношение индивидуальных, коллективных и
общечеловеческих ценностей. Категорический
императив И. Канта. Золотое правило
нравственности. Вечные ценности: доброта,
красота, истина. Цель и смысл человеческой жизни.

5. Человек в системе общества. (2 часа)

Потребность людей в общении и способы её
удовлетворения. Межличностные отношения.
Речевые и невербальные средства общения.
Культура речи. Общение как обмен информацией.
Особенности общения в информационном обществе.
Место и роль человека в информационном обществе.

6. Человек перед лицом глобальных проблем.
(2часа)

Взаимодействие человека и природы, изменение
характера взаимодействия в XIX-XXвв.
Ограниченность природных ресурсов. Угроза
экологического кризиса. Зависимость человека от
природных процессов. Глобальные проблемы и
возможные пути их решения. Перспективы
человечества.

7. Итоговое занятие. (2часа)

Представление и защита обучающимися
творческих проектов, презентаций, рефератов по
основным проблемам философской антропологии.

Методические рекомендации.

Занятие №1. Предмет и задачи элективного курса.

Цель занятия: охарактеризовать основные
задачи и цель элективного курса, сформировать у
старшеклассников представление об основных
проблемах философской антропологии,
показать их актуальность для человека любой
эпохи, вызвать интерес к изучению данного
элективного курса.

Форма проведения занятия — лекция. Учитель
характеризует основные задачи и цель данного
элективного курса, объясняет значение терминов «философия»
и «философская антропология».

Основные тезисы лекции.

Философия явилась на свет в результате
осознания человечеством самого себя. Желаешь
познать самого себя — думай, рассуждай,
философствуй. Это справедливо как для отдельного
человека, так и для отдельной эпохи. Греческое
слово «философия» восходит к именам Геродота,
Гераклита и Пифагора. На русский язык оно
переводится как любомудрие. Философия есть поиск
и нахождение человеком ответов на главные
вопросы своего бытия.

Одним из разделов философии является
антропология. В переводе с греческого антропология
означает учение о человеке. Но это учение может
быть не только философским, но и, например,
биологическим. Во избежание недоразумений
вводят термин философская антропология.

Задачами философской антропологии является
рассмотрение всех основополагающих вопросов
бытия человека: происхождение человека; его
сущность и основные черты; биологическое и
социальное в человеке; социальное в человеке;
внутренний потенциал человека, его способности и
потребности; ценности человеческого
существования.

Вопросы для закрепления темы:

1. Прокомментируйте мысль английского философа
Б.Рассела о том, что, если философия и не может
ответить на все те вопросы, на какие мы хотели бы
получить ответ, то она, по крайней мере, в
состоянии ставить вопросы, открывающие перед
нами новое и неизвестное в обычной повседневной
жизни.

2. В чем ценность философии для человека, для
общества?

3. Какими основными проблемами занимается
философская антропология?

4. Выскажите собственное суждение по поводу
следующего утверждения: «Проблема человека -
центральная проблема человеческой истории».

Занятие №2. Происхождение человека.

Форма проведения занятия: лекция, защита
рефератов, мини-проектов

Цель занятия:

выяснить основные религиозные
и научные теории происхождения человека.

Изучение темы разбивается на вопросы в
соответствии с положениями программы. Вопрос о
происхождении человека в древнейших философских
и религиозных учениях подается учителем в форме
лекции, по некоторым вопросам можно дать
учащимся задание подготовить небольшие
рефераты, мини-проекты.

Основные вопросы темы:

а) Философы античности о человеке.

б) Библейские сказания о происхождении мира и
человека.

в) Философия нового времени о человеке.

г) Эволюционная теория Ч.Дарвина.

д) Современные научные теории происхождения
человека.

Вопросы для закрепления изученной темы:

1. Как объясняется происхождение человека в
древнейших мифах народов мира?

2. В чем суть теории креационизма?

3. Каковы научные факты, подтверждающие теорию
Ч. Дарвина?

4. Каковы данные современной науки о
происхождении и развитии человека?

Занятие №3. Природа и сущность человека.

Форма проведения занятия: лекция с элементами
беседы, дискуссия.

Цель:

на конкретных примерах показать, что
изучение сущности человека всегда было главной
проблемой для мыслителей всех времен,
рассмотреть основные концепции человека.

Основные тезисы лекции

Философы античности, драматурги и поэты
восхищались человеком. Протагор считал, что
человек есть мера всех вещей. Аристотель
утверждал: «Человек — разумное животное».
Природа человека, его облик и тело — все
представлялось идеалом совершенства и гармонии.
Родоначальником философии человека называют
Сократа.

Ещё более глубокое осмысление человека
содержится в христианстве, которое
рассматривает человека как храм, как вместилище
богатейших чувств. Человек в христианстве
приобретает абсолютную самоценность.

Философы нового времени продолжили античную
традицию. Согласно учению Чарльза Дарвина,
человек есть венец природы. Ф. Энгельс отмечает
особую роль труда в развитии человека как
существа социального. А вот философы XX века
Шопенгауэр и Ницше путем чисто философского
умозрения сформулировали мысль том, что человек
есть либо ещё неустановившееся животное, либо -
«халтура природы». Он не только не замыкает
некую природную цепь, но попросту выпадает из её
звеньев. Таким образом, взгляд на человека, его
сущность меняется на протяжении всей
человеческой истории.

Задания для закрепления изученного материала:

Над какими проблемами рассуждали философы
античности?

Сократа считают автором изречения «Есть, чтобы
жить, а не жить, чтобы есть». Объясните, как вы
понимаете это высказывание?

3. Что нового появилось в осмыслении человека в
период Средневековья?

4. Какие факторы повлияли на становление
человека по мнению Ф. Энгельса?

5-6. Решение проблемных заданий.

Прочитайте следующие утверждения, выберите то
высказывание, с которым вы согласны и объясните,
почему:

А) «Человек — уникальнейшее и изумительнейшее
существо, самое поразительное творение природы и
истории, будущее его бесконечно и прекрасно»

Б) «Человек — ошибка природы, её злосчастное
порождение, наделенное неисчислимыми пороками,
поэтому у него нет будущего, он обречен на
вырождение и гибель».

Как вы понимаете следующие строки из
стихотворения Н. Заболоцкого:


Два мира есть у человека-
Один который нас творил,
Другой, который мы от века
Творим по мере наших сил.

7. Каковы основные (сущностные) отличительные
признаки человека?

8. Какие факторы оказывают влияние на
формирование личности?

9. Каково значение свободы для самореализации
личности?

10. Письменное задание.

Согласны ли вы:

а) с утверждением З.Фрейда:
«Большинство людей в действительности не хотят
свободы, потому что она предполагает
ответственность, а ответственность большинство
людей страшит».

Б) с утверждением Лабрюйера «Свобода не
безделье, это свобода распоряжаться временем,
это выбор работы, занятия».

Занятие №4. Потенциал человека.

Форма проведения занятия — лекция с
элементами беседы.

Цель: подвести старшеклассников к выводу о
том, что потенциал человека можно разделить на
две группы его родовых, сущностных качеств:
потребности и способности, что свой потенциал
человек реализует в деятельности и таким образом
формируется как личность и раскрывается как
индивидуальность.

Основные тезисы лекции

Из курса обществознания 9 класса учащиеся
должны вспомнить определения терминов способности
и потребности, а также назвать важнейшие
потребности человека.

Потребности — это переживаемая и
осознаваемая человеком необходимость в чем-либо,
это побудительные силы, «пусковой механизм»,
стартер в его структуре. Они побуждают человека к
деятельности, определяют его мотивацию. Наиболее
распространенной является на данный момент
классификация потребностей, разработанная
американским психологом А.Маслоу.

Потребности:

1) физиологические;

2) экзистенциальные;

3) социальные;

4) престижные;

5) духовные.

Способности - это наклонности к
определенному виду деятельности, это деятельные
силы человека которые «работают» на реализацию
потребностей. И потребности и способности
человека реализуются в его деятельности.

Дени Дидро высоко оценивал природные задатки
человека. Он однако отличал, что они отличны у
разных людей. «При помощи воспитания можно
развить и усовершенствовать природные задатки
любого человека. Поэтому общество обязано
создать такие условия, в которых бы
добродетельные задатки человека могли бы
реализоваться».

Задание для закрепления материала:

1. Какие потребности из изученных вам легче
всего удовлетворить, какие -сложнее? Почему?

2. Выберите любое высказывание из предложенных
и напишите эссе:

А) «Для человека нет ничего более интересного в
мире, чем люди» (В.Гумбольдт)

Б) «То обстоятельство, что человек может
обладать представлением о своем «Я», бесконечно
возвышает его над всеми другими существами,
живущими на земле. Благодаря этому он — личность»
(Иммануил Кант)

Занятие№5. Ценности человеческого
существования.

Цель:

подвести старшеклассников к выводу о
том, что ценности родились в истории
человечества как некие духовные опоры,
помогающие выстоять в трудные периоды испытаний,
они соотносятся не с истиной, а с представлением
о желаемом идеале, придают смысл человеческой
жизни, упорядочивают действительность.

Возможна организация семинарского занятия.

Вопросы для семинара:

1. Понятие ценностей. Аксиология- учение о
ценностях.

2. Формирование ценностей, их роль в жизни
человека.

3. Вечные ценности: добро, красота, любовь,
дружба.

Письменное задание:

Как вы понимаете
высказывание Френсиса Бэкона:

«Хромой путник может обогнать скакуна на
лошади, если знает, куда идти»

Занятие № 6. Человек в системе общества.

Цель:

подвести обучающихся к выводу о том, что
общение является для человека важнейшей
потребностью и не менее важной ценностью; только
в процессе общения с другими людьми происходит
становление человека как личности.

В процессе занятия необходимо рассмотреть
следующие вопросы:

1. Общение как важнейшая потребность и ценность
человеческого существования.

2. Культура общения.

3. Межличностные отношения.

4. Особенности общения в информационном
обществе.

Практикум:

1. Из чего в первую очередь складывается ваше
первое впечатление о человеке?

На что вы обращаете внимание в первую очередь
при знакомстве с ним?

2. Часто ли ваше первое впечатление бывает
ошибочным? Почему?

3. Что во внешнем облике человека, по вашему
мнению, наиболее полно и точно характеризует его
внутренний мир?

4. Раскройте смысл следующих пословиц:

«Встречают по одежке, а провожают по уму»

«Чтобы узнать человека, с ним нужно съесть пуд
соли»

Приведите свои примеры пословиц и поговорок о
внутреннем и внешнем мире человека.

Письменное задание: как вы понимаете
высказывание

«Без многого может обходиться человек, но
только не без людей» (К. Берне).

Занятие №7. Человек перед лицом глобальных
проблем.

Цель:



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Следующий: